Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Партийная система общества




В любом государстве политику определяют партии, за кото­рыми стоит большинство населения и которые выражают - через своих функционеров - интересы тех или иных групп, слоев, клас­сов. Они борются за голоса избирателей и в большинстве случаев мирным путем приходят к власти.

Политической партией называют организованную группу лю­дей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство. Это политическая организация, выражающая интересы социальных групп и объединяющая их наиболее активных представителей.

Понятие «политическая партия» возникло в XIX в. вместе с формированием представительных институтов и распространени­ем избирательного права. Под партией имелась в виду организа­ция, преследующая цель завоевания постов в государственных органах в конкурентной борьбе за голоса избирателей. В после­дующем партия стала называться политической организацией. К политическим относились организации, которые не были вовле­чены в конкурентную избирательную борьбу, мелкие партии, не обладающие реальными возможностями добиваться властных. должностей и апелляции к электорату, революционные организа­ции, стремящиеся к ликвидации самого принципа избирательно­сти, а также правящие группы в тоталитарных государствах. Хотя в XIX в. дискуссии о правомерности, значении и функциях партий не прекращались, к концу столетия они стали важнейшими со­ставляющими современных политических систем. К примеру, если в 1861 г. в Великобритании в парламентских выборах партии во­обще не участвовали, то в 1951 г. во властные структуры не был избран ни один независимый от партии претендент.

Партии, соединяя гражданское общество с государством, спо­собствуют преодолению или смягчению конфликтов, имманентно присущих их отношениям. Именно благодаря партиям обеспечи­вается функционирование законодательных собраний и исполни­тельной власти. Можно утверждать, что сильные партии не ос­лабляют, а, наоборот, усиливают государство, укрепляя каналы обратной связи последнего с обществом, его контроль над поли­тическим процессом. Соответственно слабость партии неизбежно оборачивается слабостью государства.

Руководство партии избирается на партийных собраниях или съездах. Все члены партии делают денежные взносы, на которые содержится партийный аппарат, проводятся партийные меро­приятия, выпускается партийная литература и т. д. Круг избира­телей, голосующих за какую-либо политическую партию на пар­ламентских, президентских или муниципальных выборах, называ­ется электоратом. Партии борются вначале за создание своего электората, затем за его расширение и удержание. Каждый элек­торат имеет свою специфику. К примеру, электорат РКПР - пре­имущественно пенсионеры и рабочий класс, электорат НДР и «Яблока» - молодежь и люди среднего возраста, бизнесмены, ме­неджеры, преподаватели, студенты. Политические партии конку­рируют между собой за электораты.

Партии действуют как посредники между индивидом и прави­тельством, являясь в то же время механизмами продвижения сво­их лидеров к власти. Политическая партия выполняет следующие функции:

политическую - овладение государственной властью;

представительскую - выражение интересов определенных групп и слоев населения;

рекруторскую - подготовка и выдвижение кадров для различ­ных политических институтов;

электоральную - организация и участие в избирательных кам­паниях;

социализации - воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан.

Одной из функций партий является отбор и выдвижение поли­тически грамотных лидеров для парламента и правительства. Вслед за профессиональными политиками от партии во власть приходит окружающий их аппарат: партийные эксперты, анали­тики, специалисты.

Выделяют следующие признаки политической партии:

1) политическая программа, где сформулированы цели и страте­гия партии;

2) партийный устав, содержащий важнейшие нормы внутри­партийной жизни;

3) руководящие органы (центральный комитет) и аппарат пар­тийных функционеров, чаще всего освобожденных;

4) разветвленная сеть первичных местных организаций, состоя­щая из добровольных активистов;

5) активное участие в борьбе за высшую власть в государстве;

6) фиксированное в списке число членов партии и нефиксиро­ванное число сочувствующих людей.

