Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные показатели инвестиционной привлекательности эмитента




Анализ данного вида является наиболее трудоемким и сложным анализом и проводится в двух вариантах: анализ финансовой отчетности предприятия (финансово-экономический анализ) и анализ факторов, определяющих стоимость ценных бумаг компании-эмитента. Информацию, относящуюся к деятельности предприятия необходимо проанализировать за ряд лет (не менее, чем 2-3 последних года). Источники информации для анализа:

· официальная отчетность компании;

· публикации в прессе;

· данные компьютерных информационных систем, баз данных;

· выступления руководителей компании

· результаты исследований специализированных организаций (рейтинги компании-эмитента и конкурирующих компаний).

Можно выделить следующие методы финансово-экономического анализа:

· горизонтальный анализ, или метод динамических коэффициентов (определение тенденций изменения экономических и финансовых показателей);

· вертикальный анализ, или метод структурных коэффициентов.

Анализ финансовых показателей деятельности предприятия проводится на основе его финансовой отчетности, среди которой можно выделить:

1) баланс предприятия (форма № 1);

2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2). При этом анализу подвергаются:

3) структура активов предприятия и их состояние (оценка имущественного положения);

Анализ отдельных компаний — это исследование динамики будущих доходов компаний. При этом на передний план выдвигаются вопросы динамики товарооборота или динамики оставшейся после вычета расходов прибыли, а также финансовые вопросы в отношении обеспеченности предприятий собственными и заемными средствами.

Рассмотрим основные показатели деловой активности (Activity ratios).

Показатели оборачиваемости активов (assets turnover) и оборачиваемости собственного капитала (equity turnover) характеризуют уровень деловой активности предприятия и рассчитываются как отношение годовой выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой стоимости соответственно активов и собственного капитала. Эта группа коэффициентов позволяет проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Показатели деловой активности особенно важно сравнивать со среднеотраслевыми, так как их величина может существенно колебаться в зависимости от отрасли.

1. Коэффициент оборачиваемости рабочего капитала (Net working capital turnover) показывает насколько эффективно компания использует инвестиции в оборотный капитал и как это влияет на рост продаж. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используется предприятием чистый оборотный капитал.

Рассчитывается по формуле: NCT = чистый объем продаж / чистый оборотный капитал.

2. Коэффициент оборачиваемости основных средств (Fixed assets turnover) или фондоотдача. Этот коэффициент характеризует эффективность использования предприятием имеющихся в распоряжении основных средств. Чем выше значение коэффициента, тем более эффективно предприятие использует основные средства. Низкий уровень фондоотдачи свидетельствует о недостаточном объеме продаж или о слишком высоком уровне капитальных вложений, или о неэффективной технологии производства. Однако, значения данного коэффициента сильно отличаются друг от друга в различных отраслях. Также значение данного коэффициента сильно зависит от способов начисления амортизации и практики оценки стоимости активов. Таким образом, может сложиться ситуация, что показатель оборачиваемости основных средств будет выше на предприятии, которое имеет изношенные основные средства, и меньше где основные средства были только установлены.

Рассчитывается по формуле: FAT = чистый объем продаж / долгосрочные активы.

3. Коэффициент оборачиваемости активов (Total assets turnover) характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся в распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения. Данный коэффициент показывает сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли. Этот коэффициент также сильно варьируется в зависимости от отрасли.

Рассчитывается по формуле: TAT = чистый объем продаж / активы предприятия.

4. Коэффициент оборачиваемости запасов (Stock turnover) отражает скорость реализации запасов. Для расчета коэффициента в днях необходимо 365 дней разделить на значение коэффициента. В целом, чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной группе активов. Особенно актуально повышение оборачиваемости и снижение запасов при наличии значительной задолженности в пассивах компании.

Рассчитывается по формуле: ST = себестоимость реализованной продукции / товарно-материальные запасы.

5. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Average collection period) показывает среднее число дней, требуемое для взыскания задолженности. Чем меньше это число, тем быстрее дебиторская задолженность обращается в денежные средства, а, следовательно, повышается ликвидность оборотных средств предприятия. Высокое значение коэффициента может свидетельствовать о трудностях со взысканием средств по счетам дебиторов. Рассчитывается по формуле: CP = (счета к получению / чистый объем продаж) * 365.

Следует помнить, что рекомендуемые значения показателей, как правило, существенно различаются для разных отраслей, и полное представление о финансовом состоянии компании можно получить только при анализе всей совокупности финансовых показателей с учетом особенностей деятельности предприятия.

Оценка ликвидности (Liquidity Ratios)

Коэффициенты ликвидности характеризуют способность быстро погасить собственные долговые обязательства перед кредиторами.

