Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I четверть




 

 

Урок 1. Что изучали на уроках краеведения во втором классе?

Во вступительном слове к уроку учитель просит ребят вспомнить название предмета, предлагает высказать свое отношение к предмету, вспомнить самые яркие уроки, экскурсии, названия музеев, где побывали.

1. Что мы знаем о краеведении?

· Как можно объяснить название предмета «краеведение»?

· Во II классе мы изучали краеведение по нескольким разделам. Прочитайте с доски названия разделов и вспомните их содержание (о ком, о чем говорили в каждом разделе).

Устное народное творчество. – … (Сказки, загадки, пословицы коми народа.)
     
Быт народа. – … (Устройство дома, изготовление одежды.)
     
Природа края. – … (Лес и его обитатели; рыбные богатства.)
     
История края. – … (История Сыктывкара, герб города, улицы столицы, их названия.)

2. Работа с выставкой книг.

(Книги к уроку приносит учитель, и дети.)

· Назовите те книги, которыми мы пользовались. К какому разделу они подходят, по каким темам помогали нам готовиться к урокам? Какие из книг новые? Назовите. Рассмотрим их. Какой материал мы можем в них найти?

3. Заполнение анкет.

1) Определите своё отношение к урокам краеведения. Кратко объясните. (Нравится урок или нет. Почему?)

2) Что хотите узнать ещё о своем крае? (Можно по разделам.)

3) Где хотите побывать на экскурсиях?

4. Викторина.

· Как называется наш северный край, наша милая родина? Назовите столицу Республики Коми.

· Исправьте ошибки в заглавиях коми сказок.

– «Лиса и волк». («Лиса и заяц».)

– «Как заяц Емелю проучил». (Не Емелю, а Епу.)

– «Семь женихов». (Не семь, а тридцать.)

– «Охотник и Ёма». (Не Ёма, а Чукля.)

– «Брат и сестра». («Три брата и сестра».)

· Соотнесите героев коми и русских сказок.

Ёма – Леший

Вэрса – Баба-Яга

Гундыр – Змей Горыныч

· Узнайте среди названных пословиц коми пословицы. Объясните их смысл.

Делу время – потехе час.

Белка сама в лузан не полезет. (+)

Лось велик, но и он спотыкается. (+)

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Трусливого человека и заяц напугает, и щенок искусает. (+)

· Знаете ли вы что означают следующие слова: керка, наличники, полати, светец, туес, пестерь?

· Какие предметы одежды в старину носили все: дети, женщины, мужчины?

платок пояс (+)

рубаха (+) брюки

кокошник сарафан

· Что означает каждый орнамент?

    * *       ٧ ٧ ٧ ٧ ٧ ٧ ٧ ٧ ٧    
       

Оленьи Снежинки. Наконечник Насекомые. Зубья



рога. стрелы. пилы.

· Вспомните старое название нашего города. Объясните его происхождение. Что означает современное название города?

· Конкурс детских вопросов. (Дети задают свои вопросы по курсу «Краеведение» одноклассникам.)

Определить самый интересный вопрос.

5. Домашнее задание.

Читать коми сказки. Принести книги коми сказок на урок.

 

 

Урок 2. Коми народные сказки в обработке П.Столповского.

1. Работа по книжной выставке.

– Что объединяет все книги на выставке? (Это коми народные сказки.) Назовите их.

– Выделите книги-сборники, книги-произведения. Назовите самый полный сборник.

– Чем интересны иллюстрации в книгах? Кто их автор?

– Кто обратил внимание на подзаголовки книг? Объясните.

– В каких книгах встретили предисловие? О чем узнали из него?

2. Работа по сравнению сказок.

1) Вспомнить, на какие группы делили сказки, по какому признаку.

Заполнить схему.

… (о животных).

Сказки … (бытовые).

… (волшебные).

Рассказать об особенностях каждой группы сказок и привести примеры.

2) Собиратели сказок.

– Как дошли до современного человека народные сказки? (Собирают, обрабатывают народные сказки учёные-фольклористы, писатели, журналисты.)

Рассмотреть книги сказок и найти в них имена составителей.

(Фёдор Васильевич Плесовский;

Пётр Митрофанович Столповский;

Александра Иосифовна Любарская.)

3) Сравнение сказочных зачинов.

