Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языковая норма — это правило, образец употребления слова, словосочетания, предложения. 3 страница




Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — "словесный, устный") общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело — взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение безнадежным. И как не стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение "выдает" собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо.

 

Поэтому надо учиться понимать этот язык.

 

На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?

 

Мимика

 

Главным показателем чувств говорящего является мимика — выражение лица. В "Частной риторике" профессора русской и латинской словесности Н. Кошанского (С.- Петербург, 1840) есть такие слова: "Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет, в ораторе... Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса".

 

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот — все это свидетельствует об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

 

Печаль отражает сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье — спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ.

 

Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь "расшифровывать", "понимать" мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

 

В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте почаще нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

 

Жесты

 

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

 

Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: "Дочь у меня вот тут сидит"? Нет, непонятна. Где "тут"? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение "тут" требует уточнения. Но если говорящий сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.

 

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например, вам знакомы следующие фразеологизмы: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

 

Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: "Жесты, жесты и жесты!"

 

Не случайно в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в "Советах лекторам" пишет:

"Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с интонацией, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают".

 

Как видно из цитаты, А.Ф.Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время А.Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.

 

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

 

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

 

Ритмические жесты

 

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает руками.

 

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

 

Произнесите, например, пословицы сопровождая их ритмичными жестами: "Говорит, что воду цедит", "Строчит, как из пулемета".

 

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто.

 

Произнося вторую пословицу, мы производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

 

Эмоциональные жесты

 

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство — все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах.

 

Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными.

 

Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

 

Указательные жесты

 

Скажите, можно ли выполнить приказания: "Открой то окно", "Эту книгу не бери, возьми вон ту", если они произносятся без жеста? Ответ будет один: "Нельзя!" В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место — рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования — по очереди, через одного.

 

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим). Указание рукой бывает наиболее точным и конкретным и поэтому обычно предпочитается во многих ситуациях. Этикет запрещает "показывать пальцем" (указательным), особенно на человека. Но указание на малый предмет, например, на слово в строке, с помощью указательного пальца не является отступлением от "правил хорошего тона".

 

Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь — слева, где сердце, говоря: "У него тут (жест) ничего нет", то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке...

 

Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров:

 

Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет узнать, который час.

 

Другая ситуация. Ассистент лектора дает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: "Время истекло. Пора заканчивать лекцию".

 

Наконец, этот жест может означать: "Поторопись! Настало время уходить".

 

Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на которые можно указать.

 

Изобразительные жесты

 

А теперь проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: "Что такое винтовая лестница и рябь на воде?" В ответ услышите: "Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)". Задайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарное толкование: винтовая лестница — лестница идущая спиралью, винтообразно; рябь — незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным.

 

Изобразительные жесты появляются в случаях, если:

не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);

необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

 

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

 

Символические жесты

 

Вы, несомненно, не один раз были в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест — поклоны как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.

 

Другая картина. Передача КВН. Ведущий Александр Масляков представляет судей. Один, когда называют его, встает, поворачивается к сидящим в зале, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветливо машет рукой.

 

Такие жесты условны и называются они символическими.

 

Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например:

Скрещенные руки указывают на защитную реакцию.

Руки, заведенные за голову, выражают превосходство.

Руки в боки — символ непокорности.

Обхватить руками голову — признак неприятности или беды.

 

Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций. Так,

Существует жест предельности (категоричности) — сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знает; Ничего вы не найдете; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом.

Жест интенсивности — рука, сжатая в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она упрямая; В нем чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно.

Известен также жест отказа, отрицания — отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!

Жест противопоставления — кисть руки исполняет движение в воздухе "там" и "здесь". Жест сопровождает фразы: Пришли и молодые и старые; Нечего туда — сюда ходить; Одно окно на север, другое на юг. Годятся скамейки и большие и маленькие.

Жест разъединения, расподобления — ладони раскрываются, "разъезжаются" в разные стороны, жест сопровождает фразы: Это совершенно разные приемы; Это надо различать; Мы это разъединили; Они разошлись; Братья разъехались.

Жест объединения, сложения, суммы — пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук. Такой жест используется при произнесении фраз: Они хорошо сработались; Очень они подходят драг к другу; Мы с вами умеем находить контакты; А если вместе это положить? Давайте соединим усилия; Только объединившись, можно победить.

 

Заканчивая разговор о жестах, подчеркнем, что жестами следует пользоваться осторожно. Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь.