1. Коэффициент абсолютной ликвидности (Cash ratio).

Показывает, какая доля долговых обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов в виде высоколиквидных активов предприятия(ценные бумаги, депозиты и т.д.). Этот показатель позволяет определить, имеются ли у предприятия ресурсы, способные удовлетворить требования кредиторов в критической ситуации. Нижняя граница показателя, по рекомендациям аналитиков, — 0,2. Для стратегических инвестиций абсолютная ликвидность менее значима, чем для краткосрочных вложений. Рассчитывается по формуле: Абсолютная ликвидность = (денежные средства + краткосрочные фин. вложения) / текущие обязательства. Рекомендуемые значения: 0,2 — 0,5.

2. Коэффициент срочной ликвидности (Quick ratio).

Отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежные средства, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения) к краткосрочным обязательствам. Хорошим показателем является значение этого индикатора больше 1. Однако реальные значения для российских предприятий редко составляют более 0,7 — 0,8, что признается допустимым. При снижении коэффициента срочной ликвидности предприятие может столкнуться с временным дефицитом ликвидных средств, однако эта проблема может быть разрешена, в том случае если предприятие имеет кредитную линию в кредитных учереждениях или высокий кредитный рейтинг, позволяющий выгодно продать собственные облигации на финансовом рынке. Рассчитывается по формуле: QR = (денежные средства + краткосрочные финансовые вложения + счета к получению) / текущие пассивы. Рекомендуемые значения: 0,3 — 1.

3. Коэффициент текущей ликвидности (Current Ratio).

Рассчитывается как частное от деления оборотных активов на краткосрочные обязательства и показывает достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств. В состав оборотных активов принято включать денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторскую задолженность, запасы сырья, материалов, товаров и готовой продукции. При исчислении данного коэффициента ряд экономистов предлагает исключить из рассмотрения все неликвидные активы. Оптимальное значение коэффициента ликвидности должно находиться в пределах от единицы до двух или иногда до трех. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть по меньшей мере достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более чем в три раза также является нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерациональной структуре активов. Превышение оборотных средств в три раза может быть оправдано низкой ликвидностью части текущих активов. Рассчитывается по формуле: CR = текущие активы / текущие пассивы Рекомендуемые значения: 1 — 2

4. Чистый оборотный капитал (Net working capital).

Разность между оборотными активами предприятия и его краткосрочными обязательствами. Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности. Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности компании, в частности от ее масштабов, объемов реализации, скорости оборачиваемости материальных запасов и дебиторской задолженности. Недостаток оборотного капитала свидетельствует о неспособности предприятия своевременно погасить краткосрочные обязательства. Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов предприятия. Важное аналитическое значение имеет рассмотрение темпов роста собственного оборотного капитала предприятия на фоне темпов инфляции. Рассчитывается по формуле: NWC = текущие активы — текущие пассивы Рекомендуемые значения: > 0.

Следует помнить, что рекомендуемые значения показателей, как правило, существенно различаются для разных отраслей, впрочем как и для разных предприятий одной отрасли, и полное представление о финансовом состоянии компании можно получить только при анализе всей совокупности финансовых показателей с учетом особенностей деятельности предприятия.

Финансовая устойчивость (Gearing ratios)

Финансовая устойчивость определяется структурой капитала. Показатели структуры капитала отражают соотношение собственных и заемных средств в источниках финансирования компании, т.е. характеризуют степень финансовой независимости компании от кредиторов. Для оценки структуры капитала используются следующие отношения:

1. Коэффициент финансовой независимости (Equity to Total Assets)

Характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Каких-либо жестких нормативов соотношения собственного и привлеченного капитала не существует, как, впрочем, не существует жестких нормативов в отношении финансовых коэффициентов в целом. Тем не менее среди аналитиков распространено мнение, что доля собственного капитала должна быть достаточно велика — не менее 50%. Считается, что в предприятие с высокой долей собственного капитала инвесторы, и особенно кредиторы, вкладывают средства более охотно, поскольку оно с большей вероятностью может погасить долги за счет собственных средств. Кроме того, компании с высокой долей привлеченных средств, как правило, должны производить значительные выплаты по процентам, и соответственно средств, остающихся для обеспечения выплат дивидендов и создания резервов, будет меньше. Установление критического уровня в размере 50% является результатом следующих рассуждений: если в определенный момент кредиторы предъявят все долги к взысканию, то компания сможет продать половину своего имущества, сформированного за счет собственных источников, даже если вторая половина имущества окажется по каким-либо причинам неликвидной. Интерпретация этого показателя зависит от многих факторов: средний уровень этого коэффициента в других отраслях, доступ компании к дополнительным долговым источникам финансирования, особенности текущей производственной деятельности. Низкий коэффициент финансовой устойчивости и высокая доля краткосрочных кредитов во внешних займах вдвойне ухудшают финансовую устойчивость предприятия.

