Джон Дьюи (1859 – 19512 г.г.) -американский философ, социолог, педагог, психолог; при жизни его называли «учителем и совестью американского народа»; основоположник прагматической педагогики.
Годы жизни и педагогической деятельности
Основные работы
Философско–педагогические идеи, взгляды
Окончил Вермотский университет и с 1879 г. работал школьным учителем.
С 1882-1884 г. изучал философию в университете Джона Хопкинса.
1884 г. – защитил докторскую по философии.
С 1884 по 1904 гг. на должности профессора и заведующего кафедрой философии, педагогики и психологии в Чикагском университете.
С 1896 г. – работа в опытной начальной школе при Чикагском университете (дети с 4-х до 13 лет).
С 1904 до 1930 гг. профессор философии в Колумбийском университете Нью-Йорка. Посетил несколько европейских стран, в т.ч. Россию, СССР,
с целью изучения опыта организации школьного дела. В Нью-Йорке основал Новую школу социальных исследований.
С 1946г. поселился с семьей на ферме в Пенсильвании.
«Демократия и образование»; «Введение в философию воспитания»; «Психология и педагогика мышления»; «Школа и общество»; «Школа и ребенок»; «Школа будущего»
* Путь улучшения общества – преобразования школьной системы.
* Основное понятие философии для Д. Дьюи – опыт. Опыт включает все формы и проявления человеческой жизни.
* Основная задача философии – способствовать реконструкции опыта, особенно социального.
* Реконструкция опыта может происходить в виде решения создавшейся проблемной ситуации.
* Процедура решения проблемной ситуации:
1. ощущение затруднения;
2. осознание проблемы;
3. выдвижение гипотезы;
4. критическая оценка гипотезы;
5. Экспериментальная проверка гипотезы (действие). В качестве инструментов для решения проблемных ситуаций выступают все знания человека, существующие в культуре понятия, теории, идеи.
* Учебный процесс в школе Нового типа включает широкий набор проблемных ситуаций как естественных, так и искусственных.
* Цель воспитания – содействовать самореализации личности.
* Функция воспитания – «реконструкция или реорганизация опыта ребенка», чтобы уменьшить или вообще устранить ошибки и стихийные привычки.
Задача школы обогащение опыта детей полезным содержанием более важная, чем задача – сообщение им знаний и традиционное педагогическое воздействие на ребенка.
* Ребенок – солнце, вокруг которого вращаются все средства образования; в учебном процессе все подчинено его желаниям и интересам.
* Основой школы является труд. Занятия по труду должны стать «центром, вокруг которого группируются научные знания».
* Методы воспитания и обучения: игра, импровизация, экскурсия, исследование, «метод-проектов» и др.
*Воспитание и обучение должны основываться на прирожденных способностях.
В работах «Школа и ребенок», «Школа будущего» Д. Дьюи изложил идеи, которые стали теоретическим обоснованием деятельности американских детских садов. В основе – свободная игра, исходящая из личного опыта ребенка, но руководимая педагогом.
* «В детском саду закладывается фундамент всей будущей школьной работы».
* В дошкольном возрасте проявляются ИНСТИНКТЫ РЕБЕНКА:
· инстинкт социальный, обнаруживается в разговорах, общении, влечении к языку;
· конструктивный инстинкт – что – нибудь делать, выражается, в играх, в движении, жестах, фантазии;
· исследовательский - инстинкт любознательности;
· экспериментальный – выражается во врожденном влечении к искусству, к самовыражению.
Задача детского сада:
использовать естественные инстинкты и импульсы ребенка так, чтобы поднять его на более высокий уровень восприятия и суждений, снабдить его более серьезными привычками.
· Импульсы естественного роста ребенка: стремление к общению; стремление к движению и игре; тяга к узнаванию и пониманию; стремление к самовыражению.
Вопросы и задания:
1. В чем причины роста интереса к философским основаниям педагогики на рубеже XIX – XX веков?
2. В чем сущность реформаторской педагогики? Расскажите об основных теориях и идеях нового воспитания или реформаторской педагогики.
3. Как рассматривались проблемы социальной педагогики в концепциях П.Наторпа, Э.Дюркгейма, В.Дильтея, Э.Шпрангера?
