Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измененные состояния сознания




ЗНАК

- минимальный носитель языковой информации. СовокупностьЗ. образует знаковую систему, или язык (см. семиотика).З. представляет собой двустороннюю сущность. С одной стороны,он материален (имеет план выражения, или денотат), с другой -он является носителем нематериального смысла (план содержания).Структуру З. удобно представлять в виде так называемоготреугольника Фреге (Готлиб Фреге - немецкий философ и логик,один из основателей логической семантики). Выглядит треугольникФреге так: * знак смысл денотат (план выражения) (план содержания) Наиболее простым языковым знаком естественного языкаявляется слово. Так, у слова "дом" смыслом будет само этопонятие "дом", а денотатом - некий абстрактный дом (условосочетания "этот дом" денотатом будет конкретный дом, накоторый указывают, говоря "этот дом"). Но знаком является также и предложение. Согласно Фреге,смыслом предложения является высказанное в нем суждение, аденотатов у предложения может быть только два - "истина" и"ложь", то есть соответствие или несоответствие высказанного впредложении суждения реальному положению вещей. Вот примеристинного знака-предложения, изображенного в виде треугольникаФреге: * знак-предложение смысл денотат (план выражения) (план содержания) Г.Фреге - немецкий философ истина А вот пример ложного знака-предложения: * знак-предложение смысл денотат (план выражения) (план содержания) Г.Фреге - французский поэт ложь Американский философ Чарлз Сандерс Пирс еще в конце ХIХ в.создал классификацию З. Он разделил их на три группы: 1. Иконические З. - такие, план выражения которых похож наплан содержания (примером может служить портрет илифотография). 2. Конвенциональные (условные) З. - такие, план выражениякоторых не имеет ничего общего с планом содержания. Этобольшинство слов любого языка. Слово "кошка" не похоже на кошкув отличие от изображения кошки. 3. Индексальные 3. - такие, план содержания которых связанс планом выражения по смежности, то есть похож, но отчасти.Примерами индексов могут служить З. дорожной сигнализации.Знак, запрещающий проезд, "кирпич" действительно напоминаетнекую преграду, но он означает не саму преграду, а инструкцию"сюда въезд запрещен". Если на щите нарисованы черные очки, тоэто означает, что здесь следует пропускать слепых. З.,представляющий собой две параллельные линии, сужающиеся к концунаподобие бутылки, означает, что дорога впереди сужается. Традиционная точка зрения структурной лингвистики,идущая от ее основателя Ф. де Соссюра, заключалась в том, чтоязыковые знаки являются конвенциональными, произвольными.Русский лингвист и семиотик Р. О. Якобсон считал, что всеобстоит сложнее. Во-первых, в языке существуютзвукоподражательные слова (междометия: "Ух!", "Хрясь!","Трах!"), которые похожи на свои планы выражения -соответствующие звуки. А поскольку от таких междометийобразуются глаголы - ухнуть, хряснуть, трахнуть (в значении"ударить"), то область неконвенциональных знаков в языкерасширяется. Кроме того, Якобсон заметил, что поройграмматические формы индексально напоминают то, что ониизображают. Так, в ряде языков положительная, сравнительная ипревосходная степени прилагательных различаются по количествубукв в сторону увеличения: белый - белее - белейший; simple(простой) - simpler (более простой), simplest - (самыйпростой). Исчерпывающая теория знака на основе современныхлингвистических и семиотических достижений так и не быласоздана, поскольку семиотика на протяжении ХХ века большеинтересовалась не самим З., а последовательностью З. - текстом(см.). Лит.: Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. - М.,1977.- Вып. 8. Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика / Под ред.Ю. С. Степанова. - М., 1983. Якобсон Р.О. В поисках сущности языка // Там же. Степанов Ю. С. Семиотика.- М., 1972.

