Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение краткосрочной механической памяти




Г


5. Вырезание по контуру ножницами рисунка любой открытки (цветок, зай­
чик и т. д.).;

6 Нанизывание бисера или пуговиц (для младших школьников) на иголку

с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение не­зависимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.

7.. Выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколь-ко пузырьков с завинчивающимися крышками. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное действие.

8. Развязывание узелков. Учитель заранее плотно завязывает несколько узлов из шнура средней толщины и просит развязать их. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.

9. «Построй из кубиков дом». Ведущей считается та рука, что берет, уклады­вает и поправляет кубики.

При проведении тестирования необходимо соблюдать следующие правила: каждое задание следует давать ребенку в игровой форме; не фиксировать его внимание на том, какой рукой он действует; все предметы перед выполнением задания класть строго перед ребенком.

По мере выполнений задания удобно заполнять следующий протокол:

Правая рука

Левая рука

Тест

Первый Второй Третий и т. д.

При выраженном предпочтении левой руки ставится знак + в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто пользуется как правой, так и левой рукой, знак + ста­вится в графу «Обе руки».

Следует также выяснить, есть ли у ребенка родственники-левши. Этот воп­рос задается в предварительной беседе родителям. При наличии семейной лево-рукости ставится знак + в графу «Левая рука».

Степень выраженности моторной асимметрии определяется по количеству «плюсов».в каждой графе. Леворуким считается ребенок, получивший больше «плюсов» в графе «Левая рука», праворуким — в графе «Правая рука». Равенство «плюсов» в этих графах или их большее количество в графе «Обе руки» свиде­тельствует о недостаточной сформированности асимметрии.

Определение умственной работоспособности

Умственная работоспособность детей и ее динамика в процессе обучения харак­теризуют функциональное состояние ЦНС.

При изучении умственной работоспособности младших школьников исполь­зуют фигурную таблицу (рис. 10.2), разработанную в Институте возрастной фи­зиологии РАО.


 

 

 

 

 

 

 

    О£г   ЩТо
  С? О ■■< Ой LJ ПН SSBSSC
с? Р   В?   \*ш*/ л < □tf
о i л Р л №. о «ч_? С7Д
р #     Р Хщ-»»^ л   -*0
о л о>   о -*ч о л yV 1 I J^\l l,.„l„.,J
  о О л < о : <   1 10
о & Z1 о Ч»| *■ л р
о л ^тиш»^ о -?   £г   "й* А
  ГХ л KD ~к.   -J 1
л 1 1 U Я о щ   л gMMMHHMMW
V IH-4IIIIII р it А С7 р 1__ 1 и о t^Q
С7   р i$ л Цря*|* □д
п л •й С о 1""™...... ■. 1 #□ n$

Puc. '0.2 Фигурная таблица для определения умственной работоспособности


 




Работа с таблицей выполняется детьми в течение двух минут, предварительно им дается указание: «Просмотрите внимательно фигурки, найдите среди них три фигур­ки: треугольник, кружок, флажок. Поставьте в треугольник черточки (минус), в кружочки — крестик (плюс), во флажок — точку». Пример выполнения задания рисуется на доске. Нужно опросить детей, как они поняли задание. После этого все нарисованное с доски стирается и дается команда о начале работы. Через 2 мин работа останав­ливается, таблички с выполненными заданиями собираются.

Выполненное задание оценивается по объему (количеству просмотренных фи­гур) и качеству работы (количеству допущенных ошибок в пересчете на 100 про­смотренных фигур). Например, ребенок просмотрел 60 знаков и допустил 7 оши­бок. В пересчете на 100 знаков это составит:

Х= (7x100) /60 =11,6.

Помимо этого, рассчитывается коэффициент продуктивности умственной ра­ботоспособности (Q) по формуле:

Q = С2 / (С + d),

где С — количество просмотренных строчек, d — количество ошибок. Каждая про­пущенная строчка исключается из общего числа просмотренных строк, но счита­ется за одну допущенную ошибку и прибавляется к общему числу ошибок.

Показатели школьной зрелости и умственной работоспособности детей име­ют региональные особенности и зависят от биологических и социальных факто­ров развития, условий обучения и воспитания. Поэтому для оценки уровня ум­ственной работоспособности индивидуальные показатели следует сопоставлять со средними значениями, полученными при обследовании данного коллектива. Средними считаются показатели, соответствующие М ± 2а, высокими — больше М + 2а, низкими — меньше М - 2а.

