Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие для подготовки к тестированию и ЕГЭ 1 страница




Красноярск 2006

УДК

ББК

К-

 

Кашо В.С. Обществознание (конспект лекций в схемах): учебное пособие для подготовки к тестированию и ЕГЭ / В.С. Кашо. – Красноярск: ЮИ КрасГУ. – 356 с.

 

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой учебного курса «Обществознание» для средней школы на основе изданных и допущенных Министерством образования РФ учебников по данному предмету; опубликованных Федеральным центром тестирования вопросов централизованного и школьного тестирования, а также типовых тестовых заданий для ЕГЭ по обществознанию.

Уникальность пособия заключается в том, что в нем в форме схем и графических конструкций раскрыты все темы и основные понятия курса «Обществознание», что позволяет рассматривать его как наиболее полное схематичное изложение данного предмета.

Предлагаемый конспект лекций не является альтернативой имеющимся учебникам, подробно освещающим соответствующие темы. Но с помощью данного пособия можно в короткие сроки систематизировать и конкретизировать приобретенные ранее знания; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках, особенностях; найти ответы на вопросы тестирования и получить высокий результат.

Данная книга рассчитана на подготовку выпускников школ, абитуриентов, сдающих ЕГЭ или централизованный тест по «Обществознанию»; может оказать помощь преподавателям школ и подготовительных курсов по данной дисциплине.

 

Рецензенты:

А.Н. Тарбагаев, д.ю.н., профессор кафедры уголовного права и криминологии КрасГУ

С.А. Самусенко, к.ю.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и статистики КрасГУ

Л.В.Лесовская, к.фил.н., доцент кафедры философии КрасГУ

 

Полное или частичное публичное воспроизведение или размножение материалов, опубликованных в настоящей книге, допускается только с письменного разрешения автора.

 

© Юридический институт КрасГУ, 2006

© В.С. Кашо, 2006

       
   
 
 
 


СОДЕРЖАНИЕ

 

От автора. 10

Тема 1. ОБЩЕСТВО.. 13

1.1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА.. 14

1.2. СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ.. 15

1.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ.. 16

1.4. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.. 17

1.5. ВЗГЛЯДЫ НА ВЗАИМОСВЯЗЬ СФЕР ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.. 18

1.6. ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА.. 19

1.7. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.. 20

1.8. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ.. 21

1.10. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.. 37

1.11. ВЗГЛЯДЫ НА ПРОГРЕСС ОБЩЕСТВА.. 38

Тема 2. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 39

2.1. ТИПОЛОГИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 40

2.2. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО.. 44

2.3. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА) 45

2.4. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 46

2.5. АНТИЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ.. 47

2.6. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЕВРОПЫ (X-XIV ВЕКА) 48

2.7. МОДЕРНИЗАЦИЯ.. 49

2.8. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО.. 50

2.9. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ (ИНФОРМАЦИОННОЕ, ТЕХНОТРОННОЕ) ОБЩЕС-ТВО.. 51

