Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мамонтова С.Н. 57 страница




3 Федеральныйзакон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г., №47, ст. 4472; Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральныйзакон "О прокуратуре Российской Федерации" от 10 февраля 1999 г., № 7,ст. 878.

концептуально-теоретическомуровне, - пять факторов профессиональной пригодности:

• высокий уровень социализацииличности;

• развитые познавательныеспособности;

• эмоционально-волевую устойчивость;

• коммуникативную компетентность;

• выраженные организаторскиеспособности прокурора, следователя.

Методика психологическогоотбора. Психологические свойства и качества, составляющие различныеблоки данной психограммы, были операциона-лизированы на основе показателейкомплекса методов и методик, используемых при профессиональном психологическомотборе. Данный комплекс включает методы:

• анализ документов кандидатовна службу по специально разработанной программе;

• тестирование;

• собеседование с кандидатами;

• наблюдение.

Среди указанных методов ведущимявляется психологическое тестирование. Комплект тестов, применяемых дляизучения психологических особенностей кандидатов, в свою очередь включаетосновные и дополнительные методики. К числу первых относятся:

• методика "Прогрессивныематрицы" Дж. Равена;

• 16-факторный личностныйопросник Р.Б. Кеттелла (16-PF);

• тест "Стандартизованныйметод исследования личности" (СМИЛ), адаптированный Л. Н. Собчик, - вариантметодики MMPI. Дополнительными методиками служат:

• опросник "Уровень субъективногоконтроля" А.М. Эгкинда и др. (УСК);

• тест "Стратегия поведенияв конфликтной ситуации" К. Томаса (МОДЕ);

• 8-цветовой тест М. Люшера.

Для проверки диагностическихвозможностей основных методик в качестве инструментов психологической оценкикандидатов на службу в органы прокуратуры, а также для определения эталонныхтестовых норм для групп, наиболее и наименее профессионально эффективныхпрокурорских работников было проведено специальное исследование. Его результатыв целом подтвердили предложенную структуру психограммы. Так, были полученыстатистически значимые различия между сформированными на основе независимыхкритериев группой наиболее профессионально успешных прокуроров и следователейи группой "профессионального риска" по целому ряду показателей. К их числуотносятся такие свойства, как уровень интеллекта (показатель IQ теста Равена,фактор "В" 16-PF), эмоциональная устойчивость (фактор "С" 16-PF, 4-я шкалаСМИЛ), социализированность (фактор "G" 16-PF, 8-я шкала СМИЛ), общительность(фактор "A" 16-PF), проницательность (фактор "N" 16-PF) и некоторые другие.Таким образом, было доказано что указанные свойства обладают, по выражениюК.М. Гуревича, "дифференцирующей силой", т.е. отличают хороших специалистоворганы прокуратуры от плохих. По результатам дальнейших исследований основнойметодический инструментарий психологической оценки был несколько обновлени расширен. Так, в частности, были изучены и определены диагностическиевозможности

Краткого ориентировочноготеста (КОТ) в качестве альтернативы методике Равена при прогнозированиипрофессиональной пригодности кандидатов на службу по интеллектуальномукритерию. В результате проведенной работы были скомплектованы два эквивалентныхкомплекта основных методик, которые впоследствии поочередно использовалисьна практике. Апробировались также и различные дополнительные методики,например, "Опросник профессиональных предпочтений" (ОПП), предназначенныйдля диагностики профессиональных склонностей и интересов субъекта.

Процедура и оценка результатовпсихологического изучения кандидатов. Процедура включает, как правило,два этапа обследования. На первом проводится тестирование испытуемых указаннымиметодиками. По результатам анализа этих данных, а также документов, представленныхкандидатами в отдел (управление) кадров, составляется предварительный прогнозпрофессиональной пригодности, определяется круг вопросов, требующих уточненияи конкретизации. На втором этапе работы данные тестирования дополняютсяв процессе индивидуального собеседования с кандидатами, что позволяет получитьважную дополнительную информацию, прояснить неясные вопросы, снять возникшиепротиворечия. И во время собеседования, и в ходе тестирования также осуществляетсянаблюдение за испытуемыми, их поведением, невербальными проявлениями.