Вступление к сказке, начало сказки называется зачин. Вспомните зачины к русским народным сказкам. (Жил-был…; В некотором царстве, в некотором государстве…; В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…; другие.)

Иногда сказка начинается с присказки. Присказка – короткий рассказ, прибаутка, потешка перед основным содержанием сказки.

Сравним зачины коми сказок у разных собирателей. Какое начало можно считать присказкой?

· Групповая работа детей. (У каждой группы имеются книги: «Коми народные сказки». Составил Ф.В.Плесовский. Сыктывкар, 1975. И «Коми народные сказки». В пересказе на русском Петра Столповского. Сыктывкар, 1996.)

Каждая группа находит указанную сказку, читает зачин в обеих книгах, сравнивает их, готовит выступающих.

1 группа – Сказка «Фома». – с. 7; с. 223

2 группа – «Марпида-царевна». – с. 18; с. 81

3 группа – «Седун». – с. 77; с. 90

4 группа – «Охотник и Чукля». – с. 92; с. 52

Заслушиваются отчеты групп. (Какое начало более интересное? В какой сказке начало можно назвать присказкой? Что понравилось в каждой присказке?)

4) Прослушивание зачинов и присказок.

· Работа в группах. (Дети готовятся к выразительному чтению указанной присказки, выбирают выступающих. Материал взять из книги П.Столповского.)

1 группа – «Охотник и Вэрса» – с. 29

«Хитрость и мудрость» – с. 85

2 группа – «Вэрса и мужик» – с. 35

«Доброе слово» – с. 139

3 группа – «Солдат и Тун с железными зубами» – с. 108

«Солдат и царь» – с. 228

4 группа – «Турьинский солдат» – с. 171

Заслушиваются отчеты групп. Какими словами можно определить эти присказки, какие они? (Необычные, весёлые, оригинальные, юмористические, своеобразные…)

5) Прослушивание концовок сказок.

У Петра Столповского есть интересные концовки сказок. Послушайте. (Зачитывает учитель и заранее подготовленные учащиеся.)

«Вэрса и мужик» – с. 39

«Оша-Миша и три сестры» – с. 43

«Шомвуква» – с. 61

– Кому понравились эти концовки? Чем? Какое желание появилось? (Прочитать сказки целиком, в разных вариантах, сравнить.)

– Какие концовки есть у русских сказок?

3. Закрепление.

· Что такое зачин? Присказка?

· Чьи присказки к коми сказкам мы читали на уроке? Чем они интересны?

· Кто собирал и обрабатывал коми сказки?

4. Рекомендации к домашней работе.

Прочитать полностью 2-3 названные на уроке сказки. Выписать понравившуюся присказку и оформить коми орнаментом. Принести книги про Перу-богатыря.

 

Материал для учителя.

 

Столповский Пётр Митрофанович (р. 1943 г.)

Родился Пётр Столповский в сибирском городе Ачинске. С детства познал вкус труда, работал каменщиком, электросварщиком. Окончил Коми государственный педагогический институт, был журналистом. Издал несколько художественных книг. Он занимается переводом на русский язык книг коми писателей, автор литературного пересказа на русский язык коми народных сказок. Член Союза писателей с 1983 г. С февраля 2000 г. П.Столповский – член-корреспондент Петровской академии наук и искусств.

 

Плесовский Фёдор Васильевич (1920-1988 гг.)

Ф.В.Плесовкий родился в селе Спаспоруб, в 1941 году окончил Коми государственный педагогический институт. В декабре 1941 г. ушел на фронт. Был дважды тяжело ранен. Вернулся на родину в апреле 1944 года.

В 1946 году поступил в аспирантуру и в 1952 году защитил диссертацию о коми народных сказках, стал преподавателем коми языка и литературы в Коми пединституте. В 1952 г. перешел в отдел языка и литературы Коми филиала АН СССР, где работал до конца своей жизни.

Круг его научных интересов был очень широким: от малых жанров фольклора до обрядов и игр. Он собирал и публиковал народные сказки.

 

 

Урок 3, 4. Пера-богатырь – герой коми сказок и легенд. «Пера и Зарань» – сказка и легенда.

1. Проверка домашнего задания.

· Какую коми сказку прочитали? Назовите, покажите сборник, назовите составителя сборника.

· К какой группе сказок она относится? (Волшебная, бытовая, о животных.)

· Расскажите кратко содержание сказки.