Политическая программа - совокупность положений, описы­вающих будущее устройство общества, выражающих критику стоящего у власти правительства, средства и механизмы решения злободневных социальных и экономических проблем, с которыми столкнулся народ. Ядром политической программы выступает политическая философия - стройная система взглядов на правиль­ное устройство общества, восходящая своими корнями к той или иной мировой политической системе - коммунизму, социализму, либерализму, консерватизму, фашизму. Именно политическая философия является своеобразным мозговым центром, а сама программа, наполненная более конкретными суждениями, выпол­няет функцию ее практического приложения.

Конечно, существуют индивиды, формирующие свое мнение о партиях и кандидатах на основе тщательного анализа их программных заявлений. Как правило, это хорошо образованные люди, обладающие высоким социальным статусом. Но подобный тип гражданина встречается в реальной жизни довольно редко, гораздо реже, чем рядовой избиратель, который, как правило, не склонен утруждать себя сверх необходимости.

Выделяются четыре типа политической философии: комму­низм, либерализм, консерватизм и фашизм.

Коммунизм (от лат: communis - общий) - название различных концепций, в основе которых лежит отрицание частной собствен­ности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и т.д.). В марксистской концепции исторического процесса общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) - низшую, называемую социа­лизмом, и высшую, называемую полным коммунизмом. Социа­лизм представлен множеством учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной спра­ведливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. Термин «социализм» появился во второй половине XIX в., хотя представления о строе социальной справедливости восходят к древним идеям о «золотом веке». Со­временный социализм как политическая философия построен на идеях утопического социализма, высшей формой которого служит теория научного социализма, разработанная К. Марксом и Ф. Эн­гельсом, которые рассматривали социализм как низшую фазу (ступень) коммунизма, приходящего на смену капитализму в ре­зультате пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата.

Утопический социализм - это учение об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, спра­ведливом распределении. После Октябрьской революции 1917 г., провозгласившей своей целью воплощение на практике идей на­учного социализма, социализм развивался в двух руслах, на кото­рые раскололось международное социалистическое движение, -коммунистическом и социал-демократическом. В социал-демо­кратическом течении утвердилась ориентация на реформирование капитализма. Претерпев значительную эволюцию, отказавшись от марксизма как единственной идейной основы, социал-демократия выработала современную концепцию демократиче­ского социализма, по которой социализм может быть осуществ­лен в длительном процессе реформирования капитализма, утвер­ждения политической, экономической и социальной демократии и ценностей свободы, справедливости, солидарности и равенства. Политика социал-демократии оказала влияние на демократиза­цию отношений власти и собственности, на рост уровня и качества жизни наемных работников и в совокупности с другими факто­рами привела к значительной трансформации капиталистическо­го общества.

В коммунистическом движении получили распространение представления о социализме, связанные с утверждением в конце 20-х - начале 30-х годов тоталитарного строя в СССР, а после второй мировой войны и в других странах (мировая социалисти­ческая система). Характерные черты такого строя, который был объявлен социалистическим (реальный социализм, зрелый, разви­той социализм), - монополия государственной собственности, ди­рективное централизованное планирование, диктатура верхнего слоя партийно-государственного аппарата, опиравшегося на ап­парат насилия и массовые репрессии, насаждавшего произвол, беззаконие, нетерпимость к инакомыслию. Господство тотали­тарной системы привело к экономическому, политическому и ду­ховному кризису, значительному отставанию от развитых стран мира, изоляции от мировой культуры. Преобразования, начав­шиеся в конце 80-х - начале 90-х годов в СССР, России и других странах, направлены на переход к рыночной экономике и демо­кратии.

Либерализм - идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в XVII-XVIII вв. и провозгла­сившее принцип гражданских, политических, экономических сво­бод. Истоки либерализма - в концепциях Дж. Локка, физиокра­тов, А. Смита, Ш. Монтескье и др., направленных против абсолю­тизма и феодальной регламентации. Идеи либерализма получили первое воплощение в Конституции США (1787) и Декларации прав человека и гражданина (1789) во Франции. В XIX - начале XX в. сформировались основные положения либерализма: граж­данское общество, права и свободы личности, правовое государ­ство, демократические политические институты, свобода частного предпринимательства и торговли. Современный либерализм (неолиберализм) исходит из того, что механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования социальных и эко­номических процессов; вместе с тем постоянное вмешательство государства необходимо для поддержания нормальных условий функционирования рынка, конкуренции. В конце XX в. происхо­дит сближение идей либерализма, консерватизма и социал-демо­кратии.

