Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное взаимодействие




В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подоз­ревая об этом. Встречаясь, мы здороваемся, входя в автобус, про­пускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это - акты социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных со­циальных действий. Однако далеко не все, что мы делаем во взаи­мосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодей­ствию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорож­но-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп.

Водитель настаивает на том, что дороги построены для авто­мобилей, и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассу­дится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в го­роде - он, а не водитель, и города созданы для людей, но не ма­шин. В данном случае водитель и пешеход обозначают социаль­ные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Вы­полняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не лич­ные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а всту­пают в социальные отношения, ведут себя как обладатели соци­альных статусов, которые определены обществом.

Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение такого территори­ального поселения, как город, нормы перехода проезжей части, приоритеты человека и автомобиля и т. п. Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодействия. Оно, как и социальное действие, встречается повсюду. Но это не зна­чит, что оно подменяет собой все другие виды взаимодействия людей.

Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, симво­лы и значения.

Социальное взаимодействие отличается от действия обратной связью. Действие, исходящее от индивида, может быть направле­но и не направлено на другого индивида. Только действие, на­правленное на другого человека (а не на физический объект) и вызывающее обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие. Взаимодействие - двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие - всего лишь однонаправленное взаимодей­ствие. Действие можно разделить на четыре вида:

физическое, например пощечина, передача книги, запись на бумаге;

вербальное, или словесное, например оскорбление, выражение приветствия «здравствуйте»;

жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие;

мысленное действие выражается только во внутренней речи.

Из четырех видов действия три первых относятся к внешним, а четвертое к внутреннему. Всем им присущи следующие свойства: они осмыслены, мотивированы, ориентированы на другого. Социальное взаимодействие включает первые три и не включает четвертый вид действия (никто, кроме телепатов, не взаимодейст­вовал при помощи прямой передачи мыслей). В результате мы получаем первую типологию социального взаимодействия (по видам): физическое, вербальное, жестовое.

Уже говорилось о том, что социальное взаимодействие осно­вано на социальных статусах и ролях. Они группируются в не­сколько статусных систем, которые дают нам вторую типологию социального взаимодействия по сферам.

Экономическая сфера, где индивиды выступают как собствен­ники и наемные работники, предприниматели, рантье, капитали­сты, бизнесмены, безработные, домохозяйки.

Профессиональная сфера, где индивиды участвуют как водите­ли, банкиры, профессора, шахтеры, повара.

Семейно-родственная сфера, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных.

Демографическая сфера, включающая контакты между пред­ставителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие еще и межэтнического взаимодействия).

Политическая сфера, где люди противоборствуют или сотруд­ничают как представители политических партий, народных фрон­тов, общественных движений, а также как субъекты государствен­ной власти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т. д.

Религиозная сфера подразумевает контакты между представи­телями разных религий, одной религии, а также верующих и неве­рующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания.

Территориально-поселенческая сфера - столкновения, сотруд­ничество, конкуренция между местными и пришлыми, городски­ми и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигран­тами, иммигрантами и мигрантами.

Таким образом, мы получили две типологии социального взаимодействия: первая основана на видах действия, вторая - на статусных системах.

Кроме них в науке принято различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, при помощи кото­рых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.

Кооперация - сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Простейшим примером является пе­ренос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.

Конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обла­дание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть день­ги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуаль­ной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только инди­виды, а потому, что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в оди­ночку они достигнут большего. Она является социальным взаи­модействием потому, что люди обговаривают правила игры.

Конфликт - скрытое или открытое столкновение конкурирую­щих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкурен­ции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за об­ладание дефицитными благами. Когда равные соперники, напри­мер индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, это называется конкурен­цией. А когда это происходит не мирным путем, возникает воо­руженный конфликт - война.

Отличительная черта социального взаимодействия, которая отличает его просто от действия, - это обмен. Любое взаимодей­ствие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками вни­мания, словами, значениями, жестами, символами, материальны­ми предметами. Пожалуй, вы не найдете ничего такого, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место. Понимаемый столь расширительно обмен - уни­версальный процесс, который можно обнаружить в любом обще­стве и в любую историческую эпоху. Структура обмена достаточ­но проста:

агенты обмена - два человека или более;

процесс обмена - совершаемые по определенным правилам дей­ствия;

правила обмена - устанавливаемые устно или письменно пред­писания, допущения и запреты;

предмет обмена -товары, услуги, подарки, знаки внимания и т. п.;

место обмена - заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи.

Согласно теории обмена Хоманса, поведение человека в на­стоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Хоманс вывел следующие прин­ципы обмена:

1. Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем веро­ятнее, что оно будет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. И наобо­рот, она снижается в случае неудачи.

2. Если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что че­ловек будет стремиться к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль - от того, что действуете легально и повышаете произ­водительность труда или обходите закон и укрываете ее от нало­говой инспекции, - но прибыль, как и любое другое вознагражде­ние, будет толкать вас к повторению удачного поведения.

3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть лю­бые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли стиму­лирует бизнесмена на подвиг, но ради 300%, отмечал в свое время К. Маркс, он готов совершить любые преступления.

4. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворе­нию. А это значит, что если работодатель несколько месяцев под­ряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мотива­ция увеличивать производительность.

Принципы обмена применимы к действиям одного человека и к взаимодействию нескольких людей, ведь каждый из них руковод­ствуется в отношениях с другим одними и теми же соображения­ми.

В общем виде социальное взаимодействие - сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграж­дений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, когда их к тому не принуждают. Теория обмена Хоманса объясняет со­циальное взаимодействие на основе свободного выбора.