В зависимости от конкретныхусловий работы могут применяться процедуры группового или индивидуальноготестирования, компьютерная или бланковая психодиагностика, может такжеварьироваться число используемых дополнительных методик. Различные вариантысочетаний отдельных этапов и процедур обследования в их взаимосвязи и взаимозависимостиможно рассматривать как некоторые алгоритмы действий психодиагноста, какпоследовательность шагов по прогнозированию профессиональной пригодностикандидатов. Все эти алгоритмы были апробированы на практике при проведениипрофессионального отбора в органы прокуратуры.

По результатам психологическогообследования кандидата принимается одно из следующих решений о его пригодностик службе в органах прокуратуры:

• по своим психологическимособенностям полностью отвечает требованиям прокурорско-следственной специальностии рекомендуется в первую очередь на должность следователя, помощника прокурора(I группа профессиональной пригодности);

• в основном отвечает требованиямспециальности, рекомендуется на должность следователя, помощника прокурора(II группа);

• по своим психологическимхарактеристикам частично соответствует требованиям прокурорско-следственнойспециальности. Может быть рекомендован к приему на службу лишь условно,при наличии значительного числа вакантных мест и желательно с испытательнымсроком (в соответствии с положением ст. 40 Федерального закона "О прокуратуреРФ" (III группа).

• не отвечает требованиямпрокурорско-следственной специальности и не рекомендуется на службу в органыпрокуратуры (IV группа профессиональной пригодности).

Данные решения психолог указываетв итоговом заключении, подготавливаемом по результатам обследования каждогокандидата. В нем также фиксируются наиболее яркие характерологические свойстваиспытуемого, осо-

бенности мышления, интеллектуальногоуровня, личностные черты, коммуникативные качества, организаторские способностии другое в соответствии с блоками приведенной выше психограммы, отмечаютсясильные и слабые стороны обследованного как будущего прокурорского работника.

Результаты проведенных исследований,апробации и последующего практического использования в течение ряда летразработанной системы психологической оценки продемонстрировали, что онасоответствует требованию научной обоснованности, позволяет обеспечиватьвысокую достоверность, валидность и надежность получаемых данных, точностьпрогноза профессиональной успешности. Она показала также достаточно высокиеселективные возможности по дифференциации кандидатов с различным уровнемпригодности к прокурорско-следственной деятельности.

 

 

12.3. Психология милицейской деятельности

Актуальные проблемы психологиимилицейской деятельности. В ст. 1 Закона РСФСР "О милиции" от 18 апреля1991 г. говорится, что "милиция - это система государственных органов исполнительнойвласти, призванных защищать жизнь, здоровье и свободы граждан, собственность,интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательстви наделенных правом применения мер принуждения". Психологический анализдеятельности требует четкого знания основных функций, задач и требованийк деятельности милиции. В связи с этим целесообразно обратиться к ст. 2этого закона, в которой отмечается, что задачами милиции являются:

• обеспечение личной безопасностиграждан;

• предупреждение и пресечениепреступлений и административных правонарушений;

• раскрытие преступлений;

• охрана общественного порядкаи обеспечение общественной безопасности;

• оказание помощи в пределах,установленных законом, гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям,организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прави интересов.

Множественность задач, стоящихперед милицией, ведет к развитию полифункциональности в деятельности, выделениюгрупп сотрудников, выполняющих специфические функции. Наиболее известноустановленное Законом "О милиции" разделение милиции на криминальную имилицию общественной безопасности. Естественно, деятельность оперативныхработников милиции по своему содержанию и применяемым способам отличаетсяот деятельности, например, патрульно-постовой службы или дорожно-патрульнойслужбы ГИБДД. Однако различающаяся по применяемым способам деятельностьразличных работников милиции совпадает по своим целевым параметрам. Звеном,объединяющим их и заставляющим тесно взаимодействовать, является наличиеединого объекта деятельности - преступника (правонарушителя).

Объект деятельности сотрудниковмилиции (правонарушитель) имеет ряд особенностей. К числу значимых длядеятельности работников милиции следует отнести такие характеристики правонарушителей:а) антиобщественная направленность и общественная опасность поведения;б) противодействие или сопротивление правомерным воздействиям сотрудниковмилиции; в) опыт противоправной или преступной деятельности; г) маскировкаистинных целей и мотивов противоправной деятельности; д) типичность и индивидуальностьв поведении; е) своеобразие связей с окружающим миром, в том числе частонаблюдаемая идентификация себя с криминальной средой.

