Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольной работы. Методические рекомендации для выполнения




Методические рекомендации для выполнения

Тема «Элементы линейной алгебры»

Знакомство с использованием определителей начните с простейшего случая решения и исследования системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными. Изучите свойства определителя второго, а затем третьего порядка.

Особое внимание обратите на то, что вычисление определителей упрощается, если умело пользоваться свойствами определителей.

При изучении вопросов, связанных с исследованием систем линейных алгебраических уравнений, не упустите из виду случай, когда главный определитель системы равен нулю. В этой ситуации формулы Крамера теряют смысл и соответствующие системы уравнений либо несовместны, либо имеют бесчисленное множество решений.

Пример №1: Используя формулы Крамера, решить систему и сделать проверку.

x – 2y + z = 4,

2x + y + 3z = 5

3x + 4y+ z = –2.

Подсчитаем главный определитель системы D, используя правило вычисления определителей третьего порядка.

Имеем:

1 –2 1

D = 2 1 3 = 1* (1–12) + 2 * (2 – 9) +1 * (8 – 3) = – 20.

3 4 1

 

Так как D 0, то система имеет единственное решение. Для его отыскания вычислим вспомогательные определители: Dх, Dу, Dz.

4 –2 1

Dx = 5 1 3 = 4 * (1 -12) – (–2) * (5+6) +1 * (20+2) = 0;

–2 4 1

 

1 4 1

Dy = 2 5 3 = 1*(5 + б) – 4*(2 – 9) + 1*(– 4 – 15) = 20;

3 -2 1

 

1 -2 4

Dz = 2 1 5 = 1*(−2 – 20) – (– 2) *(–4 –15) + 4*(8 – 3) = – 40.

3 4 –2

 

Найдем неизвестные по формуле Крамера:

x = = 0; y = = – 1; z = = 2.

Проверка осуществляется путем подставления полученного решения в каждое уравнение системы:

0 – 2 *(–1) + 2 = 4

2*0 + (–1) + 3*2 = 5

3*0 + 4*(–1) +2 = -2

Все три равенства верные, следовательно, ответ имеет вид(0; –1; 2).

 

Тема «Элементы аналитической геометрии»

При изучении этой темы, прежде всего, следует усвоить понятие уравнения линии. Подобно тому, как точка в аналитической геометрии определяется координатами, линия определяется уравнением, связывающим координаты любой точки этой линии. Прямая линия является простейшей из линий на плоскости. Изучите различные способы нахождения уравнения прямой, а также плоскости.

Успех решения задач во многом зависит от умелого выбора соответствующего вида уравнения прямой и плоскости.

Пример №1:

Даны координаты вершин треугольника ABC: A(-1;2), В(5;-1), С(-4;-5).

1) Расстояние l между точками M1 1;у1) и М2 22) находим по формуле: l = |М1 М2| = (x2 – х1)2 + (у2 – у1)2.

По этой формуле находим длину стороны АВ:

AB| = = = 3 .

2) Уравнение прямой, проходящей через две точки плоскости M1 (x1; y1) и М2 2; у2) имеет вид

(1)

Подставляя в это уравнение координаты точек А и В, получаем уравнение стороны АВ:

Угловой коэффициент kАB прямой АВ найдем, преобразовав полученное уравнение к виду уравнения прямой с угловым коэффициентом у = kx + b.

Получим: 2у = -х+3 => y= – .

Следовательно, kAB = – .

Аналогично находим: kBC = .

3) Для нахождения внутреннего угла треугольника ABC воспользуемся формулой: tgB = .

Отметим, что порядок разности угловых коэффициентов, стоящей в числителе дроби, зависит от взаимного расположения прямых АВ и ВС. Подумайте, как бы вы стали искать внутренние углы А и С треугольника ABC?

Подставим значения kАВ и kвс в формулу. Находим:

tgB =

По таблицам В.М. Брадиса или на инженерном микрокалькуляторе получаем B 50°.

4) Для составления уравнения медианы AM найдем сначала координаты точки М, которая является серединой отрезка ВС.

XM =

yM =

Теперь подставим в (1) координаты точек А и М, получаем уравнение медианы:

5) Для составления уравнения высоты CD, воспользуемся уравнением прямой, проходящей через точку M0 (x0; y0) с заданным угловым коэффициентом k, которое имеет вид

y − yo= k*(x - xo) (2)

и условием перпендикулярности АВ и CD, которое выражается соотношением

.

Подставим в (2) получим уравнение высоты СD: (CD).

Используя полученные результаты, начертим треугольник АВС на координатной плоскости:

 
 

Тема «Вычисление пределов»

 

При изучении этой темы следует обратить внимание на понятие функции и изучить ее свойства. Познакомиться со всеми элементарными функциями (линейными, степенными, показательными, логарифмическими, тригонометрическими).

Особое внимание уделить пределу функции в точке и на бесконечность и понятию непрерывной функции.

После подробного изучения свойств пределов, I и II замечательных пределов, следует приступить к непосредственному вычислению пределов элементарных функций и их композиций, учитывая, что под знаком предела можно производить тождественные преобразования выражения.

Пример №1. Вычислить предел:

Пример №2. Вычислить предел:

Решение: т.к.

,

то

Следовательно, =

Пример №3.

Вычислить предел: =

 

 

Тема «Дифференциальное исчисление функций одной переменной»

В основе этой темы лежит понятие производной. Особое внимание следует обратить на геометрическое и механическое истолкование производной. Особую роль при решении задач играет правило вычисления производной сложной функции.

При дифференцировании некоторых функций нередко значительно упрощает вычисление прием, состоящий в том, что перед вычислением производной функцию предварительно логарифмируют.

При решении всех последующих примеров, кроме таблицы производных, используются правила дифференцирования суммы, разности, произведения, частного и теорема о производной сложной функции:

a)

б) ;

в) ;

г)

 

Пример№1. Дана функция: y = .

Вычислить производную функции.

Решение:

y´=

=

= .

 

Пример№2. Дана функция:

Вычислить производную функции.

Решение:

 

Пример №3. Дана функция: .

Вычислить производную функции.

Решение:

 

Тема «Исследование функции одной переменной»

Изучение этой темы следует начать с усвоения понятий возрастания и убывания функции, максимума и минимума функции, выпуклости и вогнутости кривой.

Пример:

1) Исследовать функцию у = 3 + 9х2 +15х - 9) и построить график.

Решение:

1) D (x) = (-∞;+∞), т.е. функция непрерывна на всей числовой прямой.

2)Для исследования функции на экстремумы и монотонность необходимо найти производную и приравнять ее к нулю.

Имеем: y´ = (3x2+9*2x + 15 − 0)

у' = 0 => 3х2+18х + 15= 0

х2+6х + 5 = 0

х1 = -5; х2 = -1

 

х (-∞,-5) -5 (-5;-1) -1 (-1;+∞)
f´(х) + 0 0 +
f (x) max min

 

у max (-5)= ((-5)3+9*(-5)2 +15*(-5) − 9) =4

 

у min (-1) = ((-1)3 +9*(-1)2+15*(−1)−9) =−4

 

3) Для определения точек перегиба и интервалов вогнутости и выпуклости найдем вторую производную и приравняем ее к нулю.

Имеем: y ´´ = (3 * 2 *x + 18+0)

6х + 18 = 0

х + 3 = 0

х = -3

х (-∞; -3) -3 (-3;+∞)
f ´(х) - 0 +
f (x) точка перегиба

 

у(-3) = ((-3)3 + 9(-3)2 + 15(−3) − 9) = 0.

Точка (-3,0) - точка перегиба.

Используя полученные результаты исследования, построим график функции.

 

Тема «Интегралы»

Прежде чем приступить к интегрированию функций, тщательно изучите таблицу интегралов, свойства определенного интеграла и два простейших метода интегрирования: метод замены переменной и способ подстановки. Успех интегрирования в значительной степени зависит от того, сумеем ли мы подобрать удачную замену переменной, упрощающую данный интеграл.

При использовании метода интегрирования по частям очень важно правильно выбрать множители U и dv. Хотя общих правил разбиения нет, тем не менее, можно руководствоваться некоторыми частными правилами. Например, если подынтегральная функция представляет собой произведение показательной или тригонометрической функции и многочлена, то в качестве множителя U следует выбирать многочлен. Если же подынтегральная функция является произведением логарифмической или обратной тригонометрической функций и многочлена, то в качестве множителя U следует выбрать логарифмическую или обратную тригонометрическую функцию.

При интегрировании выражения, содержащего в знаменателе квадратный трехчлен, целесообразно привести этот трехчлен к виду с выделенным полным квадратом.

Пример№1. Найти интеграл: ∫(5 − +2 )dх.

Решение: Воспользуемся таблицей интегралов и основными свойствами первообразной:

∫(5 − +2 )dх = 5∫dх − 3∫ dх+2∫ dх =

= 5х − 3tgх + 2 +с = 5х −3tgх + +с.

 

Пример №2. Найти интеграл: ∫

Решение: Воспользуемся определением степени с дробным показателем ( = , а > 0), правилами действий со степенями с одинаковыми основаниями (аn am = an+m, = ), правилом деления суммы на число и найдем интеграл от каждого слагаемого отдельно.

dх = ∫ dх= ∫ dх − ∫ dх =

= 5∫х dх − ∫х dх = 5 +с = 3 +с =

= 3* +с.

 

Пример №3. Найти интеграл: .

Решение: Применим подстановку: t =

Тогда dt = .

Имеем: ∫ ( = ∫ dt = ( + c.

 

Пример №4. Найти интеграл:

dх.

Решение: Преобразуем знаменатель дроби, стоящей под знаком интеграла следующим образом:

х2 − 4х + 8 = х2 + 4 +7 = (х − 2)2 + 22.

Тогда после подстановки t= х−2 получаем:

dх = ∫ dх =∫ dt = ∫ dt =

= ∫ dt +∫ dt = (t2+4) + actg +c =

(х − 2 +4) + actg +c =

= 2 − 4х +8) + actg + с.

При этом при вычислении интеграла dt мы воспользовались заменой переменной z = t2 +4.

Тогда dz = 2tdt, откуда

dt = = = c = ( +4) +c.

 

Пример №5. Найти интеграл: ∫(2х + 8)*

Решение: Применим формулу интегрирования по частям: ∫udv=uv − ∫vdu.

Положим: u = 2х +8, dv =

Тогда: du = 2dх, v = ∫ =

Следовательно: ∫(2х + 8)

+

 

Пример №6. Найти интеграл: ∫actg3х*dх.

Решение: Положим u = actg3х, dv = dх, тогда du = , v = х.

Отсюда: ∫actg3хdх = х* actg3х −3∫

Применим в последнем интеграле подстановку t = 1+9 , получим dt=18хdх, следовательно: 3∫ = = (1+9 )+с.

Отсюда: ∫actg3хdх = х* actg3х − (1+9 )+с.

Критерий оценивания знаний студента на экзамене

1. Оценка «отлично» ставится за полный ответ на теоретические вопросы и за правильное решение упражнения в приложении.

2. Оценка «хорошо» ставится в том случае, если при ответе на теоретические вопросы имелись неточности, которые не указывают на непонимание студентом сути вопроса, или, в случае ответа на теоретические вопросы, в упражнениях были сделаны ошибки, которые привели к неверному результату, но способ решения был выбран верно.

3. Оценка «удовлетворительно» ставится тогда, когда есть ответ на один теоретический вопрос и решение упражнения, при этом студент не отвечает на наводящие вопросы по неподготовленному теоретическому вопросу.

Возможно выставление оценки «удовлетворительно» и в том случае, когда оба ответа на теоретические вопросы содержат существенные погрешности, которые студент с помощью преподавателя может устранить, демонстрируя при этом умение решать типовые примеры, студент должен знать основные понятия.

4. Оценка «неудовлетворительно» ставится при отсутствии ответов на оба теоретических вопроса или у студента отсутствуют практические навыки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.