Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности детской социализации




Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закладыва­ется фундамент социализации, и в то же время это самый незащи­щенный ее этап. Дети, изолированные от общества, погибают в социальном плане, хотя многие взрослые сознательно ищут оди­ночества и изоляции. Даже попадая в изоляцию помимо своей во­ли и на длительный срок, взрослые духовно и социально не поги­бают.

Социализация есть подготовка детей к жизни в мире взрослых. А чем различаются эти два мира? Столь ли существенны между ними различия? И так ли уж необходима специальная подготовка для перехода из одного в другой?

Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом, физической силой, умственными способностями и умением их с выгодой применять, отношением к опасностям и риску, соотно­шением рассудочных и эмоциональных компонентов, объемом приобретенных знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответст­венность. При желании список можно продолжить.

Главным в этом перечне является выполнение социальных ро­лей. Дети - единственная категория населения, не имеющая соци­альных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребенок», «мужской/женский пол», «сын-дочь», «племянник» и т.п., которые они еще не осмысливают в полной мере. Дети не являются производителями материальных благ и не относятся к категории экономически самостоятельного населения. Поэтому у них не может быть профессиональных, экономических или поли­тических статусов и ролей. Им не знакомо то, что составляет суть статусов - права и обязанности. Они не знают обязанностей ин­женера, почтальона, парламентария или прихожанина. Они не знают, что такое ответственность. Дети не знают, что такое соци­альные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.

Дети только играют роли, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальных ролей. Для ребенка характерно игро­вое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки - в дочки-матери.

В детстве ребенок проходит трудный путь познания мира, формирования личности, постоянно сталкиваясь с внешними пре­пятствиями, с ограничениями своей активности со стороны взрос­лых, с собственной беспомощностью, с неумением выразить свои чувства и стремления. По данным западных психологов, даже в процветающих США большинство детей чувствуют себя психоло­гически неблагополучными.

Детство включает три стадии.

Первое детство начинается с появления ребенка на свет и про­должается до 3 лет. Это период развития функциональной незави­симости и речи.

Второе детство охватывает период с 3 до 6 лет и характеризу­ется развитием личности ребенка и познавательных процессов.

Третье детство продолжается с 6 до 12 лет, т. е. соответствует школьному возрасту и включению ребенка в социальную группу.

Начало полового созревания знаменует собой окончание дет­ства и вступление ребенка в отрочество.

Первое детство. Социализация начинается с первых же часов жизни человека. Известно, что со второй недели жизни новорож­денный не только начинает обнаруживать большой интерес к челове­ческому лицу, но и способен отличить лицо своей матери от лица чу­жого. Между 8-м и 12-м месяцем жизни проявляться привязанность ребенка к родителям, прежде всего к матери. Когда его передают от матери незнакомому лицу, ребенок устраивает страшный крик.

Психологи выяснили, что в первое время ребенка должны ок­ружать только знакомые лица - у него формируется представле­ние о постоянстве окружающего мира и самого себя. Это пред­ставление, вначале связанное у ребенка с матерью, распространя­ется затем и на другие объекты, в особенности на другие «со­циальные объекты». Из них складывается сложное ощущение на­дежной социальной привязанности, которое значительно облег­чается в присутствии матери. По всей видимости, освоение боль­шого мира, окружающего ребенка, происходит только в одном направлении - от знакомого к незнакомому. Имея за собой на­дежный тыл в виде родителей, ребенок смелее налаживает соци­альные контакты с другими детьми.

Конечно, представление о постоянстве не заканчивается в пер­вый год жизни. По крайней мере до окончания подросткового периода человеку очень важно чувствовать, что рядом - его отчий дом, оба родителя, друзья и знакомые. Постоянные переезды, со­циализация в неполной семье, смерть или развод родителей, пре­дательство друга и т. п. разрушают чувство постоянства. У чело­века оказывается неудовлетворенной одна из базовых потребно­стей - потребность в безопасности. Несомненно, это радикальным образом скажется на успешности всего процесса социализации.

К социализации в раннем детстве можно отнести то, как и когда происходит отлучение ребенка от груди - рано или позд­но, постепенно или сразу. В некоторых культурах детей до позд­него возраста кормят грудью, удлиняя период телесного контакта.

