Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полифонический роман




Полифония (древнегр. poliрhonia - многоголосие) -музыкальный термин, обозначающий великий музыкальный стиль,господствовавший в Европе до середины ХVIII в. (до великогоклассицизма). В полифонии в отличие от гармонии (см. также додекафония) нет деления на мелодию и аккомпанемент, всеголоса равноправно ведут свои партии, от наложения которыхобразуется полифонический стиль - стиль мотетов, фуг иполифонических фантазий. М. М. Бахтин применил термин П. р. прежде всего ктворчеству Достоевского в книге "Проблемы творчестваДостоевского". Книга вышла в 1929 г. и практически осталасьнезамеченной. Бахтин был репрессирован (сослан в Саранск).После издания этой книги с изменениями и под названием"Проблемы поэтики Достоевского" в 1963 г. она принесла Бахтинумировую славу, сделав его одним из самых знаменитых русскихфилологов и философов советского периода. Бахтин был авангардистом в литературоведении (ср. авангардное искусство). Он придумал какое-то совершенно свое,альтернативное литературоведение (см. также карнавализация). Под П. р. Бахтин понимал тот факт, чтов отличие от других писателей Достоевский в своих главныхпроизведениях ведет все голоса персонажей как самостоятельныепартии. Здесь нет "мелодии и аккомпанемента" и, конечно, нетникакой "гармонии". Борьба и взаимное отражение сознаний и идейсоставляет, по Бахтину, суть поэтики Достоевского. Его герой,пишет Бахтин, "более всего думает о том, что о нем думают имогут думать другие, он стремится забежать вперед чужомусознанию, каждой чужой мысли о нем, каждой точке зрения нанего. При всех существенных моментах своих признаний онстарается предвосхитить возможное определение и оценку егодругим, угадать смысл и тон этой оценки и старается тщательносформулировать эти возможные чужие слова о нем, перебивая своюречь воображаемыми чужими репликами". Вот пример полифонического проведения идеи в романе"Преступление и наказание": Раскольников еще до начала действияромана опубликовал в газете статью с изложением теоретическихоснов своей идеи. Достоевский нигде не излагает этой статьи вмонологической форме. Мы впервые знакомимся с ее содержанием[...] в напряженном и страшном для Раскольникова диалоге сПорфирием [...). Сначала статью излагает Порфирий, и притомизлагает в нарочито утрированной и провоцирующей форме. Этовнутреннее диалогизированное изложение все время перебиваетсявопросами, обращенными к Раскольникову, и репликами этогопоследнего. Затем свою статью излагает сам Раскольников, всевремя перебиваемый провоцирующими вопросами и замечаниями[...]. В результате идея Раскольникова появляется перед нами винтериндивидуальной зоне напряженной борьбы несколькихиндивидуальных сознаний, причем теоретический статус идеинеразрывно сочетается с последними жизненными позициямиучастников диалога". При этом неотъемлемой чертой П. р. Бахтин считает то, чтоголос автора романа не имеет никаких преимуществ перед голосамиперсонажей. Особенно это заметно, когда Достоевский вводитрассказчика, принимающего участие в действии на правахвторостепенного персонажа ("хроникер" в "Бесах"). Другая особенность поэтики П. р. - герои, обрастая чужимиголосами, приобретают идеологических двойников. Так, двойникамиРаскольникова являются Свидригайлов и Лужин, двойникамиСтаврогина - Кириллов и Шатов. Наконец, Бахтин противопоставляет П. р. Достоевскогомонологическому роману Л. Н. Толстого, где автор являетсяполновластным хозяином своих персонажей, а они - егомарионетками. Не боясь преувеличения, можно сказать, что всямодернистская проза ХХ в. выросла из Толстого и Достоевского,либо беря линию одного из них (так, Джеймс полифоничен, а Прустмонологичен), либо парадоксальным образом их сочетая, как этоимеет место в творчестве Томаса Манна и Фолкнера. В "Волшебной горе" Т. Манна Ганс Касторп постояннопребывает в "интеривдивидуальной зоне" своих "герметическихпедагогов" - Сеттембрини и Нафты, Клавдии и Перекорна, Беренсаи Кроковского. Но при этом авторитарность чисто толстовскогоавторского голоса здесь тоже очевидным образом присутствует. В "Докторе Фаустусе" полифонический тон задаетфигура рассказчика Серенуса Цейтблома, который в процессенаписания биографии своего друга, гениального композитораЛеверкюна, находится с ним в отношениях напряженной полемики.