Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление конфликтами - целенаправленное воздействие на устранение или минимизации причин, породивших конфликт, и на коррекцию поведения участников конфликта




Управление конфликтами

Функции конфликта

Значение конфликта для сохранения межличностных отношений

Оценка значения и роли конфликта в общении неоднозначна, так как она зависит от его последствий. Все конфликты, в зависимости от их исхода, делятся на 2 группы:

1. Функциональные, конструктивные – проблема решается, восстанавливаются отношения ==> конфликт имеет положительное значение для сохранения отношений.

2. Дисфункциональные – приводят к нарушению отношений, они (если решения не удалось найти) становятся напряженными, вплоть до полного разрыва.

Оценка конфликта зависит также от позиции человека в конфликте:

а) победитель – для него это повышение самооценки, положительный эмоциональный настрой;

б) побежденный – для него это понижение самооценки, ущемление самолюбия, может быть обида ==> может быть стресс и нарушение здоровья (психические и соматические заболевания как следствие стресса).

По большому счету, все разнообразие взглядов на конфликт можно свести к двум вариантам: конфликт – это явление негативное или это ресурс для развития. Наиболее распространенный научный подход состоит в понимании конфликта как “столкновения”, “противоречия”, “борьбы”, “противодействия” личностей, сил, интересов, позиций по причине их противоположности, несовместимости и противостояния. При таком подходе конфликт - скорее явление негативное.Но это далеко не всегда так. Конфликту присущи как отрицательные, так и положительные функции.

Негативные функции конфликта:

- потеря ресурсов (физических, эмоциональных, материальных, потеря времени);

- представление о побежденных оппонентах, как о врагах;

- ухудшение социально-психологического климата в коллективе;

- чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;

- уменьшение степени сотрудничества между людьми после завершения конфликта;

- сложное восстановление нормальных отношений (шлейф конфликта);

- деструктивность;

- помеха развитию.

Позитивные функции конфликта:

- разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;

- сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом;

- стимулирование к изменениям и развитию;

- получение новой информации и диагностика возможностей оппонентов;

- прояснение четкой позиции конфликтующих сторон;

- поиск новых способов решения проблем;

- объективная оценка сил и ресурсов каждой из сторон.

Устранить конфликт – значит заменить ситуацию, породившую конфликт.

Разрешить конфликт – значит изменить поведение одной или обеих конфликтующих сторон.

Три стадии конфликта:

1. Предконфликтная – зарождение и развитие конфликта, нарастание противоречий.

2. Непосредственно конфликт (пик конфликта) – инцидент; активность, направленная на изменение поведения соперника или конфликтующей стороны.

3. Разрешение конфликта – спад и разрешение конфликта, или переход в латентную (скрытую) фазу; завершение или отсутствие инцидента; стороны переходят на неконфликтное общение; причиной может являться:

- устранение объекта конфликта (разрешение конфликта);

- ресурсы каждой из конфликтных сторон уже исчерпаны;

- возникновение третьей стороны;

- устранение одного из соперников;

Работа с конфликтом:

1. Диагностика конфликта – анализ конфликта по различным основаниям, вычленяется объект конфликта, субъекты конфликта; кроме непосредственных участников конфликта существуют также влияющие стороны

2. Разработка конкретных мероприятий и шагов по разрешению данного конфликта

3. Действия, направленные на разрешение данного конфликта

Различают внутриличностные, структурные, межличностные методы управления конфликтами, а также переговоры.

Внутриличностные методы управления конфликтами - методы управления конфликтами, заключающиеся в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека.

Межличностные методы управления конфликтами - методы управления конфликтами, использующиеся при возникновении конфликтной ситуации и необходимости выбрать стиль своего дальнейшего поведения. Различают пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: уступчивость, уклонение, противоборство, сотрудничество, компромисс.

Переговоры - процесс, в котором вырабатываются взаимоприемлемые позиции сторон.

Компромисс - метод разрешения конфликтов путем переговорного процесса конфликтующих сторон, глубокого изучения предмета спора, осознания пределов уступок каждой стороной; соглашение, достигнутое посредством взаимных уступок.

Устранить конфликт, следовательно, устранить объективную причину конфликта, либо изолировать одну из конфликтующих сторон (конфликт ученика и учителя ==> ученика переводят в другой класс).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.