Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая власть и стиль руководства




Россия, как и любая формирующаяся демократия, переживает сегодня период самой активной политической жизни. Последняя не менее интересна, чем экономическая, социальная или духовная жизнь. А некоторые процессы, происходящие в политике, прямо влияют на другие стороны общественной жизни. Как известно, основу политической системы составляет власть.

Сила, власть и авторитет - три формы проявления влияния. Оно показывает, что один человек или группа в чем-то превосходят дру­гих. Это может быть превосходство в физических качествах или вооружении, тогда налицо влияние через силу. Это может быть пре­восходство в должности, социальном положении, которое закреп­лено конституцией, уставом, законом, традицией, тогда налицо влияние с помощью власти. Это может быть превосходство в обая­нии, компетентности, знаниях, нравственных качествах, популяр­ности и тогда мы должны говорить о влиянии через свой авторитет.

Власть - это влияние на основе закона или традиции, т. е. нефи­зическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках зако­на или обычая. Источниками власти выступают сила и авторитет.

Сила - применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим людям помимо их желания.

Авторитет -общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.

Власть возможна там, где взаимоотношения людей выстроены в некую иерархию, разделены на менее и более престижные (влиятельные, привилегированные, властные) должности, где суще­ствуют руководители и руководимые. Поскольку власть реализует­ся одним человеком по отношению к другим, она затрагивает соци­альные отношения и сама выступает одним из специальных видов этих отношений, которые называют властными отношениями. Их природа состоит в превосходстве одних над другими. Одни, наде­ленные властью, стоят наверху общественной пирамиды, другие, ее лишенные, внизу. Такой порядок называется иерархическим.

Итак, мы выделили три способа влияния - силу, власть, авто­ритет. Рассмотрим только один способ влияния - власть, и убе­димся, что она как наиболее развитая и самая сложная из трех способов влияния разбивается на несколько разновидностей. Власть может основываться: а) на личных качествах, б) на тради­ции и обычаях, в) на формальном законе. Во всех трех случаях власть является социально одобренной, т. е. легитимной.

Легитимация (лат. legitimus - законный) - признание или под­тверждение законности государственной власти, какого-либо со­циального института, статуса, полномочий, опирающиеся на при­нятые в данном обществе ценности. Основой легитимации могут
быть традиции и обычаи, харизма, конституционные нормы, де­мократические выборы, референдум или плебисцит.

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти автори­тета, поддержкой ею идеалов и ценностей, разделяемых большин­ством граждан, согласием власти и подданных по основопола­гающих политическим принципам, например, свобода слова, за­щита гражданских прав или социальная помощь бедствующим слоям населения.

Различают харизматическую, традиционную и легальную лигитимную власть.

 

 

Легитимная власть
Харизматическая Традиционная Легальная
Люди подчиняются лидеру (вождю, ко­ролю, президенту) в силу его исключи­тельных личных ка­честв. Такие лидеры появляются обычно в периоды великих социальных потрясе­ний. Они бросают вызов существующе­му порядку, вопло­щая либо доброе, либо злое начало (Иисус Христос, Ле­нин, Гитлер). Люди подчиняются лидеру (вождю, коро­лю, президенту) в си­лу сложившихся тра­диций и обычаев. Народ уважает его именно за то, что он поддерживает сло­живший строй. При­мером служат коро­левские и царские династии античности, средневековья и Но­вого времени. Люди подчиняются лидеру (вождю, ко­ролю, президенту) потому, что его на­делил правом при­казывать какой-либо законодатель­ный орган, напри­мер парламент. Ру­ководство страной для лидеров являет­ся не только служе­нием обществу, но и работой. Чинов­ники из госаппара­та - типичные слу­жители закона.

Рассмотрим эти типы власти подробнее.

Харизматическая власть. Управление страной или группой лю­дей на основе выдающихся личных качеств называется харизма­тическим.

Харизма (греч. charisma - милость, божественный дар) - ис­ключительная одаренность; харизматический лидер - человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом; харизма основана на исключительных качествах его личности - мудрости, героизме, «святости».