Прямой отсылкой к П. р. Достоевского ("Братьям Карамазовым")является диалог Леверкюна с чертом, где герой хочет убедитьсебя в нереальности собеседника, "интериоризировать" диалог,превратить его во внутреннюю речь и тем самым лишитьистинности. Особая "редуцированная полифония" присутствует в прозеФолкнера, особенно в романе "Шум и ярость" и трилогии оСноупсах ("Деревушка", "Город", "Особняк"). "Шум и ярость"представляет собой композицию из четырех частей, каждую изкоторых ведет свой голос - трое братьев Компсонов и (последнюючасть) автор. В трилогии о Сноупсах голоса получают попеременно"простаки" Чик Малиссон и В. К. Рэтлиф и утонченный ГэвинСтивенс. При этом в обоих романах одно и то же содержаниепередается разными лицами по-разному (ср. также событие). Концепция П. р. Бахтина (см. также карнавализации)философски чрезвычайно обогатила отечественное и западноелитературоведение, превратила его из скучной описательнойфактографии в увлекательную интеллектуальную языковуюигру (см.). Лит.: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1963. Бахтии М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1976. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

"ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ"

- роман Оскара Уайльда (1891). Несмотря на то что этотроман написан в конце ХIХ в., он по своей проблематике иидеологии целиком принадлежит ХХ в., а по художественному языку- европейскому символизму, а тем самым модернизму и неомифологизму. Кроме того, в этом произведениивпервые поставлена проблема соотношения текста и реальности какпроблема энтропийного времени (см.). В концепциикультуры ХХ в., развиваемой на страницах этого словаря, "П. Д.Г." играет в культуре ХХ в. едва ли не меньшую роль, чем,например, "Доктор Фаустус" Томаса Манна. Напомним вкратце сюжет романа. Художник БэзилХоллуорд написал замечательный портрет молодого и знатногокрасавца Дориана Грея. Художник столько души вложил в этотпортрет, что не хочет его нигде выставлять и дарит Дориану. Вэтот момент появляется университетский друг художника лордГенри, циник и имморалист, воспевающий "новый гедонизм",человек, который "всегда говорит безнравственные вещи, ноникогда их не делает". Он сетует на то, что красота ДорианаГрея скоро потускнеет, а портрет всегда будет напоминать ему оего молодости. Риторика лорда Генри так заразительна, что Грейв отчаянии: пусть лучше старится портрет, а он остается вечномолодым. Лорд Генри начинает играть огромную роль в антивоспитанииГрея, ориентируя его на эстетизм, гедонизм и легкое отношение кнравственности. Грей влюбляется в красивую, но бедную девушку, актрисумаленького театрика Сибилу Вэйн. Однако когда она, охваченнаялюбовью к Дориану, не хочет и не может изображатьнесуществующие чувства на сцене - начинает плохо играть, он безсожаления расстается с нею, наговорив ей жестоких слов. Сибилакончает жизнь самоубийством, а Грей, случайно взглянув напортрет, замечает, что портрет изменился - на губах появиласьжесткая складка. Итак, его желание сбылось - отныне портретстанет его совестью, он будет стареть, а Дориан останется вечномолодым. Вдохновленный лордом Генри и прочитанным по его советуРоманом Гюисманса "Наоборот", Дориан Грей пускается во всетяжкие. Он ведет самый беспутный и безнравственный образ жизни,какой только можно себе представить, и лишь его обаяние истранно не меркнущая с годами красота заставляют общество неотвернуться от него, хотя о нем идет много пересудов. Проходятдесятилетия, но он остается молодым и прекрасным, меняется лишьего портрет, становясь все безобразнее, но об этом никто незнает, кроме самого Грея; он тщательно спрятал портрет вукромной комнате своего дома. Художник Бэзил приходит увещевать Дориана. Тот показываетему портрет, а затем в приступе гнева убивает художника.