Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Норма обязательного резервирования как инструмента денежно-кредитной политики




Роль учетной политики центрального банка как способ непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов

Процедура переучета коммерческих простых векселей НБК

Казахстанская практика кредитования НБК коммерческих банков

Роль учетной политики центрального банка как способ непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов

ТЕМА 7. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Дисконтная (учетная) политика – это метод воздействия на экономику развитых стран со стороны центрального банка, согласно которому при изменении ставки учетного процента (ставки рефинансирования) коммерческие банки уменьшают или увеличивают объем учитываемых векселей, что сказывается на денежной массе.

Исторически понятие учетной ставки связано с деятельностью центрального банка по переучету векселей, предоставленных коммерческими банками. В современных условиях содержание операций центрального банка по рефинансированию означает не только покупку векселей (учетный кредит) или займа под залог ценных бумаг (ломбардный кредит), но и предоставление всех видов кредитов коммерческим банкам. Процентные ставки на кредиты рефинансирования определяет центральный банк в зависимости от прогнозируемого уровня инфляции и межбанковского рынка кредитов.

Учетная политика, будучи составной частью государственной процентной политики, является важным инструментом денежно-кредитного регулирования, основные направления которой разрабатываются и реализуются ЦБ. Учетная политика проводится ЦБ посредством установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки двух основных видов: ставки редисконтирования (переучету ценных бумаг) и ставки рефинансирования (кредитованию банковских учреждений).

Ставка рефинансирования, или уровень платы за кредитные ресурсы, предоставляемые ЦБ коммерческим банкам, несколько выше учетной ставки (на 0,5-2 процентных пункта), так как ссудные операции банков (ломбардный, бланковый, контокоррентный и другие виды кредитов) являются более дорогими, чём торгово-комиссионные (покупка ценных бумаг). Поэтому коммерческие банки прибегают к получению межбанковских кредитов после того, как использованы все возможности по переучету ценных бумаг.

ЦБ устанавливают несколько официальных учетных ставок в зависимости от срока, надежности, "классности" и т.д., равно как и несколько ставок по ломбардному кредиту, исходя из вида обеспечения, сроков и прочих условий.

Регулируя уровень ставок рефинансирования и редисконтирования, ЦБ влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для коммерческих банков возможность получить кредитные ресурсы, а в результате и возможность расширять масштабы операций с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками самостоятельно в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем ЦБ.

Величина процентных ставок ЦБ не обязательно должна изменяться в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок коммерческих банков. Она может отклоняться от нее в ту или иную сторону. Однако установление и объявление центральным банком уровня официальных ставок процента является для коммерческих банков одним из главных индикаторов, характеризующих основные направления политики ЦБ в области контроля за динамикой денежной массы.

Изменяя уровень официальных ставок в зависимости от приоритетов экономического развития, ЦБ воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставляемых кредитов; регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность и объем денежной массы в стране; предоставляет кредитным институтам экстренную финансовую помощь; поддерживает ликвидность банковской системы в целом.

Как отмечалось выше, кредитные институты имеют возможность получать при необходимости кредиты ЦБ путем переучета векселей или под залог ценных бумаг. Смысл дисконтной политики заключается в том, чтобы методами изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов.

Рефинансирование в рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами: требованиями к качеству принимаемых к переучету векселей; контингентом переучета, те есть максимально возможным объемом переучета векселей для одного кредитного института; учетной ставкой центрального банка.

Рассмотрим действие данного инструмента на примере изменения величины учетной ставки. Если цель ЦБ – удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учетную ставку. Однако данное мероприятие не принесет желаемого эффекта, если на денежном рынке наблюдается понижательная тенденция, так как в этом случае кредитные институты предпочтут межбанковские кредиты. ЦБ для достижения поставленной цели необходимо воздействовать на денежный рынок другими методами – путем повышения ставок по минимальным резервам и т.д. При прочих равных условиях, в случае действенного повышения учетной ставки, рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что ведет в итоге к росту стоимости кредитов в стране.

Если целью ЦБ является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. В этом случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению.

Изменение учетной ставки ЦБ влечет за собой изменения условий не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг, в чем проявляется косвенное воздействие данного механизма регулирования. Повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, обусловленное ростом учетной ставки ЦБ, вызывает уменьшение спроса и рост предложения ценных бумаг. Спрос на ценные бумаги уменьшается как со стороны небанков, потому что более привлекательными для них становятся депозиты, так и со стороны кредитных институтов, вследствие того, что при дорогих кредитах выгоднее прямое финансирование.

