Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы технологии и используемые организацией технологии




Множество технологий, из которых выбираются лучшие для использования на предприятии, представляет собой соединение людей, машин и работ в определенной последовательности, при которой все работы выполняются наилучшим образом.

В менеджменте выделяются три типа технологий (по Д.Томпсону):

· многозвенные, для которых характерно наличие натурального ряда преобразований (например, сельское хозяйство, сборочные линии массового производства, химическое производство);

· посредничские, которые связывают покупателей и продавцов (торговля, банковское дело, телефонные компании);

· интенсивные, которые характерны для менеджмента, медицины, ремонта, требуют специальных знаний по диагностированию и избирательному применению решений относительно множества различных ситуаций.

Персонал. Значение персонала как внутреннего фактора состоит в том, что менеджер достигает целей посредством других людей, формируя необходимый потенциал способностей персонала, с одной стороны, и используя имеющийся потенциал персонала наилучшим образом, с другой. Основная аксиома, которая занимает большое место в работе менеджера, состоит в том, что «чем большее количество людей заинтересовано в работе формальной организации, тем больше идей имеют шанс быть высказанными, зарегистрированными и реализованными». Важно в этой связи развивать как реактивное, так и проактивное поведение персонала. Реактивное поведение напоминает знаменитую текучку, когда персонал устраняет уже состоявшиеся события в форме проблем, сбоев, отказов и т.п.

Проактивное поведение, наоборот, не допускает нежелательных событий за счет опережения, готовности к ним, прогнозирования будущего, профилактики и т.п. В определенной мере это отношение иллюстрирует рисунок 1.3.1.

Инвариантные (общие) свойства

Среда Личность Поведение

Индивидуальные свойства

 
 


Факторы стремления к действию:

· стремление к достижению успеха избеганию реактивное

неудачи; Д ействие

· вероятность успеха вероятность неудачи; проактивное

· ценность(привлекательность) успеха неудачи

 

Рис.1.3.1. Взаимосвязь важнейших факторов организационного поведения.

 

Структура организации представляет собой горизонтальное (технологическое) и вертикальное (управленческое) упорядочение, позволяющее рационально разделить технологию на части, а затем координировать работу отдельных подразделений по достижению общего результата.

3.Организационно-правовые формы предприятий: классификация, преимущества и выбор формы.

Организационно-правовая форма предприятия представляет собой формальным образом установленную систему участия в предприятии для членов учредителей и персонала. От нее зависит успех в работе предприятия, который тождественен высокой конкурентоспособности, предполагающая высокую общую результативность организации как системы. Степень участия члена организации является ключевым пунктом ее внутренней среды, инициирующим те изменения, которые повышают производительность труда и результативность организации в целом. Снижение степени участия означает для члена организации бессмысленность дальнейшего пребывания в прежней роли или на своем рабочем месте, бессилие изменить организацию или работу к лучшему, изоляцию от коллег и целей организации. Данное состояние называется отчуждением. С ростом отчуждения снижается степень участия. Последствия этого процесса разрушительны для организации. По отношению к персоналу это проявляется в увольнениях, высокой текучести кадров, забастовкам, снижающейся производительности труда. В этой ситуации даже самая хорошая техника и технология не способны спасти положение и требуются меры по изменению к лучшему отношение членов организации к ней самой.

В соответствии с «Законом о предприятиях в РБ» существует 4 основные организационно-правовые формы предприятий, которые может выбрать учредитель в соответствии с законодательством:

· товарищество (простое и коммандитное);

· общество (открытое, закрытое, с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью);

· унитарное предприятие;

· производственный кооператив.

При выборе организационно-правовой формы предприятия его учредителями нужно решить следующие вопросы:

· форма участия имуществом или капиталом;

· форма участия в управлении предприятием;

· форма личного трудового участия (или неучастия)

Существуют также законодательные нормы, которые следует рассматривать как ограничения при выборе лучшей организационно-правовой формы. К ним относятся:

· размер уставного фонда;

· порядок оплаты уставного фонда;

· форма учредительских документов;

· порядок голосования;

· порядок входа-выхода;

· ответственность участников;

· отчуждение доли, пая, акций другому участнику или третьему лицу;

· форма органа управления юридического лица;

· название предприятия.

