Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Царствование Соломона




КНИГИ ЦАРСТВ

 

В Третьей и Четвертой книгах Царств продолжается повествование,

начатое в книгах Самуила (в Первой и Второй книгах Царств): излагается

история со времен царствования Соломона до начала вавилонского плена.

Септуагинта объединяет книги Самуила и книги Царств, называя их Третьей и

Четвертой книгами Царств. Вульгата сохраняет это деление: Первая и Вторая

книги Царств соответствуют еврейским книгам Самуила и Первой и Второй

книгам Царей (в изданиях Вульгаты Первая и Вторая книги Царств

соответствуют Первой и Второй книгам Царей в еврейском издании).

Хотя книги Царств относят к "историческим", главное в них - не

достоверное и систематическое изложение исторических событий, а сугубо

культовые цели. Авторы этих книг стремились показать, что судьба страны

всегда зависела от того, насколько последовательно выполнялись царями и

народом законы завета. Характеристика отдельных царей полностью зависит от

их отношения к культу Яхве. Одной из целей этих книг следует считать

попытку доказать законность династии Давида, которая находится под защитой

самого Яхве и с которой связаны дальнейшие его планы.

Неизвестный автор (авторы) книг использовал различные письменные

источники и устные предания. На существование.письменных источников

указывают отсылки к "Книге дел Соломоновых" (3 Цар. 11:41), "Летописи царей

Израильских" (3 Цар. 14:19), "Летописи царей Иудейских" (3 Цар. 14:29).

Книги Царств были написаны перед вавилонским пленением или же в первые

его годы.

 

 

 

Давид процарствовал сорок лет. Когда ему исполнилось семьдесят лет, он

уступил трон Соломону, завещав ему отомстить всем врагам. После этого умер

и был похоронен в Иерусалиме, "городе давидовом".

Соломон царствовал с 970 по 931 г. до н. э., но власть его окрепла

лишь после того, как он жестоко расправился со своими врагами. Он казнил

Адонию и Иоава, изгнал священника Авиафара, а затем принялся за укрепление

страны.

В начале своего царствования Соломон во сне "встретился" с Яхве и

испросил у него мудрости. Яхве исполнил просьбу царя, добавив, что тот

станет обладать непомерным богатством и славой, если будет соблюдать

божественные законы. Впоследствии о времени царствования Соломона

вспоминали как о "золотом веке". Мудрость Соломона вошла в легенды, ему

приписывались многие мудрые высказывания и даже целые книги.

Особой известностью пользовались приговоры царя. Однажды к нему пришли

две женщины, которые жили по соседству и одновременно родили детей. Ребенок

одной из них ночью умер, и, заметив это, она потихоньку подложила его

соседке, а себе забрала живого. Вторая мать лишь утром заметила подмену.

Напрасно она умоляла о возвращении своего ребенка, мать мертвого младенца

твердила: "Нет, твой сын мертвый, а мой живой". Они предстали перед царем.

Тот приказал рассечь ребенка на две половины, одну отдать матери, а другую

второй женщине. Тогда настоящая мать сказала царю, что она согласна, чтобы

ребенка отдали другой женщине, только бы не умерщвляли его, другая же

говорила: "Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите". Так узнал царь

правду и велел отдать ребенка настоящей матери (Соломоново решение).

С мудростью Соломона связывается его миролюбивая внешняя, а также

внутренняя политика, направленная на расцвет экономической жизни страны.

Соломон не воевал, а заключал выгодные династические браки, что

способствовало урегулированию отношений с соседними государствами. Он

занялся сухопутной и морской торговлей в Средиземном море, игравшей

значительную роль в развитии экономики страны. К тому же он получал

значительные доходы, наладив сбор налогов с населения. "Царь Соломон

превосходил всех царей земли богатством и мудростью. И все цари на земле

искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил бог в

сердце его" (3 Цар. 10:23). Богатство и мудрость Соломона привлекли

внимание и южноаравийской царицы Савской.

Соломон известен как царь-строитель. Он построил для себя великолепный

дворец с колоннадой, тронным залом и судилищем. Такой же дворец он воздвиг

для своей жены, дочери фараона.

В четвертый год своего царствования Соломон приступил к строительству

храма. Необходимые строительные материалы и мастеров он получил от Хирама,

царя Тирско-го, который в качестве платы за это запросил хлеб и оливковое

масло. Храм был построен из камня, внутренние стены его были облицованы

ливанским кедром и богато инкрустированы золотом. Состоял он из притвора,

алтаря и святое святых, а также боковых пристроек. В святое святых стоял

ковчег, над которым возвышались два огромных херувима. Храмовая утварь

изготовлялась из золота, серебра и бронзы. Храм служил жилищем Яхве и

местом приношения жертв. Когда он был построен, Яхве занял новое жилище.

