Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды экологического аудита и порядок его проведения




Под экологическим аудитом понимается проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предприни­мателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соот­ветствие требованиям законодательства РФ, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными эко­логическим законодательством.

Понятие и цели экологического аудита

В научной литературе употребляется также понятие экологи­ческого аудирования, которое является синонимом экологическо­го аудита.

Экологический аудит как инструмент экологического права и охраны окружающей среды, достаточно развитый в мире, являет­ся пока еще новым для России. Пожалуй, у нас вряд ли найдется инвестиционная компания или банк, который, давая предпри­ятию кредит, изучает вероятность инвестиционного риска с точки зрения экологической защищенности той деятельности, которую ведет потенциальный заемщик.

Нормативные правовые основы регулирования экологическо­го аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют. Упоминание об экологическом аудиро­вании как инструменте обеспечения выполнения экологических требований при приватизации имеется в Государственной про­грамме приватизации государственных и муниципальных пред­приятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Прези­дента РФ от 24 декабря 1993 г.1

Экологический аудит упоминается также в постановлении Пра­вительства РФ от 26 февраля 1996 г. «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны

САПП РФ. 1994. № 1. Ст. 2.

1. Понятие и цели экологического аудита

окружающей среды» применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного постанов­ления были приняты: приказы Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госком­экологии России» и от 16 июля 1998 г. № 436 «О проведении прак­тических работ по введению экологического аудирования в Россий­ской Федерации». В Министерстве природных ресурсов РФ был принят приказ 2 апреля 1998 г. № 95 «О создании системы аудита недропользования».

Одними из немногих специальных нормативных правовых актов в этой сфере являются Закон Томской области от 27 августа 1997 г. «Об экологическом аудите в Томской области» и Времен­ное положение о порядке проведения экологического аудита в Республике Башкортостан, утвержденное постановлением Каби­нета Министров Республики Башкортостан от 14 сентября 1999 г.

Странную позицию по этому вопросу продемонстрировала Го­сударственная Дума в Законе об охране окружающей среды, в ст. 1 которого дано определение понятия экологического аудита, • а в тексте Закона об экологическом аудите как природоохранной мере ничего не говорится.

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 7 ав­густа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп.). Аудиторская деятельность, или аудит, определяется в нем как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Содержание экологического аудита не сводится лишь к проверке бухгалтер­ского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по вопросам взаимодействия общества и природы. Оно шире.

Чтобы выявить содержание и место экологического аудита в механизме экологического права, нужно выяснить, применитель­но к какой экологически значимой деятельности он проводится. Экологический аудит проводится в процессе приватизации госу­дарственных и муниципальных предприятий; при реализации процедуры банкротства; при проведении обязательного экологи­ческого страхования; при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.

С учетом видов деятельности, в рамках которых проводится экологический аудит, определяются его содержание и цели. Пре­имущественно это:

• оценка состояния деятельности предприятия или гражда­нина-предпринимателя по охране окружающей среды и рацио-

XIV. Правовые основы экогического аудита

нальному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;

• выявление степени деградации окружающей среды объек­та, деятельность которого связана с вредным воздействием на ок­ружающую1 среду;

• определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;

• выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;

• оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;

• выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

Проведение экологического аудита основывается на принципах:

объективности и независимости экоаудиторов от проверяе­мого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и ру­ководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;

• профессионализма и компетентности экоаудитора в вопро­сах охраны окружающей среды, природопользования и специфи­ки обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;

• достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;

• планирования работ по проведению экологического аудита;

• комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);

• конфиденциальности информации, полученной в результа­те проведения экологического аудита;

• ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

В Российской Федерации предусматривается проведение обя­зательного и добровольного экологического аудита. Обязатель­ный экологический аудит проводится в случаях, прямо установ­ленных нормативными правовыми актами РФ. Его проведение целесообразно в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

а) приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;

2. Виды экологического аудита и порядок его проведения

б) осуществлении экологического страхования в целях опреде­ления ставки или размера страховых платежей и (или) возме­щений;

в) кредитовании юридических лиц и граждан-предпринимате­лей государственными банками;