Таким образом, рост учетной ставки ЦБ относительно уменьшает рыночную стоимость ценных бумаг. Снижение учетной ставки ЦБ, напротив, удешевит кредиты и депозиты, что ведет к процессам, обратным рассмотренным ранее. Растет спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается их рыночная стоимость.

В результате учетная политика ЦБ является способом его непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов путем изменения условий переучета и залога ценных бумаг, что влечет за собой косвенное воздействие на экономику страны.

Нужно иметь в виду, что описанным выше методом роль учетной политики не ограничивается. Учетная политика усиливает эффект других регулирующих воздействий ЦБ на денежно-кредитную сферу, в частности на операции, проходящие на открытом рынке, и на нормы обязательных резервов. Кроме того, учетная политика центрального банка является для других субъектов экономики индикатором действий правительства в области денежно-кредитных отношений. Если, к примеру, официальная учетная ставка устойчиво растет, то банки вправе предположить, что правительство намерено свертывать деловую активность. И наоборот, снижение ее свидетельствует о стремлении правительства стимулировать развитие экономических процессов.

На Западе учетную ставку используют для стимулирования производства. Большего успеха в этом деле добился 13-ый Председатель ФРС США Алан Гринспен (Alan Greenspan) (период работы с 11 августа 1987г. по 31 января 2006г.). Во время азиатского, бразильского и российского финансовых кризисов 1997-1998гг. ФРС снижала ставку, чтобы спад производства в развивающихся странах не распространился на США. Идея А. Гринспена была проста. Пусть американские компании из-за кризиса продают меньше товаров развивающимся странам; пусть зарубежные филиалы этих компаний испытывают финансовые трудности. Но общая прибыльность производства в США не упадет, потому что кредит будет обходиться компаниям дешевле. А раз производство остается прибыльным, экономического спада не будет. Спада в США действительно не было.

Учетную ставку используют также для того, чтобы бороться с инфляцией. И здесь следует отметить А. Гринспена. В 1999-2000гг. он начал постоянно повышать ставку, потому что был чрезвычайно озабочен быстрым экономическим ростом и резким снижением безработицы в США. Идея на этот раз была такая. Если в стране низкая безработица, то предприниматели, в конце концов, начнут повышать зарплату, чтобы найти работников и удержать их у себя. Повышение зарплаты приведет к росту розничных цен. Нужно несколько охладить пыл предпринимателей и сделать кредит дороже, чтобы они не слишком расширяли производство. Тогда инфляция останется на низком уровне. Инфляция в США действительно оставалась низкой.

В общем, разные страны применяют учетную ставку для одних и тех же целей, но с разными результатами. В последние годы только ФРС (и еще может быть Банку Англии) удается с помощью процентной политики добиться и роста производства и низкой инфляции. ЕЦБ удалось добиться только роста производства и небольшой инфляции. У остальных центральных банков постоянно случались неудачи на всех фронтах – в Японии, например, где учетная ставка в последние годы составляла 0% годовых экономическому росту это не очень помогало.

 

2. Казахстанская практика кредитования НБК коммерческих банков:

Кредитование коммерческих банков НБК законодательно регламентируется Правилами предоставления банковских займов НБК, утвержденными постановлением Правления НБК от 30 сентября 2005г. № 118. Данные Правила разработаны в соответствии с Законом РК «О Национальном Банке РК» от 30 марта 1995г. и определяют виды и порядок предоставления банковских займов НБК, процедуру принятия по ним обеспечения.

НБК предоставляет следующие виды банковских займов:

1) займы рефинансирования банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций. Займы рефинансирования предоставляются под обеспечение;

2) займы специального назначения банкам и юридическим лицам, в том числе займы, предоставляемые в качестве заимодателя последней инстанции. Займы специального назначения предоставляются на основании решений Правления НБК как под обеспечение, так и без обеспечения. Вопрос о принятии обеспечения при предоставлении НБК данного вида займов решается Правлением НБК.