* И *

Один из основателей американского прагматизма Уильям Джеймс писал еще в начале ХХ в.: "Наше нормальноебодрствующее сознание, разумное сознание, как мы его называем,- это не более, чем один особый тип сознания, в то время какповсюду вокруг него, отделенные от него тончайшей преградой,лежат потенциальные совсем другие формы сознания. Мы можемпрожить жизнь и не подозревая об их существовании; но стоитприменить уместный стимул, - и они появятся во мгновение ока иво всей полноте: - определенные умонастроения, которые,возможно, где-то могут быть применены и приспособлены". В середине ХХ в. наркомания и токсикомания сделалипроблематику И. с. с. более чем своевременной. Хотя И. с. с.совсем не обязательно связаны с чем-то дурным и антисоциальным,это могут быть И. с. с., вызванные какими-то экстремальнымиусловиями, например когда человек долго находится в горах или,наоборот, на подводной лодке. Это могут быть состояния послевведения наркоза, или же состояния, в которые люди вводят себясами путем различных психотехник, например йогическоймедитации. Наконец, мы каждую ночь пребываем в И. с. с. - см. сновидение. И. с. с. характеризуется, в частности, тем, что в нихизменяются язык и речь человека (ср. функциональнаяасимметрия полушарий головного мозга, виртуальные реальности,гипотеза ливгвистической относительности). Современный русский лингвист Дмитрий Леонидович Спивакразработал новую лингвистическую дисциплину - лингвистику И. с.с. О ней мы в основном и поведем речь. Д.С. Спивак заметил, что тексты, рожденные И. с. с. или,наоборот, призванные ввести человека в И. с. с., построены вязыковом отношении совершенно особым способом. Этот способисследователь назвал матричным. Простым примером матричноготекста может служить "мантра" обыкновенного аутотренинга: 1Руки тяжелеют и теплеют. 2Ноги тяжелеют и теплеют. 3Животтеплеет. 4Руки тяжелые и теплые. 5Ноги тяжелые, теплые. 6Животтеплый. 7Руки... тяжесть... тепло... 8Ноги... тяжесть...тепло... 9Живот... тепло..." Цифры наглядно дают представление о матрице этого текста: 123 456 789 Получается нечто вроде стихотворения. Вот что пишет по этому поводу автор матричной концепциитекстов про И. с. с.: "По мере освоения метода мы проходим этусхему строка за строкой, учась вызывать у себя соответствующиеощущения. Но виртуозы этого дела могут заставить зазвучать всюсхему сразу. [...] Главный ее секрет в том, что в каждойстроке, если смотреть по столбцу цифр сверху вниз, говоритсяодно и то же, но с разной гармматикой. [...] Матричный текст нерассказывает о некотором отрезке реальности, а прямо повторяетвсеми своими изгибами ее строение. При правильном чтении мыпопадаем в резонанс с этим отрезком реальности и изменяем его.Собственно, текст не читается, он исполняется, сбывается" (ср. теория речевых актов). Подобные матричные тексты встречаются и в литературе,которая, как известно, обладает большим воздействием насознание. Поэтому Д. Л. Спивак с полным правом говорит офилологии И. с. с. Так, например, матричным способом написанодин из фрагментов русского писателя ХV в. Епифания Премудрого.Д. Л. Спивак пишет: "Автор спокойно плетет (речь идет о стиле,который называется плетением словес. - В.Р.) житие, мысльдвижется тяжело и ровно, наконец он подходит к месту, где нужносказать о несказуемом, внедрить его как образец в сердцечитателя. Текст начинает набухать, топчется на месте - и вдругразламывается на слитки матрицы: "...1место то было прежде лес,2чаща, 3пустыни, 4идеже живяху заици, лисици, волци, 5иногда жеи медведи посещаху, 6другоици же и бесы обретахуся, 7туда женыне церковь поставлена бысть, 8и монастырь велик възгражденбысть, 9и инок множество съвокупися, 10и славжловие и в церкви,11и в келиях, 12и молитва непристающиа... (орфографияупрощена). Схема матрицы такова: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 "Просматривая матрицу по строкам, сверху вниз, мы видимстройное движение от дикости к культуре (поддержанноеизменением грамматики, особенно сказуемого). По строкам, слеванаправо. мы переходим от повседневного к необыкновенному. А вцелом эти четыре тройки укореняют в сознании читателя образецправильного действия, внесения порядка в мир, разобранный напримере основания монастыря". "Филология измененных состояний сознания охватываетширокий круг содержательных и необычных текстов; умениепользоваться ими - дело техники; настало время вернуть их вкруг знаний культурного человека; двери к внутренней свободевсегда открыты; в каждом поколении находятся люди, решившиевойти..." Лит.: Спивак Д. Матрицы: Пятая проза? (Филология измененныхсостояний сознания // Родник. 1990. - М 9. Сливак Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. -Л., 1989.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.