г) оценке деятельности по ликвидации экологических послед­ствий аварий и стихийных бедствий;

д) принятии решений государственными органами о продле­нии действия лицензий, выданных юридическим лицам и граж­данам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию эко­логически опасных объектов;

е) выполнении международных обязательств Российской Фе­дерации в области природопользования и охраны окружающей среды;

ж) в иных случаях, установленных нормативными актами. Согласно ст. 4 Закона Томской области «Об экологическом

аудите в Томской области» обязательный экологический аудит проводится экологической аудиторской организацией по реше­нию органов государственной власти. С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного ау­дита может быть предоставлено только аттестованным специалис­там, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации эко­логических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. № 436.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-пред­принимателей в получении научнообоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям за­конодательства РФ, и в иных целях.

Поэтому добровольный экологический аудит может прово­диться по инициативе предприятий и граждан-предпринимате­лей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, ока­зывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при не­обходимости модернизации производственного и/или технологи­ческого процессов и в иных случаях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предпри-

XIV. Правовые основы экогического аудита

ниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специ­ально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологичес­кому аудиту.

Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует о том, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность («иници­ативный аудит»). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же — это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффек­тивности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и уп­равления.

Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и тре­буют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.

Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденци­альны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

По мнению специалистов, развитие экологического аудита в России позволит в короткие сроки решить многие не только экологические, но и социально-экономические задачи, касаю­щиеся:

• разработки необходимых основ для повышения эффек­тивности использования сырьевых и энергетических ресурсов и соответственно уменьшения отрицательного воздействия на природу;

• обоснования концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связан­ных с приватизацией и инвестициями в экономику страны;

• предотвращения развития острых локальных экологичес­ких проблем и чрезвычайных ситуаций и разработку предложе­ний по их своевременному разрешению;

• инициирования создания необходимой информационной основы для развития и повышения эффективности других видов экологической деятельности: мониторинга источников вредного

2. Виды экологического аудита и порядок его проведения

воздействия на природу, экологического контроля, экологичес­кой экспертизы и т.п.1

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесооб­разно его проведение аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.

Программа проведения экологического аудита разрабатыва­ется с учетом технического задания заказчика на основе пред­варительного изучения материалов статистической отчетности, экологического паспорта предприятия, разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также ре­зультатов проверок государственных специально уполномочен­ных органов в области экологического контроля.

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение. В соот­ветствии с Временным положением о порядке проведения эко­логического аудита в Республике Башкортостан заключение состоит из вводной, аналитической и итоговой частей. Ана­литическая часть включает, в частности, оценку соблюдения требований экологического законодательства и выполнение ре­комендаций предыдущей аудиторской проверки, если она про­водилась.

В состав аналитической части рекомендуется включать:

• оценку имеющейся на аудируемом объекте отчетности по охране окружающей среды и природопользованию;

• наличие разрешений на природопользование и результаты проверки выполнения их условий;

• анализ начисления и полноты перечисления платы за за­грязнение окружающей среды и штрафов за нарушение экологи­ческого законодательства;

• анализ соблюдения технологических режимов, эффектив­ности работы очистных сооружений;

• оценку состояния основных фондов, эксплуатируемого обо­рудования;

• оценку эффективности производственного экологического контроля;

См.: Макаров С., Шагарова Л. Проблемы экологического аудирования вы­ходит из ряда второстепенных // Финансовые известия. 1996. 22 окт.

XIV. Правовые основы экогического аудита

• расчет экономической целесообразности и экологической эффективности проводимых и планируемых природоохранных мероприятий;

• расчет ущерба, причиненного окружающей среде при экс­плуатации аудируемого объекта;

• рекомендации по разработке мероприятий для снижения отрицательного воздействия аудируемого объекта на окружаю­щую среду.

Экологическое аудиторское заключение подписывается (ут­верждается) руководителем аудиторской организации и заверяет­ся печатью.

Поскольку в процессе проведения экологического аудита аудиторы могут иметь доступ к конфиденциальной информации, на нее распространяется соответствующий правовой режим.

XV. ЭКОНОМИКОЙ?АВОВОЙ МЕХАНИЗМ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.