Портрет становится еще ужаснее. Погружаясь все больше в безднупорока, Грей не может остановиться. На портрете он выглядит ужеотвратительным стариком. В припадке ярости Грей бросается напортрет с ножом, но убивает тем самым себя, превращаясь в трупомерзительного старика, тогда как на портрете восстанавливаетсяоблик прекрасного юноши. Обратимся теперь к мифологическим реминисценциям романа.Прежде всего, Дориан Грей наделяется целым рядом прозвищ,именами мифологических красюцев - Адонис, Парис, Антиной,Нарцисс. Последнее имя подходит к нему, конечно, более всего. В мифе о Нарциссе говорится, что прорицательТиресий предсказал родителям прекрасного юноши, что тот доживетдо старости, если никогда не увидит своего лица. Нарциссслучайно смотрит в воду, видит в ней свое отражение и умираетот любви к себе. Дориан Грей влюблен в свое "второе я" портрет, подолгусмотрит на него и даже целует его. В конце романа, когдапортрет заменяет его, Грей все больше и больше влюбляется всвою красоту и, не выдержав красоты своего тела и, поконтрасту, омерзительности своей души, которую ему показываетпортрет, по сути кончает собой, умирает, как Нарцисс, от любвик себе. Другой не менее важный миф, который используется всюжетном построении романа, это легенда о том, как Фауст продалдушу дьяволу за вечную молодость. В роли искусителя выступаетлорд Генри. Он стращает Дориана картинами безобразия его тела,когда оно постареет. Тогда-то Дориан и говорит сакраментальнуюфразу: "- Как это печально! - пробормотал вдруг Дориан Грей, всееще не отводя глаз от своего портрета. - Как печально! Ясостарюсь, стану противным уродом, а мой портрет будет вечномолод. Он никогда не станет старше, чем в этот июньский день...Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, ая навсегда остался молодым! За это... за это я отдал бы все насвете. Да, ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это! (подчеркнуто мной. - В.Р.)". Так и получается: Дориан становится вечно молодым"отродьем Дьявола", как называет его проститутка в порту, апортрет гнусно стареет. Попробуем теперь разобраться, что все это означает с точкизрения концепции энтропийного времени (см.). Свойствофизического времени - необратимость, связанная с накоплениемэнтропии, распада, хаоса, как показал современник ОскараУайльда великий австрийский физик Людвиг Больцман. В романемного раз изображается этот процесс энтропийного разложениятела. Энтропийному времени противостоит семиотическое время,который исчерпывает, уменьшает энтропию и тем самым увеличиваетинформацию. Текст с годами молодеет, так как он обрастает все большимколичеством информации. В этом одна из важнейших мемориальныхфункций культуры: если бы не сохранялись тексты о прошлом, мыбы ничего не знали о наших предках. В романе Уайльда текст и реальность меняются местами.Портрет приобретает черты живого организма, а Дориан становится текстом. Происходит это потому, что в романе заложенаидеология панэстетизма, которой живут его герои. Именно конецХIХ в. и начало ХХ в. связаны с протестом позитивногофизического времени против второго начала термодинамики (см. время). Протест этот выражался даже в самойстатистической термодинамике Больцмана, им наполнена философияНицше, Вагнера, Шпенглера, Бердяева. Это возврат ксредневековой философии истории Блаженного Августина, на местоэнтропии ставившего порок. Не случайно Дориан Грей влюблен не столько в актрисуСибилу Вэйн, а в те роли (тексты), которые она играет, -Джульетту, Розалинду, Имоджену. Он сам - музыкант и страстнолюбит все прекрасное. Коллекционирует предметы древнегоискусства. Это - декадентский вариант мифологемы Достоевского отом, что красота спасет мир. Красота губит личность, потому чтоэто не настоящая красота, а дьявольская, что показываетпортрет, который хранится у Дориана Грея. За сделку с дьяволомнадо расплачиваться. Вся история, происшедшая с Дорианом Греем,- это дьявольское наваждение: убитый, Грей становится такимбезобразным, каким и должен быть, а портрет вновь превращаетсяв текст - равновесие восстанавливается. Лит.: Руднев В. Текст и реальность: Направление времени вкультуре //Wiener slawistischer Almanach, 1986. - В. 17. Руднев В. Морфология реальности: Исследование по "философиитекста". - М., 1996.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.