Рассчитывается по формуле: ФН = собственный капитал / активы предприятия. Рекомендуемые значения: 0,5 — 0,8

2. Суммарные обязательства к суммарным активам (Total debt to total assets). Еще один вариант представления структуры капитала компании. Демонстрирует, какая доля активов предприятия финансируется за счет долгосрочных займов. Чем показатель меньше, тем лучше финансовая устойчивость компании. Рассчитывается по формуле: TD / TA = (долгосрочные обязательства + текущие обязательства) / активы предприятия. Рекомендуемые значения: 0,2 — 0,5

3. Долгосрочные обязательства к активам (Long-term debt to total assets).

Показывает, какая доля активов предприятия финансируется за счет долгосрочных займов. Рассчитывается по формуле: LD / TA = долгосрочные обязательства / активы предприятия.

4. Суммарные обязательства к собственному капиталу (Total debt to equity). Отношение кредитных и собственных источников финансирования. Также, как и TD/TA, является еще одной формой представления коэффициента финансовой независимости. Чем меньше коэффициент, тем более стабильным является финансовое положение предприятия. Рассчитывается по формуле: TD / EQ = (долгосрочные обязательства + текущие обязательства) / собственный капитал. Рекомендуемые значения: 0,25 — 1.

5. Долгосрочные обязательства к внеоборотным активам (Long-term debt to fixed assets) демонстрирует, какая доля основных средств финансируется за счет долгосрочных займов. Рассчитывается по формуле: TD / FA = (долгосрочные обязательства + текущие обязательства) / долгосрочные активы.

6. Коэффициент покрытия процентов (Times interest earned).

Характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит и демонстрирует: сколько раз в течение отчетного периода компания заработала средства для выплаты процентов по займам. Этот показатель также позволяет определить допустимый уровень снижения прибыли, используемой для выплаты процентов. Рассчитывается по формуле: TIE = прибыль до вычета налогов и % по кредитам / % по кредитам. Рекомендуемые значения: > 1.

Следует помнить, что рекомендуемые значения показателей, как правило, существенно различаются для разных отраслей, и даже внутри одной отрасли, и полное представление о финансовом состоянии компании можно получить только при анализе всей совокупности финансовых показателей с учетом особенностей деятельности предприятия.

Рентабельность (Profitability ratios)

Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании.

1. Коэффициент рентабельности продаж (Return on sales), %.

Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Главный и наиболее распространенный показатель рентабельности. Для российских предприятий неотрицательный коэффициент, с учетом уровня инфляции — уже хороший показатель. Для западных предприятий рентабельность сильно варьируется по отраслям. Рассчитывается по формуле: ROS = (чистая прибыль / чистый объем продаж)*100

2. Коэффициент рентабельности собственного капитала (Return on shareholders’ equity), сокращенно ROE.

По сути, главный показатель для стратегических инвесторов (в российском понимании — вкладывающих средства на период более года). Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в акции других предприятий. Под собственным капиталом обычно понимается сумма акционерного капитала и резервов, образованных из прибыли предприятия. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании. Показатель рентабельности собственного капитала также характеризует эффективность работы менеджеров компании-эмитента. Однако коэффициент имеет и оборотную трактовку — если у компании в отрасли доход на акционерный капитал много меньше, чем у остальных, то у данной компании, при выполнении ряда условий существуют перспективы роста, а, следовательно, повышение рыночной стоимости акций. Рассчитывается по формуле: ROE =(чистая прибыль / собственный капитал)*100%.

3. Коэффициент рентабельности активов предприятия (Return on assets), %. Также немаловажный показатель. Позволяет определить эффективность использования активов предприятия. Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица активов. Показатель рентабельности собственного капитала характеризует эффективность работы финансовых менеджеров компании и специалистов в области управленческого учета. Рассчитывается по формуле: ROA = (чистая прибыль / активы предприятия)*100%.

4. Коэффициент рентабельности оборотных активов (Return on current assets), %. Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно и быстро используются оборотные средства. У разных отраслей желаемый коэффициент рентабельности разный — так у отраслей с большими капитальными вложениями и длительным производственным циклом рентабельность оборотных активов будет, как правило, ниже чем у отраслей с меньшими капитальными затратами и быстрым производственным циклом. Рассчитывается по формуле: RCA = (чистая прибыль / текущие активы)*100%.

5. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов (Return on fixed assets), %. Демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства, а также тем быстрее окупятся новые инвестиции в основной капитал. Рассчитывается по формуле: RFA = (чистая прибыль / долгосрочные активы)*100%.

6. Коэффициент рентабельности инвестиций (Return on investment), %.

Показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Рассчитывается по формуле: ROI = (чистая прибыль / собственный капитал + долгосрочные обязательства)*100%

7. Рентабельность продаж по маржинальному доходу (Gross Profit Margin), %. Показывает, отношение маржинального дохода предприятия к выручке от реализации. Рассчитывается по формуле: GPM = (выручка от реализации за вычетом переменных затрат / выручка от реализации) * 100%

Следует помнить, что рекомендуемые значения показателей, как правило, существенно различаются для разных отраслей, и полное представление о финансовом состоянии компании можно получить только при анализе всей совокупности финансовых показателей с учетом особенностей деятельности предприятия.

 

Показатели рыночной активности (investment ratios)

1. Прибыль на акцию (Earnings per ordinary share), сокращенно EPS.

Один из наиболее важных показателей, влияющих на рыночную стоимость компании. Показывает долю чистой прибыли в денежных единицах, приходящуюся на одну обыкновенную акцию. Увеличение прибыли на одну акцию свидетельствует о росте компании-эмитента и, как следствие, при прочих равных условиях приводит к росту размера дивидендов и росту курсовой стоимости акций.

Рассчитывается по формуле: EPS = (чистая прибыль — дивиденды по привилегированным акциям) / число обыкновенных акций.

2. Дивиденды на акцию (Dividends per ordinary share).

Показывает сумму дивидендов, распределяемых на каждую обыкновенную акцию. Повышение дивидендов свидетельствует о росте прибылей компании и, как правило, является сигналом курсовой стоимости акции, в случае если до этого акции не поднимались в своей стоимости. Рассчитывается по формуле: DPS = дивиденды по обыкновенным акциям / число обыкновенных акций.

3. Соотношение цены акции и прибыли (Price to earnings).

Один из главных показателей, которым руководствуется большая часть рядовых инвесторов и трейдеров рынка ценных бумаг. Этот коэффициент показывает, сколько денежных единиц согласны платить акционеры за одну денежную единицу чистой прибыли компании. Он, также, показывает, насколько быстро могут окупиться инвестиции в акции компании, и позволяет сравнивать цены акций на относительной основе. Акции по $50, торгующиеся с коэффициентом P/E, равным 10, относительно дешевле акций по $20, торгующихся с коэффициентом 30.

Рассчитывается по формуле: P / E = рыночная цена акции / EPS.

4. Коэффициент выплаты (Payout ratio).

Процент чистой прибыли компании, идущий на выплату дивидендов. Нормальный уровень для западных корпораций 25-50%.

Следует помнить, что рекомендуемые значения показателей, как правило, существенно различаются для разных отраслей, и полное представление о финансовом состоянии компании можно получить только при анализе всей совокупности финансовых показателей с учетом особенностей деятельности предприятия.

Анализ ценных бумаг вообще и фундаментальный анализ в особенности правомерны для данной экономической и финансовой среды. В самом широком смысле фундаментальный анализ исходит из того, что некоторые ценные бумаги могут быть неверно оценены на рынке в данное время. Далее в рамках фундаментального анализа предполагается провести различие между теми ценными бумагами, которые оценены правильно, и теми, которые оценены неадекватно, и тщательно изучить внутренние характеристики каждой из рассматриваемых компаний-эмитентов.

Задания к разделу 2:

1.В каких случаях инвестору целесообразно использовать фундаментальный анализ финансовых рынков?

2. Какова последовательность проведения фундаментального анализа?

3. Что включает в себя анализ макроэкономических факторов?

4. Характеристика и содержание отраслевого анализа.

5. Проведите отраслевой анализ российской экономики и сделайте вывод об инвестиционной привлекательности акций компаний этих отраслей.

6. Содержание и значение фундаментального анализа компаний-эмитентов.

7. Какие показатели характеризуют устойчивость функционирования компании и уровень инвестиционного риска?

8. Как оценивается инвестиционная привлекательность компаний-эмитентов?

9. Проведите самостоятельно фундаментальный анализ акций трех крупных российских компаний, относящихся к одной отрасли.

Раздел 3. Особенности фундаментального анализа на валютном рынке в условиях глобализации

3.1.Основные макроэкономические индикаторы и их влияние на движение валютного курса.

3.2.Учетная ставка, оценка её влияния на валютный курс. Роль и значение показателя - зарплата в промышленном секторе и секторе услуг.

3.3.Валовой внутренний продукт и индекс производственных и потребительских цен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.