Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мамонтова С.Н. 28 страница




Таким образом, профессиональнаядеформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней средедеятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ниммер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемноговзаимодействия (отношение с руководителям и сослуживцами, совместное выполнениеслужебных задач и т.д.).

Основные проявления профессиональнойдеформации сотрудников. Первая группа проявлений связана с деформациейиндивидуальной профессиональной концепции сотрудника и появлением вее структуре жестких стереотипов, отражающих неверное восприятие организациии самого себя в ее структуре.

Исследования позволили выявитьшесть подобных стереотипов1.

Стереотип "начальник долженбыть жестким, твердым, настойчивым" меняет структуру управленческого взаимодействия,переводя ее на режим угррзы наказанием за проступок, приказное общение.

Стереотип "начальник всегдаправ" отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника,формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороныруководства.

Стереотип догматическогоследования приказам порождает установку на бездумное выполнение любогоприказа начальника, часто ведет к внутрилич-ностным конфликтам, если имеетсясобственное мнение о необходимости действовать по-другому.

Стереотип "маленького человека"ведет к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма иотсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.

Стереотип "оптимального"ролевого поведения часто выступает как механизм приспособительного поведенияк определенным служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям.Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальноедля получения показаний от подозреваемого и т.д.

Стереотип "нахождения виновного"оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т.п.При этом работа по выявлению истинных причин неэффективности деятельностиуходит на задний план, и ее недостатки не вскрываются.

 

 

1 См.: БорисоваС.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностныедетерминанты. - Автореф. канд. дисс. - М., 1998. - С. 20-21.

Проявления профессиональнойдеформации имеют место как во внешней среде деятельности, взаимодействиис объектом деятельности (правонарушителем) и другими гражданами, так иво внутрисистемном общении, совместном выполнении служебных задач с другимиработниками, контактах с руководителем. Во внешней среде деятельности можнорассмотреть следующие проявления профессиональной деформации работниковорганов правопорядка:

• уверенность и порой самоуверенностьв собственной непогрешимости при решении профессиональных задач, чрезмерноесамомнение и завышенная самооценка;

• наличие установки на "обвинительныйуклон" по отношению к другим людям, чрезмерная подозрительность, грубыеошибки в восприятии и оценке других людей, их действий и поступков;

• правовой нигилизм, которыйпроявляется в пренебрежительном отношении к требованиям закона, игнорированиитребований закона и произвольном толковании закона и подзаконных нормативныхактов;

• правовой ригоризм, представляющийсобой выраженную установку на ужесточение наказания, применение к правонарушителюболее жестких мер наказания безотносительно к особенностям его личности,к ситуации совершенного правонарушения;

• стереотип закрытости, стремленияк излишней секретности, приданию своей работе мнимой значительности, тенденцияк сверхконтролю;

• перенос своей служебнойроли, профессиональных навыков и установок во внеслужебные отношения;

• усвоение элементов криминальнойсубкультуры (уголовного жаргона, норм поведения, обращения к другому человекуи т.д.) и их использование в своей деятельности;

• упрощение делового общения,выражающееся в снижении культуры и этики общения с гражданами, обращенияна "ты", применении выражений, оскорбительных для других людей, и т.п.;

• наличие установки на применениетолько властных методов воздействия на правонарушителей и других граждан,пренебрежение методами психологического влияния, достижения согласия, разрешенияконфликта на основе вербального воздействия и т.д.

• педантичность, излишнийформализм в работе и затягивание вопросов о принятии конкретных решенийв рамках своей компетенции.

Во внутрисистемном управлении,в общении с руководителями и сослуживцами возможны следующие проявленияпрофессиональной деформации:

• потеря инициативы в работе,выражающаяся в ориентации только на исполнение приказов и распоряженийруководителей, вышестоящих звеньев управления и забвении своих личных должностныхобязанностей и ответственности;

• установка на приоритетностьтекущего процесса деятельности, выполнения текущих задач вне связи с достижениемконечных результатов деятельности, имитация активной деятельности;

• переоценка старых, привычныхметодов работы и недооценка необходимости внедрения новых методов деятельности,инноваций;

• установка на совершениеформализованных, документально оформленных профессиональных действий принедостаточном внимании к человеку;

профессиональный эгоизм (эгоцентризм),часто блокирующий эффективное взаимодействие работников различных служборгана правопорядка и снижающий результаты совместной деятельности.