В социальном обмене - так мы можем назвать социальное взаимодействие между вознаграждением и затратами - нет прямо пропорциональной зависимости. Иначе говоря, если вознаграж­дение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид не обязательно уве­личит в 3 раза свои усилия. Часто так бывало, что рабочим увели­чивали в 2 раза зарплату в надежде, что они увеличат во столько же производительность. Но реальной отдачи не было: они лишь делали вид, что стараются. По природе человек склонен эконо­мить свои усилия и прибегать к этому в любой ситуации, иногда идя на обман.

Причина в том, что затраты и вознаграждения - производные от разных потребностей или биологических побуждений. Стало быть, два фактора - стремление экономить усилия и желание по­лучить как можно большее вознаграждение - могут действовать одновременно, но разнонаправленно. Это и создает сложнейший узор человеческого взаимодействия, где в единое целое вплетены обман и личная выгода, бескорыстие и справедливое распределе­ние вознаграждения, равенство результатов и неравенство усло­вий.

Итак, обмен - универсальная основа интеракции. У него есть своя структура и принципы. В идеале он происходит на эквива­лентной основе. Однако в действительности обмен имеет посто­янные отклонения, которые и создают сложнейший узор челове­ческого взаимодействия.

Как уже говорилось, социальное взаимодействие состоит из множества отдельных социальных действий. Иногда они прини­мают форму массовых.

Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными и органи­зованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет. К формам массового поведения относятся:

1. Массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повы­шенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слу­хами. Примерами массовой истерии являются средневековая «охота на ведьм», послевоенная «холодная война», процессы над «врагами народа» в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы «третьей мировой войны» в 60-70-е гг., массовая нетерпимость к представителям иной нацио­нальности.

2. Слухи - совокупность сведений, которые возникают из ано­нимных источников и распространяются по неформальным кана­лам. Распространение слухов - форма массового поведения. Слу­хи бывают ложными и истинными, они подтверждаются и не под­тверждаются. Они возникают в ситуациях дефицита, недостатка информации или в тех случаях, когда аудитория радио, телевиде­ния и печати не верит официальной информации. Совокупность людей, которые либо пассивно воспринимают слух, либо активно его распространяют, составляет аудиторию воздействия слуха.

Аудитория воздействия слуха не просто сумма пассивных вос­приемников информации. Многие являются ее участниками: они не только передают новость дальше, но что-то изменяют в ней, добавляют новые подробности, часто полностью искажая смысл. Слух как коллективное действие построен на четком распределе­нии ролей. Первые выполняют роль «посыльного» и только распространяют слух. Вторые играют роль «интерпретатора», добав­ляя к новости собственные соображения. Третьи оказываются в ситуации либо «скептиков», сомневающихся в достоверности слу­ха, либо «сторонников», горячо отстаивающих его. Кое-кто берет на себя роль «принимающего решение», готового действовать в соответствии со слухом. Большинство же остается в роли простых зрителей, или аудитории.

Разновидностью слухов выступают сплетни. Новости о зло­умышленниках, крадущих детей или насилующих женщин в лиф­тах, новости о предстоящем повышении цен - это слухи. Они ос­нованы на подсознательном страхе. Новости о том, сколько бриллиантов у первой леди государства, или о том, с кем разво­дятся и на ком женятся рок-звезды, - это сплетни. Они основаны на любопытстве.

3. Паника - такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют некоординированные реакции. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга. Паника случается в экстремальных услови­ях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, наводнение или во­енное нашествие. В подобных ситуациях действуют силы, непод­властные человеку, поэтому обычные средства преодоления кри­зиса не достигают успеха. Когда индивид убеждается, что все из­вестные и доступные ему средства, годившиеся в обычных усло­виях не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция панических действий. Паника случается там, где есть толпа. Вот лишь некоторые примеры.

В 1896 г. произошли трагические события на Ходынском поле во время раздачи царских подарков по случаю коронации Нико­лая II. Из-за халатности властей произошла давка; по официаль­ным данным, погибло 1389 человек, изувечено 1300. В 1982 г. в московских Лужниках после футбольного матча было раздавлено 66 человек и более сотни фанатов, в основном молодежи, покале­чено. 9 апреля 1999 г. в Иерусалиме в давке погибло более 100 па­ломников. 30 мая 1999 г. в Минске после праздника пива начался сильный ветер pi проливной дождь. Разгоряченная толпа из тысяч молодых людей бросилась к входу в метро. Возникла страшная давка. Погибло более 50 человек, в основном девушки в возрасте от 14 до 18 лет, а также три милиционера, пытавшихся остановить толпу. Через 10 мин все кончилось, а потом 3 дня страна была в трауре. Свидетели позже говорили о том, что тысячи разгорячен­ных пивом людей, с красными лицами, превратились в ужасную толпу, ничего не понимающую и не соображающую.

Массовая истерия в некоторых случаях выливается в панику, а в некоторых - в погромы. Погром - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Погром часто при­нимает вид шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося грабежами и убийствами. До революции в России было несколько еврейских погромов. В первые дни Октябрьской революции про­катилась волна винных погромов. Погром - спонтанный кратко­временный всплеск насилия, подогреваемый не идеалами, а стра­стями.

4. Бунт - собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Бунт может относиться к социальной организации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян). Эмоциональное состояние (недовольство) перехо­дит сначала в стихийное действие (негодование), а затем организо­ванное (погромы, поджоги, разрушение тюрем, захват администра­тивных зданий). Бунт означает неподчинение официальным вла­стям. Студенческие бунты, во время которых молодые люди барри­кадировали аудитории и не подчинялись администрации, случались в России накануне Октябрьской революции, известны бунты на ко­раблях, в армейских гарнизонах, негритянских гетто.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.