Анализ специфики деятельностимилиции позволяет выделить десять общих для представителей ее различныхслужб характеристик:

1) деятельность милиции являетсяразновидностью государственной службы, и порядок ее прохождения работникамиопределен в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации,сотрудники милиции имеют специальные звания и при выполнении своих должностныхобязанностей должны, как правило, носить специально установленную формуодежды;

2) деятельность сотрудниковмилиции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав человекаи гласности;

3) нормативно-правовая регламентациядеятельности милиции определяет специфику проведения правоохранительныхмероприятий в сфере борьбы с преступностью и охраны общественной безопасности;

4) как правило, выполнениюмилицейских функций противодействуют правонарушители и их пособники;

5) работникам милиции предоставленыобширные властные полномочия, реализация которых зависит от их умения разумного,целесообразного и законного применения власти;

6) милиция обладает специфическимисредствами воздействия, в том числе принуждения, в процессе профилактикии пресечения правонарушений (психологическое воздействие, в виде предупреждения,замечания и тд.; применение специальных средств, физической силы и огнестрельногооружия);

7) разнообразие социальныхситуаций, в которых приходится действовать работникам милиции, определяеттребования к их психологической готовности, умению быстро входить в сущностьпроизошедшего события и коммуникативным качествам;

8) деятельность милиции проходитв условиях конспирации и необходимости сохранения ее сотрудниками служебнойтайны;

9) милицейская деятельностьхарактеризуется экстремальностью, связанной с наличием различных стресс-факторов(повышенная ответственность, неопределенность информации, дефицит времени,опасность для здоровья и др.) и психическими перегрузками в работе;

10) на деятельность сотрудниковвлияют атмосфера в обществе, оценки населением степени ее эффективностии складывающийся авторитет милиции.

Исключительная сложностьдеятельности милиции диктует высокие требования к профессиональной подготовленностии выучке каждого сотрудника. Эта деятельность оказывает обратное влияниена сотрудников милиции как субъектов деятельности, развивая их знания,навыки, умения и способности, формируя определенные характерологическиекачества.

Деятельность работников милициисущественно зависит от мотивации труда, увлеченности и склонностик правоохранительной деятельности. Формирование устойчивых положительныхмотивов деятельности сотрудников милиции можно вести в четырех направлениях:

1) формирование непосредственныхмотивов труда посредством раскрытия интересных и творческих сторон деятельностимилиции;

2) развитие интереса к деятельностиопосредованным воздействием на мотивы путем воспитания у сотрудников милициичувства профессионального долга и гордости за принадлежность к милиции;

3) раскрытие перед сотрудникамиперспектив служебного роста, продвижения по службе и повышения профессиональнойквалификации как работника органов правопорядка;

4) эффективная организациятруда сотрудников и создание в коллективе служб и подразделений милицииблагоприятного морально-психологического климата.

Результаты любого видадеятельности работников милиции зависят от ее качественных характеристик:нормативности, организованности, подготовленности, освоенности и эффективности.

Нормативность деятельностипредставляет собой степень соответствия действий сотрудников правовым инравственным нормам, положениям Кодекса чести сотрудников милиции, ориентациина применение только законных способов борьбы с противоправными деяниями.Деятельность сотрудников милиции должна проходить под знаком строгого соблюдениянорм уголовного, уго-ловно-процессуального и административно-правовогозаконодательства.

Организованность создаетреальный фундамент для успешной деятельности работников милиции. Она выражаетсяв определении соответствующих форм организации и стройной системы реализациипрофессиональных задач милиции.

Подготовленность выражаетсяв наличии у сотрудника милиции соответствующих знаний, умений и навыков.Важную роль наравне с другими видами подготовленности (юридической, специальной)играет профессионально-психологическая подготовленность.

Если подготовленность выступаеткак предпосылка успешной работы, то освоенность определяет реальноеовладение ею сотрудником милиции и высокую степень выполнения соответствующейдеятельности.

Эффективность деятельностисотрудников милиции состоит из продуктивности, выражающейся в количественныхи качественных результатах деятельности; скорости, отражающей быстроту,четкость и организованность действий; темпа деятельности, определяющегосоотношение "энергичных" участков и спадов в деятельности сотрудника втечение фиксируемого периода времени; полноты, зависящей от объема реализованныхдействий, необходимых для успешного выполнения деятельности сотрудникоммилиции в течение длительного периода времени и сохранения устойчивой результативностидеятельности.