· Какие присказки к коми сказкам нашли и выписали? Зачитайте.

2. Новый материал.

– Вспомните персонажей коми волшебных сказок. (Ёма, Вэрса, Гундыр.) Опишите их портреты, поступки, дайте им краткую характеристику.

– Угадайте имя ещё одного персонажа коми сказок. (По типу игры «Поле чудес».)

П е р а б о г а т ы р ь

– Послушайте сказку о нём, подумайте, почему его зовут богатырём?

(См. книгу «Коми народные сказки». Составил Ф.В.Плесовский. Сыктывкар, 1975, с. 137)

· Почему Перу зовут богатырём? (Он имел богатырскую силу: один целый воз брёвен вытащил из увязшей колеи; сотни вёрст угодий за день обегал; его лыжи имели 3 сажени длины и были вытесаны из целого елового ствола; рукавицы его всегда за пояс заткнуты, т.к. руки самого лютого мороза не боятся; прожил он 112 лет.)

· Какие подвиги совершил Пера для своего народа?

(Использовать во время ответов детей в качестве опоры иллюстрации:

– Из книги «Яг-морт. Сказки.» Пересказала А.И.Любарская. Сыктывкар, 1982;

– «Пера-богатырь. Сказки финно-угорских народов.» Сыктывкар, 1985;

– Из набора «Легенды и сказания народа коми.» Альбом репродукций графических работ В.Г.Игнатова.)

Пера – не только герой коми сказок, он – герой коми легенд.

Легенда – это предание, передающееся из поколения в поколение, рассказ о каком-либо историческом событии.

· В сказках и легендах о Пере упоминаются следующие исторические, т.е. подлинные события: нашествие татаро-монголов, многолетние войны, последствия разорительных набегов во времена татаро-монгольского ига; борьба с Вэрсой – это борьба с зауральскими племенами на право владения землями, лесами и реками коми края.

– Есть, ребята, коми-пермяцкая сказка «Пера и Зарань» о том, как появился в северных краях народ коми. Послушайте эту сказку.

(См. книгу «Пера-богатырь. Сказки финно-угорских народов.» - с. 37)

· Какие испытания вынесли, пережили Пера и Зарань? Расскажите.

(И опять обратите внимание на то, что реально происходившие события включены в сюжет сказки. Учитель может более полно о них рассказать.)

– Как сказка заканчивается?

3. Закрепление изученного.

· Что такое легенда?

· Почему Пера был любимым героем коми сказок и легенд? (Он был очень силён, смел, добродушен, справедлив; любил горячо и преданно родной северный край, лесные просторы – парму; не изменял любимому делу – охоте.)

· От Перы-богатыря и его братьев берёт начало коми народ. Назовите братьев и их занятие. (Антипа-воин, Мизя-землепашец.)

· Какие награды предлагал московский князь богатырю Пере? (Золото, куниц, полцарства.) Почему он от них отказался? (Не нужны богатство и власть Пере, он горячо любит свою землю и жить хочет на просторах северной земли, охотиться в любимой парме.)

· А какие награды князя Пере понравились? (Шелковая сеть, чтоб ловить куниц. Грамота (разрешение) на владение землями и лесами северного края.)

4. Домашнее задание.

Прочитать сказки о Пере-богатыре из других книг. Придумать 2-3 вопроса о нём для викторины.

 

Урок 5. Сказки и поверья коми народа о медведе.

1. Проверка домашнего задания.

· Определить, о каком литературном жанре я говорю. (Узнать и прочитать название с карточки.)

сказка   легенда

– Предание; рассказ об историческом событии, передающийся из поколения в поколение.

– Выдуманное, неправдоподобное повествование, часто с участием волшебных персонажей.

· Каких героев коми сказок и легенд мы узнали на прошлом уроке? (Пера и Зарань.) Расскажите о них.

· Какие легенды и сказки прочитали? Конкурс-викторина детских вопросов. (Дети зачитывают вопросы, класс отвечает. Отметить лучшего знатока и самый трудный, интересный вопрос или задание.)

· Какое отношение к Пере-богатырю имеют следующие числа?

сотни – (лет прожил Пера-богатырь). – (вёрст охотничьих угодий обегал). – (сажени в длину имели его лыжи).

· Разгадать кроссворд. (В нём даны первые буквы слов.) Назвать имена персонажей коми легенд и их занятия.

