Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поиск работы




Профессия, специальность, квалификация, работа

С эпохи ремесла и мануфактуры тянется к нашим дням разде­ление всех занятий и видов труда на профессии и специальности. Если ремесло дало нам мир профессий, то мануфактура, бази­рующаяся на узкой специализации, - мир специальностей.

Ремесло считается профессией, т. е. не частичным, а полным тру­дом. Принцип ремесла - знание всей технологической цепочки и вла­дение всеми операциями, необходимыми для выполнения полного трудового цикла - сохранился сегодня лишь в некоторых сферах труда. Такова деятельность бизнесмена, врача, менеджера, юриста, преподавателя и ряда других. Эти виды труда называют профессия­ми, все другие виды труда - специальностями, или занятиями.

Разделение работ на простые и сложные, появление заданий, которые надо было выполнять порознь, сделали возможным по­явление квалификации. Квалификация - уровень подготовленно­сти, степень годности к какому-либо виду труда. Квалификацион­ный разряд был введен как показатель, который устанавливался с учетом сложности и ответственности цеховой работы в соотнесе­нии с определенной системой правил. Эти правила фиксируются в тарифно-квалификационном справочнике. Появилось разделение на квалифицированный и неквалифицированный труд. С фабрич­ной системой зарождается интеллектуальное разделение труда между работниками преимущественно физического труда (раз­норабочие, квалифицированные рабочие) и работниками пре­имущественно умственного труда (служащие, руководители), а также социальное разделение - между работодателями-собственни­ками и рабочими-несобственниками.

Работа при капитализме обладает статусом оплачиваемого труда, а занятия распределяются через рынок труда, где рабочие подыскивают себе работодателей, готовых платить зарплату или жалованье в обмен на ту пользу, которую они получают от при­менения навыков, знаний и физических усилий рабочего. Разъяс­ним некоторые фундаментальные понятия, на которых строится курс обществознания.

При капитализме труд выступает товаром. Это означает, что наемный работник, обладающий определенными способностями к труду (он физически и психически здоров) и профессиональной квалификацией (подготовкой, суммой знаний и практических на­выков по конкретной специальности) предлагает свою рабочую силу предпринимателю в обмен за известное вознаграждение, ко­торое именуется заработной платой. Процесс, в котором человек применяет свои способности и квалификацию для изготовления продукции, которую можно продать за деньги и благодаря этому получить заработную плату, называют работой. Работа - это так­же затрата своей энергии с ожиданием эквивалентной компенса­ции затрат, т. е. вознаграждения.

Работа отличается от купли-продажи лишь тем, что на вещь об­менивается не вещь, а затрачиваемая энергия. У меня нет ценной вещи, но я готов вместо нее потрудиться, говорит человек, дабы получить желаемую ценность. К примеру, вы захотели хрустальную вазу, но денег или чайного сервиза, по стоимости эквивалентных вазе, у вас нет. Вы предлагаете отработать, т. е. затратить свою фи­зическую и (или) умственную энергию. К стоимости хрустальной вазы приравнивается стоимость вашего труда, причем вы заранее прикидываете, а иногда и обговариваете с владельцем вазы, коли­чество затрачиваемой энергии, оценивая свои возможности и силы. В основе обмена работы на вазу лежит оценка эквивалентных цен­ностей: сколько часов мне придется трудится, и как именно, за вазу стоимостью 50000 руб.

Обмениваемые работы и вещь оцениваются по своему качеству. Именно поэтому существует такое понятие, как качество работы. При измерении качества работы учитываются: а) качество, надеж­ность в использовании, конструктивные и эстетические ценности конечной продукции, произведенной вашим трудом, б) профессио­нализм работника, в) престиж фирмы, от имени которой вы выпол­няете работу. Последний оценивается по предшествующей деятель­ности данной фирмы (долго или нет работает данная фирма на рынке, были или нет у нее рекламации, т. е. отзывы о некачествен­ной работе, солидные или несолидные у нее клиенты и т.д.), не­формальному авторитету фирмы у массы (а не отдельных) потреби­телей, отзывам в прессе, обороту, размерам капитала и пр.