2.10. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.. 52

2.11. ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.. 53

2.12. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.. 54

2.13. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА.. 55

Тема 3. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.. 57

3.1.. ЧЕЛОВЕК.. 58

3.2.. ИНДИВИД.. 59

3.3.. ЛИЧНОСТЬ. 60

3.4.. ДУХОВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ.. 61

3.5.. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 62

3.6.. МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 63

3.7.. ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ.. 64

3.8.. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 65

3.9.. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ.. 68

3.10. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ.. 70

3.11. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.. 72

3.12. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ. 73

Тема 4. ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.. 74

4.1. УРОВНИ ПОЗНАНИЯ.. 75

4.2. ВЗГЛЯДЫ НА ПОЗНАВАЕМОСТЬ ИСТИНЫ.. 77

4.3. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ.. 78

4.4. ВИДЫ ПОЗНАНИЯ.. 79

4.5. ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.. 82

Тема 5. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.. 83

5.1.. ВЗГЛЯДЫ НА ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.. 84

5.2.. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.. 85

5.3.. ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ.. 85

5.4.. ВИДЫ КУЛЬТУР. 86

5.5.. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.. 90

5.6.. ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ.. 92

5.7.. ЦЕЛИ И ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.. 93

5.8.. ПРОГРАММЫ (УРОВНИ) ОБРАЗОВАНИЯ.. 94

5.9.. ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 97

5.10. ФУНКЦИИ ИСКУССТВА.. 98

5.11. ВИДЫ ИСКУССТВ 99

5.12. СТРУКТУРА (ЭЛЕМЕНТЫ) РЕЛИГИИ.. 101

5.13. ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ 102

5.14. ВИДЫ РЕЛИГИЙ.. 103

Тема 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА 106

6.1.. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ.. 109

6.2.. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.. 110

6.3. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИКИ КАК ХОЗЯЙСТВА.. 112

6.4. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ДОХОДЫ ОТ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 113

6.5. СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА.. 114

6.6.. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ.. 115

6.7.. ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ.. 116

6.8.. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.. 117

6.9.. ПРИЗНАКИ ТРАДИЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ.. 118

6.10. ПРИЗНАКИ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ (ПЛАНОВОЙ) ЭКОНОМИКИ.. 119

6.11. ПРИЗНАКИ СВОБОДНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.. 120

6.12. ПРИЗНАКИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ.. 122

6.13. ПРИЗНАКИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ.. 123

6.14. ПРИНЦИПЫ РЫНКА.. 124

6.15. ФУНКЦИИ РЫНКА.. 125

6.16. ВИДЫ РЫНКОВ.. 126

6.17. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА.. 127

6.18. ЗАКОН СПРОСА.. 128

6.19. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА.. 129

6.20. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ.. 130

6.21. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.. 131

6.22. ЗАКОН СООТВЕТСТВИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 131

6.23. СЕМЬЯ (ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО) КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИКИ 132

6.24. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ФИРМЫ КАК СУБЪЕКТА ЭКОНОМИКИ 134

6.25. ВИДЫ ФИРМ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ.. 135

6.26. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИКИ ФИРМЫ.. 140

6.27. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ.. 142

6.28. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ КОНКУРЕНЦИИ.. 145

6.29. РЫНОК ТРУДА.. 146

6.30. ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ.. 148

6.31. РЫНОК КАПИТАЛА.. 149

6.32. ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ. 150

6.33. РЫНОК ЗЕМЛИ.. 151

6.34. ФУНКЦИИ ДЕНЕГ. ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ.. 152

6.35. ВИДЫ ДЕНЕГ 153

6.36. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ.. 154

6.37. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ.. 156

6.38. ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ.. 157

6.39. ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ.. 159

6.40. ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.. 160

6.41. ВИДЫ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ.. 161

6.42. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.. 162

6.43. СТАДИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА.. 163

6.44. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 164

6.45. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. 166

6.47. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.. 170

6.48. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 172

6.49. ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ 173

6.50. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ СТАВОК.. 175

6.51. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.. 176

Тема 7. CОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.. 178

7.1. СОЦИОЛОГИЯ.. 179

7.2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.. 180

7.3. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ.. 181

7.4. ВЗГЛЯДЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА.. 182

7.5. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ. ЛЮМПЕНЫ И МАРГИНАЛЫ 184

7.6. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЕМЬИ.. 186

7.7. ФУНКЦИИ СЕМЬИ.. 187

7.8. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕМЬИ И БРАКА.. 188

7.9. ВИДЫ ЭТНОСОВ.. 197

7.10. ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ НАЦИЙ.. 198

7.11. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.. 199

7.12. НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 200

7.13. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ И ПУТИ ЕГО РЕШЕНИЯ.. 201

