Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зрелый возраст




Юность

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами. В этом возрасте происхо­дят важные физиологические изменения (одно из них - наступле­ние половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появляются влечение к противополож­ному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, склон­ность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоя­тельности.

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инноватике и творче­ству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, порождают особое явление, которое называют молодежной субкультурой. По­следующая ассоциируется с тремя главными негативными черта­ми, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «перелом­ным периодом». Его содержание заключается в изменении пове­денческих характеристик: от почти полного послушания, свойст­венного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослу­шанию - скрытому неповиновению родителям. Если раньше, бу­дучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично -со взглядами сверстников.

В этот период заканчивается формирование фундамента лич­ности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, свя­занных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т. е. всего того, что составляет социальную среду и со­циальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятель­ность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинэйджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя глав­ными обстоятельствами:

- несовпадением между высоким уровнем притязаний (стрем­ление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан их возрастом;

- несовпадением старого стиля родительства, ориентированно­го на то, что для матери сын или дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей тинэйджеров, заданных их психофизиологическим повзрослением;

- противоречием между усилившейся ориентацией на само­стоятельность и зависимостью от мнения и поведения сверстни­ков.

Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйджеров. Со­циальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовмести­мы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и право­вую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые - собственники, распорядители, опекуны, производители, законо­датели, потребители, защитники и т.д. А тинэйджеры экономиче­ски несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правоотношений. Их ролевой диапа­зон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распо­рядителями, производителями, законодателями. Они - лишь по­требители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жиз­ненно важные решения, в психологическом плане тинэйджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заклю­чается исходное противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэй­джеров - меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, тинэйджеры сталкиваются с такими глобальными мировоззренческими и нрав­ственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их по­следствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие тинэй­джеры бросают школу, в результате чего нарушается естествен­ный процесс социализации. Недополучение знаний сразу же ска­зывается на экономическом положении, подростки и юноши ока­зываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрос­лых.

Социологи полагают, что сексуальная распущенность, зло­употребление алкоголем и лихачество не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуж­дает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успе­ха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Тинэйдже­ры ищут признания своей психологической взрослости за рамка­ми школы и семьи - институтов, где их продолжают считать детьми.

В зрелом возрасте преодолевается ролевой конфликт (ролевое бесправие). Психофизиологическое повзросление совпадает с социальным и экономическим взрослением, притязания, амби­ции и надежды юности получают удовлетворение пропорцио­нально затраченным усилиям и приобретенным знаниям. Зрелый возраст характеризует расцвет человеческой личности.

Зрелость разделяют на три стадии.

Ранняя зрелость - период с 20 до 40 лет. Соответствует вступ­лению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональ­ную деятельность.

Зрелый возраст - с 40 до 60 лет. Характеризуется стабильно­стью и продуктивностью, особенно в профессиональном и соци­альном отношении.

Завершающий период зрелости начинается с 60-65 лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни. О возрасте до 75 лет говорят как о первой старости, после 75 воз­раст считается преклонным.

Как таковой зрелый возраст не является самостоятельным эта­пом социализации. Это собирательное понятие, охватывающее несколько циклов человеческой жизни, разделенных важнейшими событиями: овладение профессией, прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, женитьба или замужест­во, создание семьи, рождение детей.

Наступление зрелого возраста, т.е. взрослой жизни, может затянуться вследствие продолжения обучения (в вузе и аспиран­туре) до 21-23 лет или ускориться по причине раннего начала трудовой деятельности. Если нижняя граница зрелого возраста точно не определена и зависит от конкретных обстоятельств, то его верхняя граница обозначена выходом на пенсию - мужчин в 60, а женщин в 55 лет.

Социологическим критерием разграничения двух периодов -молодежного и зрелого - служит экономическая, социальная и политическая самостоятельность. Что считать проявлением та­кой самостоятельности? В прежние времена 20-летние юноши командовали армиями, а сегодня они сидят в студенческих ауди­ториях и не всегда в состоянии прокормить семью. В экстре­мальные периоды истории - войны и революции - молодежь бы­стрее достигает общественного признания, ее социальный статус растет благодаря повышению военной значимости молодежи как источника рекрутов. Напротив, в спокойные периоды исто­рии этап несамостоятельности затягивается. Для таких периодов социологи разработали набор критериев, которым должен соответствовать молодой человек, претендующий на статус взрос­лого:

- самому обеспечивать себя средствами существования;

- распоряжаться деньгами независимо от других;

- быть самостоятельным в выборе образа жизни;

- жить независимо от родителей.

Наряду с вышеуказанными социологи употребляют и некото­рые другие признаки, в частности: а) способность отвечать пе­ред законом; б) допуск к голосованию на выборах; в) вступление в брак. С точки зрения социализации лишь вступление в брак служит значимым критерием взрослости. Семья - единственный агент социализации, оказывающий воздействие на протяжении всей жизни. Однако роль и статус каждого ее члена на разных этапах семейного цикла меняется. Ребенок - объект социализа­ции и одна из целей жизни родителей, взрослый человек - субъект (по отношению к детям) и объект (по отношению к другому супругу) социализации одновременно. Он перестает служить це­лью жизни, становясь средством. Старики и пожилые члены се­мьи могут быть только субъектами, но зачастую они исключа­ются взрослыми детьми из активного процесса социализации и воспитания внуков. Муж и жена выступают агентами социали­зации друг для друга.

Дело в том, что семейная социализация для взрослых людей протекает совсем иначе, чем для детей. Повзрослевшие юноши, обзаведясь собственной семьей, переходят в новое качественное состояние - из объектов воспитания они становятся его субъ­ектами. И на первых порах происходит мучительный процесс овладения новой социальной ролью: молодожены обращаются к родителям, друзьям, сослуживцам по любому пустяку, ка­сающемуся воспитания ребенка и обустройства быта - как пе­ленать и когда кормить малютку, как починить водопроводный кран и оплачивать квартиру. Это и есть освоение новой соци­альной роли. Одновременно супруги оказывают социализирую­щее влияние друг на друга, решая вопросы о распределении прав и обязанностей, о лидерстве в семье, отношениях к новой родне и новым друзьям. Здесь нет субъектов и объектов, социа­лизация происходит на партнерской основе, поскольку, изме­няя свое поведение, супруг помогает изменить поведение парт­нера.

Взрослая жизнь - самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой, а в реальной ситуации. Впервые уравниваются объ­емы прав и обязанностей, потребностей и средств их удовлетво­рения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.