Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маслоу (Maslow) Абрахам. Вместе с тем, теоретическое наследие неофрейдизма и гуманистической психологии оказалось значительно беднее наследия основных школ психологии начала 20 века




Вместе с тем, теоретическое наследие неофрейдизма и гуманистической психологии оказалось значительно беднее наследия основных школ психологии начала 20 века, хотя многие из введенных в этих направлениях понятий и предложенных ими методик широко применяются психологией в наши дни.

Одна из причин столь скорого угасания интереса к течению в психологии, совсем недавно претендовавшему на роль ведущей научной школы безусловно скрывалась быстро меняющемся духе времени. Традиционализм, который был еще очень заметен в жизни западного общества в середине двадцатого века, в конце века очевидно сдал свои позиции. Новые поколения политиков, ученых, педагогов и даже служителей церкви повсеместно демонстрировали лояльность по отношению к любым проявлениям духовной независимости. В этих условиях пафос экзистенциализма и гуманистической психологии стал не нужен.

Говоря об иерархической организации потребностей Маслоу имел ввиду подчиненность более высоких уровней - более низким. Потребности безопасности выступают на первый план в том случае, когда удовлетворены основные витальные потребности. Потребности принадлежности и любви заявляют о себе, когда человек находится в относительной безопасности.

Предпоследний, четвертый уровень иерархии потребностей по Маслоу занимают потребности самоуважения. В их числе выделялись потребности собственно самоуважения (уверенность, достижения, независимость) и уважения другими (признание, репутация, статус). Точка зрения Маслоу состояла в том, что наибольшей интенсивности эти потребности достигают в молодом возрасте. Для зрелого же человека характерна объективная оценка своей личности и ее значимости для других. В этой связи потребности самоуважения в зрелом возрасте частично редуцируются.

Далее шли потребности безопасности и защиты, под которыми Маслоу понимал потребности в порядке, предсказуемости и законности происходящих событий, свободе от страха перед болезнью и социальными катастрофами.

Анализ потребностной сферы составленной им группы выдающихся ученых и общественных деятелей позволил Маслоу построить свою пирамиду потребностей, у подножия которой располагались витальные физиологические потребности, необходимые для поддержания жизни. В их число вошли потребности в кислороде, питье, пище, сне и т.п.

Гуманистический пафос позиции Маслоу привел его к мысли, что при разработке теории личности следует опираться не на патологический материал, как это делал Фрейд и его последователи, а, наоборот, на систематизацию данных, характеризующих самые успешные, выдающиеся личности, чью память чтят и будут чтить потомки.

Третий уровень занимали потребности принадлежности и любви. Это потребности устанавливать отношения с другими людьми и образовывать сообщества самого различного уровня: семейного, профессионального, спортивного и др. Особую роль при этом Маслоу отводил потребности любить и быть любимым, считая, что любовь, будучи высшей формой привязанности между людьми, отнюдь не является социализированным сексуальным инстинктом.

Высшей ступенью иерархии человеческих потребностей Маслоу считал потребности самоактуализации, в основе которых лежит желание полностью раскрыть свои возможности, стать тем, чем мы можем стать. Виды самоактуализации могут быть многообразны и здесь каждый человек отличается от другого. В то же время Маслоу полагал, что полной самоактуализации достигает лишь малая часть человечества – менее 1 % всего населения.

Не менее значимой хотя и реже упоминемой чертой теории Маслоу было выделение двух видов потребностей: дефицитарных, связанных со стремлением избавиться от какой-либо угрозы или недостатка (голода, опасности) и потребностей роста (или метапотребностей), связанных со стремлением реализовать свои возможности. При этом Маслоу прозорливо указывал, что депривация дефицитарных потребностей приводит к увеличению напряженности и нарастающему желанию удовлетворить потребность, а депривация потребностей роста часто не осознается и приводит к их редукции. Наоборот, удовлетворенная дефицитарная потребность приводит к спаду напряженности и чувству удовлетворения, тогда как удовлетворение потребностей роста может вести к обострению напряженности и увеличению самой потребности. Наконец, как считал Маслоу, продолжительная депривация потребностей роста приводит к психологической патологии – цинизму и отчуждению.

Концепция Маслоу оказала значительное воздействие на психологию и педагогику в 1960 – 1970-х годах, и до настоящего времени часто используется в бизнес-тренингах, а также в работе с одаренными детьми. Тем не менее, уже с конца 1970-х годов гуманистическая психология все более утрачивает позиции в качестве самостоятельного направления в психологии, занимая место одной из частных психологических концепций.

С другой стороны, гуманистическая психология, также как и неофрейдизм даже не претендовали на создание обобщающей научной концепции. Их достоинством и, одновременно, недостатком была заостренность на какой-либо одной стороне человеческой психики. Такой стороной, иногда подмеченной чрезвычайно удачно, могла быть базальная тревога Хорни или рефлекс «бегства от свободы» Фромма; иерархия потребностей Маслоу, или идея уникальности личности субъекта, в целом присущая гуманистической психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.