Консерватизм (франц. conservatism от лат. conservo - охраняю, сохраняю) - совокупность идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Для него характерны приверженность устоявшимся социальным системам и нормам, непри­ятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюцион­ного, органичного развития. Консерватизм выступает против вмешательства государства в экономику и частную жизнь граж­дан, устранения социального неравенства, оказания государством помощи бедным. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в требованиях реставрации старых порядков, восста­новления утраченных позиций, в идеализации прошлого. Впервые термин «консерватизм» употреблен Ф. Шатобрианом; обозначал, концепции, выражающие идеологию аристократии периода Французской революции конца XVIII в.

Фашизм (итал. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение) построен на идеях расового превосходства коренной националь­ности, «лучшая» часть которой (элита) должна управлять полити­ческой и социальной жизнью общества. Это идеология, основан­ная на убеждении в том, что общество спасет жесткий порядок, дисциплина, вера в единоличного лидера. Фашизм противопос­тавляет демократии тоталитарный режим. Он опирается на мас­совую тоталитарную политическую партию и непререкаемый ав­торитет вождя, фюрера. Массовый террор используется по отно­шению к «врагам нации» - идейным противникам, а с помощью идеологии шовинизма оправдывают преследование представите­лей «низших» рас и «неполноценных» народов. Движения фаши­стского типа широко используют демагогию, популизм, лозунги социализма, имперской державности, апологетику войны. Фа­шизм находит опору преимущественно в социально обездоленных группах в условиях общенациональных кризисов и катаклизмов модернизации. По способам политической мобилизации общест­ва, приемам террористического господства и пропаганды к фа­шизму близки тоталитарные режимы сталинизма, маоизма, «красных кхмеров» и др.

Наблюдается хронологическая последовательность в возник­новении партий в зависимости от идейной ориентации. Либера­лизм и либеральные партии возникли в борьбе против феодаль­ных режимов. В Европе в середине XIX в. либералы первыми соз­дали организации с собственной идеологией и фракциями в пар­ламенте. Первыми из них были Прогрессивная партия в Герма­нии, Бельгийская либеральная партия и др. Французская револю­ция, которая стала переломным этапом в переходе от феодализма к капитализму, дала сильнейший толчок образованию на Евро­пейском континенте разнородных консервативных группировок, которые во второй половине XIX- начале XX в. сформировались в консервативные партии. Они, по сути дела, возникли в качестве реакции и противовеса либеральным партиям. Рабочие партии возникли в борьбе с капиталистической системой, аграрные пар­тии - как реакция против индустриального развития, коммуни­стические - против социал-демократии, а фашистские - против демократии во всех ее формах.

В конце XIX - начале XX в. партии стали фактором политиче­ской жизни России. Особенно сильный толчок к их формирова­нию и консолидации дала буржуазная революция 1905 г. Либе­ральные организации и партии формировались на основе сил, группировавшихся вокруг Вольного экономического общества, Юридического общества при Московском университете, Союза взаимопомощи русских писателей, комитетов грамотности в Мо­скве, земских организаций и т. д. К концу 1905 г. оформились Со­юз 17 октября (октябристы), конституционно-демократическая партия (кадеты), Партия мирного обновления, Торгово-промыш­ленная партия, Партия правового порядка и т. д.