НБК в качестве обеспечения под предоставленные банковские займы принимаются высоколиквидные и безрисковые ценные бумаги, а также другие активы. Предоставленные банковские займы пролонгации не подлежат. Исключения допускаются только по специальному решению Правления НБК, с заключением дополнительного соглашения к договору банковского займа.

Учет операций по приему в обеспечение банковского займа финансовых активов, и их списанию с внебалансовых счетов при выполнении условий договора займа осуществляется согласно нормативным правовым актам НБК.

Займы рефинансирования НБК являются краткосрочными и предоставляются как в национальной, так и в иностранной валюте на срок не более одного месяца по ставке вознаграждения равной официальной ставке рефинансирования НБК.

Срок предоставления займов рефинансирования (на период не более 1 месяца), перечень обеспечения, стоимость и процент дисконтирования обеспечения определяются Техническим комитетом по денежно-кредитной политике НБК, данная информация публикуется на сайте НБК.

Различают следующие формы предоставления займов рефинансирования:

1. операция обратного РЕПО (механизм проведения данной операции регулируется нормативными правовыми актами НБК по осуществлению операций РЕПО. Английское слова "repo" произошло от общепринятого сокращения словосочетания "repurchase agreement", что означает "соглашение о продаже с обязательством последующей обратной покупки".

2. СВОП – операция с иностранной валютой;

3. краткосрочные займы.

Кредитная организация имеет право на получение займов рефинансирования только после заключения с

НБК соглашения о:

1. стандартных условиях и терминах, используемых для осуществления операций на вторичном рынке ценных бумаг (по операциям обратного РЕПО);

2. стандартных условиях и терминах, используемых для осуществления валютных операций (по операциям СВОП с иностранной валютой);

3. предоставлении краткосрочного займа.

Операции РЕПО могут осуществляться в торговой системе КФБ двумя способами:

1. "прямым" способом – на торгах, проводимых методом заключения прямых сделок;

2. "автоматическим" способом – на торгах, проводимых методом непрерывного встречного аукциона на рынке автоматического РЕПО.

Если займы рефинансирования в виде операций обратного РЕПО предоставляются посредством биржевого терминала в секторе автоматическое РЕПО КФБ, то коммерческому банку не обязательно заключать соглашения о стандартных условиях и терминах, упомянутых выше.

Займы рефинансирования могут быть предоставлены на основании сделок, заключенных посредством биржевого терминала или терминала РЕЙТЕР и/или подтверждения основных условий сделки, сторонами друг другу по системе SWIFT, телексом или нарочно.

Займы рефинансирования предоставляются в пределах лимита кредитного риска на операции с банками второго уровня, устанавливаемые в соответствии с нормативными правовыми актами НБК.

Банковские займы специального назначения, в том числе займы, предоставляемые в качестве заимодателя последней инстанции, предоставляются НБК в национальной и в иностранной валюте на срок не более одного года банкам и юридическим лицам - владельцам банковских счетов, открытых в НБК. Сроки предоставления данных займов, ставки вознаграждения по ним определяются Правлением НБК.

Для получения банковского займа специального назначения банки и юридические лица предоставляют в НБК:

1. ходатайство о предоставлении банковского займа с указанием цели займа;

2. сведения об отсутствии просроченной задолженности по ранее выданным банковским займам НБК и других банков;

3. копии документов, подтверждающих право заемщика на предмет залога;

4. документы, содержащие характеристику предмета залога;

5. копию отчета об оценке залогового имущества, составленного в соответствии с законодательством РК;

6. аудиторский отчет независимой аудиторской организации о достоверности и объективности составления финансовой отчетности за истекший финансовый год (только для юридических лиц);

7. бухгалтерский баланс, отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности на последнюю отчетную дату (только для юридических лиц).

Для принятия решения о целесообразности предоставления банку займа специального назначения НБК запрашивает у Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций информацию о финансовом состоянии банка. Требование о наличии аудиторского отчета не распространяется на организации НБК, входящие в его структуру, а также акционерные общества, акции которых (пятьдесят один и более процентов от количества размещенных акций) принадлежат НБК.

В случае ухудшения финансового состояния банк обращается в НБК за займом, предоставляемым в качестве заимодателя последней инстанции, и предоставляет следующие документы:

1. ходатайство о предоставлении банковского займа;

2. о наличии или намеченных сроках разработки банком программы финансового оздоровления, утвержденной Советом директоров банка;

3. копии документов, подтверждающие право заемщика на предмет залога;

4. документы, содержащие характеристику предмета залога;

5. копию отчета об оценке залогового имущества, составленного в соответствии с законодательством РК.