                з      
            о   е      
            х   м и з я
      з     о   л      
п е р а     т   е      
      р     н   п      
      а н т и п а      
в о и н     к   ш      
      ь         е      
                ц      

Ответ. Пера-охотник. Мизя-землепашец. Антипа-воин. Зарань.

· Почему Пера стал любимым персонажем коми сказок и легенд?

2. Новый материал.

У коми народа есть много сказок, легенд, поверий, связанных с обитателями леса. И на следующих уроках мы узнаем эти истории.

· Отгадать загадку.

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь.)

– Какими словами назван медведь в загадке? (Хозяин лесной.) О какой повадке упоминается?

– Какой вид медведей обитает в лесах республики? Расскажите о его внешнем виде; о его питании; об образе жизни; о повадках.

(Медведь – животное сильное, умное, осторожное. Он ловок и подвижен. Медведица – замечательная мать.)

· Прочитайте и объясните коми пословицу: Следы медведя не потеряешь.

– Когда медведь становится опасным?

· У коми народа сложено много сказок о медведе. Вспомнить названия, знакомые – кратко рассказать, новые – прочитать.

– «Медвежьи няньки».

– «Война из-за ржаного зернышка».

– «Медведь и мужик».

Каким представлен медведь в этих сказках? (Глуповатый, простоватый, недалёкий. Его легко провести, обхитрить, обмануть.)

· Такое отношение было неспроста. В сказках над медведем посмеивались, подтрунивали, принижали его силу и ловкость, обманывали. А в жизни всё было не так. Хозяина леса остерегались, боялись, относились уважительно, трепетно. Идя в лес, встречи с этим исполином боялись и старались заговорить себя разными заклинаниями и оберечь от встречи с ним.

Такое благоговейное, особо уважительное и трепетное отношение к медведю выразилось в особых народных историях-поверьях.

Поверье – суеверное предание. (Переходящий из поколения в поколение рассказ о былом.)

· Ещё раз вспомните, как в загадке назван медведь? (Хозяин лесной.) Именно такое отношение к нему и бытовало у коми охотников.

Послушайте несколько коми поверий о медведе.

I. Охотники всегда считали медведя похожим на человека. Было поверье, что в медведя обратился человек. Жил такой мужик Михаил, пошёл он в лес однажды, встал на четвереньки и стал ходить по деревянной колоде. Пришёл леший и превратил его в медведя.

II. В разных районах рассказывали истории о том, как медведь похищает женщин, держит их в берлоге, даже еду им добывает, а потом отпускает их домой, или они убегают сами.

III. Нередко медведи опустошали ловушки охотников с дичью. Один охотник рассказал о том, что он всегда чувствовал присутствие медведя рядом с собой, он считал его добрым, понятливым и понимающим человеческий язык. Поэтому однажды он попросил лесного хозяина не полностью брать дичь из его ловушек, а лишь часть добычи, оставлять охотнику его долю. И медведь его послушался, и впредь так и поступал.

· Множество обрядов (традиций, особых магических действий) связано было с охотой на медведя.

– Никогда не говорили, на кого идут охотиться, зверя не называли, пользовались тайной, зашифрованной речью.

– Собираясь заранее, охотники придумывали особые сигналы для охоты, чтоб в лесу всё делать молча.

– Перед началом охоты варили сладкую кашу из ржаной муки, ставили перед охотничьей избушкой, чтобы «угостить» медведя, а то иначе нечего было ждать удачи.

– Нельзя было дважды стрелять в зверя, считали, что от второго выстрела может ожить даже смертельно раненый медведь.

– Полагалось извиниться перед убитым зверем: «Не сердись, так уж тебе суждено».

– Радоваться удаче, восхищаться добычей было строго запрещено, чтоб удача не отвернулась от охотника в следующий раз.

– Зубы и когти медведя считались амулетом, оберегом от порчи, наделяли охотника силой, снимали боли, помогали выздороветь. Охотник носил их на поясе.

· Почему медведь наделялся такими магическими свойствами? Отчего было так много поверий о лесном хозяине?

3. Закрепление изученного.

· С каким видом устного народного творчества познакомились на уроке? (С поверьями, преданиями.)

· Какими именами наделяли коми охотники медведя?