Часто проявления профессиональнойдеформации являются следствием обращения работника к неадекватным защитныммеханизмам в своей деятельности: рационализации (объяснения своих незаконныхдействий интересами раскрытия и расследования преступления и т.п.); вымещения(например, словесного оскорбления задержанных и т.п.); замещения (например,достижение ложного ощущения своей профессиональной значимости за счет внешнейатрибутики деятельности и т.п.); изоляции (сокращения контактов с другимилюдьми вне рамок своей правоохранительной системы, сужение коммуникативныхсвязей) и др.

Профилактика и преодолениепрофессиональной деформации сотрудников органов правопорядка. Профилактикапрофессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительныхмероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылоки проявлений профессиональной деформации. Одной из задач такой профилактикиявляется блокирование и сглаживание трех групп указанных факторов, способствующихразвитию профессиональной деформации.

Работа по профилактике профессиональнойдеформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологическогоорганизационно-управленческого, воспитательного характера.

К частным задачам, решаемымв процессе профилактики профессиональной деформации работников органовправопорядка, следует отнести:

• выработку у сотрудниковпрофессионального иммунитета и высокой культуры в работе;

• развитие нравственно-психологическойустойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка;

• формирование у работниковустановки на следование в работе кодексу профессиональной чести;

• совершенствование стиляи методов управления персоналом;

• формирование оптимальногоморально-психологического климата в службах и подразделениях органов правопорядка.

 

 

Глава 7. Психологическаяслужба в правоохранительных органах

7.1. Современное состояние психологическойслужбы и концептуальные основы ее функционирования

Становление психологическойслужбы. До определенного времени юридическая психология проводила вжизнь разрабатываемые ею практические рекомендации через систему образования.Эффективность внедрения их в реальности правоохранительной практики целикомзависела от сохранения знаний в памяти практиков и их желаний. В итогеполучалось, что многое практически значимое не находило своего воплощенияи имеющиеся возможности для повышения эффективности правоохранительнойдеятельности не использовались. Сами юристы осознавали, что конструктивныевозможности психологии гораздо шире, и неоднократно предлагали привлекатьпсихологов к непосредственному решению правоохранительных, судебных задач.

Так, известный российскийюрист Л.Е. Владимиров в работе "Психологические исследования в уголовномсуде" (1902 г.) обосновывает важность участия в судопроизводстве психологов-экспертов.По его мнению, этот специалист должен быть вторым судьей в уголовном процессе("судьей в белом"). Предложения Л.Е. Владимирова в полной мере не былиреализованы, но идея привлечения психологов в качестве экспертов получиладальнейшее развитие1. -

Периодическое привлечениеспециалистов-психологов к решению конкретных задач, возложенных на правоохранительныеорганы, - это качественно новый этап союза юридической психологии и правоохранительнойпрактики. Сегодня правоохранительные органы поднялись на ступеньку вышев вопросах вне" дрения психологических знаний в практику. В министерствахи ведомствах правей охранительной системы вводятся должности практическихпсихологов и даже <xxbj даются структурные подразделения, осуществляющиепсихологическое обеспечет ние решения кадровых и оперативно-служебных вопросов.

Первые должности практическихпсихологов в правоохранительных органах были введены в 1974 г. в уголовно-исполнительнойсистеме (в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних). В 1989-1991гг. на базе исправи- •: тельных учреждений Пермской и Саратовской областейпроводился эксперимент! по созданию базовых психологических лабораторий(со штатной численностью до пяти психологов) в исправительных учрежденияхдля взрослых. С учетом положи- \ тельных результатов экспериментас 1992 г. психологические лаборатории начин| нают создаваться и в другихрегионах России. По данным статотчета Минюста j России на 1 января 1999г., в штаты уголовно-исполнительной системы введено! около 1 000 должностейпрактических психологов. При этом данные специалисты! укомплектованы навсех уровнях управленческой иерархии: на уровне Главного! управления исполнениянаказаний (ГУИН) имеется психологическое отделение; на региональном уровнепредусмотрена должность главного психолога и группа психологического обеспечения;на уровне пенитенциарных учреждений проводится целенаправленнаяработа по укомплектованию психологических лабораторий из расчета один психологна 300 осужденных.

Активное создание психологическойслужбы в уголовно-исполнительной системе обусловлено историческим опытомиспользования психологических знаний в данном ведомстве, осознанной необходимостьюреформирования пенитенциарных учреждений в соответствии с международнымистандартами2.