Профессионализм работника оценивается на основании двух параметров: а) формальной квалификации, б) реальной квали­фикации. Формальная квалификация представляет собой сово­купность теоретических знаний, приобретенных в школе, кол­ледже, вузе, курсах повышения квалификации и т. п., и престижа учебного заведения. Оценка работодателей, как правило, не вникающих в качество и глубину обучения ни в том, ни в другом вузе либо знающих о них понаслышке, определяется обществен­ным мнением.

Реальная квалификация представляет собой совокупность прак­тических навыков и умений, в которые воплотились за годы прак­тической работы полученные в вузе теоретические знания. Как правило, вузовские знания лишь в 15-20% полезны в будущей ра­боте. Остальное приобретается впрок и составляет трудовой по­тенциал работника (точнее сказать, его часть). Этот потенциал сработает в тот момент, когда работник потеряет работу и ему придется переквалифицироваться, скажем, из философа в социо­логи. Чаще всего полученных в учебном заведении знаний не хва­тает для полной переквалификации (т. е. смены профессии или специальности). Обычно приходится дополнительно учиться. У каждого работника есть присвоенная ему официальными органа­ми и зарегистрированная соответствующим сертификатом квали­фикация, определяемая в разрядах, рангах, степенях. Слесарь 6-го разряда, капитан 2-го ранга, кандидат технических наук - наиме­нование квалификации.

Квалификация представляет собой попытку количественно из­мерить то, что является, по существу, качественной характеристи­кой, а именно мастерство, искусность работника. Количественная мера квалификации всегда условна и приблизительна. Два канди­дата философских наук формально равны, но реально они могут различаться очень существенно: один опубликовал 40 статей и 3 монографии, а другой даже тезисы к конференции не в состоянии подготовить. Так же обстоит дело и в других занятиях. Если, к примеру, провести статистику аварийности у капитанов 1-го ран­га, то окажется, что все они, обладая одним квалификационным разрядом, проявляют совершенно разное искусство в вождении кораблей.

Квалификация определяется сложностью выполняемой рабо­ты. Те, кто имеет 1-2-й разряд, выполняют простую, малоквали­фицированную работу, требующую преимущественно физическо­го, а не умственного труда. Напротив, работающие по 5-6-му разрядам заняты сложным высококвалифицированным трудом, где умственные нагрузки преобладают над физическими.

Простой и сложный труд определяется характером задания. Задание, как уже говорилось, - это техническое обозначение кон­кретной цели работы. Оно, к примеру, может звучать так: выко­пать траншею глубиной 0,5 м и длиной 3 м за 8 ч. Задание может быть гораздо более сложным, например, адаптировать программу Exel под Windows-2000. Для выполнения этого задания потребуется программист высочайшего класса, который проявляет в работе не только те знания, которые получил в вузе, но и нечто гораздо большее, что пришло к нему с талантом, опытом, самообразова­нием.

Работа как вид человеческой деятельности обладает следую­щими параметрами:

субъект - лицо, выполняющее работу;

объект - предмет, на изменение которого направлена деятель­ность первого;

средства - инструменты, при помощи которых осуществляется изменение;

рабочее место - помещение или часть пространства, предостав­ленное для процесса изменения объекта;

рабочее время - временной отрезок, в течение которого дости­гается поставленная цель или задание;

задание - техническое название конкретной цели, ради которой осуществляется эта деятельность;

процесс труда - совокупность технологически взаимосвязанных действий по достижению поставленной цели (их называют также операциями).