Психологические особенностиразличных видов деятельности работников милиции. Исходя из законодательноопределенных задач деятельности милиции, можно выделить следующие ее разновидности:профилактическую; оперативно-розыскную; деятельность по дознанию и расследованиюпреступлений; по охране общественного порядка и безопасности; охраннуюдеятельность.

Профилактическая деятельность.Основная цель профилактической деятельности работников милиции- предотвращение правонарушений и чрезвычайных происшествий. Практическипрофилактическая деятельность является составной частью работы любого сотрудникамилиции. Однако по объему и приоритетности этот вид деятельности болеехарактерен для участковых инспекторов

милиции, работников подразделенийпо профилактике правонарушений несовершеннолетних и некоторых других категорийработников.

Профилактическая деятельностьстроится на активном общении с населением, представителями органов местнойвласти, должностными лицами, что предъявляет особые требования к коммуникативнымкачествам и педагогическим способностям работников милиции, точному соблюдениюзаконных прав граждан и правовых актов.

Составление психограммы участковогоинспектора милиции путем анализа экспертных оценок показало, что дляуспешных профессиональных действий необходимо иметь следующие психологическиекачества:

• профессиональную наблюдательность;

• уравновешенность, самообладаниепри конфликтах;

• способность располагатьк себе людей, вызывать у них доверие;

• тонкую наблюдательностьза душевной жизнью человека;

• умение отстаивать своюточку зрения;

• способность к воссозданиюобраза по словесному описанию;

• умение делать выводы изпротиворечивой информации;

• память на внешность и поведениечеловека;

• способность к быстромуустановлению контактов с новыми людьми.1

Исследования показали, чтозначительно осложняют психологическую пригодность к профилактической деятельностиработников милиции следующие показатели: индивидуализм; социальная отчужденность,нарушающая систему межличностных отношений и затрудняющая социальное взаимодействие;чрезмерная тяга к доминированию и настойчивая тенденция к лидерству; снижениеуровня мотива достижения цели деятельности; тревожность; недостатки в волевойсфере и снижение волевых усилий; наличие психотических черт личности идр.2

Оперативно-розыскнаядеятельность. Эта деятельность является ведущей для широкого кругаработников милиции, в том числе для сотрудников уголовного розыска, подразделенийпо борьбе с экономическими преступлениями и организованной преступностью,оперативно-поисковых подразделений, отделов по борьбе с незаконным оборотомнаркотиков и некоторых других служб. Для специалистов этих служб оперативно-розыскнаядеятельность является основной, схожей по применяемым методам решения служебныхзадач. Содержание оперативно-розыскной деятельности и применяемые методыопределены Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" от12 августа 1995 г.

Выполнение оперативным работникомсвоих должностных обязанностей требует от него наличия следующих психологическихкачеств и умений:

• способности решать профессиональныезадачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасностидля жизни;

• готовности* к ситуациямсилового (включая огневое) единоборства с преступниками;

• повышенной ответственностиза свои действия ("отсутствие права на ошибку");

 

 

1 Основныевиды деятельности и психологическая пригодность к службе в системеорганов внутренних дел: Справ, пособие. / Под ред. Бовина Б.Г., МягкихН.И., Сафронова А.Д. - М., 1997. - С. 85.

2 Там же. -С. 96-98.

• способности к интенсивноймежличностной коммуникации с асоциальными и криминальными личностями;

• высокой психофизиологическойвыносливости, связанной с отсутствием фиксированного рабочего времени (средняяпродолжительность рабочего дня составляет 10-12 часов, часто бывает 7-дневнаярабочая неделя, ночные выезды на задержание преступника и т.п.);

• способности выдерживатьдлительное эмоциональное напряжение, тревожные состояния, чувство страха,неопределенности, невозможности поделиться своими сомнениями с близкимии т.п.;

• постоянной интеллектуальнойактивности (анализ непрерывно меняющейся информации, удержание в памятибольшого количества фактов; принятие решений в условиях дефицита времении информационной неопределенности);

• способности к ролевомуперевоплощению, умения выдавать себя за других людей, искусно разыгрыватьроли различных социальных и профессиональных типов;

• речевой находчивости, умениябыстро и достоверно объяснить критическую ситуацию другому, скрывая приэтом истинные намерения.1

Значительная выраженностьтаких качеств, как открытая агрессивность, аутоаг-рессия, импульсивность,депрессивные и психосоматические формы реагирования в трудных ситуациях,социальная отчужденность, преобладание тормозных процессов над процессамивозбуждения в нервной системе, могут в совокупности проявиться как синдромпрофессиональной непригодности к оперативно-розыскной деятельности.