Для принятия решения о целесообразности предоставления займа в качестве заимодателя последней инстанции НБК запрашивает:

1. у Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций информацию о финансовом состоянии банка;

2. от Казахстанского фонда гарантирования депозитов (если банк является участником системы обязательного гарантирования депозитов) информацию об исполнении банком обязательств по своевременной и полной уплате календарных взносов в данную организацию, о сумме гарантированных депозитов, находящихся в данном банке.

При предоставлении НБК краткосрочных займов и банковских займов заключается договор банковского займа, который содержать следующие разделы:

1. преамбулу;

2. предмет договора;

3. условия договора, включающие в себя сведения о сумме банковского займа, сроке предоставления банковского займа, размере ставки вознаграждения, способе обеспечения и другое;

4. права и обязанности сторон;

5. порядок расчетов;

6. ответственность сторон;

7. порядок разрешения споров;

8. прочие условия;

9. место нахождения и реквизиты сторон и другие разделы.

Обеспечение исполнения обязательств по договору банковского займа в форме залога оформляется отдельным договором о залоге, который является неотъемлемой частью договора банковского займа. Договор банковского займа заключается после предоставления заемщиком всех необходимых документов для получения банковского займа, их рассмотрения, дачи заключения соответствующими подразделениями НБК и решения Правления НБК.

Договор банковского займа визируется:

· ответственным исполнителем;

· руководителем подразделения, занимающегося предоставлением банковских займов;

· руководителем юридического подразделения;

· заместителем Председателя НБК, курирующим подразделение, занимающееся предоставлением банковских займов;

· уполномоченным представителем заемщика, скрепляется печатями сторон.

Оригиналы договора регистрируются в юридическом подразделении НБК. Заемщику оригинал договора передается под роспись в журнале учета выданных договоров. С оригинала договора подразделением, занимающимся предоставлением банковских займов, снимаются три копии, из которых первая передается в подразделение генеральной бухгалтерии, вторая - в подразделение, осуществляющее бухгалтерский учет предоставленных банковских займов, третья - остается в подразделении, занимающимся предоставлением банковских займов, для оформления досье по банковскому займу.

Отношения по поводу залога, возникающие между НБК и заемщиком при предоставлении НБК краткосрочных займов и банковских займов регламентируются законодательством РК и Правилами предоставления банковских займов НБК, утвержденными постановлением Правления НБК от 30 сентября 2005г. № 118.

Залогодателем при предоставлении банковских займов является заемщик, принятие залога от третьих лиц, равно как и перезалог не допускаются.

НБК вправе требовать от залогодателя страхования заложенного имущества. Залог имущества, подлежащего государственной регистрации, должен быть зарегистрирован в органе, осуществляющем регистрацию данного имущества.

Общая сумма предмета залога, переданного заемщиком в обеспечение банковского займа НБК, должна быть не меньше суммы предоставляемого банковского займа и вознаграждения по нему с учетом неустойки, издержек по содержанию заложенного имущества, расходов по взысканию задолженности заемщика и других возможных расходов. В случае ее недостаточности вследствие падения цен на предмет залога, в договоре о залоге предусматривается обязательство заемщика пополнить залог в течение двух рабочих дней после получения соответствующего письменного требования НБК. Активы принимаются НБК в залог, исходя из их рыночной стоимости.

Договор о залоге заключается в письменной форме, одновременно с заключением договора банковского займа на срок до полного погашения заемщиком задолженности по банковскому займу, включая неустойку, начисленное вознаграждение и основной долг.

Договор о залоге содержит следующие разделы:

1. преамбулу, содержащую полное наименование сторон, их организационно–правовую форму, указание на документ, подтверждающий правомочность сторон (устав, положение, доверенность или иной документ), должность, фамилия, имя и отчество представителей сторон, уполномоченных подписывать договор;

2. предмет договора, предусматривающий отношения сторон по передаче предмета залога в качестве обеспечения исполнения обязательств, вид имущества, передаваемого в залог, его оценку, описание места нахождения имущества, сведения о документах, подтверждающих право залогодателя на предмет залога, сведения о регистрации предмета залога в соответствующих органах, а также указание стороны договора, у которой будет находиться заложенное имущество, сроки исполнения обязательства, обеспеченного залогом;

