Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение. Многообразие мира общения




Свобода как условие самореализации личности.

Основополагающими чертами человека являются труд, разум, творчество, свобода и ответственность. Человек осуществляет свой выбор и реализует индивидуальность. Свобода в современном мире является важнейшей ценностью. Но абсолютной свободы быть не может. Ограничителями выступают законы, права других людей, нормы морали. Личная свобода зависит от того, как её понимают другие люди, общество. Свободу можно рассматривать применительно ко всем сферам жизни общества – свобода экономическая, религиозная, интеллектуальная, свобода личности, государства и т. д.

Свобода – возможность личности мыслить и поступать со своими представлениями, интересами, желаниями, а не вследствие необходимости, внутреннего или внешнего принуждения. Свобода – осознанный выбор при совершении каких – либо действий. Свобода человека всегда предполагает его ответственность перед обществом за свои поступки.

Человек – существо социальное и не может жить без общества. Жизнь в нем предполагает общение. Общение - процесс взаимодействия двух и более лиц, в результате которого происходит обмен идеями и эмоциями. Различают речевое и неречевое общение.

Часто общение и коммуникацию отождествляют. Тем не менее, они различаются. Коммуникация (передача информации) предполагает, что тот, кто её передал, лишается этой информации. Но общение обогащает информацию. Обмен мнениями может происходить в форме диалога, монолога или реплик.

Общение выполняет ряд функций: 1) информационную, 2) обучающую, 3) воспитательную. Умение правильно вести себя во взаимоотношениях с другими людьми называется культурой общения.

6. Человек в трудовой деятельности.

Одной из форм деятельности является труд. Труд способствовал становлению человека как социального существа (мнение Ф. Энгельса). Труд - деятельность по преобразованию окружающей действительности и удовлетворению потребностей, которая отличает человека от животных.

Важнейшие сферы приложения труда – материальное производство, непроизводственная сфера, домашнее хозяйство. Конституция РФ закрепляет право каждого человека распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Усложнение трудовой деятельности, разделение труда привело к возникновению множества профессий. Профессией называется трудовая деятельность с определенным характером и целью трудовых функций. Например, автомеханик, программист, технолог, учитель. Наличие особых, более углублённых навыков и знаний по данной профессии называется специальностью. Ещё на стадии обучения поспециальности может проводитьсяспециализация. Например, врач-окулист или врач-терапевт, учитель физики или учитель математики. Но мало иметь специальность. Надо получить навыки практической работы по ней. Уровень подготовки, опыта, знаний по специальности, называется квалификацией. Она определяется разрядом или званием.

Чем выше квалификация работника, тем выше оплачивается его труд.

Практическое занятие: не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения

(в зависимости от профиля обучения )

1. Составить тезисы на тему «Деятельность как способ существования человека».

2. Подобрать пословицы и поговорки о свободе (5 – 7). Объяснить их смысл.

3. Составить развёрнутый план на тему «Образование и профессиональная подготовка молодежи» - работа по группам.

4. Составить глоссарий терминов: «общество», «индивид», «личность», «социализация», «деятельность», «мотив», «конфликт», «труд», «профессионализм», «глобализация», используя различные (печатные, электронные и др.) источники информации.

 

Формы контроля самостоятельной работы:

- защита пословиц и поговорок;

- проверка глоссария;

- проверка тезисов, планов.

- проверка рабочих тетрадей.

Вопросы для самоконтроля по теме

1. К потребностям человека, порождённым обществом, относится потребность в:

а) трудовой деятельности;

б) нормальном теплообмене;

в) сохранении здоровья;

г) физической активности.

2. Важным отличием человека от других живых существ выступают:

а) инстинкты;

б) рефлексы;

в) потребности;

г) сознание.

3. Признакам деятельности человека, отличающей её от поведения животных, является:

а) постановка осознанных целей;

б) приспособление к внешней среде;

в) использование природных веществ;

г) взаимодействие с себе подобными.

4. Общим для деятельности человека и действий животных является:

а) целеполагание;

б) сознательный выбор средств;

в) творческое начало;

г) проявление активности.

5. Процесс постижения человеком законов развития природы, общества, самого себя отражается в понятии:

а) воспитание;

б) обучение;

в) познание;

г) искусство.

6. В понятии «истина» заключено знание:

а) разделяемое большинством людей;

б) соответствующее моральным нормам;

в) не противоречащее предыдущему;

г) соответствующее действительности.

7. И чувственное, и рациональное познание

а) формирует знания о предмете;

б) использует логические умозаключения;

в) начинается с ощущения;

г) даёт наглядный образ предмета.

8. В научном познании истина достигается с помощью:

а) прозрения и откровения;

б) астрологического исчисления;

в) создания художественного образа;

г) выдвижения гипотез.

9. Верны ли следующие ниже суждения о свободе?

А. Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него.

Б. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности на него ложится.

а) Верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

10. Труд, в отличие от общения:

а) является видом деятельности человека;

б) может доставлять человеку удовлетворение;

в) направлен на преобразование окружающей среды;

г) предполагает наличие цели.

 

Тема 1.2 «Общество как сложная система»

Основные понятия и термины по теме: институты общества, сферы общества, эволюция, революция, прогресс, регресс, глобализация, глобальные проблемы.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Институты общества.

2. Общество и природа.

3. Развитие общества.

4. Типология обществ.

5. Глобализация человеческого общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 7143; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.