5. Каковы основные положения «трудовой школы» и «гражданского воспитания» в концепции Г.Кершенштейнера?
6. Почему интерес к идеям М.Монтессори то подымался, то спадал, при этом оказал существенное влияние на современное образование?
7. Расскажите о представителях экспериментальной педагогики и ее роли в развитии науки о ребенке – педологии.
8. Какие идеи авторов реформаторской педагогики вызвали Ваш интерес? С чем Вы согласны? Какие положения трудно принять? Почему?
9. В чем Вы утвердились после изучения этой темы? Какие новые идеи реформирования образования появились у Вас?
Школа и педагогика в России в конце XIX веков (до 1917г.)
Структура образования и типы учебных заведений:
Ступени и типы школ
Содержание образования
Сроки обучения
I. Низшая ступень
1. Приходская школа – народные училища. Бесплатная.
Закон Божий, письмо, арифметика, чтение церковных песнопений.
4 года обучения
2. Церковноприходская школа и школы грамоты
Закон Божий, церковное пение, чтение церковных книг, письмо, начальные сведения из арифметики. Учителя – священники и лица получившие духовное образование.
Одноклассные – 3 года обучения, двухклассные – 4 года; школы грамоты – 2 года.
3. Земская начальная школа
Письмо, арифметика, чтение, церковные песнопения, Закон Божий
Школы с 90-х XIXв. с 3-х летним сроком обучения
4.Сельские одноклассные и двухклассные училища Министерства народного просвещения
Закон Божий; русский язык; чистописание; арифметика; церковно-славянская грамота – 24 часа в неделю. В 2-х классных добавлялись предметы: история, география, естествоведение, церковное пение, черчение. Дополнительные занятия по гимнастике, ремеслам, мастерству для мальчиков и рукоделью для девочек.
Одноклассные 3 года обучения; двухклассные 5 лет обучения. Занятия вели два учителя; 1-законоучитель; помощник учителя – выпускник двуклассного училища.
5. Городские училища по Положению 1872г. содержались как правительством, так и земскими, городскими органами самоуправления и частными лицами. По Положению июля 1912 года преобразовывались в высшие начальные училища (с 4годичным курсом обучения на базе одноклассного начального училища).
Закон Божий, чтение и письмо, арифметика. Дополнительно: ремесленные занятия. В трехклассных преподавались Закон Божий; чтение и письмо, русский язык и церковнославянское чтение, арифметика, практическая геометрия, черчение и рисование, отечественная история и география, естествознание. Дополнительно: пение и гимнастика, ремесло.
Одноклассные – 2 года обучения; один учитель. Трехклассные (6 лет обучения) 3 учителя на 6 отделений.
6. Начальные училища в казачьих войсках для обучения грамоте всех детей школьного возраста (мальчиков с 8 до 14; девочек 9-15)
Закон Божий, чтение, письмо, четыре действия арифметики, гимнастика, церковное пение, фронтовое обучение мальчиков, ремесло. Девочки обучались рукоделию.
Курс обучения 5-6 лет. Работа учителей считалась действительной военной службой.
7. С 1898 г. учреждались начальные училища для детей железнодорожников (для раздельного и совместного обучения мальчиков и девочек)
Содержание образования и сроки обучения соответственно программе городских училищ Министерства Народного просвещения.
8. Частные школы, «узаконенные» Министерством народного просвещения. Одноклассные, двухклассные, трехклассные, шестиклассные училища.
Выбор учебных предметов представлялся учредителем школ. Обязательные учебные предметы – Закон Божий и русский язык.
Средняя ступень –
гимназии (классическая и реальная, мужская и женская).
Мужские классические гимназии: два древних языка – латинский и греческий, один – новый (по выбору); Закон Божий, русский язык, история и география, естествознание; окончивших с отличием брали в университет без экзаменов.
7 лет обучения.
С 1914г. 8-ми годичный срок обучения и подготовительное отделение.
19 июля 1882г. решение о преобразовании гимназий в кадетские корпуса. Преподаватели назначались только по заключению специальной комиссии Главного управления военных учебных заведений
Закон божий, русский язык с церковнославянским и церковная словесность; французский, немецкий; математика, начальные сведения по естественной истории; физика, космография, история, чистописание, рисование; строевое обучение, гимнастика, фехтование, плавание, музыка, пение, танцы.