Выбор организационно-правовой формы неизбежен для создания юридического лица. Члены-учредители должны решить, какая организационно-правовая форма лучшим образом удовлетворяет их социально-экономическим интересам. При этом возникает проблема выбора техники принятия управленческого решения. Самым простым является способ, при котором все члены-учредители обсуждают предложенные альтернативы, а затем открыто голосуют. На самом деле, суть проблемы выбора организационно-правовой формы состоит в том, чтобы эта форма открывала возможности для становления, роста и развития организации.

Менеджмент как право принимать решение проистекает из господствующих в нашем обществе отношений собственности, а право владения, распоряжения и использования таких производственных факторов как земля, труд и капитал отражает структуру мотивации в части отношений собственности.

За годы реформ в систему отношений собственности были внесены новые для нашего общественного устройства элементы, к которым прежде всего можно отнести право частной собственности. Ниже предлагается классификация, которая лучше отражает общественную практику последних лет (см. рис.1.3.2.)

  Субъекты собственности
1.Госу-дарствен-ная собствен-ность с т е п е н ь 1.1.Госу-дарствен- ное предприя-тие 1.2 и 1.3 Предста-вители государства высокого уровня иерархии: министерства, комитеты, концерны 1.4.Госу- дарствен-ные предпри-ятия кон- цессио-неры 1.5.Наем-ные управляю-щие государственными предприятиями 1.6.Наем-ный персонал государ-ственных предпри-ятий
2.Сме-шанная форма собствен-ности о б о б щ е с т 2.1.Пред-приятия акцио-нерного типа 2.2.Акци- онеры 2.3.Кол-лектив- ные владель-цы 2.4.Кол-лектив- ные предпри-ятия концесси-онеры 2.5.Наем-ные управля-ющие коллек-тивными предпри-ятиями 2.6.Наем-ный персонал коллек-тивных предпри-ятий
3.Част-ная собствен-ность в л е н и я 3.1.Част-ные соб- ственникине ис- пользую- ющие наемный труд 3.2.Част-ные собствен-ники,ис-пользую-щие наемный труд 3.3.Рантье 3.4.Арен-даторы, концес- сионеры 3.5.Наем-ные управля-ющие частным предпри-ятием 3.6.Наем-ный персонал частного предпри-ятия
  Степень разделения отношений собственности
    1.Владе-ние,рас-поряже-ние и исполь-зование 2.Владе-ние и распоря-жение 3.Владе-ние 4.Распо-ряжение и исполь-зование 5.Распо-ряжение 6.Исполь-зование
 

 

Рис. 1.3.2. Классификация субъектов собственности по степени разделения отношений собственности и степени обобществления собственности. [17]

 

В данной классификации используются два ключевых для отношений собственности признака: степень разделения отношений собственности и степень обобществления собственности. Их шкалирование по первому признаку выполнено как комбинирование отношений владения распоряжения и использования. Второй признак прошкалирован просто: низкая, средняя и высокая степень обобществления собственности. В итоге была получена классификация субъектов, объективно выступающих в качестве представителей системы хозяйствования. В итоге получено две формы собственности: частную, государственную и смешанную формы собственности, а также шесть групп участников системы хозяйствования, четыре из которых присутствуют здесь как юридические лица и могут выбрать одну из двенадцати или комбинацию нескольких из этих же двенадцати форм участия капиталом, а также две группы участников, представляющие собой менеджеров и наемный персонал. Отсюда очевидно и то, что нужно видеть различие между коллективными формами ведения дела в организационно-правовом аспекте и смешанной формой собственности.

Данная классификация позволяет модернизировать сложившуюся структуру экономики и управления, а также осмыслить новые возможности по ее развитию, что исключительно важно с точки зрения выбора целей и средств трансформации национальной экономики и создания правовых основ самого трансформационного процесса.

В практическом смысле членам-учредителям следует решить следующие вопросы:

· какую цель они преследуют, выбирая ту или иную организационно-правовую форму;

· какие критерии (один или несколько) представляют эту цель;

· какова важность этих критериев (равная или нет) для случая с многими критериями;

· как выразить преимущество той или иной формы в количественном виде.

В отличие от одномерных (однокритериальных) задач многомерные (многокритериальные) задачи возникают в ситуации, когда или существует общая цель, выразить которую одним критерием трудно, или существуют различные точки зрения, которые неизбежно нужно учитывать. По своей сути растущее число примеров, имеющихся в литературе по проблематике принятия решений в приложении к многомерным задачам, указывает на привлекательность подхода к отдельным проблемам со многих точек зрения. Прикладной целью применения данного типа задач является также нахождение согласия между представителями с различными ценностями, интересами, суждениями, целями, приоритетами, поскольку здесь, так же как и в большинстве проблем реального мира, мы сталкиваемся с несовместимыми целями, что вызывает необходимость в компромиссе. Общая цель, как правило, компромиссна, например, с точки зрения представителей различных социальных групп. Решения, таким образом, должны приниматься на основе многошаговой процедуры поиска компромисса, при котором решение не является абсолютом и императивом, а достигнутым в результате согласований компромиссом. Наложение дополнительных ограничений при этом означает то, что поиск оптимального решения по существу приводит к использованию т.н. субоптимизации, которая представляет собой частный случай оптимизации.