Деятельность по дознаниюи расследованию преступлений. Этот вид деятельности является основнымдля дознавателей, следователей и экспертов-криминалистов органов внутреннихдел, а его содержание требует знания тактики и методики раскрытия и расследованияконкретных преступлений, приемов проведения отдельных следственных действий,способов установления психологического контакта с другими людьми и т.д.Большое значение здесь приобретает интеллектуальная деятельность, творчествов выдвижении обоснованных версий преступлений и их квалифицированной отработки.

В психограмме дознавателяи следователя часто выделяют несколько групп личностных качеств, определяющихуспешность работы при раскрытии и расследовании преступлений. К ним относят:

• мотивационно-ценностныеособенности (развитое правосознание, честность, мужество, принципиальность,добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, развитая мотивациядостижения, выраженная мотивация самоактуализации и др.);

• познавательные качества(высокий уровень интеллекта, гибкость мыслительных процессов: творческоемышление, наблюдательность, умение прогнозировать, развитая интуиция, хорошаяпамять, развитое произвольное внимание и др.);

• коммуникативные качества(умение устанавливать психологический контакт, владение коммуникативнойтехникой поведения, наличие организаторских качеств и др.);

• иные личностные особенности(устойчивая и адекватная самооценка, самостоятельность и независимость,ответственность, самоуважение и др.).

 

 

1 Основныевиды деятельности и психологическая пригодность к службе в системеорганов внутренних дел. - С. 56-57.

Деятельность по охранеобщественного порядка и безопасности. Эта разновидность деятельностиявляется ведущей для патрульно-постовой службы милиции, дорожно-патрульнойслужбы ГИБДЦ, муниципальной милиции. Общая характеристика этой деятельности- целенаправленное наблюдение и пресечение правонарушений в общественныхместах. Для этого сотрудники милиции обладают властными полномочиями повоздействию на поведение граждан в виде: предупреждения о необходимостипрекращения противоправного деяния и принуждения в виде наложения штрафа,задержания правонарушителей и доставления их в ИВС или спецприемники (илимедвытрезвители).

Для работников патрульно-постовойслужбы важны следующие личностные качества: наличие определенного жизненногои профессионального опыта; интерес к человеку, его переживаниям, способностьк эмпатии; уверенность в себе, настойчивость, способность к противодействиюнарушителям правопорядка; хорошая спортивная подготовка; уверенное владениетабельным огнестрельным оружием; наблюдательность; способность к усвоениюновых знаний, обучению; активная личностная позиция; мотивация достижений;оперативность в принятии решений; требовательность; контроль над агрессивностьюи др.

Охранная деятельность.Это основная деятельность для сотрудников вневедомственной охранымилиции. Ее главная цель - охрана материальных ценностей государственнойи частной собственности. Содержание охранной деятельности заключается втщательном наблюдении за охранными объектами и пресечении противоправныхпосягательств на охраняемое имущество. Особыми условиями охранной деятельностичасто являются изоляция при несении службы, нахождение в закрытом помещениии наличие стрессовой напряженности в связи с ожиданием преступного нападенияна охраняемый объект.

Существенными для успешноговыполнения должностных обязанностей сотрудниками вневедомственной охранысчитаются следующие качества:

• наблюдательность и внимание(устойчивость внимания; распределение внимания; хороший объем внимания;умение видеть малозаметные изменения на охраняемом объекте и др.);

• эмоциональные и волевыекачества (эмоциональная устойчивость; самообладание; упорство в преодолениивозникающих трудностей; высокая активность; ответственность; самокритичностьи др.);

• интеллектуальные качества(умение выбрать из нескольких вариантов решения оптимальный; способностьпринять решение при недостатке информации; умение определить объем информации,нужный для принятия решения и др.);

• коммуникативные качества(способность найти целесообразную в зависимости от ситуации форму общения;умение согласованно действовать с другими сотрудниками и др.);

• качества памяти (хорошаяпамять на внешность и поведение человека; отличная моторная, двигательнаяпамять; способность в течение длительного времени удерживать в памяти большоеколичество информации; хорошая зрительная память на обстановку охраняемогообъекта и др.);

• моторные качества (быстродействиев условиях дефицита времени; быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатлениеи др.).

