Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика деятельности




Марта 2014 года

 

Деятельность, действие, операция, цель.

 

Понятие деятельность.

Деятельность – есть несколько определений. Универсальное определение – единство цели, средства и результата, представленное в процессе.

Первый блок – концепции деятельность, которые делают акцент на результате деятельности. В-первую очередь развивается идея о подчиненности процесса деятельности его конечной стадии, результату.

Какие закономерности приводят к конечному результату?

Теория функциональных систем АНОХИНА. Организм – это совокупность огромного числа функциональных систем, каждая из которых отвечает за различные стороны жизнедеятельности. Сколько функций – столько систем.

Самое главное для функциональных систем – обеспечить положительный результат (удовлетворение потребностей организма). Каждая функциональная система избирательно объединяет различные процессы и механизмы (основные – нервные, гуморальные, психические). Если с этой позиции подходить, то принципиально не различаются физиологические и психологические механизмы регуляции при достижении цели. Не различаются биологические и социальные потребности, поэтому многие психологические проблемы – становятся трудноразрешимыми, или бывают принципиально неразрешимыми с позиции теории функциональных систем. Например, проблема творческой деятельности. Здесь результат не может рассматриваться как определяющий фактор деятельности, или, например, проблема принятия решения(здесь в процессе тоже еще нет результата).

 

Далее идут концепции, где акцент на цели деятельности. Цели всегда вначале, результат – в конце. В центре внимнаия – начало деятельности как наиболее важный системообразующий фактор. Содержание цели включает прежде всего: осознание будущих результатов деятельности.

Конкретный механизм формирования цели и ее функционирования – это является предметом психологического исследования. А.Н. ЛЕОНТЬЕВ – «Теория деятельности», поэтому в психологии существует деятельностный подход, он рассматривает позицию целесообразности действия.

 

Третий блок теорий – акцент на внутренних и внешних средствах деятельности. В центре рассмотрения – промежуточный этап между целью и результатом. Подобное описание деятельности – это работы ЗИНЧЕНКО, ГАЛЬПЕРИНА.

 

Т.о., выделив три этих акцента – можно дать такое определение деятельности: это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой представляет его целесообразное изменение и преобразование.

Второй вопрос – виды деятельности. Здесь лучше всего читать у С.Л. РУБИНШТЕЙНА.

Виды деятельности:

-по направленности: деятельность может быть внутренняя (психическая) и внешняя (физическая).

-по содержанию: может рассматриваться активность деятельности (спонтанная и импульсивная), исследовательское поведение, практическое поведение (до года, например когда самые первые примитивные правила усваивают дети), коммуникативное поведение (все, что связано с коммуникативным процессом, и разные стороны могут включаться коммуникации), игра, учение (целенаправленное усвоение накопленного человечеством ЗУНов), труд (основной вид человеческой деятельности).

 

Строение деятельности - из каких этапов деятельность может состоять?

 

На первом этапе – этап инициации деятельности (в психологии – внутренний этап).

Происходит вначале побуждение (внешнее и внутреннее). Внутреннее побуждение – потребность, возникающая у человека. Каждый вид деятельности может удовлетворять ту или иную потребность, поэтому субъект стремится к предметному усвоению этой потребности.

Второе – становление мотива. Деятельности без мотива не бывает. «Немотивированная деятельность» - это не деятельность без мотива, а деятельность субъективно или объективно скрытых мотивов.

Третье – целополагание. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата. На достижение цели направлено действие человека. По ЛЕОНТЬЕВУ цель – осознанный мотив. Цель деятельности обычно вытекает из других видов деятельности. Общая цель деятельности может распадаться на частное. Здесь может работать эффект скрытого мотива (неправильно осознанный мотив).

 

На втором этапе – этап исполнения. Здесь происходит:

Первое – ряд действий. Действие – процесс, подчиненный представлению о гипотетическом результате. Если мотив имеет функцию побуждения, то действие – функцию направленности деятельности на цель. Отдельные действия соответствуют частным целям деятельности, а способы осуществления деятельности вызывают, в психологии, операции.

Второе – управление посредством обратной связи. Заключается оно в соотнесение одного конкретного результата с частными или общими целями. Следующее – включение прошлого опыта (информация, переживания, и т.д.)

Третье – завершающий этап. Удовлетворение или неудовлетворение потребности. Атрибуция (насколько вам понятны причины и мотивы деятельности). Оценивание – эффективность и успешность деятельности. Эмоциональные процессы – будут протекать в зависимости от значимости цели.

 

Если выделить основные характеристики деятельности, то это: мотивированность, наличие цели, осознанность.

 

Деятельностное поведение в зарубежной психологии

 

Здесь используется термин не деятельность, а само поедение. Временная структура поведения – схоже со структурой деятельности. В частности, кто об этом говорит: МИЛЛЕР, ГАЛЛАНТЕР, ПРИБРАМ.

Здесь, относительно структуры, присутствует:

-план (иерархия в инструкции для контроля за порядком);

-Стратегия и тактика;

-Выполнение;

-Образ.

 

Соотношение понятий «поведение» и «деятельность» в отечественной и зарубежной психологии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.