 

Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который сливается органически со словом и усиливает воздействие слова на слушателей.

 

Нужна ли при выступлении лектору жестикуляция?

 

Прислушайтесь к советам Д. Карнеги;

не повторяйте один и то же жест, чтобы он не стал монотонным;

не делайте порывистых, резких движений локтями;

не делайте слишком отрывистых жестов;

если вы делаете движение указательным пальцем, чтобы подчеркнуть свою мысль, не бойтесь сохранить этот жест до конца предложения;

делайте только такие движения, которые выглядят естественно;

если необходимо, заставьте себя пользоваться жестами, и вскоре они станут возникать естественно.

 

Вы сможете убедиться на своем опыте, что если вы свободно владеете текстом и увлеченно выступаете, то ваша жестикуляция и темп речи полностью синхронизируются, и со временем единство слова и жеста станет неотъемлемой частью ваших выступлений.

Тренинг

№ 1. Одним из требований к оратору, сформулированным Аристотелем в его "Риторике", было требование показать себя человеком "известного склада". Обратите внимание как это требование реализуется Гоголем при создании им речевого облика Павла Ивановича Чичикова, как, создавая и поддерживая свой "склад", облик, работает над своим лицом Павел Иванович.

1. Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, — он показал, что ему не безынтересны и судейские проделки; было ли рассуждение о билиардной игре — и в билиардной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделки горячего вина, и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках — и о них судил он так, как будто бы сам был и чиновником, и надсмотрщиком. Но замечательно, что он все это умел облекать какою-то степенностью, умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом куда ни повороти, был очень порядочный человек...

 

2. Целый час был посвящен только на одно рассматривание лица в зеркале. Пробовалось сообщить ему множество разных выражений: то важное и степенное, то почтительное, но с некоторою улыбкою, то просто почтительное без улыбки; отпущено было в зеркало несколько поклонов в сопровождении неясных звуков, отчасти похожие на французские, хотя по-французски Чичиков не знал вовсе. Он сделал даже самому себе множество приятных сюрпризов, подмигнул бровью и губами и сделал кое-что даже языком; словом, мало ли чего не сделаешь, оставшись один, чувствуя притом, что хорош, да к тому же будучи уверен, что никто не заглядывает в щелку. Наконец, он слегка трепнул себя по подбородку, сказавши: "Ах, ты мордашка эдакой!" — и стал одеваться.

 


4. Нормы языка

нормы произношения и ударения;

нормы лексики и фразеологии;

нормы словоупотребления и стилистики;

нормы морфологии и синтаксиса;

кодификация нормы (её регламентированные описания в словарях, грамматиках, справочниках).

 

Вводимые понятия:

орфоэпия,

акцент,

синоним,

антоним,

пароним,

омоним,

неологизм,

профессионализм,

клише,

штампы,

фразеологизм,

функциональный стиль, тропы и фигуры.

 

Практикум: задания и упражнения.

4.1 Нормы ударения

Когда я приехал из Одессы в Петербург и впервые выступил с докладом на литературном вечере, я сделал девяносто два неправильных ударения. Городецкий подсчитал и сказал мне об этом. Я тотчас засел за словарь и больше уже этого никогда не повторялось.

(К. Чуковский)

 

Русское ударение — самая сложная область русского языка для усвоения. Оно отличается наличием большого количества произносительных вариантов:

петля и петля,

творог и творог,

звонит и звонит,

начала и начала,

средства и средства.

 

Русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью.

 

Разноместность — это способность ударения падать на любой слог русского слов: на первый — иконопись, на второй — эксперт, на третий — жалюзи, на четвертый — апартаменты. Во многих языках мира ударения прикреплено к определенному слогу.

 

Подвижность — это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: вода — воду, хожу — ходишь. Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение.

 

Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов.

 

Иногда один из вариантов санкционируется словарями как соответствующий норме, а другой — как неправильный. Ср.: положил, магазин, ходатайство — неправильно; положил, магазин, ходатайство — правильно. В других случаях варианты даются в словарях как равноправные: искристый и искристый.

 

Причины появления акцентных вариантов

 

Закон аналогии — большая группа слов с определенным типом ударения влияет на меньшую, аналогичную по строению.

 

В слове мышление ударение перешло с корня мышление на суффикс -ени- по аналогии со словами биение, вождение и т.п. Запомни:

глажение, квашение, крашение, упрочение, обеспечение, сосредоточение, намерение.