"Тогда сказал Соломон: Яхве сказал, что он благоволит обитать во мгле; я

построил храм в жилище тебе, место, чтобы пребывать тебе во веки" (3 Цар.

8:12). Строительство храма и назначение первосвященником сторонника

Соломона Садока свидетельствовали о том, что власть Соломона

распространялась и на религиозный культ.

Соломон вел строительные работы и вне Иерусалима. Он укрепил стены

ханаанских городов, на торговых путях в Месопотамию и Египет построил

конюшни со стойлами для лошадей, сараями для ловозок, открыл новые копи.

Для сооружения храма, дворцов, городских стен требовалось много

рабочей силы, поэтому Соломон ввел принудительный труд, который, вероятно,

распространялся на исконных жителей Ханаана, хотя положение северных племен

было не лучшим.

Царствование Соломона не было безоблачным. Блестящий двор, громадные

строительные работы легли тяжким бременем на население. Тот факт, что

Соломон включился в международную торговлю, свидетельствовал о быстром

процессе имущественной дифференциации. В конце царствования Соломона

накопленными благами пользовалась лишь незначительная часть населения,

народ становился все беднее, страдая от непосильных налогов.

Авторы Библии видят причину всех бед в том, что Соломон, отвернувшись

от Яхве, потерял мудрость, которая была свойственна ему в начале правления.

У Соломона было семьсот жен и триста наложниц, многие из них были

чужеземками, поклонявшимися своим богам. Соломон возвел капища этим богам.

Народ и пророки считали причиной всех бед попустительство Соломона и

распространение чужих культов. Особенно недовольны были северные племена.

Ефремля-нин Иеровоам, по наущению пророка Ахии, восстал против царя. Тот

разорвал свою одежду на двенадцать частей и десять дал Иеровоаму в знак

того, что десять племен поддержат его мятеж. Соломону удалось предотвратить

мятеж Иеровоама, который вынужден был бежать в Египет.

Итак, Соломону удалось превратить полученную в наследство от Давида

страну в цветущее государство. При этом он, как и прочие азиатские деспоты,

возложил на плечи народа непомерные повинности, не учитывая особенности

племенной организации общества. Быстрыми темпами шел процесс имущественного

расслоения. Появилась новая, постоянно обогащающаяся, ведущая роскошный

образ жизни прослойка приближенных к царю людей, в то же время положение

народа, страдавшего под бременем непосильных налогов, постоянно ухудшалось.

Тяжкие социальные противоречия обострили вражду между северными и южными

племенами, что в конечном итоге привело к расколу страны на две части. К

этому же времени относятся выступления пророков, решительно осуждавших

социальную несправедливость и бичевавших культы многочисленных богов,

служение которым требовало все новых и новых средств и еще больше разоряло

народ. Их слова находили отклик, чему способствовали не только традиционные

разногласия между племенами, но и то обстоятельство, что в Израильском

царстве, как и в других восточных деспотиях, царь и священнослужители не

владели значительными землями. Эта классовая прослойка оставалась

сравнительно неразвитой, так что протест против царской и аристократической

власти было нелегко подавить.

После смерти Соломона страна распалась на две части: северную и южную

(931 г. до н. э.). В Библии северная часть именуется Израилем (со столицами

Сихем, Фирца, Самария), а южная - Иудеей (со столицей Иерусалим). Название

южной части страны связано с тем, что большинство ее жителей происходило из

племени Иуды, цари также вели родословную из этого колена, то есть из

династии Давида.

 

 

РАЗДЕЛЕНИЕ НА ДВА ЦАРСТВА И ПАДЕНИЕ ИЗРАИЛЯ

 

После смерти Соломона на царский престол вступил его старший сын

Ровоам, который легко завоевал власть в южной части страны. В Сихеме был

созван совет, на котором появился изгнанный Соломоном и враждебно

настроенный по отношению к племени Иуды ефремлянин Иеро-воам.

Присутствующие потребовали от Ровоама не следовать примеру отца, облегчить

положение северных племен, сняв с них непомерные повинности. Тот отверг эти

притязания. Это привело к тому, что десять северных племен, отказавшись

признать власть Ровоама, выбрали царем Иеровоама. Так страна раскололась на

две части, которые начали враждовать между собой. Иеровоам попытался

отделиться от южного царства и в религиозном отношении, отвергнув культовый

центр в Иерусалиме, где находился ковчег завета. Он построил новые

святилища: один в Вефиле, другой в Дане, установил в них двух золотых

тельцов и поклонялся им как богу Яхве. Поступок Иеровоама вызвал нарекания

пророков, которые, по законам Моисея, запрещали изображение Яхве. Пророк

Ахия, который ранее предсказывал царство Иеровоама, заявил о грядущем

падении династии.

