Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мария Монтессори




Мария Монтессори (1850-1952),итальянский врач, педагог, философ, сторонник свободного воспитания.

Труды: «Дом ребенка: Метод научной педагогики», «Руководство к моему методу», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе», «Антропологическая педагогика».

Доктор медицинских наук, профессор антропологии и гигиены М. Монтессори в 1907г. возглавила «Дом ребенка» - дошкольное учреждение в одном из бедных кварталов Рима.

*Философские взгляды М. Монтессори представлены в докладах «Место человека в творении» (1935), «Космическое воспитание» (1945) и в книгах «Креативный ребенок», «Дети и другие». Она убеждена, что всё в мире – растения, животные, человек – существует и действует в соответствии с космическим планом развития Вселенной, где каждый объект и субъект выполняет предназначенную ему функцию посредством саморазвития.

Положение М. Монтессори о «Космическом плане» развития Вселенной и «Космической задаче» человека лежат в основе её понимания процессов развития ребенка и определяет главную цель воспитания детей от 6 до 12 и от 12 до 18 лет.

*В процессе развития ребенка М. Монтессори выделяет три фазы:

Первая (0-6) – глобальная ориентация познавательной активности ребенка на формирование чувственного образа окружающего мира; оптимальному детскому развитию способствует родительский дом и забота (0-3); от 3 до 6 лет - специально организованная «педагогизированная» среда детского сада.

Вторая фаза (6-12лет) – ориентация развития ребенка связана с поиском им места и роли человека в природе и культуре; от 6 до 9 лет ребенок – исследователь, который с целью познания мира стремится выйти за пределы возможностей органов чувств человека путем освоения новых приборов, проведения экспериментов и т.д. – это возраст «ребенка – ученого».

Третья фаза развития (12-18) – глобальная направленность человека на общество и поиск в нем своего места.

Воспитание ребенка возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий, спонтанной активности.

 

*Эффективным средством воспитания свободного ребенка является организация жизни Дома ребенка, главная задача воспитания – создать условия, которые соответствуют потребностям ребенка, помогают выявить его запросы и способствуют его самовоспитанию и самоубеждению.

* Основа обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом.

* Основная форма воспитания и обучения – самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный Монтессори индивидуальный урок, основа которого самостоятельность ребенка, автономия, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями.

* Педагогические принципы М.Монтессори:

· содействие естественному развитию ребенка (родствен принципу природосоообразности);

· взаимодействие с «подготовленной средой», т.е.специально созданной развивающей предметно-пространственной и социальной средой;

· свобода выбора в «подготовленной среде», т.е. свобода интереса ребенка, свобода выбора учебного материала для удовлетворения этого интереса, свобода выбора деятельности;

· индивидуальная активность ребенка в учении – краеугольный камень педагогики М. Монтессори. Какого рода активность может проявить ребенок в Монтессори – детском саду и Монтессори – школе? Мотивационную, двигательную, активность дисциплины, речевую и познавательную активность, активность в социальной среде.

· предметность в учении, т.е. в дошкольном и младшем школьном возрасте учение должно происходить с опорой на самостоятельную мануальную деятельность с материалами автодидактического характера, … «ребенок который мог работать собственными руками, показывает необычайное развитие и силу характера».

* Метод М. Монтессори и методы воспитания в различные возрастные периоды:

· Центральный метод – это «свободная работа детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия педагога. «Работа» - это целесообразная деятельность с материалами автодидактического характера. С возрастом «свободная работа», т.е. её спонтанный характер в педагогическом процессе снижается.

· Методы воспитания от 0 до 6 лет: наблюдение и оказание помощи в нужный момент; показ способа деятельности с материалом и способа контроля ошибок; предложение материала ребенку, если он затрудняется в выборе; поддержание порядка и рабочей атмосферы в «подготовленной среде»; отдельные упражнения со всей группой детей – «беседы в кругу», «упражнения в тишине», «ходьба по линии» и другие.

От 6 до 12 лет – методы: наблюдение и оказание помощи в нужный момент; помощь в самостоятельном изучении выбранной темы на основе деятельности с дидактическим материалом; презентация общих схем; пробуждение и активное использование силы воображения; групповые занятия.

От 12 до 18 лет увеличивается время на групповые занятия: методы воспитания – помощь и совет в выборе литературы для самостоятельного изучения темы; помощь в выборе профессии и овладении её основами; пробуждение интереса к практической деятельности и наукам; чередование учебной деятельности с практической; ориентация учащихся в учебном материале с учетом их интереса.

* Роль и функции педагога.

· Педагог сотрудничает с детьми, становится коллегой, партнером, старшим товарищем ребенка, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь. Он посредник между ребенком и «подготовленной средой».

· Функции педагога: посредническая, руководящая, обучающая, организующая, диагностическая, защитная.

Идеи М.Монтессори оценены медалью на Всемирной выставке в Сан-Франциско в 1915г. и сразу получили широкую известность; стали создаваться Монтессори-детские сады до 1930 года.

С 1930 – 50 гг её идеи практически забыты; но в конце 50-х годов XX века возродился интерес к её идеям: создаются детские сады Монтессори, курсы подготовки Монтессори – педагогов; в 1961г. создан Вашингтонский Монтессори – институт, который до сих пор занят подготовкой Монтессори – педагогов. 13 образовательных Монтессори – центров в США.

В западной Европе Монтессори – детские сады, школы занимаются пропагандой её идей среди педагогов и родителей; существуют курсы подготовки специалистов по Монтессори – педагогике; ежегодные конференции – собрания членов Монтессори – обществ; издаются методические пособия по работе с Монтессори – материалами; выпуск журналов, информационной литературы и видеофильмов о Монтессори – педагогике во всех странах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.