Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е. Ф. Шмурло. ро-Восток, где та и другая стали развиваться, воспринимая в себя новые условия всей окружающей жизни





ро-Восток, где та и другая стали развиваться, воспринимая в себя новые условия всей окружающей жизни. «Слову» не суждено было начать новую эпоху в развитии русской литературы, но, наоборот оно явилось завершением периода предшествующего, подготовившего благоприятную среду для его появления. В данном случае литература оказалась обладающей большею жизненностью, нежели общественно-политическая жизнь: последняя клонится к упадку, первая, наоборот, находится на высоте своего развития» (Истрин).

Темою сочинения послужило действительное событие: неудачный поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича (1185). «Слово» дошло до нас в списке XVI (?) века; найдено в 1795 г Впервые текст напечатан (неисправно) в 1800 г., сама же рукопись сго­рела в Московском пожаре 1812 г. Таким образом, исследователям при­ходится опираться лишь на издание 1800 г. да еще на копию, сделанную с указанного списка для императрицы Екатерины II.

Былины.

Песни о богатырях и удалых людях, об их подвигах и приключени­ях — одно из самых ярких выражений русского народного эпоса Это тайники народной души, они вскрывают нам идеалы народа, его завет­ные мысли, надежды. Это, можно сказать, история народа, опоэтизи­рованная и рассказанная им самим. Хронологически былины принадле­жат одинаково и Киевской, и Татарской поре: черты и той и другой за­частую слиты в них нераздельно (например, Илья Муромец он современник Владимира Красного Солнышка и борется с татарами)

Три цикла;

1. Цикл старших богатырей: Святогор, Микула Селянинович,
Вольга Всеславич. Самая глухая древность. Это не столько люди,
сколько титаны, олицетворения стихий, сказочные полубоги. С людьми
у них общего одна только человеческая форма, но, как у грубой без­
душной стихии, они лишены этического смысла и нравственного оправ­
дания своего существования на земле. Сила разумная, духовная еще не
проснулась в них.

2. Цикл Киевский, младших богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дюк Степанович, Чурила Пленкович, Со­ловей Будимирович и др Их деятельность носит осмысленный и притом общественный характер, к тому же овеянный светом христи­анского учения. Самый любимый народный герой — Илья Муромец: он борется со злом, охотно защищает слабого; но главная его заслуга в глазах народа — борьба с кочевою Степью и с погаными татарами.

3. Цикл новгородский — и географически, и по содержанию стоит несколько обособленно от тех двух: там общерусская жизнь, обще­национальные интересы; здесь — интересы местные. Две особенности новгородского быта: материальное богатство, достигнутое благодаря


213

1 оживленным торговым сношениям с Востоком и Западом, и чувство

\ ^зависимости свободы,

1 и выросшее на почве вечевых порядков,

породили две типичные былинные фигуры: Садко-купца, богатого гостя, и Ваську (Василия) Буслаева, удальца и повольника.

произведения, навеянные татарским разгромом и игом.

1. Былина «Как перевелись богатыри на Руси» про битву на
Калке: подвиги Алеши Поповича и семи богатырей. Эта былина
сложилась в мрачные времена татарского ига под впечатлением тя­
желого поражения, понесенного русскими князьями в битве на Калке,
g если она приурочена к циклу Владимировых былин (Алеша Попо­
вич), то потому что народная поэзия не знает хронологии, княжение
же Владимира Великого «представлялось в народной памяти самым
светлым моментом прошлого и продолжало быть притягательным
центром эпических сказаний». Слушая песни о славных подвигах
богатырей старого времени и сравнивая с ним свое настоящее холоп­
ство, взирая на суровую действительность, столь неприглядно отли­
чавшуюся от дней былой славы и силы, народу естественно было
задаться вопросом: «куда же девались его старые защитники, его
любимые герои? куда исчезла богатырская застава?», что некогда так
крепко стояла на границах Русской земли? Ответ и был дан этой
былиною: все лучшие богатыри погибли на Калке (Дашкевич)

2. «Слово о погибели Рускыя земли» — сохранился лишь неболь­шой отрывок — начало; десятка четыре строчек; сложилось, вероятно, под непосредственным впечатлением несчастной битвы с татарами на реке Сити (1238). Автор с любовью вспоминает прежнюю красоту и славу Русской земли и оплакивает теперешнюю ее горькую долю после нашествия Батыя; много чувства и поэтического настроения, произведение, по духу близкое к «Слову о полку Игореве» и «За-Донщине».

3. «Задонщина» — поэтическое описание Куликовской битвы, про­славление победы и подвигов Дмитрия Донского, «московского чудо­творца»; местами полное подражание «Слову о полку Игореве»; конца XIV в.

4. Полоняничные песни.

5. Легенда о граде Китеже. Чудесно спасенный от войск Батыя, град Китеж пропал из виду; на его месте озеро (Нижегородская губерния, Семеновский уезд). Благочестивым людям дано слышать звон его колоколов и видеть его здания и церкви.

исторические повести татарского периода.

Они также навеяны татарским разгромом и игом; но поэтический Цемент перемешан в них с историческим, с действительностью, бла­гочестивый вымысел с риторикой и умилением.



