Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткое изложение теоретических вопросов




1. Наука, её функции.

Наука – составная часть духовной культуры общества, а её развитие – важнейший фактор обновления всех сфер жизнедеятельности человека. Наука – часть культуры, духовное производство и особый вид деятельности человека, направленный на получение новых знаний; это систематизированное знание о природе и обществе.

Наука исторически возникла позже других видов человеческой деятельности. Её появление было обусловлено расслоением общества и выделением умственного труда в особую сферу деятельности человека. Первые научные знания появились ещё в ранних обществах. Так, например, в Древнем Египте на основе знаний об анатомическом строении тела, накопленных в результате практики мумификации, получила развитие медицина. Строительство пирамид способствовало получению знаний по механике. Развитие мореплавания привело к расширению знаний по астрономии.

Наука как феномен культуры появилась в XVII в., это было связано с возможностью опытным путём проверять достоверность и истинность получаемых знаний. Расширению научных знаний в XIX – XX вв. способствовало распространение общедоступного образования. Наука отличается от обыденного познания тем, что она имеет особый язык, методы, орудия, цели.

Цели науки – описание, объяснение, предсказание явлений и процессов, т. е. выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Наука – мышление в понятиях, а искусство – в художественных образах. Наука может или служить человеку, или уничтожить его.

В настоящее время выделяют гуманитарные, естественные и технические науки. Гуманитарные науки изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп. К ним относятся социология, политология, история, философия и т. д. Естественные науки исследуют явления материального мира. К ним относят физику, химию, географию, биологию, математику, астрономию и т. д. Технические науки обслуживают практическую деятельность. Это материаловедение, электроника, информатика, теоретическая механика и т. д.

Наука выполняет ряд функций: 1) теоретико – познавательную; 2) культурно – мировоззренческую; 3) производительную; 4) гуманистическую; 5) творческую.

2. Образование, система образования в РФ.

Важнейшим социальным институтом общества выступает образование. Всю жизнь человек усваивает опыт прошлых и современных поколений, т. е. он учится. Образование – продукт общественного развития, без общества образование немыслимо. Образование – процесс целенаправленной познавательной деятельности людей по получению знаний, умений и навыков либо их совершенствованию. Жизнь во многом зависит от господствующего мировоззрения, от идеалов и убеждений.

Одной из ценностей современного общества является самообразование, оно открывает горизонты развития и саморазвития личности. Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно, без помощи других лиц для развития и самореализации себя как личности.

Задачи и функции образования:1) воспитание достойных граждан – социализирующая и воспитательная функции; 2) подготовка квалифицированных специалистов – кадровая функция; 3) формирование мировоззрения - мировоззренческая и идеологическая функции; 4) культуротранслирующая функция.

Образование немыслимо без воспитания. В процессе обучения ученик приобретает не только новые знания, но и принятые образцы поведения, образ мыслей, основы мировоззрения. В процессе образования происходит развитие человека, закладываются основы формирования его личности.

Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.

В статье 43 Конституции РФ провозглашено право каждого на получение образования, гарантируется бесплатное дошкольное и среднее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В РФ в соответствии с законом устанавливались следующие образовательные уровни (ступени):

1. Общее образование (основное) – начальные школы.

  1. Среднее (полное) общее образование.
  2. Начальное профессиональное образование (училища, лицеи).
  3. Среднее профессиональное образование – технические училища, колледжи.
  4. Высшее профессиональное образование – институты, академии, университеты.
  5. Послевузовское профессиональное образование.

3. Профессиональное образование.

Каждый гражданин РФ имеет право после получения среднего общего и среднего профессионального образовании поступить в ВУЗ. Реорганизация системы профессионального образования в Европе, прежде всего, высшего, осуществляется в рамках «Болонского процесса». В 1998 г. в Париже министры образования Франции, Германии, Италии, Великобритании подписали совместную декларацию «Гармонизация архитектуры систем высшего образования стран Европы», в ней впервые шла речь о «едином европейском пространстве высшего образования». Следующий шаг – Болонская декларация, её подписали 29 стран в 1999 г. Она определила направления развития образования в Европе.

Основные принципы и требования Болонской декларации:

§ ясно определённые и сопоставимые научные степени;

§ введение двухуровневой структуры обучения (бакалавр – магистр);

§ единый механизм учета освоенного студентом содержания образования в виде системы переводов кредитов;

§ создание условий для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей;

§ повышение качества образования и установление совместных (общеевропейских) критериев его оценки.

Россия подписала в сентябре 2003 г. в Берлине Болонскую декларацию. Это сделало нашу высшую школу участником процесса интеграции национальных систем образования в Европе. Сейчас во многих вузах вводится западная система обучения.

 

Практическое занятие: не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения

(в зависимости от профиля обучения )

1. Подготовить сообщение и электронную презентацию на тему «Российское и западное образование».

2. Заполнить таблицу «Права и обязанности учащихся колледжа».

3. Подготовить материал для дискуссии на тему «Современное профессиональное образование: достоинства и недостатки».

Формы контроля самостоятельной работы:

- защита сообщений и презентаций;

- проверка таблицы в рабочих тетрадях;

- проведение дискуссии на тему «Современное профессиональное образование: достоинства и недостатки».

 

Вопросы для самоконтроля по теме

1. Наука как система знаний включает:

а) теории;

б) суждения;

в) факты;

г) мнения.

2. Наука, в отличие от искусства:

а) выступает в качестве способа познания мира;

б) предполагает построение стройной, логически непротиворечивой системы доказательств;

в) удовлетворяет духовные потребности человека;

г) является одной из универсальных форм культуры.

3. Для науки как вида духовного производства характерно:

а) создание материальных ценностей;

б) связь с умственным трудом;

в) наличие цели;

г) создание духовных ценностей.

4. К особенностям развития науки на рубеже XX – XXI вв. можно отнести:

а) стремление познавать законы развития мира;

б) применение микропроцессорных технологий в исследованиях;

в) проведение научных опытов в лабораторных условиях;

г) расширение знаний об окружающих нас мире.

5. Изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп:

а) естественные науки;

б) гуманитарные науки;

в) технические науки;

г) точные науки.

6. Верны ли следующие суждения?

А. Научная картина мира – специфическая форма систематизации научного знания, соответствующая определённому этапу развития науки.

Б. Научная картина мира является его эмоционально-образной моделью.

а) Верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

7. Верны ли следующие суждения?

А. Наука – результат деятельности учёных, нацеленной на создание ценностей и удовлетворение духовных потребностей человека.

Б. В результате развития науки повышается культура людей.

а) Верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

8. Современное образование в нашей стране предполагает:

а) обязательность обучения в государственной школе;

б) обязательность высшего образования;

в) обязательность единых программ обучения;

г) вариативность (наличие разных типов и видов школ).

9. Наиболее полное значение понятия «гуманизация образования» - это:

а) демократическое самоуправление в школе;

б) обязательное среднее образование;

в) учёт потребностей и интересов учащихся;

г) бесплатное обучение в любых образовательных учреждениях.

10. Образование в современном мире отличает:

а) исключительно светский характер;

б) общедоступность;

в) многообразие путей получения;

г) исключительно государственный характер.

 

Тема 2.3 «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры»

 

Основные понятия и термины по теме: мораль, «золотое правило» морали, религия, мировые религии, искусство.

 

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Понятие морали. Нравственные основы личности.

2. Религия как феномен культуры. Мировые религии.

3. Искусство. Виды искусств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.