Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III четверть. 3 страница




· Из дерева вырезали лошадок и уточек. Лошадок запрягали в маленькие деревянные (или берестяные) саночки. В них катали самодельных тряпичных кукол. Таких кукол девочки изготавливали сами. (В продолговатый конвертик из прочной ткани зашивали тряпочки и вату. Так получалось «тело». К нему пришивалась «голова»: войлочный шарик, обтянутый холстом. Из кудели делали косу, заплетали цветочные ленточки. Черты лица рисовали или прошивали.) Каждая кукла имела наряды, были и праздничные одежды с элементами орнамента. С куклами обращались очень бережно. Они служили детям по 5-6 и более лет, переходя от старших сестёр к младшим. У сестёр было не менее 7-8 кукол.

Из глины игрушки дети лепили сами. Это была посуда, фигурки животных. Самодельными игрушками играли дети младшего возраста (3-9 лет), расположившись на полу, на лавках, на полатях. Хранились игрушки в больших ящиках или коробах, стоявших в сенях.

 

– Чему дети учились в играх? Какие навыки получали? Какие игры похожи на современные или играют до сих пор? Какая отличительная черта есть у старинных игр? (Иногда чёткое деление игр для девочек и игр для мальчиков.) В чём особенность старинных игрушек? (Они самодельные.)

3. Групповая работа.

Класс делится на 4-5 групп. Группа получает задание: прочитать описание игры, проиграть в группе, научиться объяснять, показать игру классу, разучить её с другой группой, описать игру на улице.

(Материал смотреть в книге: «Коми старинные детские игры». Сост. Ю.Г.Рочев.)

Возможный перечень игр:

– Маленький воробышек;

– Воробей;

– В медведя;

– Жмурки;

– Мышь и угол.

4. Викторина.

1) Какую игру один из учёных назвал «излюбленным северным спортом»? (Катание с гор.)

2) В какой игре фигуры носили названия «дом», «пушка», «ласточка», «пароход»? (В игре в городки.)

3) Какая старинная игра похожа на хоккей? (Игра в «котёл».)

4) Что такое «чомики»? (Самодельные домики для игры в семью.)

 

Урок 10 (26). Экскурсия в музей. Коми народные игры и игрушки.

 

 

Раздел 4. Культура народа коми.

 

В этот раздел включены четыре урока, и он изучается в IV четверти. Основная задача уроков – показать детям, из какой древности пришли традиции народной культуры. В очень доступной форме надо объяснить вопросы происхождения коми народа, особенности изделий, их украшения, наглядно продемонстрировать, как мотивы пермского звериного стиля, появившись в изделиях X-XI в.в., дошли до наших дней, как используются современными мастерами, в чём состоит их художественная ценность. Очень широко следует использовать на уроках иллюстрированный материал, изделия современных народных мастеров. Следует обязательно побывать на экскурсии в музеях. Естественным будет продолжение этой темы на уроках художественного труда, на которых можно изготовить образцы изделий из имеющегося материала, выполнив декоративное украшение в стиле традиций.

 

Материал к урокам учитель найдёт в следующих книгах:

1. Атлас Республики Коми.

2. Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник.

3. Народное искусство коми.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.