 

 

1 См.: КоченевММ Судебно-психологическая экспертиза. - М, 1977; Кудряви/гв ИЛ.Судебная пеню- i лого-психитрическая экспертиза. - М., 1988; СитковскаяОД. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. - М., 1983; и др.

2 В Минимальныхстандартных правилах обращения с заключенными, принятых на первом конгрессе.'ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева,1955 г.), отмечайся необходимость введения должности психолога (ст. 49-1),в функции которого входит разработка програм-мы работы с каждым вновь прибывшимосужденным на основе изучения его характера, "индивидуальных потребностей,способностей и склонностей" (ст. 69). Следуя этим правилам, психологическаяслужба ста" неотъемлемым элементом пенитенциарной системы большинства экономическиразвитых государств. Так, в Германии осужденные проходят углубленное психологическоеобследование в тюрьмах-распределителях, а затем в обычной тюрьме вновьимеют контакты с психологом и социальным работником (его функции близкик функциям начальника отряда). Например, в Северном Рейне-Вестфалии в тюрьмахна 17 тыь осужденных приходится 221 социальный работник и 105 психологов(на одного психолога около 160 осужденных). В пенитенциарных учрежденияхСША работают 1350 психологов. Наибольшая их численность в штатах: Техас- 92; Мичиган - 89; Северная Каролина - 79; Калифорния - 78; Огайо - 67;Пенсильвания - 66; Нью-Йорк - 43.

Несмотря на имеющиесянедостатки в функционировании уголовно-исполнительной сиетемы, можно констатировать,что на сегодняшний день это ведомство с наиболее развитой психологическойслужбой1. В других ведомствах правоохранительной системы психологическаяслужба также успешно развивается.

Проанализирован опыт работыпрактических психологов в судопроизводстве. Создаются психологические службыв новых для современной России правоохранительных органах - таможенномкомитете, налоговой полиции. Успешно работают практические психологи, особеннопо вопросам социально-психологического воздействия на граждан, в Федеральнойслужбе безопасности. Наиболее многочисленной является психологическая службав системе МВД России. Она начала создаваться в 1993 г. Как и в уголовно-исполнительнойсистеме, ее структура носит иерархический характер: на уровне министерства(в составе Главного управления кадров и кадровой политики) имеется отделсоциально-психологической работы с личным составом; на уровне самостоятельныхсубъектов федерации (МВД, ГУВД, УВД) предусмотрена должность старшего психологаи (или) отделение (группа) психологического обеспечения, на районном территориальномуровне ("на земле") - в городских и районных отделах внутренних дел предусмотренадолжность психолога или старшего психолога. В составе Министерства внутреннихдел введены должности психологов и в других структурных подразделениях.Так, еще с 1974 г. при Медицинском управлении МВД СССР и соответствующихотделах МВД УВД союзных республик и областей начали создаваться психофизиологическиецентры (в настоящее время - Центры психодиагностики). На уровне МВД России,МВД, УВД субъектов федерации должности психологов вводятся в отдельныхслужбах и подразделениях. Например, в оперативно-техническом управлениисоздана психологическая группа, обеспечивающая применение на практике полиграфов;мощные психологические службы созданы в таких управлениях, как муниципальнаямилиция, ГИБЛД, вневедомственная охрана. Введены должности психологов вспецподразделениях (ОМОНе, СОБРе). События в Чечне подтолкнули к созданиюпсихологической службы во внутренних войсках МВД России.

Короче говоря, в 90-е годыв правоохранительных органах России начала создаваться новая служба - психологическая.Она представляет собой централизованно управляемую систему специальныхструктурных подразделений и должностей специалистов (практических психологов),осуществляющих целенаправленную работу по психологическому обеспечениюдеятельности конкретных ведомств. Несмотря на достигнутые общие успехи,во многих регионах России психологическая служба создается медленно, текучестьспециалистов высокая, круг решаемых проблем ограничен (например, в уголовно-исполнительнойсистеме слабо поставлена работа по психологическому обеспечению работыс персоналом, а в органах внутренних дел - по психологическому обеспечениюрешения оперативно-служебных задач), наблюдается нехватка квалифицированныхкадров психологов, система их подготовки и переподготовки не отвечает потребностямпрактики; руководители некоторых подразделений не удовлетворены деятельностьюпсихологической службы, и должности психологов начинают сокращать. Другимисловами, в некоторых ведомствах и регионах новая служба, не успев сформироваться,оказалась в кризисном состоянии. Хотя это проблема не только правоохранительныхорганов, но и других ведомств (например, школьной психологической службы),вряд ли тут есть основания для утешения сотрудников, которые болеют зарезультаты дела.

