Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парадигмы управленческих решений




Для обозначения указанной совокупности предпосылок, вытекающей из системы принципов, а также постановок задач и основных методов их решения американский ученый-науковед Кун предложил термин «парадигма» (от греч. paradeigma – пример, образец для подражания).

Парадигма – понятие историческое. Она является ориентиром при выборе проблем и одновременно моделью (образцом) решения исследовательских задач. Исторически первой следует считать парадигму эмоциональных решений. Ее основой были исключительно опыт решения практических задач, интуиция и воля руководителя. Именно они превалировали над расчетом в силу слабости имеющегося в то время формального аппарата. Такая парадигма вполне удовлетворяла потребностям управления, так как основные задачи касались хозяйственной деятельности и не отличались масштабностью. Поэтому ошибки, составляющие даже 20–25% наилучшего результата в выборе способа решения задачи, не приводили к серьезным потерям.

Принципы, заложенные в парадигму эмоциональных решений, требовали главным образом строгого следования традициям, установившимся канонам и этическим нормам, высокой оперативности действий и не допускали никакой инициативы со стороны подчиненных. Парадигма эмоциональных решений использовала здравый смысл и качественные рассуждения для незначительной модификации существующих на данный момент средств и способов достижения целей. Она не использовала количественных методов.

Рост масштабов и сложности задач со временем потребовал решительного снижения ошибок в выборе наилучшего решение. Это привело к развитию аппарата количественного анализа решений – родилась парадигма рациональных решений.

Принципы, заложенные в парадигму рациональных решений, предполагают, прежде всего, моделирование реальной ситуации, т.е. представление ее в упрощенном для изучения виде с сохранением всех значимых характеристик и связей. После моделирования предполагалось всестороннее измерение связанных с нею результатов достижения целей. Использование указанных принципов позволило на порядок снизить ошибки в принятии решений.

Парадигма рациональных решений по мере своего развития претерпела ряд изменений. Вначале она делала акцент на использовании чисто формальных методов, основанных на физических измерениях. При этом родились такие классические постановки задач методы исследования операций, как транспортная задача, задача массового обслуживания, задачи сетевого планирования, задачи yправления запасами, задача о назначении и др.

Указанные формальные методы не всегда оказывались хорошо приспособлены к практическим делам. Формальный подход ограничивал перечень определяемых альтернатив, заключая их в жестки рамки объективных, количественных измерений.

Новый импульс развитию парадигмы рациональных решений придала методология системного анализа. Основная цель системного исследования состоит в совершенствовании структурирования проблемы, с тем, чтобы научиться правильно ставить вопросы и применять формальные методы только там, где это приносит реальную пользу. Системное исследование в обязательном порядке требует включать в рассмотрение ценности и суждения для правильного воспроизведения интересов лиц, вовлеченных в данную проблему.

И, тем не менее, обе парадигмы имеют право на жизнь.

 

 

Лекция 3 «Социально-психологические основы управленческих решений»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 1291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.