В других культурах его отлучают рано, либо передают кормили­це, либо кормят искусственным молоком. Контроль за естествен­ными отправлениями, в том числе плачем, защита от воздействий окружающей среды (холода, сырости) составляют основу физиче­ского ухода за ребенком. Напротив, церемонии инициации, наре­чение имени, крещение, обучение языку, речевому этикету, телес­ные наказания, словесные инструктаж, проповеди, поучение и вы­говоры, предостережения, система вознаграждения (одобрение или осуждение соответствующего поведения) относятся к социокуль­турным процедурам социализации.

Второе и третье детство. В 3-летнем возрасте начинается период противопоставления. Это время развития «Я». Ребенок учится от­личать себя от других и одновременно приобретает все большую способность различать предметы по форме, цвету или размерам.

В 4 года ребенок знает свое имя, фамилию, возраст и жилище. Это период нарциссизма, когда он стремится выставить себя в вы­годном свете. Ребенок наблюдает за собой и следит за своими действиями, упорствуя в выполнении поставленной перед собой задачи. В то же время восприятие им предметов становится все более абстрактным, что позволяет ему различать линии, направ­ления, положения, графические обозначения.

В 5 лет внимание, которое ребенок проявляет к себе самому и к окружающему миру, подводит его к периоду подражания, во время которого ребенок учится играть роль и придумывает себе героя.

С 6 лет начинается учебная стадия, которая продолжается до 12-14лет. Мышление ребенка становится более объективным, что способствует углублению его знаний о вещах, их свойствах и при­менении. Он знакомится с сочетаниями и категориями не только предметов, но и различных форм активности (в школе, дома, во время игр и т. д.).

Культурные различия в воспитании детей. Продолжительность, функции и способы воспитания различны у разных народов, раз­ных классов и в разные исторические эпохи. Так, воспитание в высшем и среднем классе было более продолжительно, чем в рабо­чем классе. У обеспеченных слоев детство считалось периодом от­носительной беззаботности и неучастия в тяжелом труде. У каждо­го народа, эпохи и класса были свои методы ухода за детьми. В странах с холодным климатом младенцев предпочитают днем и но­чью держать в люльке спеленутыми, а с теплым - носить в платке или на перевязи за спиной. Одевают их легко или вовсе не одевают.

Когда этнографы и социологи сравнивают национальные сти­ли воспитания детей по степени их строгости, соотношению нака­заний и поощрений, то выделяются два противоположных - япон­ский и английский.

В Японии учитель чаще обращается к поощрениям, нежели к наказаниям. Воспитывать означает не ругать за то, что уже сдела­но плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при явном нарушении правил приличия воспитатель избега­ет прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизитель­ное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат усилия. Японцы считают, что чрезмерное давление, направленное на дос­тижение сиюминутного послушания, в будущем может дать об­ратный результат.

С европейской точки зрения детей в Японии очень балуют. Им ничего не запрещают, лишая тем самым поводов заплакать. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются в школь­ные годы, но вводятся они постепенно. Ребенок начинает подав­лять в себе порывы, которые в раннем детстве никто не ограничи­вал. Он учится вести себя подобающе, уважать старших, чтить долг и развивать преданность семье. По мере взросления жест­кость регламентации поведения сильно возрастает.

В Англии придерживаются иных методов. Англичане счита­ют, что неумеренное проявление родительской любви и нежно­сти наносит вред детскому характеру. В английской традиции относиться к детям сдержанно, даже прохладно. Дисциплини­рующее воздействие на детей оказывается с самого раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младше­го или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое, да­же жестокое наказание. Наказывать детей в Британии - это не только право, но и обязанность родителей. Баловать детей -значит портить их.

С детства англичане приучаются к самостоятельности и к от­ветственности за свои поступки. Они рождаются как бы готовыми взрослыми и для перехода в мир взрослых их не надо специально готовить. Сознательно отчуждаясь от детей, родители готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16-17 лет, получив права и аттестат, дети уезжают и живут независимо от родителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 6235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.