 

 

1 См.: ДебольскийМ.Г. Становление и развитие психологической службы в уголовно-исполнительиойсистеме. // Человек: преступление и наказание. - 1994. № 3-4; КовтунВ.П. Психологическая служба УИС: проблемы становления // Преступлениеи наказание. - 1996. № 3; Рабочая книга пенитенциарного психолота.- М., 1997 и др.

 

В числе факторов, которыетормозят развитие психологической службы, часто называют экономические(недофинансирование), психологические (непонимание роли психологическойслужбы в совершенствовании деятельности правоохранительных органов) и концептуальные(отсутствие четких теоретических представлений о принципах, содержаниии методах деятельности). Что касается первой причины, то ее устранениемало зависит от возможностей сотрудников правоохранительных органов. Втораяи третья причины взаимосвязаны. Раскрыв концептуальные основы деятельностипсихологиче* ской службы, можно изменить и отношение к ней окружающих.

Концептуальные основы функционированияпсихологической службы. Разработка научно обоснованной концепции деятельностипсихологической службы - сложная задача. Косвенным подтверждением этогоявляется ее отсутствие даже у школьной психологической службы,1хотя последняя получает постоянную подпитку со стороны академической науки.

Вместе с тем учеными правоохранительныхорганов (Н.В. Андреев, М.Г. Дебольский, И.О. Котенев и др.) предпринимаютсяцеленаправленные попытки теоретически обосновать те или иные аспекты деятельностипсихологической службы. Основываясь на работах отмеченных авторов, а такжена изучении опыта деятельности психологов, можно выделить основные элементы,обеспечивающие успешность ее функционирования:

• цели психологической службы;

• профессиональные ценности(ценностные ориентации);

• основные задачи и направлениядеятельности;

• психологические функциии инструментарий их реализации;

• организационную структурупсихологической службы;

• качественный состав сотрудниковпсихологической службы;

• организацию труда практическихпсихологов;

• материально-техническоеоснащение.

 

 

1 БитяноваН.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997. - С. 9.

Цель (миссия) психологическойслужбы - использование достижений психологической науки в практическойдеятельности правоохранительных органов для повышения ее эффективности.По сути речь идет об интеллектуализации и гуманизации деятельности правоохранительныхорганов.

Профессиональные ценностисотрудников психологической службы во многом совпадают с общепринятымиценностями работников правоохранительных органов. Вместе с тем каждая службаимеет свой профессиональный менталитет. Профессиональные ценности судейотличаются от ценностей прокурорских работников; работники медвытрезвителяпо-другому оценивают жизненные факты, чем следователи. Для практическихпсихологов главной профессиональной ценностью выступает личность, ее уникальность,способность к саморазвитию. Психолог в правоохранительных органах руководствуетсяне только правовыми, но и этическими нормами (кодексом профессиональнойэтики).1 В соответствии с данным кодексом он может использоватьв своей работе лишь те методы, которые прошли апробацию в рамках современнойпсихологической науки и не являются опасными для здоровья личности. Этоособо актуально для пенитенциарных учреждений, ибо осужденным свойственноприписывать сотрудникам (даже психологу) карательные притязания.

Психолог должен обеспечиватьконфиденциальность психодиагностической информации, полученной от клиентана основе "личного доверия". Психологобя-зательно предупреждает обследуемогоо том, кто и для чего может использовать результаты тестирования (например,при аттестации сотрудника).

Сведения, собранные психологомв ходе профессиональной деятельности, не должны использоваться в интересахтретьих лиц. Психологу надо осознавать, что порой им манипулируют, с егопомощью пытаются уволить или перевести в другую службу "неугодного" сотрудника.

Перед психологической службойв правоохранительных органах стоят две главные задачи: первая -повышение психологической надежности сотрудников и более полное использованиеих психологического потенциала, вторая - оказание психологическойпомощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач.

В соответствии с этими задачамипсихологическая служба осуществляет два направления деятельности, психологическоеобеспечение работы с сотрудниками правоохранительных органов и психологическоеобеспечение оперативно-служебных задач.