7 классов Цель: «доставлять малолетним общее образование и соответствующие их назначению воспитание».
Кадетские корпуса являлись закрытыми дворянско-сословными учебными заведениями пансионного типа.
В 1915г. учрежден новый учебный план – сокращение объема материала за счет естественной истории, физики и космографии.
5 лет срок обучения для мальчиков дворянского происхождения от 11 лет и старше
1903г. – новый тип неполной средней школы военного ведомства дворянские кадетские школы.
Закон Божий, с чтением церковнославянского текста, русский язык, французский и немецкий, математика, история, физика, география, чистописание, рисование.
Женские министерские гимназии (в 1910 более 700 гимназий). Финансирование носило условный характер, гимназия развивалась как общественная средняя школа.
Обязательные предметы: Закон Божий, русский язык и словесность; арифметика и основная геометрия; география всеобщая и русская; история; понятия из естественной истории и физики; домашнее хозяйство и гигиена; чистописание, рукоделье, гимнастика. Необязательные предметы: французский и немецкий языки; рисование, музыка, пение, танцы.
7 основных классов с годичным для каждого класса курсом обучения. Дополнительно 8-е классы с одногодичным и двухгодичным курсом обучения – для подготовки выпускниц к педагогической деятельности.
Мариинские женские гимназии и институты благородных девиц ведомства императрицы Марии – учебные заведения закрытого типа.
Учебные план и программы носили индивидуальный характер, в основном, базировались на учебной документации министерских женских гимназий.
Женские гимназии 7-8 лет; институт благородных девиц – 8 лет.
К 1917 начитывалось 124 высших учебных заведения (65 – правительственных и 59 общественных и частных), в том числе 11 университетов;
40 школ университетского типа (юридические, медицинские, исторические, востоковедные и др.);
9 – педагогических институтов; 15 – сельскохозяйственных институтов;
6 – коммерческих институтов; 8 – военных и военно-морских академий и высших училищ.
Структура университетов: физико-математический факультет с естественным и математическим отделениями; историко-филологический с историческим отделениями; юридический факультет; медицинский факультет.
Исключение: восточный факультет в Петербургском университете; богословский факультет в Юрьевском университете. Кроме того: Саратовский университет (1 факультет) медицинский; Томский (2 факультета) медицинский и юридический;
Демидовский юридический лицей в Ярославле как однофакультетный университет.
Срок обучения в университете 4 года; Высших технических, сельскохозяйственных и др. (4-5 лет). Духовные академии – 4 года. Высшие женские курсы (4-5 лет).
Педагогическое образование в России конца XIX начала XX века
№
Тип
Содержание
Сроки обучения
I.
Церковно-учительские школы готовили учителей для церковно-приходских училищ
Закон Божий; история церкви (Всеобщая и русская); церковно-славянский язык; церковное пение; рисование с иконописью
Курс обучения трехгодичный (В Петербурге – 6 лет).
II.
Учительские школы готовили учителей для школ грамоты (преимущественно на окраинах Российской империи)
Анатомия; физиология; гигиена; законоведение; история педагогики; детская литература; методики русского языка и арифметики, географии, истории, естествознания
Курс обучения: один – два года; позже- трехгодичный
III.
Учительские семинарии готовили учителей для начальных школ
Содержание тоже, что и в учительских школах
Курс обучения – 4 года
IV.
Краткосрочные педагогические курсы
Общеобразовательные предметы; педагогика, дидактика, училищеведение; гигиена; методика первоначального обучения; ознакомление с учебниками и пособиями начальной школы; пение, музыка, садоводство; пчеловодство; огородничество; рукоделие; ручной труд вводились «соответственно местным потребностям». Педагогическая практика на базе местных начальных училищ или школ
В 1900 г. – одногодичные для подготовки учителей начальных училищ; двухгодичные и трехгодичные в 1907 году
V.
Учительские институты готовили учителей для высших начальных училищ (так, выпускником Полтавского учительского института был А.С.Макаренко).
На 1 января 1917 в учебных округах было 15 учительских институтов
Закон Божий, педагогика, история педагогики; обзор философских учений; логика; русский язык; история литературы; всеобщая история; русская история; математика; физика; химия; космография; география; естествознание; анатомия и физиология человека; гигиена; законоведение; рисование и черчение; музыка и пение; гимнастика. Изучение методики и проведение пробных уроков с их обсуждением и разбором. Факультативно: французский язык, ручной труд
Срок обучения 4 года; 2 года – теоретических, 2 года-специальной практической подготовки.
Учителей для средней школы
(гимназий, реальных училищ и др.) готовили Университеты.
Московский (с 1755г.); Петербургский (с 1819г.); Казанский (с 1804г.); Киевский (с 1834г.); Одесский (с 1865г.); Томский (1880г.); Саратовский (с 1890г.) и другие
Срок обучения 4 года
В 1908 г. возник Психоневрологический институт, организованный В.М. Бехтеревым. В нем готовили преподавателей для средней школы
Изучались циклы наук: исторический, философский, психологический, химический, патологический, антропологический, педагогический (педагогическая психология – общая и экспериментальная, школоведение, история педагогики и современная педагогика); врачебно-педагогический
Срок обучения 4 года для лиц обоего пола, имеющих диплом об окончании среднего учебного заведения или заграничных университетов
В 1908 г. учреждена Педагогическая академия в Петербурге как центр педагогической мысли и как высшее учебное заведение
Общие и основные: педагогическая психология, история педагогики, школьная педагогика на базе знаний анатомии, физиологии, психологии, философии и права.
Специальные группы: психологии и педагогики; русского языка и словесности; математики и физики и др.
Срок обучения 2 года для лиц обоего пола с высшим образованием
В 1911 году в Москве открыт педагогический институт им. П.Г. Шалапутина (позже стал государственным)
5 отделений:
- русского языка и словесности;
- древних языков;
- русской и всеобщей истории;
- математики, физики и космографии;
- естествознания, химии и географии;
- цикл психолого-педагогических дисциплин для всех отделений: логика, общая и педагогическая психология; педагогика и история педагогики; школьная гигиена; частные методики; физические упражнения, музыка и пение – факультативно.
2 года для лиц с высшим образованием (включалась педагогическая практика в гимназиях и реальных училищах).
В квалифицированных учителях средних школ, как и начальных, Россия постоянно испытывала острый недостаток.
По подсчетам Д.И. Менделеева, в 1901г. в стране было 10 тысяч преподавателей средних школ, в том числе около 50 % с высшим образованием (выпускники университетов). Учительницы женских институтов, гимназий и прогимназий имели преимущественно среднее образование. Социальный состав преподавателей средних школ: потомственных дворян около 11,7%; личных дворян и чиновников – 25%; духовенство – 32,4%; почетных граждан и купцов – 6%; мещан и цеховых – 8,4%; крестьян – 3,4%; из низших чинов и других сословий – 12%.
На рубеже XIX - XX в.в. в общественно – педагогическом движении России развитие получило внешкольное образование взрослых (в городе и деревне).
Типы внешкольных учреждений
Формы и содержание просветительской работы
1. Народные чтения Н.В.Чехова: «Они подготовили большие народные аудитории для последующей работы курсов, классов для взрослых и народных университетов…»
Публичные читки популярных книг, брошюр, газетных и журнальных статей для неграмотного и малограмотного населения.
2. Воскресные школы для лиц одного пола. (Школы не имели собственных помещений. Учителя работали бесплатно).
Программа начальных народных училищ: Закон Божий; чтение книг; письмо; первые четыре действия арифметики; церковное пение.
3. Воскресные и вечерние курсы для взрослых. Занятия вели учителя городских училищ за вознаграждение.
Закон Божий; чтение и письмо; русский язык и церковнославянское чтение; арифметика и практическая геометрия; черчение и рисование; отечественная история и география; естествознание.
4. Дополнительные классы для взрослых на базе церковноприходских школ с дозволения епархиального архиерея.
Закон Божий; церковное пение; чтение книг церковной и гражданской печати; начальные арифметические действия; история церкви и отечества.
5.Повторительно-дополнительные классы для взрослых, организованные земствами на базе земских школ.
Программа земской начальной школы. Цель: преодоление неграмотности.
6. Школы Русского технического общества (РТО) для взрослых.