· Какой символ (знак) украшен изображением медведя? (Герб города Сыктывкара.) Почему? (Это дань памяти первому гербу города. На гербе Усть-Сысольска был изображен медведь.)

4. Домашнее задание.

Подобрать и записать загадку, пословицу или стихотворение о медведе.

 

Урок 6. Сказки и поверья об олене и лосе.

1. Проверка домашнего задания.

· Что такое предание, поверье?

· О ком слушали поверья на прошлом уроке? Расскажите ту историю, что запомнилась больше других.

· Расскажите об изображении медведя на гербе города Сыктывкара. Объясните значение этого символа.

· Вспомните коми пословицу о медведе. Прочитать другие пословицы, стихотворения, загадки о медведе.

– Какие особенности этого зверя нашли в них отражение?

· Какими именами называли медведя коми охотники? С чем это связано? Какое отношение к этому зверю проявляется в этих названиях?

2. Новый материал.

· Отгадать загадки.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось.)

Словно царскую корону

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга.

(Олень.)

· Опишите внешний вид каждого животного; питание; образ жизни; повадки.

– Чем похожи эти звери? В чем их отличие?

(Материал можно найти в книгах:

«Что такое? Кто такой?»

«Словарь юного натуралиста.»)

· Вспомним сказку, в которой упоминается олень. – «Шомвуква.» (Учитель её пересказывает кратко и зачитывает эпизоды.)

Олень в сказке олицетворяет женщину, семью. Он обращается в женщину, и наоборот.

– Существовал у коми такой обычай. Когда в дом невесты приходила сваха, она говорила, что шла по следам оленя (или вслед за ним), вот они-то и привели её в этот дом.

· Ещё одна легенда связана с белым оленем. Такие олени встречаются в стаде, но они – большая редкость. Существовало поверье, что хозяин белого оленя владел счастьем, белый олень был символом удачи, богатства, счастья.

· Есть у народа коми легенда об охотнике Йиркапе. Однажды он гнался за красивым голубым оленем, через озера и горы они перескакивали, перепрыгивали и оказались на Урале, на горе Из. Ударившись о камень, обратился голубой олень в девушку.

(См. набор «Легенды и сказания народа коми». Альбом репродукций графических работ В.Г.Игнатова.)

· У оленеводов существовал обычай считать оленёнка двойником ребёнка. Маленькому ребёнку находили малыша-оленя в стаде. Этого оленёнка (его называли «безымянный оленёнок») считали двойником ребёнка. В течение двух лет, наблюдая за поведением животного, старались предсказать здоровье и будущее ребёнка. Спустя два года, олень утрачивал символ двойника, его переставали считать каким-то особым животным и не выделяли в общем стаде оленей.

· Ещё более интересные предания, связанные с лосем.

– Лось считался символом мужской силы и выносливости. Герои легенд ездят на лосе. Лось тоже считался очень неприступным, сильным, непобедимым. Охота на лося была более опасной, чем на медведя. Если охота на лося была удачной, считалось, что охотнику помогают все лесные духи. (Ведь при удачной охоте можно было обеспечить всю семью и родных мясом на несколько месяцев.)

– На охлупке дома часто помещали рога лося (обычно настоящие) в надежде на удачу, благополучие, счастье.

– У древних коми была легенда о связи лося и солнца. В XIV веке люди верили, что солнце – это бегущий по небу лось (или олень). Считалось, что он убегает от медведя. Ему то удавалось скрыться, то он попадал в лапы медведя, но спасался маленький теленочек-лосёнок. Утром, он подросший и сильный вновь появлялся на небе и нес солнце на рогах. Люди не могли объяснить смену дня и ночи, вот и придумали такую поэтическую красивую легенду.

· Какие поверья, легенды об олене и лосе вам запомнились больше других? Чему вы удивились?

· Легенды о лосе и олене привлекают писателей, художников. Можно найти замечательные картины, стихотворения, посвященные этой теме.

– Послушайте стихотворение П.Образцова.

Олень.

Ночь в тайге долга, долга.

Солнцу выйти лень.

Вскинул солнце на рога

И понёс олень.

По сугробам снежным нёс,

Выбился из сил.

У заснеженных берёз

Солнце опустил.

– Как по-вашему, какая легенда подтолкнула автора на создание этого стихотворения?

3. Домашнее задание.

Прочитать целиком сказку «Шомвуква». Найти и записать загадки, стихотворения или пословицы об олене (лосе). Сделать рисунки на основе услышанных легенд и поверий.

Коми пословица. Лось велик, но и он спотыкается.

Урок 7. Сказки, поверья, приметы о птицах.

1. Проверка домашнего задания.

· Прочитайте стихотворения, загадки, пословицы, которые нашли и выписали.

· Какие поверья и легенды об олене и лосе вам запомнились больше всего? Расскажите.

· Покажите и опишите свои рисунки.

2. Новый материал.

· Отгадать загадку.

Снится ночь пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это … (птица).

· У коми народа с давних пор было особое отношение к некоторым птицам. Это орёл, утка, лебедь, голубь, ворона, сорока, филин.

К одним представителям пернатого царства существовало трепетное, доброе, уважительное, почтительное отношение. Как думаете, к кому? (К орлу, утке, лебедю, голубю.)

Перед другими птицами был суеверный страх, негативное, отрицательное отношение. Кто это? (Ворона, филин, сорока.)

Такие представления отразились в сказках. Положительным героям утка и голубь помогают, спасают, иногда персонажи обращаются в этих птиц.

У отрицательных персонажей помощники – ворон, филин.

· Поговорим об этих сказках. (Может быть чтение, пересказ сказок.)

– «Марпида-царевна.»

– «Федот-стрелец.»

– «Война из-за ржаного зернышка.»

· А теперь послушайте легенды и поверья, связанные с птицами.

I. Древние коми задумывались о появлении Земли. Была у них легенда о её сотворении: утка или лебедь ныряли на дно глубокого моря-океана и приносили в клюве землю, тину, а из неё и образовалась вся суша.

По другой версии: мать-утка уронила яйцо на дно моря. Дети-утята нырнули за ним, подняли на поверхность, яйцо тут же развернулось, и из него вся жизнь зародилась. Эта легенда стала основой сказки Шомвуква.

II. Голубь, водоплавающие птицы (утка, лебедь, гусь) были символом домашнего благополучия, семейного счастья.

Грудная кость утки считалась талисманом, оберегом семьи и хранилась на полочке рядом с иконами.

Утка была символом плодородия. При строительстве дома соблюдали следующий обычай: крыло утки закладывали под венец для обеспечения удачи в доме. Солонка в форме утки была оберегом – хранителем дома. Её плели из бересты или выдалбливали из капа. Чаши, ковши из капа тоже делали в форме утицы.

На охлупке дома вырезали голову утки или другой птицы.

III. Особенно чтимыми были у древних коми орёл, лебедь, журавль. В этих птиц было запрещено стрелять (а ослушника ждала серьёзная болезнь и даже гибель). Наблюдая за полётом журавлей, гадали о будущей жизни. (Была примета, если птицы летят парами – скоро быть свадьбе.)

IV. На всех был наложен запрет разорять птичьи гнёзда, считалось, что птица проклянёт виновника.

И если после тёплой весенней или летней погоды вдруг наступало резкое похолодание, то старые люди говорили, что кто-то разорил гнездо орла.

В одном селе случился сильный пожар. Народная молва объяснила это тем, что два мальчика из села разорили птичье гнездо. Обиженная птичка прилетела в село с горящей лучиной в клюве и подожгла крыши домов, в которых жили обидчики.

V. Ворону, филина, сороку предки коми остерегались, боялись. Считалось, что в этих птиц может обернуться колдун, значит, от встречи с ними могут быть какие-то неприятности.

Филин и сова, по преданию, были могущественными и опасными птицами.

Филин, например, живёт среди скал. Он бессмертен.

Эти птицы связаны с лесными духами-хозяевами. У Вэрсы, например, даже глаза совиные (круглые).

У охотников бытовало поверье, что филин может появиться в их лесной избушке и попросить охотника об угощении. Если охотник просьбу выполнял, то филин посылал ему богатую добычу («зайцы сами начинали ему в руки идти»), а ослушаться просьбы было просто невозможно.

3. Закрепление изученного.

· О ком были сказки и поверья, которые слушали на уроке?

· К каким птицам у древних коми было особенно почитаемое, трепетное отношение? Почему? (Они были для них создателями земли и всей жизни.)

· Какие сказки и легенды запомнились?

4. Домашнее задание.