Первое направление предполагает:профессиональную ориентацию и психологический отбор кадров; оказание психологическойпомощи в расстановке и профессиональной адаптации молодых сотрудников;повышение психологической компетентности и развитие личности сотрудников;диагностику морально-психологического климата в коллективе и профилактикудеструктивных явлений; психологическое обеспечение работы с резервом кадровна выдвижение и участие в аттестации сотрудников; управленческое консультирование;психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.

Второе направление - оказаниепсихологической помощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач- включает: изучение социально-психологических явлений в регионе, влияющихна состояние правопорядка в регионе; психологическое консультирование сотрудниковпри решении текущих оперативно-служебных задач; проведение судебно-психологическойэкспертизы; психологическое обеспечение несения службы в экстремальныхусловиях; психологическое обеспечение переговорной деятельности в ситуациизахвата заложников и при угрозе террористических актов; разработку психологическихпортретов серийных убийц; осуществление индивидуально-профилактическойработы; психологическое сопровождение уголовно-исполнительного процессав пенитенциарных учреждениях и др.

В какой мере психологическаяслужба ориентирована на то или иное направление деятельности, в какой степенив функциональных обязанностях психологов представлены те или иные задачи,зависит от конкретного ведомства, региона, сложившихся традиций, профессиональнойкомпетентности психологов, их численности.

 

 

1 Кодекс профессиональнойэтики психолога органов внутренних дел. // Директивные материалы МВОРУза 1996 год по воспитательной работе с личным составом в органах внутреннихдел. - М., 1996. - С. 64-65; Этические аспекты деятельности психологическойслужбы пенитенциарных учреждений. // Рабочая книга пенитенциарного психолога.- М., 1997. - С 170-172.

Специфика решаемых задач- это один из наиболее существенных параметров, определяющих модель деятельностипсихологической службы.

Основные психологическиефункции и инструментарий их реализации. От основных направлений деятельностипрактического психолога следует отличать психологические функции и инструментарийих реализации.

Психологическая функция,во-первых, содержит уже в самом названии определенную цель и, во-вторых,каждая функция предполагает применение и наличие однородных научно обоснованныхсредств и методов ее реализации. Рассмотрим кратко эти функции.

Психологическая диагностика- целенаправленное изучение индивидуальных особенностей личности исоциально-психологических явлений в группах (коллективах, неформальныхобъединениях). Психологическая диагностика проводится с целью профессиональногоотбора и аттестации, проведения психологического консультирования, психокоррекционнойработы и развития личности.

В качестве инструментарияв процессе психодиагностики используются методы беседы, наблюдения в значимыхситуациях, изучения продуктов деятельности, тестирование и др.

Психологическая коррекция- психологическое воздействие на личность с целью устранения негативныхтенденций в ее развитии (акцентуаций, стрессовых состояний и др.).

Развитие личности - целенаправленнаяработа психолога по формированию профессионально-волевых качеств и психологическихумений (коммуникативных, мыслительных, саморегуляции и т.п.), осуществляемаяв процессе профессиональной деятельности, специальной психологической подготовки,проведения социально-психологических тренингов, саморазвития личности.

Психологическая профилактика- целенаправленная систематическая работа психолога совместно с руководителямиподразделений по предупреждению негативных явлений среди личного состава,выявлению группы риска (по различным основаниям) и проведению с ней психокоррекционнойработы.

Психологическое просвещение- повышение компетентности и культуры сотрудников в решении психологическихпроблем и понимании сущности психологической службы.

Психологическое консультирование- оказание конкретной помощи обращающимся сотрудникам и гражданам восознании ими природы их затруднений, в анализе психологических проблеми принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных игрупповых консультаций.

Психологические функции насыщенытеоретически и практически, а поэтому их реализация специально рассмотренав § 7.2 и 7.3.

Основы организации психологическойслужбы. Одним из условий успешного функционирования психологическойслужбы является научно обоснованное проектирование ее организационнойструктуры. Как скелет живого существа определяет его форму, особенностидвижения, так и организационная структура задает целостность психологическойслужбы, ее место в конкретной организации и ведомстве.

При проектировании и формированииорганизационной структуры необходимо решить по крайней мере три задачи:утвердить штаты психологов; определить статус службы (самостоятельное подразделениеили в составе другого подразделения); распределить функции и полномочияна различных уровнях управленческой иерархии.