3. права и обязанности сторон – предусматривает права и обязанности по пользованию и распоряжению предметом залога, обеспечению сохранности предмета залога, восстановлению имущества в случае его повреждения или утраты, регистрации предмета залога, удовлетворению требований по договору займа из стоимости залога, прекращению прав на предмет залога и другие;

4. порядок разрешения споров – порядок действия сторон в случае возникновения разногласий в процессе исполнения обязательств по заключаемому договору, а в случае не достижения взаимного согласия сторонами по этим разногласиям – место и орган рассмотрения споров и другие;

5. прочие условия – предусматривает количество экземпляров заключаемого договора на государственном и русском языках (при необходимости других), порядок внесения изменений и дополнений в заключаемый договор, порядок действия сторон при их ликвидации и реорганизации, юридическая значимость приложений к договору (при наличии таковых) и другие;

6. места нахождения и реквизиты сторон – предусматривает место нахождения сторон с указанием почтового адреса, указанного в учредительных документах, банковские реквизиты, регистрационный номер налогоплательщика и другие.

Оригиналы договора о залоге регистрируются в юридическом подразделении НБК. Заемщику оригинал договора передается под роспись в журнале учета выданных договоров

Если банковский заем предоставляется под залог ценных бумаг (кроме операций обратного РЕПО), то копия договора о залоге регистрируется в журнале учета выданных договоров и передается с сопроводительным письмом в АО "Центральный депозитарий ценных бумаг" для осуществления соответствующих процедур в установленном порядке.

По предоставленным краткосрочным займам и банковским займам подразделение НБК, занимающееся предоставлением банковских займов, начисляет вознаграждение, оформляет и ведет кредитное досье, осуществляет контроль за своевременным возвратом займа.

Досье по банковскому займу НБК формируется и ведется до полного погашения заемщиком банковского займа, включая начисленное вознаграждение и неустойку по нему. Досье по каждому банковскому займу содержит документы, указанные выше, а также следующие документы:

1. контрольный лист с описанием содержания досье по банковскому займу;

2. паспорт сделки по займу – содержит полное наименование заемщика, его место нахождение, все сведения об операциях по предоставленному банковскому займу;

3. копии писем (распоряжений) о передаче документов по обеспечению банковского займа в подразделение, осуществляющее бухгалтерский учет предоставленных банковских займов;

4. копии распоряжений (о выдаче, пролонгации сроков возврата, отнесении на счета просроченных ссуд, отражении начисленных вознаграждений и другие);

5. карточку заемщика, в которой указываются сведения о банковском займе: наименование заемщика, номер и дата договора банковского займа, дата предоставления банковского займа, сумма, вид банковского займа, срок предоставления банковского займа, номер лицевого ссудного счета, размер ставки вознаграждения, срок возврата банковского займа и начисленного вознаграждения по нему;

6. рабочие документы (расчеты сумм вознаграждения, неустойки, сведения о движении задолженности, графики погашения и другие);

7. письма, запросы и другие документы по банковскому займу.

 

3. Процедура переучета коммерческих простых векселей НБК:

Переучет коммерческих простых векселей НБК осуществляется в соответствии с Законами РК «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995г., «О вексельном обращении в Республике Казахстан» от 28 апреля 1997г.

НБК осуществляет переучет векселей в соответствии с целями ДКП и самостоятельно определяет объем проводимых операций.

Филиалы НБК могут осуществлять операции, связанные с переучетом векселей только по письменному поручению Председателя либо заместителя Председателя НБК.

НБК устанавливает:

· лимиты переучета векселей на первоклассных эмитентов векселей;

· общий лимит средств на проведение операций по переучету векселей НБК;

· лимиты переучета векселей на учетные конторы, выполняющие пруденциальные нормативы и другие обязательные к соблюдению нормы и лимиты, установленные НБК.

При этом под учетной конторой понимают банк второго уровня, имеющий лицензию на осуществление учетных операций.

Порядок установления лимитов переучета векселей на первоклассных эмитентов векселей и общего лимита средств на проведение операций по переучету векселей НБК определяется нормативно-правовыми актами НБК.

Величина лимитов переучета векселей на коммерческие банки устанавливается в размере 20% от собственного капитала банка

НБК осуществляет операции по переучету векселей в соответствии с Типовым Генеральным Соглашением о переучете векселей, заключаемым между НБК и коммерческим банком.