Выбор организационно-правовой формы - это задача, общий алгоритм решения которой содержит следующие шаги:

1.Формирование списка суждений путем сбора высказываний экспертов, отражающих предпочтения различных лиц или их групп, по поводу их целей и представителей этих целей (критериев);

2.Упорядочение критериев:

2.1.группирование критериев по степени их соответствия предпочтениям различных социальных групп;

2.2.ранжирование этих групп критериев;

2.3.ранжирование критериев внутри группы.

3.Назначение количественных значений веса относительной важности избранного набора критериев.

4.Ранжирование имеющихся альтернатив по каждому из избранных критериев.

5.Общая агрегированная оценка каждой альтернативы.

Соответствует ли проблеме выбранный набор целей и критериев? Чтобы ответить на этот вопрос нужно выполнить проверку критериев на:

· полноту (охват всех важнейших аспектов проблемы) - если они способны показать степень достижения общей (глобальной) цели;

· действенность - ясность смысла критериев для себя и оппонентов;

· разложимость - процесс оценки можно было упростить, разбив его на части;

· неизбыточность - критерии должны быть определены так, чтобы не дублировать учет одних и тех же аспектов возможных последствий;

· минимальную размерность - набор критериев должен оставаться настолько малым, насколько это возможно.

Идеальным является случай, когда удается найти функцию (f) такого простого вида как V(Х1,Х2,..., Хn) = f[V1(Х1), V2(Х2),..., Vn(Хn)], где Vi - одномерная функция ценности значений одного отдельно взятого критерия Хi. Данный подход позволяет не столько принять решение в смысле выбора лучшей альтернативы, сколько подготовиться к такому выбору всем тем лицам, для которых данное решение является важным. Важно также понять, что используя свойства итеративность (повторяемость) и интерактивность (обмен информацией) любой процедуры, можно принять аргументированное и согласованное решение, что устраняет присущее любой ситуации сопротивление решению и облегчает его реализацию.

Любое решение неизбежно имеет или может иметь сопротивление со стороны лиц, которым оно не нравится по различным причинам.

Например, предписывает такие действия исполнителям решения, которые доставляют им дополнительные усилия, в связи с чем это решение не нравится. Решение может не нравитсяпрежде всего тем лицам, которым оно адресуется или которых оно задевает.

Это относится к таким элементам процесса управления ниже приведенной схемы, которые нами выделены курсивом.(см. рис. 1.3.3.).

 

 

КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА

ПЛАНИРОВАНИЕ

 
 


ОРГАНИЗАЦИЯ

Внешняя среда

среды:

1.Законодательство РЕШЕНИЯ

2. Потребители

3. Конкуренты

4. Поставщики процесс

5.Экономическая преобразования

конъюнктура ресурсов в продукт

6 .Профсоюзы

7.Политическая вход Внутренние факторы: выход целевая функция

ситуация 1. Цели и задачи 8.Технология 2.Технология продукция,

9.Международная 3. Структура потери,

обстановка 4. Персоналбрак

10.Природный и

социокультурный

фактор ИЗМЕРЕНИЕ

 
 


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ

 

Рис.1.3.3. Модель процесса управления с выделенными курсивом критическими факторами ее развития.

 

4. Крупные сетевые форматы розничной торговли.

Сетевые форматы розничной торговли имеют давнюю историю. Наиболее крупные сети имеют более 10 тысяч магазинов. Такими в Республике Беларусь являются розничные сети ситемы Белкоопсоюза и ДорОрса. Они остаются и теперь самыми крупными по числу магазинов в стране. В то же время появились новые крупные сетевые форматы, которые демонстрируют самые развитые формы розничной торговли, современную архитектуру магазинов и современный менеджмент.

Основным экономическим преимуществом сетевых форматов розничной торговли является экономия на постоянных расходах. Многие из них имеют свои собственные оптовые подразделения, что также позволяет экономить и получать дополнительный доход.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 4279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.