Объем краткосрочной памяти зависит от процесса последовательного воспри­ятия отдельных элементов вербальной информации. Сначала ребенок восприни­мает первый элемент данной совокупности, потом — другой, за ним — третий и т. д. Пока воспринимается определенный элемент, все предыдущие сохраняют­ся в краткосрочной памяти.

Ребенку предлагается ряд элементов, чем длиннее данный ряд, тем больше времени затрачивает он на выполнение задания, что лимитирует возможность запоминания и воспроизведения всех элементов в строго определенной последо­вательности.

Прогностическая ценность данного задания заключается в высокой корреля­ции с усвоением учебного материала по чтению и средней связи — с письмом и математикой.

Для определения объема краткосрочной памяти ребенку дается задание: «Сей­час я буду называть тебе по очереди несколько цифр. Попытайся запомнить эти цифры и повторить их в том же порядке. Внимательно слушай и старайся запомнить». После этого


зачитывают ряды цифр, каждый из которых имеет на 1 цифру больше, чем преды­дущий. Наименьший ряд содержит 4 цифры, наибольший — 9 (каждый основной ряд имеет свой дубль с аналогичным набором цифр).

Таблица основных и дубль-рядов, которые используются в данном задании, имеет следующий вид:

 

Основные ряды Дубль-ряды
  < 741
  Дг 6032
  ?;,;.. 84691
  • 527681
   
   
  -294351708

Интервал времени между предлагаемыми двумя цифрами одного ряда должен со­ставлять приблизительно 1 с. Зачитав предложенный ряд цифр, ребенка просят повторить его. Если ребенок не может повторить все цифры в том же порядке, экспериментатор зачитывает дубль-ряд. Если" ребенок не воспроизводит и этот ряд, то задание прекращается.

За результат этого задания (показатель кратковременной памяти) принима­ется максимальное количество цифр, воспроизведенных с использованием дубль-ряда. Так, если наибольший воспроизведенный ребенком ряд 1406, то выставля­ется 4 балла, если ряд 067285 — 6. Низкий уровень краткосрочной памяти соответ­ствует оценке 2, средний — 3-4, высокий — 5 и выше.

В Определить уровень развития памяти ребенка можно с помощью теста, осно­ванного на запоминании и повторении фраз. Этот тест лучше всего проводить не­посредственно вслед за повторением чисел. Например, если ребенок безошибочно повторил 4 числа, то ему можно сразу предложить повторить фразу из 12 слогов. В случае успеха дается еще более длинная фраза и так до тех пор, пока ребенок не начнет пропускать, изменять или переставлять слова. Если первоначально данная фраза не воспроизводится ребенком с полной точностью, ему нужно предложить повторить фразу с меньшим количеством слогов, пока не получится вполне точ­ного воспроизведения.

Фразы для повторения

6 слогов: Дети, ложитесь спать. Дети, пошли гулять. Маша любит куклу.

7 слогов: Часы висят на стене. Чашка стоит на столе.

8 слогов: Лошадь бежит по дороге. В лесу птицы поют песню.

9 слогов: Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно.

 

10 слогов: Посмотрите в окошко на детей. Бедная собачка замерзает.

11 слогов: Летом солнышко греет очень сильно. Книга и карандаш лежат на столе.


 




12 слогов: Курочка повела своих деток гулять. Уточка быстро плавает по озеру.

13 слогов: Поросята любят валяться в грязной куче. Сердитый мороз нарумянил де. тям щеки.

14 слогов: Вечером мама рассказывает детям сказки. Дети пошли в лес за грибами и ягодами.

15 слогов: Пчела летит на душистый цветок за сладким медом. Страшная буря разру­шила избушку рыбака.

16 слогов: Лиса залезла в курятник и утащила петуха. Первый чистенький снежок па­дает на мерзлую землю.

17 слогов: Мама ходила в лес и принесла нам много грибов. Ранней весной прилетела птичка и стала вить гнездышко.

18 слогов: Миша любит сказку про серого волка и хитрую лису. Бабушка и Таня ходили после обеда погулять в лес.

19 слогов: Летом после дождя дети очень любят бегать по теплой воде. Во время дож­дя все птички в лесу перестают петь свои песни.

20 слогов: Мама подарила Кате книгу с очень красивыми рисунками. Сегодня утром дети очень хорошо убрали свою комнату.

21 слог: Мальчики ходили в лес гулять и поймали там маленького зайчика. Маша вы­учила стихи, положила книгу в сумку и пошла гулять.

22 слога: Маленькие котята целыми днями возятся и играют другсдругом. После лета наступает осень, и с каждым днем становится холоднее.

Если ребенок воспроизвел более 14—15 слогов, то он обладает хорошей кратко­временной памятью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.