- стихотворный размер, получивший признание и достигшийрасцвета и популярности в первые десятилетия ХХ в. в эпоху символизма и акмеизма. Д. (см. также система стиха)представляет собой размер, метрический ряд которого состоит изударных слогов, между которыми может стоять либо один, либо двабезударных слога. Общая схема Д. такова: (0/2) - 1/2 - 1/2 -... 0/2. "Нули" в начале и конце строки означают возможностьнулевого (дактилического) зачина и "мужской" концовки. Д.различаются по количеству метрических ударений в строке.Наиболее часто встречаются 3-ударный и 4-ударный Д. Вот пример3-ударного Д.: Были святки кострами согреты, 2 - 2 - 2 - 1 И валились с мостов кареты, 2 - 2 - 1 - 1 И весь траурный город плыл 2 - 2 - 1 - По неведомому назначенью, 2 - 2 - 2 - 1 По Неве иль против теченья, - 2 - 1 - 2 - 1 Только прочь от своих могил. 2 - 1 - 2 - (Анна Ахматова) (Цифрами обозначается количество безударных слогов, знаком"дефис" метрические ударения.) Это так называемый анапестоидный(с анапестическим зачином) 3-ударный Д. В четвертой строкепропущено среднее метрическое ударение, которое легковосстанавливается по контексту. Первая и четвертая строкисовпадают с ритмом чистого 3-стопного анапеста. Обратимвнимание на эту особенность. Но прежде, для полноты картины,приведем еще пример 4-ударного Д.: Девушка пела в церковном хоре - 2 - 2 - 1 - 1 0 всех усталых в чужом краю, 1 - 1 - 2 - 1 - 0 всех кораблях, ушедших в море, 1 - 2 - 1 - 1 - 1 0 всех, забывших радость свою. 1 - 1 - 1 - 2 - (Александр Блок) Кроме 4-ударности, размер в данном тексте отличаетсяпеременным (1 - или 2-ударным) зачином и цезурой в серединестроки. В дальнейшем ритмические особенности Д. мы будем дляпростоты рассматривать на примере анапестоидного 3-ударного Д.- самого распространенного среди Д. В статье мы на примере 4-стопного ямба рассматривалиритмические варианты стихотворного размера. Есть ритмическиеварианты и у Д. Рассмотрим общую схему анапестоидного3-ударного Д.: 2 - 1/2 - 1/2 - (0/1) Единица и двойка внутри строки могут давать четыреварианта: двойка + двойка, двойка + единица, единица + двойка,единица + единица. Это и есть ритмические варианты 3-ударногоД. I. 2 - 2 - 2 - 2 - (0/1) Были святки кострами согреты Как уже говорилось, первая форма совпадает с ритмомобыкновенного трехстопного анапеста - "Я ломаю слоистые скалы". II. 2 - 2 - 1 - (0/1) И валились с мостов кареты III. 2 - 1 - 2 - (0/1) По Неве иль против теченья Это специфические дольниковые ритмические варианты - их нис чем не спутаешь. IV. 2 - 1 - 1 - (0/1) Зажигал последний свет Эта ритмическая форма совпадает с ритмом 4-стопного хорея,между тем как это - строка из стихотворения Блока, написанного3-ударным Д. Входил я в темные дали, Зажигал последний свет... Но эта же строка вписывается в структуру обыкновенного4-стопного хорея, Буря мглою небо кроет, Зажигал последний свет... V. Пятой ритмической формой 3-ударного Д. условносчитается строка Д. с пропущенным средним метрическимударением: Отчего душа так певуча 2 - 1 - 2 - 1 И так мало милых имен 2 - 1 - 2 - И мгновенный ритм - только случай, 2 - 1 - 2 - 1 Неожиданный Аквилон? Последняя строка и представляет собой пятую ритмическуюформу Д. Как мы могли видеть, ритмика Д. не является изолированной.Она связана с ритмикой 3-сложников и - в меньшей степени -2сложников. Вообще, все размеры в системе стиха взаимосвязаны. Так,даже 2-сложники и 3-сложники связаны между собой. Например,неполноударная форма 4-стопного ямба с двумя среднимипропущенными ударениями может быть одновременно неполноударнойформой 3-стопного амфибрахия: Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно. Это 4-стопный ямб "Евгения Онегина". Переставим два первыхслова: Мазурку легко танцевал И кланялся непринужденно. Это уже 3-стопный амфибрахий. Можно сказать, что множества ритмических форм 2-сложникови 3-сложников находятся в отношении пересечения, что можноизобразить так: * 2-сложники 3-сложники Мы помним, что в Д. есть строки, которые совпадают состроками соответствующих 2-сложников и 3-сложников. Можносказать, что множества 2-сложников и 3-сложников включены вмножество дольников. * 2-сложники 3-сложники Д. Д. наряду с акцентным стихом, полиметрией иверлибром был фактором, расшатывающим классическую системустиха и одновременно в духе неомыфологизма формирующемсвоеобразный метрический интертекст, что особенно хорошовидно на примере верлибра (см.), каждая строка которогоявляется метрической цитатой из какого-либо размера. В болееслабом виде это проявляется и у Д. Этот процесс мы назвали верлибризацией стиха. Но в начале века был ипротивоположный процесс, который мы назвали логаэдизацией (см.). Д. очень легко подвергается логаэдизации, посколькув его специфических ритмических формах имеет местоасимметричное расположение ударных и безударных слогов, что инужно для классического логаэда, который как бы застывает вэтой асимметрии, повторяющейся из строки в строку: Кружевом, камень, будь, - 2 - 1 - И паутиной стань: - 2 - 1 - Неба пустую грудь - 2 - 1 - Тонкой иглою рань. - 2 - 1 - Будет и мой черед - - 2 - 1 - Чую размах крыла. - 2 - 1 - Так - но куда уйдет - 2 - 1 - Мысли живой стрела? - 2 - 1 - Здесь 3-ударный Д. (с дактилическим зачином) как будтозастывает в своей второй ритмической форме. Лит.: Жирмунский В. М. Теория стиха. - Л., 1975. Гаспаров М. Л. Русский трехударный дольник ХХ века //Теория стиха / Под ред. В. Е. Холшевникова. - Л., 1968. Руднев В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: ВторыеТыняновские чтения. - Рига, 1986.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление