Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познавательные процессы




ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие – Это целостное отображение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственны связях и отношениях. Дает целостный образ.

 

ВЕКСЛЕР В.И. выделял две группы движений:

макродвижения – поисковые движения, установочные, гностические;

микродвижения – мелкие, незаметные движения органов чувств.

 

Функция – поддерживать активное состояние анализаторов и помогать адаптации.

 

В рамках гештальт – психологии экспериментально изучены основные особенности перцептивного образа.

 

Вопрос о характере доминирования целого над частями:

-Значение элемента может быть распределено в составе разных целей;

-При сохранении структуры даже при полной замене элементов целостность сохраняется;

-Выпадение элементов до определенного предела не разрушит целостность

 

7 законов образования целого:

 

1. Фактор близости: если элементы в зрительном поле располагаются близко друг к другу, то мы можем их воспринимать как единое целое

|| || || || || || || || || || |

 

2. Фактор хорошего продолжения: если элементы в зрительном поле находятся в месте продолжения известной последовательности, то мы можем воспринимать их как единое целое.

[][][][][][][][][][][][][

 

3. Фактор замкнутости: если элементы в зрительном поле формируют замкнутый контур, то они воспринимаются как целостный образ.

∎∎∎∎∎∎∎∎∎

 

4. Фактор общей судьбы: если элементы образуют некоторое общее направление, то они воспринимаются как единое целое.

>

>

>

>

>

 

5. Фактор продолжения заключенности, закономерности: если элементы в зрительном поле образуют некоторую закономерную последовательность, то мы склонны находить продолжение этой последовательности в следующем элементе.

оо оо оо оо оо оо оо оо оо о

 

6. Фактор гомогенности: если в зрительном элементе находятся одинаковые элементы, то мы склонны их воспринимать как единое целое.

∎∎∎

∎∎∎

∎∎∎

 

7. Фактор вхождения без остатка: при восприятии некоторого зрительного поля мы стараемся чтобы все элементы этого поля объединялись так, чтобы возникло как можно меньшее количество целых фигур

о

о о

о о

о о

о

 

Все это – периферические факторы образования целостности.

 

Фигура выделяется по контуру, фигура всегда находится ближе чем фон, но границы принадлежат самой фигуре.

 

Центральные факторы – итоговая форма восприятия зависит от того, как организованы предметы в зрительном поле.

Апперцепция – зависимость восприятия от содействия психической жизни человека.


25 ноября 2013 года

 

 

Общие характеристики мышления

 

Мышление – один из сложнейших и ключевых объектов изучения психологии.

Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности (ПЕТРОВСКИЙ А.В., ЯРОШЕВСКИЙ М.Г.).

 

Мышление – это когда ставим цель, выбираем средства для ее достижения, и можем построить благодаря мышлению программу к достижению этой цели.

 

Мышление – это процесс, который формируется в обществе. Формируется в обществе, и определяется теми культурными нормами, которые существуют в данном обществе.

 

Мышление – тесно связано с речью.

 

Мышление – это движение мысли, раскрывающее связь, которое ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному.

Мышление – это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредованный – и обобщенное познание объективной реальности.

 

Функции мышления

 

-Понимание.

Заключается в раскрытии того, какое место занимает то или иное явление среди других явлений, и какими свойствами это явление обладает.

 

-Решение проблем и задач.

Мышление возникает в ситуации, которая затруднительна для человека. Для того чтобы процесс мышления включился важно осознать затруднительность ситуации. При осознании начинаем искать способы решения задач.

 

-Цели образования.

Чем точнее будет поставлена человеком цель, тем быстрее будет находиться способ к достижению цели.

 

-Рефлексия.

Деятельность мышления, которая направлена на осознание и осмысление своих собственных способов поведения, действий, качеств, понимание того, что с нами происходит.

 

1. Проблемы соотношения мышления человека и животного.

 

Животные обладают элементарным уровнем развития мышления с точки зрения решения проблем и задач.

 

Главное отличие мышления животных от мышления человека является то, что мышление животных не связано с речью.

 

2. Оппозиция мышления человека и компьютера

 

1-ая точка зрения. Либо компьютеры могут решать определенные классы задач, либо со временем компьютеры способны заменить человека.

 

-Компьютеры могут решать определенные классы задач.

-Со временем компьютеры действительно заменят человека.

 

Информация → детекторы → механизмы обработки → выход.

 

Механизмы обработки человека и компьютера.

Человек обрабатывает любую информацию с вероятностной точки зрения. Компьютер обрабатывает информацию точно.

У человека на решение задачи влияет субъективный фактор.

 

3. Проблема соотношения мышления и сознания

 

*Сознание, которое является позднейшим филогенетическим приобретением, является только частью мышления.

*Большая часть процесса мышления является бессознательной, прежде всего это касается интуитивного и творческого мышления.

*Стереотипизированные формы мышления – это закрепленные и устойчивые типы поверхностных восприятий, которые мы используем в обычных ситуациях.

 

Мышление как черта личности

 

Одно из представлений о мышлении как о черте личности было представлено К.Г. ЮНГОМ.

 

Он считал, что всех людей можно разделить на касты. Эти касты отличаются тем, что у них разные способы восприятия мира. Он ввел 4 различных способа. Они составляют две взаимоисключающие пары:

Логика – этика

Сенсорика – интуиция

 

Экстровертируемый – направленный во вне.

Интровертируемый – направленный вовнутрь.

 

Биологические основы мышления

 

Проблема врожденного или приобретенного мышления. Наследуется некая способность достаточно общего характера, которая заключается в том, что мы можем сравнивать объекты, можем прослеживать закономерности в этих объектах, и т.д.

В психологии «Фактор G» – фактор общего интеллекта. Это некоторые общие способности, которые позволяют решать широкий спектр задач.

«Фактор специального интеллекта». В последствие этот фактор распадается на два подфактора.

Первый блок – F – жидкие способности (флюидные способности), то, что дано от природы

 

Есть логическая и образная обработка информации.

 

ВЕККЕР: мышление – это есть постоянный обратимый процесс перевода информации с языка номерных образов на язык абстрактно-логических схем и обратно.

 

Ассоцианистская теория мышления (Ассоцианизм).

 

Психология сознания.

Психология должна изучать различные состояния сознания.

Д. ГАРТЛИ

 

Единственным материалом для мышления являются разные состояния сознания (пласты нашего опыта).

Связь состояния сознания.

 

Мышление – это процесс связи более простых состояний связи с более сложными.

Мышление – это есть процесс накопления ассоциативной связи.

Мышление – это репродуктивный процесс.

 

Ассоцианисты считают, что психология должна изучать три важные категории: понятие, суждение, умозаключение.

 

Понятие – это ассоциация наших представлений.

Суждение – это ассоциация понятия.

Умозаключение – это ассоциация суждения.

 

Вюрцбургская школа.

 

Представители:

К. БЮЛЕР – австрийский ученый.

 

Мышление – это некая внутренняя психическая деятельность, а не хаотический процесс. Это действие, которое определяется прежде всего той задачей, которая стоит перед человеком.

Мышление – это смена операций.

Безобразное мышление – основной элемент сознания.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.