7.14. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ.. 204

7.15. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.. 206

Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА.. 207

8.1. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИКИ.. 209

8.2. СТРУКТУРА ВЛАСТИ.. 210

8.3. СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ.. 212

8.4. ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ.. 213

8.5. ВИДЫ ПОЛИТИКИ.. 214

8.6. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.. 215

8.7. ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА.. 216

8.8. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.. 220

8.9. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.. 222

8.10. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ.. 223

8.11. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ.. 224

8.12. ФОРМА ГОСУДАРСТВА.. 226

8.13. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.. 227

8.14. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.. 231

8.15. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА.. 233

8.16. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.. 235

8.17. СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.. 238

8.18. ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.. 241

8.19. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.. 243

8.20. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.. 244

8.21. ВИДЫ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ.. 248

8.22. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ. 249

8.23. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ.. 250

8.24. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ НОРМ.. 252

8.25. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.. 253

8.26. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.. 254

8.27. ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ.. 255

8.28. ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА.. 256

8.29. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ.. 257

Тема 9. ПРАВО.. 259

9.1. ПРИЗНАКИ ПРАВА.. 261

9.2.. ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ПРАВА.. 262

9.3. ПРИНЦИПЫ ПРАВА.. 264

9.4. ИСТОЧНИКИ ПРАВА.. 266

9.5. ВИДЫ ЗАКОНОВ В РФ.. 269

9.6. ВИДЫ ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ В РФ.. 272

9.7. СИСТЕМА ПРАВА.. 273

9.8.. ВИДЫ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА.. 274

9.9. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОГО ПРАВА 276

9.10. СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЯ.. 278

9.11. СТРУКТУРА ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ.. 279

9.12. СОДЕРЖАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ.. 281

9.13. ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.. 282

9.14. СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.. 283

9.15. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.. 284

9.16. ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 286

9.17. ПРИНЦИПЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 287

9.18. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 289

9.19. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 295

9.20. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНАРНОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 297

9.21. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 298

9.22. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА.. 300

Тема 10. КОНСТИТУЦИЯ РФ.. 301

10.1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ.. 303

10.2. СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В РФ 309

10.3. ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ.. 310

10.4. ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РФ.. 311

10.5. ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД.. 312

10.6. ВИДЫ ЛИЧНЫХ ПРАВ.. 314

10.7. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ.. 320

10.8. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ.. 322

10.9. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ.. 323

10.10. ВИДЫ КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ.. 326

10.11. ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ.. 327

10.12. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВА И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА.. 328

10.13. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ЗАЩИЩАЮЩИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ.. 329

10.14. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД 332

10.15. ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РФ.. 333

10.16. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РФ.. 334

10.17. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ.. 336

10.18. ПРЕЗИДЕНТ РФ.. 337

10.19. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ.. 342

10.20. ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ.. 345

10.21. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РФ.. 347

10.22. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ В РФ.. 349

10.23. ПРОКУРАТУРА РФ.. 350

10.24. ПРИЗНАКИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.. 351

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………......………….354

 

 

 

 
Посвящается моей жене – Зифе Габитовне, которой принадлежит идея данной книги и которая оказала неоценимую помощь и моральную поддержку при ее написании.

От автора

Взяться за написание данной книги меня побудили следующие обстоятельства. Многолетний опыт преподавания обществознания на подготовительных курсах, изучения существующих учебников по этому предмету, тестов, предлагаемых абитуриентам на централизованном, школьном тестировании, ЕГЭ позволили выявить две основных проблемы.

Во-первых, ни один из существующих учебников по курсу «Обществознание» не содержит полного объема знаний, достаточных для решения предлагаемых тестов: где-то больше философии, социологии и культуроведения, но почти ничего нет о праве и экономике; в других учебниках – больше половины объема посвящено политике и праву, но недостаточно знаний об экономике и культуре; в третьих – наоборот, и т.п. С одной стороны – это неплохо, заставляет абитуриента заниматься самообразованием, самостоятельно работать с разными источниками, не ограничиваясь только одним учебником. Но с другой стороны, это порождает неполноту, пробелы в подготовке учащихся, особенно если учитывать трудности с учебной литературой, с подготовкой преподавателей по «Обществознанию». Проводимый мною на протяжении нескольких лет опрос многих школьников Красноярского края во время приема вступительных экзаменов, чтения лекций в КрасГУ показал, что ни в одной школе данный курс не преподается в полном объеме, достаточном для успешного ответа на тесты по всем темам.