Для капиталиста цена рабочей силы представляет собой вычеты из прибыли. Собственник заинтересован в том, чтобы минимизи­ровать цену труда (цену рабочей силы), поэтому он нанимает ра­ботников на то время, пока ему это выгодно. Страх перед уволь­нением и угроза безработицы - дополнительный (к высокой зар­плате) стимул хорошо трудиться. Труд вознаграждается не только и не столько пропорционально квалификации рабочего (чем вы­ше квалификация, тем выше зарплата), сколько пропорционально рыночной цене данного вида труда (чем дефицитнее специаль­ность, тем выше она ценится). Рыночная цена конкретной специ­альности и конкретной квалификации выступает базисом возна­граждения.

Рынок труда действует таким образом, что работник с более высокой квалификацией обладает более широкими возможностя­ми торговаться за более высокую зарплату, чем работник с низ­кой квалификацией. Подобные возможности называются попыт­кой контролировать рыночное предложение. Следовательно, чем выше квалификация, тем больше возможностей выторговать вы­сокую зарплату и сильнее контроль рыночного предложения.

Рассмотрев два социально-экономических полюса общества - мир капитала (бизнес) и мир труда (наемная работа), мы просле­дили самые крупные, масштабные координаты экономической системы современного общества. Однако незатронутыми у насоказались повседневные вопросы труда и экономики, которые относят к микроэкономическим координатам. Речь пойдет о том, как человек должен найти своей место в большом мире. Иными словами, мы поговорим о поиске работы.

Поиск работы - непременный спутник рыночной экономики. При социализме государство заботилось о трудоустройстве своих граждан и в плановом порядке распределяло рабочую силу по от­раслям народного хозяйства. Ни у кого не болела голова о том, где и как я смогу трудоустроиться и вообще - смогу ли я когда-либо найти себе работу.

В рыночном обществе все иначе. Ваши руки и ваши знания - по­казатели качества того товара, который вы предлагаете на рынке труда. В рыночном обществе все приобретает форму товара, в том числе и способность к труду. Поэтому молодому человеку придется самому позаботиться о себе и подыскать своему товару надлежаще­го покупателя. Таковым является работодатель, т. е. тот, кто имеет на своем предприятии или в учреждении свободные рабочие места и должности. Их называют вакансиями. Не всякий капиталист, предприниматель или бизнесмен может выступить в роли работо­дателя. У кого-то все места заняты и все вакансии заполнены. Ищи­те того, у кого они есть. Но как это сделать?

Сегодня выпускается очень много книг и справочников, кото­рые помогут вам справиться с проблемой. В них содержатся по­лезные советы и эффективная технология поиска работы. Одна из таких книг написана зарубежными экономистами специально для юношества. На некоторых рекомендациях, изложенных в ней, мы и остановимся.

Как только вы остановили свой выбор на одной из профессий, специалисты рекомендуют воспользоваться одним из возможных способов, чтобы найти работу. Вы можете, например:

- обращаться по нужным адресам;

- узнавать у родных, друзей и знакомых;

- просматривать рекламные объявления об открывающихся вакансиях;

- писать и рассылать письма с просьбой о приеме на работу.
Если вы обнаружили, что рядом находится фирма, которая вас вполне устраивает, вы можете лично обратиться с просьбой о приеме на работу. Но есть ряд вещей, которые необходимо сделать, прежде чем постучаться в нужную дверь. Это облегчит вашу задачу.

Предварительно позвоните. Если вы остановили свой выбор на крупной фирме, скорее всего, имеет смысл позвонить в отдел кадров, чтобы выяснить, как пройти собеседование и подать заявле­ние о приеме на работу.

Обдумайте время визита. Нет смысла обращаться с просьбой о приеме на работу в обеденное время или когда все служащие, ко­торые могут принять участие в вашей судьбе, так заняты, что не в состоянии даже переговорить с вами. Другими словами, поста­райтесь выбрать время, когда кто-нибудь из руководства будет свободен и сможет поговорить с вами.

