Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие российской психологии в середине и начале второй половины 20 века




1896 – 1934

Выготский Лев Семенович

Однако последовавшая через два года после кончины Выготского смена политического курса страны не только отменила практику подобных новаций в образовании, но и предала забвению имена их идейных руководителей. Теперь на повестке дня стояло возрождение традиций российского образования дореволюционной поры. Когда же, начиная со второй половины 1950-х годов, имя Выготского вновь стало употребимым в советской психологии, эпоха великих социальных новаций давно миновала.

 
 


Выдающийся советский психолог. Родился в г. Орше, в Белоруссии, в образованной еврейской семье. В 1913 г. он с отличием закончил гимназию в городе Гомеле и поступил на медицинский, а затем на юридический факультет Московского университета. В Москве Выготский также посещал историко-филологическое отделение народного университета А.Л. Шанявского, где впервые заинтересовался психологией. В 1917 – 1924 годах Выготский жил в Гомеле, активно работая в новой советской системе образования. В 1924 г., после выступления на Втором конгрессе психоневрологов в Петрограде, он получил приглашение директора московского Института экспериментальной психологии Корнилова перейти на работу в возглавляемый им институт. Выготский переезжает в Москву и становится сотрудником этого института (ныне Психологический институт РАО). В этот период, в 1926 г., был опубликован первый значительный труд Выготского «Педагогическая психология» и начата работа над созданием культурно-исторической концепции в психологии. Основные идеи этой концепции получили развитие в его книге «Мышление и речь», 1934. В конце двадцатых и начале тридцатых годов, Выготский создал Экспериментальный дефектологический институт, возглавлял психологическую лабораторию Академии коммунистического воспитания, был заместителем директора Института охраны здоровья детей и подростков. В 1934 г., на пике творческой активности, Л.С. Выготский скончался от туберкулеза.

Влияние идей Л.С. Выготского, продолжало играть видную роль в советской психологии середины 20 века. Оно обнаруживало себя в основополагающем принципе единства сознания и деятельности, выдвинутом одним из крупнейших российских психологов этого периода, Сергеем Леонидовичем Рубинштейном (1889-1960) - автором превосходного университетского учебника «Основы общей психологии». Этот фундаментальный труд С.Л. Рубинштейна впервые был опубликован в 1940 году, но до сих пор остается наиболее глубоким изложением курса общей психологии. Несомненное влияние взглядов Л.С. Выготского ощущается в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (1902-1988), описывающей последовательность этапов превращения внешних действий во внутренние. В этот же ряд следует поставить учение об интериоризации внешних действий у детей Л.И. Божович (1908-1981). Ее лучшая работа «Личность и ее формирование в детском возрасте» вышедшая в 1956 году, также как и классический учебник С.Л. Рубинштейна, стали свидетельством несомненных достижений российской психологии середины 20 века.

Однако самый большой вклад в дело признания научной общественностью заслуг Л.С. Выготского сделал его ученик, Алексей Николаевич Леонтьев, ставший много лет спустя после смерти учителя первым деканом факультета психологии Московского государственного университета. Познакомившись с Выготским еще в начале 1920-х годов, Леонтьев воспринял у него основополагающую идею неразрывной связи психики и деятельности, развитую в последствии в целое научное направление, получившее название деятельностного подхода в психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.