Во-вторых, традиционное изложение материала в учебнике зачастую не позволяет сосредоточить внимание на основных понятиях, их признаках, особенностях, сформировать системный подход к изучению темы, так как одна и та же тема часто раскрывается в разных местах. Структура учебников по темам не совпадает со структурой абитуриентских тестов.

Предлагаемый вашему вниманию конспект лекций рассчитан на помощь школьнику, абитуриенту, преподавателю «Обществознания» в преодолении этих проблем.

Во-первых, автор постарался исключить дублирование материала и отразить содержание всех тем и основных понятий в соответствии со структурой абитуриентского теста по «Обществознанию», проводимого на протяжении последних лет Федеральным центром тестирования. При этом были использованы материалы учебников по данному предмету под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой, А.Ю.Лазебниковой; учебники А.И. Кравченко, А.И.Кравченко и Е.А.Певцовой, учебные издания А.Ф.Никитина, А.Ю.Лазебниковой и М.Ю. Брандта, А.В.Клименко и В.В.Румыниной, учебное пособие по политологии Р.Т.Мухаева, по культуроведению П.С.Гуревича и др.

Во-вторых, материал изложен в максимально доступной форме – схемы и графические конструкции. Преимущество такого подхода заключается в том, что схемы помогают лучше понять смысл понятия, запомнить его признаки, содержание, и самое главное – оценить его взаимосвязь с другими понятиями.

Автором применен подход к конструированию схем, который позволяет сконцентрировать внимание на основных понятиях: они выделены жирным шрифтом, а их определения – курсивом. Приемы, облегчающие запоминание, применяются и при раскрытии содержания каждой темы и каждого понятия: однопорядковые признаки находятся на одной линии и соединены между собой; характеристики самих признаков также соединены между собой, но расположены правее, на другой линии, что соответствует принципам чтения в русском языке «слева – направо» и «сверху – вниз». В соответствии с правилами логики материал раскрывается по принципу «от общего – к частному»: вначале подается вся тема в общем виде, затем происходит детализация вопросов; названия вопросов выделены жирным шрифтом и тенью.

Тема 1. ОБЩЕСТВО


Тема 1. ОБЩЕСТВО

 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 


1.1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА
1.1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

     
   
 
 
1.2. СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

 

 


1.2. СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

 

 

 

 

     
   
 
 
1.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИ-РОДЫ

 


1.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

 

 


1.4. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1.4. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

 

 

 

         
   
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
 
   
 
   
 
   
 
   
 
 

 


1.5. ВЗГЛЯДЫ НА ВЗАИМОСВЯЗЬ СФЕР ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

 

 

 

1.6. ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА


1.6. ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА

 

 

     
   
 
 

 

 


1.7. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

   
 
 
 
 
 

 

1.8. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ это науки, которые изучают общество в целом или его отдельные сферы, элементы, например:  


1.8. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

 

 


1.9. РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ
1.9. РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ

 

 

 

 

 

 

 

       
   

 

 

 

 

           
   
 
 
   

 

 

   
 
 
 

 

 

 

 

 

       
   
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.10. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
1.10. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

 

 

 


1.11. ВЗГЛЯДЫ НА ПРОГРЕСС ОБЩЕСТВА
1.11. ВЗГЛЯДЫ НА ПРОГРЕСС ОБЩЕСТВА

 


Тема 2. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Тема 2. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 


2.1. ТИПОЛОГИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
2.1. ТИПОЛОГИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

 

 

 

     
 
 
   

 

       
   
 

 


2.2. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО первый, доцивилизационный этап существования человечества, после его выделения из животного мира
2.2. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 


2.3. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА) возникают в 7-5 тыс. до н.э. в связи с разложением первобытного общества и имеют, в отличие от него, следующие признаки:
2.3. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.131 сек.