Партии различаются не только своей политической програм­мой, идеологией, местом и ролью в обществе, численностью сто­ронников, но и внутренней организацией. Одни партии не имеют жесткой дисциплины и иерархии, напоминая клуб для любителей игры в гольф. Другие отличаются жесткой дисциплиной, иерархи­ей, централизованной структурой, походя на бюрократическое управление металлургической корпорации. За крупное нарушение партийного устава члена партии могут исключить, лишив всех привилегий, за мелкое нарушение, например неуплату взносов, вынести строгий выговор. Партийные обязанности выполняют здесь так же, как ходят на работу - точно в срок, качественно, дисциплинированно.

Но какой бы жесткой или мягкой ни была политическая пар­тия, как только она становится крупной, моментально разраста­ется в огромную пирамиду с массой региональных представи­тельств, ячеек, первичных бюро, секций, отделов и подотделов.

Нижний уровень партийной организации составляют рядовые граждане, которые образуют блок избирателей. Они идентифици­руют себя с данной партией и систематически голосуют за нее на выборах. Рядовые избиратели организуют низшие первичные ячейки - избирательные округа. В США, например, демократиче­ская партия имеет 2,5 тыс., а республиканская - 2 тыс. окружных организаций. В конечном счете именно граждане составляют мас­совую базу, которая обеспечивает кандидатов партии поддержкой у избирательных урн. Второй уровень занимают официальные партийные организации, т. е. местные органы управления партией и состоящие в них партийные функционеры. Главная задача функционеров состоит в мобилизации на местном уровне избира­телей для поддержки кандидатов своей партии. Избирательные ячейки объединяются в организации на районном, областном, земельном, штатном и т.д. (в зависимости от страны) уровне, а совокупность партийных организаций этих последних - в обще­национальную партию. Таким образом, первичной ячейкой пар­тийной организации выступает избирательный округ, где миссио­неры из разных партий ведут неустанную агитацию, участвуют в организации выборов, а затем, в случае победы на местном уров­не, входят в органы краевой администрации.

Почти все современные политические партии имеют партий­ный аппарат, представляющий собой особую группу людей, про­фессионально занимающихся организационными вопросами по­литической деятельности партии на всех уровнях. Так, например, в США как демократическая, так и республиканская партии воз­главляются национальными комитетами, сформировавшимися еще в середине XIX в. Они занимаются административными во­просами, организуют предвыборные кампании кандидатов пар­тий, устанавливают сроки, место и порядок проведения партий­ных съездов, обеспечивают соблюдение правил избрания делега­тов на съезды и т. д.

Третий уровень - система общенационального управления пар­тией, состоящей из должностных лиц в государственном аппара­те: президенты, губернаторы, члены парламента, законодатель­ных собраний областей, штатов, земель, местных органов и т.д. Сюда входят официальное партийное руководство, известные стране партийные деятели - наиболее влиятельные политические фигуры, множество партийных руководителей на общенацио­нальном и местном уровнях, партийная бюрократия. На третьем уровне образуются региональные службы, а выше их стоят обще­государственные. Как и в промышленной корпорации, команда поступает сверху вниз, контролируется выполнение на местах, а жалобы и петиции поступают снизу вверх. Огромная партийная машина не выпускает никакой продукции, если не считать про­кламаций, брошюр, плакатов и т.д., она не оказывает потреби­тельских услуг. Она мобилизуется один раз в 4 или 5 лет, готовясь к очередным выборам. Тогда в этой машине все крутится, бегает, агитирует, выступает, подписывает, собирает, анализирует и при­зывает.

В США члены политической партии, работающие в какой-либо ее организации, не превышают 8% от общего числа проголосовавших за нее на выборах. Видимо, и для других стран можно получить близкие величины. Таким образом, партийное ядро, очень небольшое по размерам, достигает огромного эффекта, за­ражая массы людей своей активностью и целеустремленностью. Партии, одержавшие победу на выборах или сумевшие провести в законодательные органы своих представителей, получают воз­можность участвовать в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров, а через них - влиять на принятие принципиальных решений. Послевыборная стадия ха­рактеризуется заключением межпартийных соглашений, образо­ванием партийных коалиций, союзов и блоков победивших пар­тий.