Е. Ф. Шмурло


1. «Повесть о Калкском побоище и о 70 храбрых», тот же сюжет
что и в былине «Как перевелись...», подвиги Александра (не Алеши!)
Поповича и его 70 (не семи!) храбрых сотоварищей.

2. «Повесть об Евпатии Коловрате и о разорении Рязанской
земли»'
Федор, сын рязанского князя, отказывается ьыдать татарам
свою жену: его замучили, Евпраксия, узнав о смерти мужа, бросается
со стены вместе с малолетним сыном и погибает; Батый наступает на
Рязань, берет ее; подвиги одного из ее защитников, Евпатия; после
его
смерти татары воздают ему честь за его храбрость

3. Сказание о взятии Батыем города Владимира.

4. «Убиение князя Михаила Черниговского и боярина его Федора в Орде от царя Батыя».

5. «Житие Александра Невского» (см. выше)

6. «Житие Дмитрия Донского» (см выше)

7. «Сказание о Мамаевом побоище».

8. «О взятии и разорении Москвы Тохтамышем».

9. «Сказание о обретении иконы Божией Матери» («Повесть о спасении Москвы от Тамерлана»), 1395 год. Это как бы вторая глава национального эпоса о низвержении татарского ига (первая «За- донщина»). Обе эти повести, в отличие от других, более ранних, уже не местные предания, а проникнуты сознанием, что дело идет о всей Русской земле — отсюда их большая популярность среди русских читателей.


Курс Русской истории. Глава четвертая 275

III. Монашество.

Общие замечания.

В основе монашества лежит отречение от мира, удаление от него 0 целях спасения души. Такое отречение, однако, противно челове­ческой природе, которая создала нас существами с инстинктом обще­ственности (Аристотелевское ottoov 71OT]ITIKOV); кроме того, оно про­тиворечит и учению Христа, который, по неизмеримой любви Своей людям, Сам пришел в мир для спасения его и служения ему. Вот почему монашество, как институт, реально, не только идейно, отрек­ шийся от мира, проявилось в жизни и удержалось далеко не везде, скорее в виде исключения, чем общего правила. Монастыри с таким аскетическим направлением прочнее всего привились на греческом востоке, латинский же Запад создал тип монастырей, на знамени которых было написано служение обществу. Таковы монашеские ор­ дена: Бенедиктинский (VI в.), Доминиканский (XIII в.), Францис­ канский (XIII в.), Иезуитский (XVI в.): эти ордена не отрекаются рт мира, но, наоборот, идут к нему навстречу, стараясь спасти его, просветить и наставить.

г На Руси аскетизм тоже не привился. Чувство общественности ни­ когда не покидало русского человека, и аскетизм в той форме, в какой он сложился в пустынях египетской Фиваиды, всегда был чужд ему. Уединенные пустыньки-монастыри, если где и возникали, то не пуска­ ли глубоких корней и большею частью становились простой переход­ ной ступенью к монашескому общежитию. Основатели этих общежи­ тий, отрицая, вслед за знаменитыми Отцами и Учителями Церкви Па- Зсомием Великим (ум. 348 г.), Василием Великим (ум. 379 г), Иоанном Златоустом (ум. 407 г.), частную собственность, устраивали свои монастыри на началах коммунистических. Монашеский комму­ низм существенно, однако, отличался от нынешнего: он не был захваче-Ным, как современный нам, и был добровольным] он исходил из горя­ чей любви к ближним, из желания служить ему, и если по уставу Фе­ дора Студита из обыденной монашеской речи самые слова «мое» и «твое» были совершенно изгнаны, осуждались, как преступные; если ^Василий Великий утверждал, что «постель, теплая одежда, обувь Должны принадлежать не тому, кто владеет ими, а тому, кто в них нуж­ дается», то тот же великий Отец Церкви поучал: «не одеть нагого — то Же самое, что раздеть одетого догола», ясно вскрывая этими словами истинно-христианский мотив преподанного им правила.

Но именно потому, что такой христианский коммунизм предъявлял Тяжелые требования самоотречения, исходил из наличности неугасимой Собственной любви к ближнему, и еще более потому, что он шел вразрез с прирожденным человеку чувством эгоизма, противоречил бренным условиям всякой здоровой общественности, — признанию


276


Е. Ф. Шмурло


за личностью права на духовную свободу (индивидуализм) и принципу собственности, — общежития этого типа быстро теряли свой первона­чальный характер и в чистом виде не удержались. Даже монастыри обязанные своим возникновением таким выдающимся деятелям мона­шеской жизни, как Феодосии Печерский и Сергий Радонежский, не составили исключения. Жизнь оказалась сильнее предписаний

В истории русских монастырей за время с 988 —по 1462 г можно отметить два периода: домонгольский и время татарского ига. Каждый из них имеет свои особенности: по месту возникновения монастырей; по мотивам, которыми руководились при их созидании; по началам, которые были положены при их устроении.

1. Домонгольский период. Монастыри возникают в городах или поблизости; притом на началах общежития, своим возникновением они обязаны почти исключительно почину мирян, реже всего почину самих монахов.

2. Вре/4Я татарского ига. Монастыри возникают большей частью в глуши, далеко от человеческого жилья, притом по почину те, кто идет туда жить. Первоначально это пустыньки («особножитные» мо­настыри), позже они переходят на положение общежитий («обшин-ножитные» монастыри).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.