Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальный язык




(private language). В ¤ 243 "Философских исследований"(см. аналитическая философия) Витгенштейн пишет: "Номыслим ли такой язык, на котором человек мог бы длясобственного употребления записывать или высказывать своивнутренние переживания? [...] Слова такого языка должныотноситься к тому, о чем может знать только говорящий, - к егонепосредственным, индивидуальным впечатлениям. Так что другойчеловек не мог бы понять этого языка". Зачем же мы тогда говорим об И. я., если, по словамВитгенштейна, он невозможен? Но ведь и сновидение (см.)тоже является индивидуальным переживанием. В 1930-е гг. была популярна теория Ж. Пиаже и Л. С.Выготского о внутренней речи как одном из этапов "внутреннегопрограммирования в процессе порождения речевого высказывания"(А. А. Леонтьев). Признаками внутренней речи считались еенезаконченность, свернутость, эмбриональность. Предполагалось,что на определенном этапе порождения высказывания существуетнечто вроде набросков, которые делают писатели в своих записныхкнижках, используя сокращения или одним им понятные значки. Однако, изучая внутреннюю речь, мы исследуем то, что неподдается исследованию. Приборы могут регистрировать лишькосвенные показатели, которые даже не являются доказательствомтого, что внутренняя речь вообще существует как нечтофеноменологически данное, как нечто, что можно ощущить припомощи органов чувств. Точно так же при изучении "быстрого сна"исследуют по косвенным данным то, феноменологический статусчего совершенно не выяснен. Внутренняя речь была введена в научную терминологию явнопо аналогии с литературой ХХ в., заинтересовавшейся процессомпорождения речи и передачей внутренних переживаний человека(см. поток сознания). Но если прав Витгенштейн и мы не можем заглянуть в душудругого человека, а можем знать о его переживаниях толькоисходя из двух критериев - его поведения и его свидетельств особственных внутренних процессах, то внутренняя речь естьсовершенная вещь в себе и советские психологи были идеалистамив традиционном смысле слова. Такая позиция, на первый взгляд, близка бихевиоризму.Однако от формулы "стимул - реакция" позиция Витгенштейнаотличается тем, что в поведенческой психологии отказ отзаглядывания в чужую душу был жесткой методологическойпредпосылкой для дальнейшего изучения психики как черногоящика. Витгенштейн же не настаивает на этом, он просто говорит,что не видит пути, каким можно было бы проникнуть в "чужоесознание" Во-вторых, из двух критериев - поведения исвидетельства - Витгенштейн, как и его ученик Н. Малкольм приизучении понятия сновидения (см.), часто отдаетпредпочтение второму. Пользуясь семиотической терминологией (см. семиотика), можно сказать, что внутренним является лишьсмысл, план выражения высказывания, а внешним - его знаковое,материальное воплощение. Доказательство невозможности И. я. - признак ориентациифилософии ХХ в. на лингвистику и семиотику. Лит.: Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л.Философские работы. - М., 1994. - Ч. 1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. - М., 1982. -Т. 2. Уиздом Дж. Витгенштейн об индивидуальном языке // Логос. -1995. - No 6.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.