Ложная аналогия. Неправильно произносят слова газопровод, мусоропровод по ложной аналогии со словом провод с ударением на предпоследнем слоге: газопровод, мусоропровод.

 

Тенденция грамматикализации ударения.

 

Развитие способности ударения дифференцировать формы слов. Например, с помощью ударения разграничивают формы изъявительного и повелительного наклонения:

приструните, принудите, пригубите и

приструните, принудите, пригубите.

 

Смешение моделей ударения. Эта причина действует чаще в заимствованных словах, но может проявиться и в русских. Например, у существительных на -ия выделяют две модели ударения: драматургия (греческую) и астрономия (латинскую). В соответствии с этими моделями следует произносить:

ассиметрия, индустрия, металлургия, терапия и ветеринария, гастрономия, кулинария, логопедия, наркомания.

 

Однако в живой речи происходит смешение моделей, вследствие чего появляются варианты:

кулинария и кулинария,

логопедия и логопедия,

наркомания и наркомания.

Действие тенденции к ритмическому равновесию.

 

Эта тенденция проявляется только в четырех- пятисложных словах. Если междуударный интервал (расстояние между ударениями в соседних словах) оказывается больше критического (критический интервал равен четырем безударным слогам подряд), но ударение перемещается на предыдущий слог. Так, неудобно произносить ’бинарные уравнения’, так как между ударными слогами пять безударных. Удобнее произносить ’бинарные уравнения’.

Акцентное взаимодействие словообразовательных типов.

 

Варианты в случаях

запасный — запасной,

переводный — переводной,

взводный — взводной,

нажимный — нажимной,

приливный — приливной,

отводный — отводной

объясняются акцентным взаимодействием отменных и отглагольных образований:

переводный — от перевод,

переводной — от переводить и т.п.

Профессиональное произношение:

искра (у электриков),

добыча (у шахтеров),

компас, крейсера (у моряков),

мальчиковый (у продавцов),

агония, прикус, алкоголь, шприцы (у медиков),

пройма, листочки (у портных),

характерный (у актеров) и т.п.

 

Тенденции в развитии ударения

 

У двухсложных и трехсложных имен существительных мужского рода наблюдается тенденция к переносу ударения с последнего слога на предшествующий (регрессивное ударение). У одних существительных этот процесс закончился. Когда-то произносили:

токарь, конкурс, насморк, призрак, деспот, символ, воздух, жемчуг, эпиграф.

 

В других словах процесс перехода ударения продолжается до сих пор и проявляется в наличии вариантов:

квартал (неправ. квартал),

творог и доп. творог,

договор и доп. договор,

диспансер (неправ. диспансер),

каталог (не рекомендуется каталог),

некролог не рекомендуется (некролог)

(приведены оценки ’Орфоэпического словаря’ по ред. Р. И. Аванесова).

 

У существительных женского рода также двух- и трехсложных наблюдается перемещение ударения с первого слова на последующий (прогрессивное ударение):

кирза — кирза,

кета — кета,

фольга — фольга,

фреза — фреза.

 

Источником появления вариантов могут служить ударения в разных по смыслу словах:

языковой — языковый,

развитый — развитой,

хаос — хаос,

лоскут — лоскут.

 

Недостаточная освоенность экзотической лексики:

пимы или пимы (обувь),

унты или унты (обувь),

шаньга или шаньга (в Сибири так называют ватрушку).

 

ПРАКТИКУМ

 

Упражнения из пособия Карповой С.В., Колосковой Т.А. "Методические рекомендации и упражнения к курсу "Культура речи". По теме "Нормы ударения".

4.2 Нормы произношения

Нормы произношения изучает орфоэпия. Орфоэпия значит "правильное произношение". Русская орфоэпия — это раздел науки о русском языке, посвященный нормам литературного произношения.

В орфоэпии различают "старшую" и "младшую" нормы в произношении отдельных звуков, звукосочетаний, слов и их форм. "Старшая" форма сохраняет особенности старомосковского произношения. "Младшая" норма отражает особенности современного литературного произношения.