Перечитать любую из названных на уроке сказок. Написать загадки, пословицы или стихотворения о птицах из коми легенд.

Сделать рисунки. (Охлупень-птица; ковш-утица.)

 

 

Урок 8. Поверья и сказки о домашних животных.

1. Проверка домашнего задания.

· Прочитать загадки, пословицы, стихотворения, которые нашли и записали в тетрадь ученики.

· Конкурс детских рисунков. Прокомментировать свою работу.

· Рассказать запомнившуюся легенду, сказание, сказку по теме прошлого урока.

2. Новый материал.

· Предыдущие уроки были посвящены преданиям и поверьям, связанным с дикими животными. Это не случайно. Древние коми в первую очередь охотники. Но они всё больше стали заниматься обработкой земли, выращивать скот, и появились легенды и поверья о домашних животных. Сегодня урок посвящен этой теме.

· Отгадать загадку.

Не мой бы труд, не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, человек. (Конь.)

– Какую работу, службу коня человеку вы можете назвать?

· Вспомним сказки, персонажами которых является конь, кобылица. Какую службу они сослужили главному герою?

(Сказки можно прочитать, рассказать учителю или заранее подготовленным учащимся.)

«Тридцать женихов.»

«Седун.»

В сказках о животных конь является победителем всех обидчиков, врагов; он способен перехитрить и волка, и лису.

«Лиса и мерин.»

«Лошадь и волк.»

В сказках явно чувствуется особое почтение, уважительное отношение к коню. Почему? (Он служил хозяину в поле, в лесу, в хозяйственных работах.)

Во многих коми сказках присутствует образ златогривого коня. Это не случайно. Есть у древних коми легенды и поверья о коне.

I. Конь – символ Солнца. Солнечные боги (по преданию) выезжали на небо в золотых колесницах, запряженных конями.

Конь – символ плодородия, добра, счастья. Как это проявлялось в сказках? (Показывали особую плодовитость коня; предметы быта украшали конской головкой; у детей игрушки – кони.)

II. Существовали особые обычаи, связанные с конём. Были особые лошадиные праздники. В эти дни коню служили молебны, купали в священной реке.

Состарившуюся лошадь нельзя было погубить, а то она могла отомстить хозяину, и новые лошади у него не выживали. Непростительным проступком была кража корма у лошади.

Лошадь считалась символом мужества, только мужчина был её хозяином. Женщинам нередко запрещалось касаться коня.

· Кто ещё из домашних животных был животным мужчины? Как думаете? (Собака.)

Это одно из древнейших животных, которое приручил человек. Хорошая охотничья собака стоила очень дорого – дороже коровы.

Собака служила хозяину в лесу, охраняла дом. Считалось, что собака понимает язык людей; что собаки могут разговаривать между собой.

На охоте ли, в дороге, в доме сначала полагалось накормить собаку, а потом уже есть самому.

Через собаку нельзя было перешагивать, иначе она теряла все свои ценные качества: чутьё, способность видеть. Древние коми считали, что собака видит злых духов, колдунов, и способна их отогнать, оберегая хозяина.

Герой коми легенд Йиркап с помощью собаки находит волшебное дерево и делает из него чудесные, скоростные лыжи.

· Как считаете, какие домашние животные считались женскими? (Корова и кошка.)

Корова приносила в дом достаток, сытость. Её берегли, освящали, заговаривали от недоброго взгляда, сглаза. Корову нельзя наказывать.

Сохранялся обычай передавать корову из рода в род. Невеста получала корову в приданое от своей матери.

Существовало огромное количество обрядов, связанных с покупкой коровы, телёнка; с выгоном её на пастбище. Особое отношение было к коровьему молоку. Были правила (и они строго соблюдались), как молоко процедить, продать, уберечь от сглаза.

· Кошка. Коми название кошки – кань – в переводе значит – «неслышное, бесшумное движение; движение украдкой».

Кошка считалась хранительницей крестьянского хозяйства. В устных потешках, песенках кошка была нянькой, хозяйкой.

С помощью кошки и особых заговоров можно было отогнать от деревни даже медведя; избавиться от каких-либо болезней.

А какой обычай, связанный с кошкой, сохранился до наших дней? Что он означает? (Заселяясь в новый дом, первой впускают в жилище кошку.)

3. Закрепление пройденного.

· Какие домашние животные были персонажами коми легенд и поверий?