Термин «харизма», взятый из Нового Завета (где он, впрочем, употребляется в совершенно ином смысле), обозначает такой тип социального господства, который основывается не на традиции или законе, а на необычайно сильном влиянии индивидуального лидера. Прототипом харизматического лидера является религи­озный пророк, который ниспровергает установленный порядок вещей именем некой высшей власти, данной ему от Бога. Вспом­ним исторические фигуры Будды, Иисуса и Магомета. Однако харизматический лидер может существовать и в мирской жизни, особенно в политике. Здесь уместно вспомнить Цезаря или Напо­леона.

Харизма - высшая степень неформального авторитета. «Боль­шая умница», «свой парень», «борец за справедливость», «святой» (честный человек) обладают свойствами, которых нет у среднего человека. Но их недостаточно, чтобы стать харизматическим ли­дером. Нужны не просто выдающиеся качества, а исключитель­ные свойства, которые позволяют этого человека считать великим или гениальным. Такие люди не просто авторитетны, они - не­пререкаемые авторитеты для общества. А. Эйнштейн и И. Ньютон относились к их числу. Можно говорить о том, что в научной сре­де они являлись харизматическими лидерами.

Аятолла Хомейни - религиозный лидер современного Ирана - считался харизматическим правителем целой страны. Некоторые короли и средневековые императоры также относились к этому типу руководителей. В. И. Ленин тоже был харизматическим пра­вителем, поскольку подчиненные считали, что он наделен особы­ми качествами, каких нет у простых смертных.

Как следует из теории харизмы М. Вебера, необычайная стра­стность харизматического движения только в редких случаях со­хранялась дольше одного поколения. По мысли Вебера, харизма неизбежно «рутинизируется», т. е. превращается в нечто обыден­ное, нерадикальное, нечудесное. За пророками следуют папы, за революционерами - администраторы. Когда перепитии великой революции остаются позади и устанавливается новый обществен­ный порядок, тогда вдруг оказывается, что произошедшие изме­нения были не столь уж революционными, какими представля­лись поначалу. Там, где мятежный пыл начинает спадать, появ­ляются прозаические соображения выгоды и политические амби­ции. Вновь заявляют о себе старые привычки, а созданный харизматической революцией новый строй начинает походить на ancien regime, который недавно с ожесточением отвергался.

Несмотря на недолговечность харизмы, Вебер считал ее дви­жущей силой истории. Как бы сильно ни проявлялись старые шаблоны, мир уже никогда не оставался прежним. Даже если из­менения были не столь грандиозны, как того желали революцио­неры, их значение нельзя преуменьшать. Иногда лишь по проше­ствии длительного времени выяснялось, насколько глубоки они были на самом деле. Вот почему едва ли не все старания контрре­волюционеров в истории оказывались тщетными.

Харизматическая власть базируется на вере и на эмоциональ­ном, личностном отношении вождя и массы. Харизматическая власть появляется особенно часто в периоды революционных пе­ремен, когда новая власть не может опереться на авторитет тра­диции или авторитет закона. Ведь только что он сам или под его руководством народ сверг законную власть, а новых традиций еще не появилось. Поэтому приходится прибегать к возвеличива­нию вождя, авторитет которого освящает новые институты вла­сти. Это явление называют культом личности.

Культ личности (от лат. cultus - почитание) - чрезмерное воз­величивание личности правителя, вождя, базирующееся почти на религиозном поклонении. Часто культ личности получал фор­мальное выражение в сакрализации власти. Подданные воспри­нимали фараона или царя как наместника Бога на земле.

Харизматическим лидерам принято дарить подарки. В СССР были даже музеи, где выставлялись подарки, которые преподно­сили правителям за десятки лет существования советской власти. Традиционная власть достигается благодаря обычаям, привыч­ке повиноваться, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отно­шениями в патриархальной семье, основанными на беспрекослов­ном повиновении старшим и на личном, неофициальном характе­ре взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традици­онная власть отличается прочностью благодаря институту насле­дования власти монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

Подданные проявляют преданность правителям, наделенным властью в соответствии с обычаем. Верность вождю и поддержка со стороны его последователей передаются от одного поколения к другому. Примером могут служить отношения между господином и слугой. Случалось, что в родовых поместьях европейской аристократии династии господ и династии слуг шли сквозь время па­раллельно. Дети господ становились новыми господами, а дети слуг - новыми слугами у одной и той же самой семье. Традиция входила в кровь и плоть настолько глубоко, что расставание со своим господином было равнозначно смерти.