Оденьтесь соответствующим образом. Не отправляйтесь в отдел кадров прямо с баскетбольной площадки или с пляжа. Работода­тели заинтересованы в том, чтобы их сотрудники имели респекта­бельный внешний вид, поскольку по нему судят о положении дел фирмы. Но это не значит, что вы должны наряжаться так, будто собираетесь на свадьбу. Оденьтесь так же, как одеваются сотруд­ники фирмы, на которой вы хотели бы работать. Можете пона­блюдать за ними, когда они идут на работу или уходят с работы.

Возьмите с собой свои документы. Прежде чем фирма примет вас на работу, вы должны предъявить паспорт, аттестат, а воз­можно, и другие документы.

Заручитесь поддержкой других. Члены вашей семьи и друзья могут послужить ценным источником информации о вакансиях, имеющихся в вашем районе. В качестве примеров полезных свя­зей, которые могут привести к устройству на работу, можно на­звать школьного друга вашей матери, который является владель­цем малого предприятия, вашего двоюродного дядю, который работает в муниципалитете, и т. д. Сюда же можно отнести ваших учителей и наставников, которые не только знают ваши способ­ности и интересы, но и могут найти им применение, поскольку имеют информацию об открывающихся вакансиях.

Просматривайте рекламные объявления об открывающихся ва­кансиях. Многие газеты публикуют объявления об открывающихся вакансиях в рекламном разделе. Для вас могло бы оказаться не­лишним, по крайней мере, раз в неделю просматривать их, чтобы узнать, нет ли сообщения о работе, которая могла бы вас заинтере­совать.

Напишите и разошлите письма с просьбой о приеме на работу. Поскольку маловероятно, что кто-нибудь захочет взять вас на ра­боту без предварительного собеседования, истинная цель письма -заручиться согласием на его проведение. Следовательно, очень важно:

а) чтобы письмо с просьбой о приеме на работу было написано
вежливо, аккуратным почерком и без ошибок;

б) чтобы в нем было четко сформулировано, какая работа вас
интересует;

в) какими качествами, важными для выполнения этой работы, вы обладаете.

Собеседование - это ваш шанс произвести наилучшее впечат­ление на потенциального работодателя и показать ему, насколько вы подготовлены для того, чтобы выполнять данную работу.

Существует несколько правил, как готовиться к собеседованию.

1. Проведите подготовительную работу. Соберите сведения, которые вам понадобятся для собеседования. Например, вы можете:

- узнать как можно больше о компании и о характере работы, на которую вы претендуете;

- подготовиться к вопросу о том, почему вы считаете, что именно вам подойдет имеющаяся работа. Вы должны назвать имена людей, которые готовы дать вам рекомендацию.

 

2. Позаботьтесь о своем внешнем виде. Будьте опрятно одеты и тщательно подстрижены. Причешитесь, почистите обувь, оставь­те жевательную резинку дома. Покажите вашему потенциальному работодателю, что у вас есть чувство собственного достоинства, которое проявляется в работе и в вашем внешнем виде.

3. Волнение - обычное дело. Работодатели знают, что люди, ко­торые обращаются к ним в поисках работы, как правило, всегда волнуются. Они постараются дать вам почувствовать себя непри­нужденно, поэтому не тревожьтесь, что будете испытывать «боязнь сцены». Она исчезнет после того, как вы обменяетесь с вашим собе­седником рукопожатием.

4. Продумайте план беседы. В ходе собеседования вам, скорее всего, зададут вопрос о ваших потенциальных возможностях. Будьте готовы рассказать о:

- местах вашей прежней работы;

- специальной подготовке (любого рода), которую вы получили;

- любой добровольной работе, которую вы выполняли ранее, если она имеет отношение к выбранной вами;

- ваших особых способностях и интересах.

5. Подготовьте характеристику на себя. Характеристика должна­
включать данные о профессиональных качествах, образовании,
опыте работы, круге ваших интересов. Цель характеристики -
убедить потенциального работодателя, что вы заслуживаете на­
значения на интересующую вас должность.

РАЗДЕЛ 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 4242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.