· Сказать о каждом животном, символом чего они считались.

· Какое животное было самым почитаемым, главным? Почему? (Конь – главный помощник в обработке земли.)

4. Домашнее задание.

Найти и записать загадки, пословицы о животных.

Узнать у взрослых об обычаях, связанных с домашними животными.

 

Урок 9. Обобщение по теме.

На этом уроке мы подведём итоги по большой теме, посвященной легендам и поверьям коми народа.

1. Знание понятий.

О каком понятии идёт речь? Узнайте. (На доске даны карточки с названиями понятий, учитель читает пояснение, дети находят карточку.)

легенда   сказка   поверье   сказание

– Рассказ исторического или легендарного содержания. (Сказание.)

– Выдуманное, неправдоподобное повествование, часто с участием волшебных персонажей. (Сказка.)

– Предание, рассказ об историческом событии, передающийся из поколения в поколение. (Легенда.)

– Суеверное предание. (Поверье.)

· Составим синонимические пары.

Преданье – … легенда.

Суеверие – … поверье.

Выдумка – … сказка.

Краткое изречение – … пословица.

Задание на смекалку – … загадка.

– Как назвать все эти произведения одним общим названием? (Произведения устного народного творчества.)

2. Знание легенд, поверий.

(Работа по группам. Каждая группа выбирает билет с названием животного и готовится рассказать или изобразить в короткой сценке любую (или несколько) легенд коми народа о данном животном.)

– лось (олень) – собака (кошка) – утка

– конь (корова) – медведь

Ребята могут использовать и загадки, пословицы, стихотворения, что готовили, подбирали, готовя домашнее задание.

3. Знание коми сказок, в которых упоминаются животные из легенд, поверий.

(Работа строится по группам. По билетам выбирают сказку, затем готовят чтение по ролям или драматизацию эпизода сказки. Класс должен узнать произведение.)

– «Марпида-царевна.»

– «Седун.»

– «Пера-богатырь.»

– «Медвежьи няньки.»

– «Федот-стрелец.»

4. Разгадать кроссворд.

                           
                    к        
                с о в а    
                  р      
            у     о р ё л  
            т       в     е  
          к о ш к а     б  
с о б а к а           е  
                      м   д  
                п о в е р ь е
                    д      
                л   в      
            ф   о л е н ь  
            и     с   д      
      г о л у б ь   ь      
            и                
      к о н ь              

1. Кто по легенде создавал всю Землю и жизнь? (Утка, лебедь, голубь.)

2. Кого коми охотники звали хозяином тайги? (Медведя.)

3. Какие животные были связаны с небесным светилом – Солнцем? (Лось, олень.)

4. Домашнее животное – символ счастья, солнца, плодородия. (Конь.)

5. Хранительница дома. (Кошка.)

6. Животное мужчины. (Собака.)

7. Животное женщины. (Корова.)

8. Птицы – символы лесного духа. (Сова, филин.)

9. Самая почитаемая птица. (Орёл.)

5. Итог.

 

Раздел 2.Береги родную природу.

 

В этот раздел включён материал об охранных территориях нашей республики (заповедник, национальный парк, заказники, памятники природы). Он рассчитан на II четверть и включает 7 уроков.

Темы этого раздела связаны с уроками природоведения (программа А.Плешакова), дополняют их сведениями краеведческого характера. Материал к урокам носит справочный характер, учитель сам, в зависимости от потребностей и уровня подготовки класса, разрабатывает структуру урока. Можно включить групповую работу, прослушивание сообщений учащихся, заочное путешествие. Для создания у детей яркого образа природы республики, её достопримечательностей, необходимо использовать иллюстрированный материал. В подготовке к урокам помогут следующие книги:

 

1. Занимательная география Республики Коми: кроссворды, чайнворды, викторины. Сыктывкар, 1996.

2. Заповедник на Печоре. Сыктывкар, 1963.

3. Нам и внукам. Охраняемые природные территории Коми АССР. Сост. В.П.Гладков. Сыктывкар, 1988.

4. Наш край родной. 5 класс. Сыктывкар, 1988.

5. Редкие и нуждающиеся в охране животные и растения коми АССР. 1982.

6. Республика Коми. Сост. А.П.Обедков. Сыктывкар, 1995.

 





Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1818; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.224.191.72
Генерация страницы за: 0.317 сек.