КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическое обследование
Алалия – нарушение речи у детей при сохранности слуха и отсутствии органического поражения интеллекта. Различают моторную, при которой сохраняется понимание речи, но нарушена ее произносительная сторона и сенсорную, при которой отсутствует понимание речи и нарушается ее произносительная сторона. Причина алалии – органическое повреждение речевых зон коры головного мозга до овладения речью. Акалькулия – нарушение способности к счету, которое возникает вследствие недоразвития или очагового поражения теменно-затылочных областей коры левого полушария головного мозга. ГЛОССАРИЙ Абилитация – применение комплекса мер медицинского, социального и образовательного характера с целью развития аномального ребенка до наивысшего уровня его функциональных возможностей. Акцентуация – преувеличенное, но в рамках психологической нормы развитие черт или особенностей субъекта. Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами. Аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, погружением в себя, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями головного мозга. Гипертимия – чрезмерная эмоциональность, возбудимость. Гипокинезия – снижение двигательной активности. Глухота – стойкое нарушение слуха, при котором оказывается невозможным восприятие речи окружающих и самостоятельное овладение речью. Дактиль ( дактильная азбука) – специфическая форма изображения букв посредством изменения положения пальцев правой руки.
Дебильность – легкая степень умственной отсталости. Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Дефицитарность – недостаточность анализаторных систем. Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей, гиперкинезы). Дизартрия – нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизонтогения – порок развития, который затрудняет полноценное психосоциальное развитие ребенка. Дисграфия – нарушение письма, выражающееся в замене букв, в пропуске и перестановке букв и слогов, в слиянии слов, может быть связано как с недоразвитием устной речи и недоразвитием фонематического слуха, так и с поражением коры головного мозга. Дислалия – нарушение произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Различают механическую и функциональную дислалию. Дислексия – нарушение способности читать, которое наступает вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Дистимия – нарушение н6астроения, характеризующееся общей подавленностью. Дисфония – расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата. Жестовая речь – самостоятельная форма речи, возникающая у глухого человека как возможность реализации его потребности в общении и включающая мимику, жесты и пантомимику. Задержка психического развития (ЗПР) – особый тип аномалии, проявляющийся в замедлении темпа психического развития ребенка. Заикание – нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.
Идиотия – наиболее глубокая степень умственной отсталости, характеризующаяся невозможностью адекватного осмысления действительности и отсутствием речи. Имбецильность – умеренная степень умственной отсталости, допускающая ограниченное овладение речью и обучение ребенка навыкам самообслуживания. Компенсация – возмещение, выравнивание, развитие нарушенных функций или перестройка всей познавательной деятельности с использованием сохранных функций для замещения нарушенных. Коррекция – совокупность педагогических, психологических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка. Логопедия – отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи, а также методы и приемы коррекции различных нарушений речи у нормально развивающихся детей. Мутизм – отсутствие речи при сохранном слухе. Олигофрения – форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате органического поражения коры головного мозга на ранних этапах развития ребенка. Олигофренопедагогика – отрасль коррекционной педагогики (дефектологии), разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и коррекции развития умственно отсталых детей. Осложненный дефект – сочетание одного существенного психофизического нарушения с другим нарушением, выраженным в слабой степени. Перцепция – непосредственное отображение действительности органами чувств. Психокоррекция – направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии. Психопатии – аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, характеризующиеся тотальностью и стабильностью проявлений и социальной дезадаптацией их носителя. Реабилитация – восстановление пригодности, система медико-психолого-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Ретардация – задержка, отставание в развитии.
Ринолалия – нарушение произношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения речевого аппарата. Слепота – полное отсутствие зрительных ощущений или сохранившееся светоощущение, либо остаточное зрение (максимальная острота 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками). Сложные нарушения развития – сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Социальная адаптация – приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. Сурдопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения, развития слухового восприятия и коррекции произношения детей с нарушениями слуха: глухих и слабослышащих. Тератогены – болезни или вещества, влияющие на формирование плода и способные вызвать неблагоприятные для его дальнейшего развития изменения. Тифлопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и коррекции детей с нарушениями зрения: слепых и слабовидящих. Тифлосурдопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы изучения, воспитания, обучения и развития лиц с одновременным нарушением зрения и слуха. Тугоухость – такое поражение слуха, которое затрудняет процесс восприятия речи окружающих и препятствует полноценному самостоятельному овладению речью. Может быть выражена в разной степени: от незначительной, проявляющейся в минимальных речевых отклонениях; до тяжелой, граничащей с глухотой, и делающей речь ее носителя неразборчивой для окружающих. Церебральный – мозговой. Циклотимия – нарушение настроения, характеризующееся циклическими колебаниями настроения от выражено повышенного до субдепрессивного. Умственная отсталость – стойкое непреодолимое нарушение познавательной деятельности в результате врожденного или рано приобретенного органического поражения коры головного мозга. Эхолалия – повторение слов и фраз других людей без осознания их содержания.