Типовое Генеральное Соглашение содержит следующие разделы:

1. предмет Соглашения;

2. обязанности и права сторон;

3. порядок разрешения споров;

4. форс – мажор;

5. прочие условия;

6. место нахождения и реквизиты.

НБК принимает к переучету векселя, отвечающие следующим требованиям:

1. выданные первоклассными эмитентами, подлежащими оплате в определенный день;

2. оформленные в соответствии с требованиями, установленными Законом РК «О вексельном обращении в Республике Казахстан»;

3. выпущенные на вексельной бумаге, изготовленные на территории РК и отвечающей требованиям, установленным нормативными правовыми актами НБК;

4. имеющие сумму не менее 100 (ста) тысяч тенге, или эквивалент данной суммы в иностранной валюте;

5. со сроком платежа не более одного года с даты переучета НБК;

6. местом платежа по которым обозначена территория РК.

НБК отказывает коммерческому банку в приеме к переучету векселя в случаях:

1. если вексель не соответствует вышеуказанным требованиям;

2. если срок оставшийся до даты платежа по векселю, менее пятнадцати рабочих дней;

3. если предыдущий индоссамент был бланковым, под которым понимают передаточную надпись на векселе, составленную без указания лица, которому переуступается документ;

4. если последовательность индоссаментов была прервана;

5. если из его содержания невозможно сделать однозначный вывод о месте платежа или текст векселя содержит иные дефекты, которые не позволяют осуществить права по векселю;

6. при превышении лимитов, установленных НБК;

7. если вексель выписан в иностранной валюте, курс обмена тенге к которой не устанавливается НБК;

8. если на самом векселе имеется ссылка на курс обмена тенге к иностранной валюте на день платежа иной чем рыночный.

Коммерческий банк, желающий предъявить векселя к переучету, представляет в НБК пакет документов, содержащий:

1. заявление на прием векселей к переучету, подписанное должностным лицом банка;

2. оригиналы векселей (вместе с аллонжем при наличии);

3. акт приема-передачи векселей, подписанный уполномоченным лицом банка, имеющим соответствующую доверенность, и работником НБК, ответственным за переучет векселей;

4. документ с образцами подписей должностных лиц, уполномоченных на индоссирование векселей и подписание документов, и лица, уполномоченного на подписание акта приема-передачи векселей.

НБК при приеме документов осуществляет проверку правильности составления каждого принимаемого к переучету векселя, оформления индоссаментов на векселе, наличие физических повреждений бланка векселя (механических, химических и иных), приводящих к отсутствию или повреждению хотя бы одного из обязательных реквизитов векселя, при наличии которых вексель к переучету не принимается. НБК для проверки бланков векселей на подлинность (соответствие требованиям, предъявляемым к степеням защиты вексельной бумаги и техническим требованиям), направляет их на экспертизу.

Решение о приеме или отказе в приеме к переучету векселя принимается НБК в течение пяти рабочих дней со дня получения полного пакета документов. После принятия решения о приеме или отказе в приеме к переучету векселя, НБК передает коммерческому банку уведомление и проведении экспертизы векселей и приеме или отказе в приеме векселей к переучету. В случае положительного решения вопроса о приеме векселя к переучету, банк оформляет индоссамент в пользу НБК. Не допускается включение в индоссамент в пользу НБК условий, освобождающих индоссанта от ответственности за платеж по векселю.

НБК, не позднее следующего рабочего дня после получения оригинала векселя с индоссаментом в пользу НБК, перечисляет на банковский счет коммерческого банка сумму векселя за минусом дисконта.

Дисконт удерживается НБК в соответствии с официальной ставкой рефинансирования НБК.

Для расчета дисконта по принимаемым векселям сроком погашения до одного года используется следующая формула:

Д= (Н*Т*Р)/(360*100), где

Д – сумма дисконта (в тенге),

Н – сумма векселя (в тенге),

Т – срок платежа по векселю с даты переучета векселя (в днях, при этом дата переучета и дата платежа по векселю считается за один день),

Р – официальная ставка рефинансирования (в процентах),

- количество дней в году принимается за 360,

- векселя, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в тенге по рыночному курсу обмена валют, определенному на день платежа, в соответствии с нормативно-правовыми актами НБК.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.