Отличительная черта коалиционных правительств и партий­ных коалиций в европейских странах - отсутствие жестких линий, разграничивающих программы и электорат входящих сюда пар­тий. Предвыборные платформы этих партий, как правило, не со­держат оригинальных положений, радикальных лозунгов и ха­рактеризуются приверженностью компромиссам и решению очень конкретных, повседневных проблем, стоящих перед обществом. В индустриально развитых странах, как правило, выборы выигры­вают не экстремисты правого или левого толка, а центристские партии с умеренной программой. Фракционность является одной из важнейших характеристик современного политического про­цесса. Поскольку в общенациональные партии входят разнооб­разные социальные и региональные группы, преследующие зачас­тую весьма противоречивые интересы, важнейшие политические решения как на местном, так и на общенациональном уровне дос­тигаются путем разного рода компромиссов, соглашений и сде­лок.

Совокупность всех существующих и действующих в стране партий называется партийной системой. Они могут быть: а) одно­партийными, б) двухпартийными и в) многопартийными. В Китае и на Кубе - однопартийная система, в США, Англии и Канаде -двухпартийная система, большинство же европейских держав, в частности Германия, Италия, Бельгия, имеют многопартийную систему. При авторитарных режимах у власти находится одна партия, остальные либо запрещены, либо занимают полулегаль­ное положение. В Конституции Российской Федерации признают­ся политическое многообразие и многопартийность (статья 13). Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но у многих партий отсутствует реальная социальная база, нет раз­ветвленной сети первичных организаций, крайне невелика чис­ленность. В 1991 г. с отменой статьи 6 Конституции СССР пере­стала существовать однопартийная система в самой большой по территории стране мира.

При однопартийной системе граждане склонны отождествлять политическую систему с политикой конкретных руководителей. В такой ситуации любые нападки на политического деятеля или господствующую партию рассматриваются как нападки на по­литическую систему в целом, а дискуссии о политическом курсе часто затрагивают фундаментальные вопросы выживания обще­ства.

При многопартийной системе нападки на политических деяте­лей не только допускаются, но и поощряются. Дискуссии о поли­тическом курсе различных партий ведутся открыто и публично - в средствах массовой информации. Они вовлекают в участие широ­кие слои избирателей, формируя высокоразвитую политическую культуру. Нападки друг на друга не перерастают в вопросы о вы­живании общества или политической системы. Даже у противо­положных партий постепенно вырабатывается много общего, по­этому при переходе государственной власти от одной партии к другой, например от демократов к республиканцам в США или от консерваторов к лейбористам в Англии, резких изменений поли­тического курса и экономической политики не происходит. Тако­ва отличительная черта стабильных и экономически крепких го­сударств.

В переходных обществах типа современной России переход власти от одной партии к другой чреват серьезными изменения­ми. Об этом свидетельствует тот факт, что даже смена одного правительства другим (скажем, правительства Е. Гайдара прави­тельством В. С. Черномырдина) вызвала серьезные изменения внутренней и внешней политики.

Одна из важнейших функций партийной системы заключается в узаконивании незаконных интересов и устремлений. Поскольку общество всегда раскалывается на множество групповых интере­сов, большинство из которых несовместимы между собой, то по­пытка господствующей партии объявить незаконными все другие резко снижает стабильность общества. Политические партии, стоящие в оппозиции, имеют право придерживаться иных взгля­дов и философии, но они должны считаться законными. Достиже­ние в обществе политического согласия предполагает, что созда­ются некие общепризнанные правила игры, обязательные для всех сторон, вовлеченных в политический процесс. Партии, находя­щиеся в оппозиции, отвергают заговор, государственный перево­рот, бунт, восстание, революцию и т. д. В качестве единственного средства завоевания политической власти признается открытое обращение к избирателям с просьбой поддержать данную партию на выборах.

Одновременно на действующее правительство, выражающее часто интересы только одной партии, налагаются жесткие огра­ничения: оно не может прибегать к незаконным средствам в борь­бе или диалоге с политической оппозицией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.