Рекомендуемая литература:
1. Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейропсихологии и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия,1994,- 214с. 2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 224 с. 3. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: кн. для учителя. – М., 1988. – 129с. 4. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972. –143с. 5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.- 480 с. 6. Выготский Л.С. Собрание сочинений Т. 5 Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с. 7. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., Академия,1999. – 278 с. 8. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / К.С.Лебединская и др. – М.: Просвещение, 1989. – 95 с. 9. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие. /Автор-составитель Н.Д. Шматко. – М.: «Аквариум ЛТД», 2001. – 128 с. 10. Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухих детей: Сб. науч. тр. / под ред. В.Н. Чулкова и др. – М.: изд. АПН СССР, 1989. – 136 с. 11. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.-метод. пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с. 12. Жукова Н.С. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., «Просвещение», 1973. – 222 с. 13. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М.: Просвещение, 1995. – 96 с. 14. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. – М.: Новая школа, 1998. – 144 с. 15. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1993. 16. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебное пособие для студентов пединститутов. – М., «Просвещение», 1988. – 144с. 17. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с. 17.1. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов /Б.П.Пузанов и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с. 18. Клиническая психология/ Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2002. – 1312 с. 19. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 608 с. 20. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 992 с. 21. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: учеб. пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с. 22. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. – М.: Просвещение, 1991 – 96 с. 23. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во Московского университета, 1985. – 168 с. 24. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. – М.: Академия, 2000. – 232 с. 25. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов, 1997. – 375 с. 26. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 1983. 27. Максименко Ю.Б., Коргун Л.Н. Патопсихологическое исследование детей и подростков. – Донецк: ДИПП, 2002. – 108 с. 28. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 576 с. 29. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л., Пискун В.М. Основы детской патопсихологии: Учебное пособие. – К.: НПЦ Перспектива, 1999. – 432 с. 30. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие.– М.: АРКТИ, 2000. – 124 с. 31. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с. 32. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с. 33. Маринчева Г.С., Гаврилов В.И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. – М.: Медицина, 1988. – 256 с. 34. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение,. 1992. – 95 с. 35. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с. 36. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – М.: Педагогика, 1974. – 328 с. 37. Обучение детей с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А.Власовой и др. – М.: Просвещение, 1981. – 119 с. 38. Основы специальной психологи: Учеб. пособие для студ./ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др./ Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Академия, 2005. – 480 с. 39. Правдина О.В. Логопедия. Учебное пособие для дефектологических факультетов педвузов. – М., «Просвещение», 1969. – 310 с. 40. Психолого-педагогическая диагностика./под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2005. – 320 с. 41. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. – М.: Педагогика, 1990. – 416 с. 42. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с. 43. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. (Практическое руководство). – М.: Апрель-Пресс, 2004. – 224 с. 44. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие /Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер и др./ Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 304 с. 45. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов /Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов и др./ Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издат. центр «Академия»; 2001. – 400 с. 46. Специальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И.Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 464 с. 47. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с. 48. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. – 197 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Схема специального психологического и логопедического обследования ребенка дошкольного возраста Ф.И О ______________________________ Возраст_________ Контакт (речевой, жестовый, мимический): - в контакт не вступает, - проявляет речевой негативизм, - контакт формальный (чисто внешний), - в контакт вступает не сразу, с большим трудом. - не проявляет заинтересованности в контакте, -легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется. Эмоционально-волевая сфера: активный/пассивный, деятельный/инертный, бодрый/вялый, работает с удовольствием/из подчинения, неадекватное/адекватное поведение, - двигательная расторможенность, - агрессивный, - избалованный, - колебания настроения, - конфликтность, - страхи. Состояние слуха (норма, тугоухость, глухота). Состояние зрения (норма, близорукость, дальнозоркость, косоглазие, атрофия зрительного нерва, слабовидение, слепота). Моторика: 1) ведущая рука (правая, левая); 2) развитие манипулятивной функции рук: - отсутствует хватание; - резко ограничена (манипулировать не может, но есть хватание); - ограничена; - недостаточная мелкая моторика; - сохранная; 3) согласованность действий рук: - отсутствует - N 4) тремор. Гиперкинезы. Нарушение координации движений.
Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение): - ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания), - внимание недостаточно устойчивое, поверхностное; - быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности, - плохое переключение внимания, -внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная. Реакция на одобрение: - адекватная (радуется одобрению, ждет его); - неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему). Реакция на замечание: - адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием); - адекватная (обижается); - нет реакции на замечание; - негативная реакция (делает назло). Отношение к неудаче: - неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки); - отсутствует оценка неудачи; - негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку. Работоспособность: - крайне низкая; - снижена; - достаточная.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |