Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Изучение (разбор) ситуаций («Кейс-стади»)




Учебный кейс – это ситуация, описывающая конкретное событие (или последовательности событий), содержащее одну или ряд проблем, когда исследователь, группа исследователей проблемы стоит (стоят) перед необходимостью принятия стратегического решения. Они должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Группа экспертов после группового обсуждения предлагает решение кейса, в котором указывается последовательность действий (одно или различные варианты), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения. Кейс – это инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Он способствует развитию у обучащихся самостоятельного мышления, увязывает теорию с практикой. Увеличение в «багаже» проанализированных кейс случаев, увеличивает вероятность интерпретирования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, а так же в ходе разбора учебных задач формируется навык решения более серьезных проблем.

Общая структура кейс-стади:

1. Введение, где дается: краткое изложение ситуации; проблемы и задачи, которые должны быть затронуты в ситуации.

2. Описание предприятия.

3. Описание ситуации на определенный период времени.

4. Приложение к ситуации. Интервью, высказывания, статистика и т.д.

5. Простановка проблемы.

Время на проведение кейс-стади может колебаться от 2-3 часов до нескольких дней.

«Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее часто используемых методов стимулирования творческой активности, позволяющий найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений разнообразнейших задач.

Техника «мозгового штурма» была разработана Алексом Осборном в 1953 г. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег.

Целью применения «мозгового штурма» является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника «мозгового штурма», предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах — «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество».

1. Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Учащиеся, работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

2. Приветствуется свободный полет фантазии: обучающиеся должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

3. Идей должно быть много: каждого участника просят представить максимально возможное количество идей.

4. Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например, комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

5. На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Главными условиями данной интерактивной и наиболее креативной технологии являются свободный поток идей, отсутствие критики пришедших идей, точнее, идеи сначала генерируются по принципу «чем больше, тем лучше», а критический их разбор осуществляется позже.

Мозговой штурм – это технология коллективного творчества учащихся. Вся команда собирается вместе за «круглым столом» и обсуждают одну четко сформулированную тему. Естественно, что направление обсуждения задается проблемой, которую необходимо решить. Главный недостаток метода – трудности управления процессом. Несмотря на теоретический запрет на критику, оценка идей на практике происходит тут же, поэтому пакет готовых идей формулируется в ходе обсуждения.

Синектика является модификацией технологии мозгового штурма. Для этой методики снимается запрет на обсуждение в русле одной темы, одной проблемы. Темы могут свободно «гулять» в ходе обсуждения, уходя время от времени далеко от первоначальной. Поиск решений проблемы осуществляется порой по принципу «от обратного». Этому методу присущи те же достоинства и недостатки, что и мозговому штурму.

Метод эвристического мышления – метод одиночек. Консультант садится один на один с белым листом бумаги и пишет на него все мысли, какие только приходят в голову. В принципе, метод лишен недостатков мозгового штурма – обдумывание идей может продолжаться сколь угодно долго, не надо собирать вместе несколько человек и стимулировать их к работе. К тому же метод гораздо гибче, чем мозговой штурм – всегда можно отказаться от одной творческой идеи в пользу другой, пришедшей позже. Но творческих стимулов в этом методе гораздо меньше. Несмотря на это, он используется не реже, если не чаще, чем коллективный мозговой штурм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.