Психологическая служба начинаеткомплектоваться на "земле", в органах и подразделениях, осуществляющихнепосредственный контакт с гражданами, т.е. на низовом, муниципальномуровне - в городских и районных отделах внутренних дел, судах,исправительных учреждениях и т.п.

Штаты любой службы, в томчисле психологической, определяют исходя из объема предполагаемой работыи существующих (устанавливаемых) нормативов. С учетом экономических трудностейв обществе введение одной-двух единиц должностей психолога в организацияхчисленностью до 500 человек можно рассматривать как определенный прогрессв становлении службы.

В исправительных учрежденияхМинюста России психологи для работы с осужденными могут вводиться из расчетаодин специалист на 300 человек спецконтингента. В одном учреждении численностьпсихологов может достигать 5-7 человек, хотя на практике это бывает редко.

Если в организации всегоодин-два психолога, они входят в состав другого функционального подразделения.Решая с научных и практических позиций вопрос о том, в какое подразделениевключать психолога, разумно исходить из принципа функциональной совместимости:психологи должны входить в штаты той службы, функции которой большевсего соответствуют функциям практических психологов. Когда основное направлениеих деятельности - психологическое обеспечение работы с кадрами, то, естественно,их включают в состав отдела кадров или по работе с личным составом (воспитательныйотдел), как, например, это делается в Министерстве внутренних дел России.Если перед новой службой ставят задачу психологического обеспечения оперативно-служебнойдеятельности (например, ресоциализация осужденных в исправительных учреждениях),то психологи передаются в соответствующую службу, но работа с личным составомв этом случае в большинстве подразделений не ведется.

Вместе с тем в отдельныхрегионах в исправительно-трудовых учреждениях накоплен опыт создания психологическойслужбы как самостоятельного структурного подразделения, которое подчиняетсянепосредственно начальнику учреждения. В этих регионах направления работыпсихолога существенно расширяются, а статус возрастает.

Различен статус, а следовательно,и степень самостоятельности, у групп психологического обеспечения учебно-воспитательногопроцесса в образовательных заведениях правоохранительных органов. В однихюридических институтах психологические группы входят в состав отдела кадров,в других - учебного отдела, в третьих - имеют самостоятельный статус (например,в Санкт-Петербургском университете МВД России).

Таким образом, на нижнемуровне управленческой системы психологическая служба функционирует в различныхмодификациях, что отражает направленность решаемых задач, численность психологов,особенности конкретной организации.

На региональном уровнеуправления (областном, республиканском) в правоохранительных органахсоздается подразделение (группа) по руководству психологами низового уровня.Руководитель группы выполняет функции главного психолога соответствующеговедомства субъекта Федерации, например, управления органами, исполняющиминаказания N-ской области. На такую группу возлагаются следующие функции:

• подбор практических психологовдля нижестоящего уровня системы управления и оказание научно-методическойпомощи в их становлении;

• текущий контроль за состояниемработы практических психологов в подведомственных подразделениях;

• обобщение положительногоопыта лучших психологов и его распространение;

• организация постоянно действующихсеминаров для практических психологов;

• ежеквартальное или полугодовоеподведение итогов работы региональной психологической службы и направлениеотчетов в министерство.

Имеется опыт создания иноймодели региональной психологической службы, когда на нее возлагаются нестолько управленческие функции, сколько исполнительские - психологическоеобеспечение деятельности нижестоящих организаций или по крайней мере тех,где не созданы психологические службы. При таком подходе на психологическуюгруппу приходится достаточно большая численность сотрудников, которые нуждаютсяв психологическом обеспечении. В этой ситуации применяется "челночная"тактика. Группа поочередно выезжает в нижестоящие подразделения и проводитпсихологическое обследование личного состава, психокоррекционные мероприятия,индивидуальное и групповое консультирование.

На этапе становления психологическойслужбы данная модель имеет ряд достоинств. Она позволяет укомплектоватьв областном (республиканском) центре небольшую, но квалифицированную группупсихологов. Решить кадровую проблему сразу в масштабе региона достаточносложно. Кроме того, работа в группе более эффективна, так как имеются взаимнаяподдержка, обмен опытом, взаимозаменяемость, можно оказывать противодействиелицам, не понимающим сути психологической службы. Слабость данной моделифункционирования службы - отсутствие постоянной работы с коллективами,восприятие приходящего психолога как "чужого", "контролера", а не как "своего",постоянно находящегося среди сослуживцев.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.