Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические положения




Формирование инвестиционной стратегии предприятия.

КОМПЛЕКСНЫЕ СИТУАЦИИ И ЗАДАНИЯ

Учебная цель: изучение подходов к формированию инвестиционной стратегии предприятия.

Инвестиционную стратегию можно представить как генеральный план действий в сфере инвестиционной деятельности, определяющий приоритеты ее направлений и форм, характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализации долгосрочных инвестиционных целей, обеспечивающих предусмотренное общее развитие организации.

Процесс разработки инвестиционной стратегии включает следующие этапы:

1. Изучение базовой стратегии развития предприятия, а также прочих функциональных стратегий с целью изучения инвестиционных намерений.

2. Исследование факторов внешней инвестиционной среды и конъюнктуры инвестиционного рынка.

3. Исследование внутренней среды предприятия, характеризующей его инвестиционную деятельность.

4. Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности.

5. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегических направлений и форм инвестиционной деятельности.

6. Определение стратегических направлений формирования инвестиционных ресурсов.

7. Формирование инвестиционной политики по основным аспектам инвестиционной деятельности.

8. Разработка инвестиционных программ и прочих организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации инвестиционной стратегии.

9. Контроль реализации и оценка результативности инвестиционной стратегии.

Можно выделить следующие подходы к обоснованию стратегических направлений инвестиционного развития предприятий:[15]

1. Модель жизненного цикла продукта /предприятия.

2. Портфельная матрица Бостонской консультативной группы (Boston Consulting Group Business Portfolio Matrix).

3. Портфельная матрица Мак Кинзи (Mc Kinsey – GE Portfolio Matrix).

4. Модель Чарльза Хофера (Hofer’s Product/Market Evolution Matrix).

5. Инвестиционный GAP-анализ.

Модель жизненного цикла позволяет установить, на каком этапе целесообразнее осуществлять крупномасштабные долгосрочные инвестиции. Принято считать, что объем реализации конкретного вида продукции колеблется в пределах отдельных этапов жизненного цикла (развитие, активный рост, умеренный рост, насыщение и спад). Подразделение на эти этапы в некоторой степени условно.

На этапе развития фирма пытается занять свое место в данной отрасли и подготавливает условия для расширения своей рыночной доли. На этот период приходится наибольший объем капиталовложений. Возможность расширения и поддержания преимущественного положения на рынке служит сильным стимулом для осуществления инвестиций. Как правило, в период активного роста продаж наблюдается появление значительного числа конкурентов, которых привлекают прибыльные характеристики новой сферы деятельности. Умеренный рост характеризуется определенным равновесием спроса и предложения, вызванного усилением конкуренции.

Инвестиции, направленные на совершенствование технологического процесса и модернизацию ведущего оборудования, будут поддерживать конкурентные преимущества фирмы в ожидании фазы насыщения (зрелости). Если коммерческая организация в период умеренного роста не определит стратегию своего развития (выбор стратегии в немалой степени зависит от накопленного производственно-экономического потенциала), то на следующем этапе это может привести к резкому снижению продаж, а в худшем варианте к банкротству, поскольку в период насыщения рынка наблюдается наибольший уровень конкуренции. Контроль за издержками и поддержание высокой эффективности использования производственных ресурсов наиболее важны в период спада реализации продукции. Менеджеры предприятия при разработке стратегии долгосрочного инвестирования должны точно спланировать объемы капиталовложений на каждом этапе жизненного цикла выпускаемых товаров, при этом необходимо безошибочно определить виды и направления воспроизводства основных фондов.

Нахождение оптимального направления использования средств финансирования долгосрочных инвестиций с помощью матрицы БКГ (рис. 10)

Рис. 10. Матрица БКГ: стратегия долгосрочного

инвестирования

В качестве альтернативного подхода на практике может использоваться модель GE/McKinsey (рис.11). Рис. 11 демонстрирует, что модель GE/McKinsey выделяет три типа стратегических позиции: первый тип — победитель; второй тип — промежуточный; третий тип — проигравший. Согласно модели, первому типу бизнесов устанавливается высокий приоритет для инвести­рования, второму типу — средний, а третьему — низкий.

Рис.11. Стратегические указания по позициям модели GE/McKinsey

 

Модель Чарльза Хофера объединяет положительные стороны как матрицы БКГ, так и кривой жизненного цикла продукта. Данная модель отражает положение предприятия, специализирующегося на выпуске конкретного вида продукции в одной из пяти фаз жизненного цикла продукта. Вместе с этим оценивается эффективность хозяйственной деятельности с позиции конкурентоспособности фирмы в данной отрасли (рис.12).

 

 

Рис.12. Матрица Хофера

 

Метод анализа GAP разработан в Стэнфордском исследовательском институте в Калифорнии. Инвестиционный Gap-анализ заключается в нахождении той разницы, которая существует между нынешней тенденцией развития организации и потенциально возможным путем ее развития. Ключевой вопрос Gap-анализа можно поставить следующим образом: какую стратегию должна избрать организация, чтобы активизировать свою деятельность? На основании Gap-анализа из четырех возможных стратегий избирается оптимальное направление инвестиционной деятельности.

Шаги анализа:

1) предварительное формулирование целей деятельности на год, 3 года, 5 лет;

2) прогноз динамики нормы прибыли в увязке с установленными целями для существующих предприятий;

3) установление разрыва между целями и прогнозами;

4) определение альтернатив осуществления инвестиций для каждого предприятия и прогноз результатов;

5) определение общих альтернативных конкурентных позиций для каждого предприятия и прогноз результатов;

6) рассмотрение инвестиций и альтернатив ценовой стратегии для каждого предприятия;

7) согласование целей стратегии каждого предприятия с перспективами портфеля в целом;

8) установление разрыва между предварительными целями деятельности и прогнозом для каждого предприятия;

9) уточнение профиля возможных приобретений новых предприятий;

10) определение ресурсов, необходимых для таких приоб­ретений, и характера их возможного влияния на имеющиеся в портфеле предприятия разработки;

11) пересмотр целей и стратегии существующих предприятий в целях создания этих ресурсов.

Подобный анализ может проводиться как группой предпри­ятий, так и отдельными предприятиями.

Инвестиционный Gap-анализ предполагает построение графика (рис. 13) с использованием двух важнейших переменных – деньги и время. Суть построения графика заключается в том, чтобы спроецировать нынешнюю тенденцию развития в будущее, а также найти способы оптимизации этой тенденции.[16]

Основными переменными данной графической модели являются период (Т) и ожидаемая инвестиционная отдача (эффект, S). Показатель Т0 характеризует нынешний, современный период развития организации, а линия a – тенденцию стратегического развития организации, экстраполированную на основе предыдущих результатов деятельности. Линия а стремится к инвестиционному эффекту S0, стратегическому периоду Т11 – как минимум, пятилетний период), то есть к тому сроку, когда реализация стратегической инвестиционной программы должна быть завершена.

Компания, функционирующая в условиях внутренней инвестиционной закрытости, в лучшем случае обречена на относительно стабильное положение на рынке. Лидерства на рынке и роста компании можно добиться только с помощью инвестиционных способов активизации (на графике обозначены соответственно буквами c, d, e, f), соединяющих нынешнюю тенденцию развития организации с потенциальным, возможным путем ее роста.

Рис. 13. Графическая модель инвестиционного Gap-анализа

Линия b отражает ту тенденцию, которая произойдет в случае инвестиционных вливаний в ту или иную сферу деятельности организации. При этом существует четыре основных направления инвестиционной деятельности, которые позволяют эту тенденцию осуществить. Четыре стратегических направления инвестиционной деятельности различаются сразу по нескольким параметрам:

· длительность ожидания базового инвестиционного эффекта;

· величина требуемых первоначальных и предполагаемых последующих вложений;

· степень риска и вероятность достижения стратегической инвестиционной цели (SGI – Strategic Goal of Investment);

· оптимальный ожидаемый инвестиционный эффект.

Показатель Gap означает ту разницу, которую можно компенсировать четырьмя основными способами:

1. Инвестиционная стратегия оптимизации (на графике обозначена как c). В случае использования данного способа реализации стратегии компания инвестирует дополнительные средства в оптимизацию ныне существующих товаров (услуг).

2. Инвестиционная стратегия инновации (на графике обозначена как d): компания инвестирует средства в приобретение новых технологий, разработку новых товаров (услуг).

3. Инвестиционная стратегия сегментирования (на графике обозначена как e): компания инвестирует финансовые ресурсы с целью охвата новых рынков.

4. Инвестиционная стратегия диверсификации (на графике обозначена как f): наиболее дорогостоящий и рискованный способ реализации стратегии, заключающийся во вложении значительных средств в расширение объектов деятельности, номенклатуры продукции и др.

Задание

1. Предложите рекомендации по формированию инвестиционной стратегии на основе построенной на практическом занятии № 7 матрицы McKinsey.

2. Изучите порядок проведения инвестиционного GAP-анализа и ответьте на вопросы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.