Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Агенты, виды и способы социализации




Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения за­ставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относятся:

1) агенты первичной социализации - родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, близкие и дальние родственники, приходя­щие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, ли­деры молодежных группировок;

2) агенты вторичной социализации - представители админист­рации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партии, суда, сотрудники телевидения, радио, печати и т. д.

Социализация подразделяется на два вида - первичную и вто­ричную. Поэтому и агенты социализации делятся на первичных и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, ок­ружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной - на поздних.

Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную -те, кто связан формально-деловыми отношениями. Тот же учи­тель, если между ним и учеником нет доверительно-личных отно­шений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной со­циализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социализатора.

Первичная социализация представляет собой процесс ухода, воспитания и обучения детей в семье, осуществляемый теми аген­тами социализации, которые находятся в непосредственном и ре­гулярном контакте с ребенком в раннем и позднем детстве. Преж­де всего это родители, ближайшие родственники, ровесники, а также кормилицы и няни.

Цель первичной социализации - формирование у ребенка мо­тивации на привязанность к другим людям, которая проявляется в доверии, послушании, желании делать им приятное и доброе.

Эффективным приемом первичной социализации является пове­дение родителей, которое выступает наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях. Социализирующее дейст­вие оказывает близость матери и отца во время сна и бодрствова­ния (прогулок, игр, развлечений, кормления). Телесные ограниче­ния - формы физического сдерживания ребенка, включают пелена­ние, содержание его в манеже, одевание и т. п. Сюда же можно от­нести технику ношения детей (на груди, за спиной, в плетеных кор­зинках или в коляске). Телесные контакты с ребенком тех, кто о нем заботится, различаются по времени (какую часть дня они проводят вместе), частоте, содержанию и интенсивности.

Способы первичной социализации зависят от того, к какому полу относится агент. Отцы, дяди, дедушки, братья совсем иначе воспи­тывают детей, чем матери, тети, бабушки и сестры. Женщина чаще стремится приласкать ребенка, оградить от холода, действует по­ощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, чаще отстраняется от него, действует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опека и уход за ребенком развивают в нем эмоциональную зависимость от взрослых, несамо­стоятельность. Отец культивирует силовые и военные игры, разви­вающие самостоятельность и собственную активность ребенка.

Первичная социализация закладывает основы идентификации с полом. Мальчики играют в военные игры, а девочки - в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, девочек - мягкими, хозяйственными, заботливыми. Таков отработанный тысячелетиями нормальный путь социализации. Ненормальным он становится тогда, когда мальчиков обучают женским качест­вам, а девочек - мужским.

Как правило, мужчины предпочитают взаимодействовать с под­росшим ребенком, в то время как роль женщины особенно сильна в младенчестве. Именно отец обучает ребенка важнейшим трудовым навыкам - умению столярничать, слесарным работам, навыкам охоты, земледелию и рыболовству. Обычно отцы не занимаются непосредственным уходом за новорожденным, активный контакт начинается, когда ребенку исполняется 1,5-2 года и больше.

Если у матери родительская любовь имеет биологическую пред­расположенность, то у отца она появляется со временем - в процес­се социализации ребенка. На протяжении всей истории человечест­ва отец как агент социализации выполнял следующие роли:

1) кормильца, т. е. гаранта материального благополучия семьи;

2) дисциплинатора;

3) компаньона;

4) «властной фигуры» - персонификатора власти;

5) воспитателя;

6) эталона поведения.

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, выполняя одну-две функции. Школа дает знания, предприятие -средства существования, церковь - духовное общение и т. п. На­против, агенты первичной социализации универсальны, они вы­полняют множество разных функций: отец исполняет роль до­бытчика средств существования, опекуна, дисциплинатора, вос­питателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партне­ров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботят­ся о младших.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.