 

 

12.4. Психология таможенной деятельности

Правоохранительная деятельностьтаможенных органов и ее психологические особенности. Система таможенныхорганов занимает важные позиции в экономической, правовой и социальнойполитике государства. Ее основой является эффективный таможенный контрольв интересах обеспечения экономической безопасности России, защита здоровьяи нравственности ее населения. Она включает Государственный таможенныйкомитет РФ, региональные таможни, таможенные посты. Ее основные функции:участие в разработке таможенной политики государства и ее реализации; обеспечениесоблюдения законодательства, защита прав и интересов граждан, предприятий,учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; осуществлениеи совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, созданиеусловий для ускоренного товарооборота через таможенную границу РФ; ведениетаможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции и др.

Правоохранительная деятельностьтаможенных органов является составной частью их деятельности. В соответствиис Положением о ГТК РФ 1994 г. ее задачами выступают: защита экономическихинтересов России; участие в осуществлении мер по защите государственнойбезопасности и охране общественного порядка, нравственности населения,жизни и здоровья человека, а также мер по защите животных и растений, окружающейприродной среды; борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенногоконтроля, борьба с нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями,посягающими на нормальную деятельность таможенных органов; содействие компетентныморганам в борьбе с международным терроризмом; контроль за соблюдением должностнымилицами таможенных органов законности; охрана таможенной инфраструктурыи таможенной границы.

Деятельность должностныхлиц таможенных органов отличается психологическими особенностями,которые определяются ее внешними условиями (среда, результаты иих влияние на психику), внутренними (цели, способы), а также возможностямиуправления и самоуправления. Она осуществляется под постоянным волевымконтролем, сила которого во многом определяется продолжительностьюработы таможенника, сложностью взаимоотношений с различными категориямилиц, проходящих таможенный контроль, физиологическим состоянием таможенника(нервно-психическое утомление, стресс, болезнь).

Степень эмоциональногонапряжения (от умеренного до чрезвычайного) таможенной деятельностизависит от характера выполняемых действий профессионального опыта и индивидуальныхпсихологических особенностей должностного лица таможенного органа. На нейсказываются:

• большая персональная ответственность;

• наличие компетентных органов,контролирующих работу, и возможность идентификации допустившего нарушениеспециалиста;

• необходимость постояннойготовности к неожиданным ситуациям;

• воздействие постоянно меняющихсяобъектов наблюдения, внешних факторов;

• достаточно высокий уровеньконфликтных ситуаций, возникающих при таможенном контроле и оформлении;

• постоянное воздействиекриминогенных структур, стремящихся оказать психологическое давление, шантаж,подкуп таможенников, создать возможности для нарушения действующих правовыхнорм;

• противоборство, возникающеедостаточно часто.

Некоторые лица, проходящиетаможенный контроль, видят в таможеннике главного виновника возникающихтрудностей и свое раздражение пытаются выместить именно на нем, грозя всевозможнымикарами или предлагая взятки для облегчения своей участи.

Перечисленные особенностидеятельности предъявляют высокие требования к любому должностному лицутаможенного органа, к его моральным и нравственным качествам.

Профессиограмма таможенногоспециалиста. Профессиограмма таможенного специалиста отражает основныеособенности его деятельности. Ей свойственна структура, логика и содержание,адекватные этой деятельности.

I. Общие сведения о профессии.

1.1. Наименование, назначение,ответственность.

В структуре таможенного поста- сотрудник группы по борьбе с таможенными правонарушениями, группы досмотра.

В структуре таможни: сотрудникотдела по борьбе с таможенными правонарушениями, сотрудник отдела дознания,сотрудник отдела таможенных расследований, сотрудник отдела по борьбе сконтрабандой, сотрудник юридического отдела, сотрудник отдела таможеннойохраны.

Назначение:

• обеспечение соблюдениятаможенного законодательства, защита интересов и прав государства, физическихи юридических лиц при производстве таможенного контроля и оформления;

• осуществление контроляза перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границуРФ;

• физический досмотр товарови транспортных средств лиц, пересекающих государственную границу РФ;

• борьба с контрабандой инезаконным оборотом наркотиков, вооружения или боеприпасов, оружия массовогопоражения, культурных ценностей, в отношении которых установлены специальныеправила перемещения через таможенную границу РФ (ст. 188, 189, 190 УК РФ);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.