 

"Старшая" норма "Младшая" норма
[с’м’]ех, [з’в’]ерь, [т’в’]ердый [см’]ех, [зв’]ерь, [тв’]ердый
[жыэ]ра, [шыэ]ги, [шиэ]лун [жа]ра, [ша]ги, [ша]лун
стро[гъ]й, мяг[къ]й, ти[хъ]й стро[г’]й, мяг[к’]й, ти[х’]й
посту[къ]вать, разма[хъ]вать посту[к’]вать, разма[х’]вать
слыш[ут], хва[л’ут], хо[д’ут] слыш[ат], хва[л’ьт], хо[д’бт]
вернула[с], встретил[съ] вернула[с’], встретил[с’ь]
ве[р’]х, четве[р’]г, ве[р’]ба верх, четверг, верба
войло шн ый, проволо шн ый войло чн ый, проволо чн ый

 

Старые нормы сохранились в речи многих людей старшего поколения, на сцене; а также встречаются в поэтических текстах поэтов 19 века и даже первой половины 20. Например:

По дорогам усохшие вербы

И тележная песня колес...

Ни за что не хотел теперь бы,

Чтоб мне слушать её привелось. [с]

(Есенин)

 

В последней стихотворной строчке "привело[с]". Читать такие стихи следует, не разрушая старую норму в произношении отдельных звуков и слогов.

 

Орфоэписты указывают основную причину изменения произносительных норм — влияние письма. Произношение дол[г’и]й, хо[д’ь]т, собрали[с’], посту[к’и]вать, войло[ч’н]ый появилось под влиянием орфографии.

4.2.1 Произношение гласных звуков

1. Сильна позиция для гласных — позиция под ударением. В безударном положении гласные подвергаются изменению (качественному или количественному), т.е. редуцируются.

Следует обратить внимание на трудные случаи редукции. После шипящих [ж] и [ш] и звука [ц] безударный гласный [а] произноситься как короткий [а]: жаргон, цари. Но перед мягкими согласными — как звук [ыэ]: жалеть, тридцати. В редких случаях [ыэ] произноситься и перед твердыми согласными: ржаной, жасмин.

2. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произноситься звук [иэ]: часы. Это так называется "иканье". Оно встречается в нейтральном и разговорном стилях. "Эканье" (произнесение в данной фонетической позиции звука [эи] характеризует сценическую речь: в[эи]нец, т[эи]рновый. Произношение ч[и]сы — устаревшее, ч[а]сы — диалектное.

3. Согласные ц, ж, ш — твердые звуки, после них на месте буквы и произноситься [ы]: революц[ы]я, ж[ы]знь, ш[ы]рь.

4. В немногих словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, на месте буквы о, в отличие от русской орфоэпической норма, в безударном положении произноситься ослабленное [о], т.е. без редукции: ради[о]. Слишком отчетливое [о] воспринимается как манерное, с другой стороны, отчетливое произнесение [о] в "обрусевших" книжных словах (соната, новелла) тоже не желательно, т.к. придает произношению просторечный оттенок.

5. Букву ё предложил использовать русский историк Н. М. Карамзин, упростив сложный рисунок существующий ранее в алфавите буквы. Однако букву ё сейчас мы можем встретить лишь в букварях и учебниках для изучающих русский язык иностранцев. Отсутствие этой буквы в книгах и периодике приводит к неправильному произношению слов. Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [о], обозначенный буквой ё, иногда ошибочно заменяют ударным [э], белёсый, манёвры произносят как белесый, маневры.

Иногда, наоборот, ударный [э] ошибочно подменяют на [о] ё: гренадер, афера произносят как гренадёр, афёра. Такое произношение не является нормативным.

4.2.2 Произношение согласных звуков

В существительных мужского рода на -изм согласный [з] произносится твердо во всех падежах, в том числе и при смягчении конечного согласного в Д.п. и П.п.: при капитализме.

 

Звонкие согласные в абсолютном конце слова и перед глухими согласными оглушаются: акции [с], пре[т]приятие.

Согласный [г] может произноситься как [г] — год, [к] — враг, [γ] — Господи, [х] — Бог, [в] — кого.

Звук [γ] в пределах современной литературной нормы произноситься в ограниченном числе слов, но произношение [г]осподи, а[г]а, о[г]о можно считать вариантом нормы.

В русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с е после твердого согласного, многие такие слова "обрусели" и произносятся теперь с мягким согласным перед е: музей, крем, академия, шинель, фанера, Одесса.

Но целый ряд слов сохраняет твердый согласный: антенна, бизнес, генетика, детектив, тест.

Допускается вариантное произношение: декан, претензия, терапия, террор, трек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.14 сек.