Легальная власть называется еще разумно узаконенной, по­скольку господство связано с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения. Подчиненные следуют обез­личенным нормам, принципам и правилам, поэтому они подчиня­ются лишь тем, кто наделен соответствующими полномочиями. Один руководитель может проявлять себя как выдающаяся лич­ность, быть даже харизматическим, но подчиняться будут дру­гому - серому, не выдающемуся, но поставленному сверху. Часто бывает и так, что подчиненные моментально перенастраиваются, когда начальником отдела назначают нового руководителя, хотя со старым они проработали 20 лет и он вроде бы является для них традиционным лидером. Уволенному любимому начальнику они выразят сочувствие и горячую поддержку, но против приказа никто не пойдет. Это признак того, что в данном обществе верховодит всем не традиция или харизма, а закон, приказ, постановление.

В демократическом государстве подчиняются не личности ру­ководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Легитимность здесь основана на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям. При легальном типе власти каждый служащий получает фиксиро­ванное жалованье.

В чистом виде указанные типы власти встречаются редко. Го­раздо чаще можно увидеть их комбинацию. Главы католической и православной церкви, как и стоящие ниже по иерархической лест­нице священнослужители, выступают для прихожан одновремен­но и как харизматические лидеры, и как традиционные руководи­тели, и как легальные правители. Харизматическими лидерами высшие иерархи церкви являются потому, что искренне верят в особенность своих качеств, в способность прямо и непосредст­венно общаться с Богом. Поскольку церковь - древнейший и тра­диционный институт, то подчинение низших священнослужителей высшим давно вошло в обычай и традицию. Наконец, легальным такой тип власти делает то обстоятельство, что они управляют при помощи точно таких же указов, постановлений и директив, что и светские чиновники.

Церковь, пожалуй, исключительный институт общества, где три типа власти представлены почти в полном объеме. Чаще бы­вает так, что легальное правление выступает основой управленче­ской иерархии, а традиционность и харизматичность добавляются в различных пропорциях. Аятолла Хомейни, находясь в изгнании, оставался харизматическим лидером мусульман Ирана. Когда он вернулся и возглавил государство, то приобрел еще и атрибуты легального правителя. Традиционным руководителем мусульман делал его статус аятоллы. Аятолла («знамение аллаха») является представителем высшей категории мусульманских богословов-законоведов у шиитов.

В молодых демократиях легитимность власти может основы­ваться не столько на уважении к выборным институтам, сколько

на авторитете конкретной персоны руководителя государства. Политическая система современных государств включает элементы всех трех типов власти. В политической системе США доми­нирует легальная бюрократия, но в ней присутствуют и другие элементы. Например, Верховный суд обращается к Конституции для урегулирования судебных споров. Это явно традиционный аспект американской политической системы, где можно выявить и харизматические элементы. Американцы с любовью относятся к основателям своего государства. Такие президенты, как Франк­лин Рузвельт и Джон Кеннеди, были харизматическими лидерами, считают они.

Помимо типов власти выделяются стили руководства, или управления.

Власть и руководство - очень похожие и одновременно очень разные явления. Власть - ключевая точка в иерархии, где прини­мают самые важные вопросы, касающиеся фирмы, предприятия или государства в целом. Она, как правило, наверху пирамиды. Руководство - это процедура осуществления власти, техника ее реализации, если можно так выразиться. Менеджер или король наделены властью для того, чтобы эффективно руководить под­чиненными, решать конфликты, защищать от врагов, снабжать сырьем и думать о сбыте продукции, экономить на расходах и по­вышать доходы и т. п. Поэтому руководитель организует, плани­рует, контролирует, прогнозирует события. Он - дирижер оркест­ра. И это главное. А вот власть для руководителя - средство эф­фективного управления.

На уровне государства стиль управления, т. е. индивидуальная манера руководить, перерастает в систему управления, в распо­ряжении которой суды, армия, полиция, аппарат чиновников, средства массовой информации. Такую систему называют авто­ритарной.

Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть) - система управления, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и

абсолютистские формы правления древности, средневековья и Но­вого времени, военно-полицейские и фашистские режимы, раз­личные варианты тоталитаризма.

Демократический стиль характерен для парламентской формы правления как наиболее прогрессивной.

Попустительский стиль фактически означает устранение от руководства, передачу власти целиком и полностью подчиненным. Примеров такого самоустранения много. Один из них - правление Людовика XV во Франции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.