После раскола страны между двумя царствами в течение шестидесяти лет с

переменным успехом шла война. Сын и наследник Ровоама Авия вторгся в

северную часть страны и захватил Вефиль и его окрестности. Хотя пророки

требовали уничтожения идола, он оставил золотого тельца в

неприкосновенности.

Уничтожил золотых тельцов в Иудее его сын Аса. Во времена Асы Израиль

постоянно угрожал Иудее, которая сохраняла свою самостоятельность лишь с

помощью сирийских войск.

Первый период существования двух царств (931 - 841 гг. до н. э.)

характеризовался братоубийственными войнами, заговорами и мятежами. Вааса,

уничтожив семью Иеровоама в Израиле, силой присвоил себе царскую власть.

Против его сына восстал один из военачальников Замврий, но его правление

длилось всего лишь неделю, так как еще один военачальник, по имени Амврий,

захватил власть и провозгласил себя царем. Во времена междоусобиц и распрей

в обоих царствах распространялись чужеземные культы. Так, в царствование

Ахава в Израиле официально признанным богом стал древнехана-анский Ваал,

которому поклонялась жена Ахава Иезавель. Против культа Ваала, как

говорилось в Библии, восстали пророк Илия и его ученик Елисей, которые

взяли под защиту культ Яхве.

Во второй период существования двух царств (841 - 721 гг. до н. э.)

над ними нависла угроза со стороны Ассирии. В эти годы она достигла высшего

могущества, стала ведущей державой в Передней Азии и начала вести

захватническую политику. Ее целью было завоевание Египта. Путь в Египет из

земель, расположенных между Тигром и Евфратом, вел через Ханаан.

Вначале Израиль с выгодой использовал захватническую политику Ассирии.

Правда, он стал ее данником, но зато во время царствования Иоаса

израильтяне одержали победу над Сирией и в царствование сына Иоаса

Иеровоама II присоединили ее территории.

Царствование Иеровоама II было временем расцвета Израиля, оживилась

торговля, успешно развивалась хозяйственная жизнь страны. Но тем быстрее

шло классовое расслоение, небольшая группа богачей нещадно эксплуатировала

израильский народ. Пророки, чей авторитет особенно возрос в эти годы,

поднимали свой голос против социальной несправедливости (Амос, Осия).

Они выступали против чужеземных культов, против поклонения золотым

тельцам в Вефиле, объясняя, что все беды народные происходят из-за измены

истинному богу Яхве. Они утверждали, что если бы удалось спасти культ Яхве,

то исчезла бы социальная несправедливость. Израилю перестала бы угрожать

опасность извне. В противном случае, предрекали пророки, страну ожидает

жестокая война и страшное поражение.

В этих условиях в Израиле начали возникать различные группировки. Одна

из них предлагала оградить страну от ассирийцев путем выплаты

соответствующей дани, другая видела выход в вооруженном сопротивлении

Ассирии. В период правления царя Факея усилились позиции сторонников

вооруженного сопротивления, был заключен союз с Дамаском и с другими

мелкими царствами против Ассирии, предполагалось заключить союз и с Иудеей.

Ахаз, царь Иудеи, отказался от союза с Израилем. Тогда Факей и сирийский

царь пошли войной на Иудею. Видя отчаянное положение своего народа, Ахаз

послал послов к ассирийскому царю Тиглатпаласару III, прося его о помощи. А

тот воспользовался случаем, захватил Дамаск и вторгся в пределы Израиля. В

721 г. до н. э. другой ассирийский царь - Саргон II захватил столицу

северной части страны Самарию. Израиль потерял самостоятельность. Население

страны было переселено в различные районы Ассирии, а на их место привезены

поселенцы из Ассирии. Переселенцы из Израиля быстро ассимилировались с

местным населением, а оставшиеся на родине породнились с пришельцами.

Появившийся в результате смешения народ стал называться самаритянами.

Самаритяне поклонялись Яхве и другим богам и, хотя придерживались в

основном Закона Моисея, все же отошли от иудейского культа. Раскол

сопровождался взаимной ненавистью, евреи и самаритяне не вступали в

контакты друг с другом. Пророки Исайя и Михей критиковали царя Ахаза,

который воородил древние ханаанские культы, воздвиг капище с вечным огнем в

честь Молоха и даже ввел человеческие жертвоприношения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.