Обучались неграмотные звуковым методом обучения грамоте, что позволяло быстро овладеть букварем и переходить к чтению и письму. Внеклассное чтение, экскурсии, посещение музеев и памятных мест, литературно-музыкальные вечера – основные формы просветительской работы.
7. Используя опыт стран Запада, были попытки создать народные университеты в России:
- систематические курсы популярных лекций по общеобразовательным предметам;
- в 1908г. в Москве открыт народный университет им. А.Л.Шанявского.
На курсах преподавались история и теория литературы; русская история; география; политическая экономия; анатомия, физиология и гигиена; и другие предметы.
Лекции читали видные ученые, педагоги-практики.
В народном университете было три отделения (факультета):
- общественно-юридических наук;
- историко-философское;
- естественноисторическое.
8. Народные библиотеки и читальни работали в контакте с воскресными школами и народными университетами.
Использовали разнообразные формы просветительской работы.
9.К началу 1900-х гг создание народных домов – культурно-просветительских учреждений для трудящихся.
В 1903г одним из лучших являлся Народный дом Харьковского общества грамотности
Комплексно решали задачи внешкольного образования, объединяя различные виды и формы внешкольной просветительской работы
Народный дом в г.Харькове имел – театрально-лекционный зал на 1 тыс.посадочных мест; библиотеку-читальню на 200 мест; аудитории для занятий различных курсов
Дошкольные учреждения
Тип
Структура
Содержание воспитания и обучения
1. Детские приюты в ведомстве императрицы Марии трех типов: для приходящих детей; для постоянно живущих; смешанные.
Дети дошкольного и раннего школьного возраста объединялись в группы для совместных занятий.
Воспитание в духе религиозной нравственности и повиновения; выработка привычки к труду; подготовка к тому роду деятельности, который соответствовал их будущему общественному положению.
2. Платные детские сады для детей привилегированных классов по инициативе частных лиц.
Объединяли детей не более 15 человек на короткое, преимущественно 4-х часовое пребывание. Младшая группа – дети 3-4-х лет; старшая группа – дети 5-6 лет.
Подвижные игры, песни; строительные занятия; ручные занятия по складыванию, вырезанию и склеиванию разных фигур из бумаги, картона и др.
3. Домашние и семейные детские сады – платные для имущих слоев населения.
1907 – создан в Петербурге кружок родителей по организации домашних детских садов; с 1908г – общество содействия домашнему воспитанию.
Группы детей около 10 человек для занятий в течение 2 – 4 часов.
Совместные игры и занятия под руководством родителей или специально приглашенных воспитательниц.
4. Бесплатные народные дошкольные заведения создавались частными лицами и благотворительными организациями; в начале XX века их организовывали рабочие.
1908г - первый детский сад для детей рабочих профессионального союза металлистов при клубе «Знание».
1 – ясли для детей грудного возраста;
2 – ясли-приюты для детей преддошкольного, дошкольного и раннего школьного возраста, дети от 3 до 10 лет; в каждую группу набиралось до 50 детей. Время пребывания в народных детских садах от 6 до 8 часов в день.
Цель: охрана материнства и младенчества; попечение о бедных и больных детях. Занятия ручным трудом; пением, подвижными играми, рисованием, рассматриванием картинок; беседы. Занятия младшего школьного возраста: обучение грамоте, рукоделью и чтению молитв.
5. Детские площадки – летние народные детские сады для детей городской бедноты.
Группы детей в возрасте от 3-х до 14 лет.
Цель: оздоровление детей. Игры, занятия на воздухе, в саду.
6. 1895г – Петербургское Фребелевское общество организовало летнюю детскую колонию.
Дети дошкольного и раннего школьного возраста.
Цель: оздоровление и развитие детей.
Таким образом, сложилось две системы дошкольного воспитания: одна находилась в подчинении правительственных ведомств и имела сословный характер – это приюты, сиротские дома, дома презрения; при этом приюты были и для приходящих детей, постоянно живущих и смешанные, направленные на воспитание детей дошкольного возраста в духе религиозного смирения.
Другая – неправительственная, общественная система дошкольных заведений отличалась многообразием типов, использованием передовых форм и методов работы с детьми; однако эти детские учреждения не являлись массовыми и общедоступными.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление