Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От лотоса к пренауке 38 страница




В наиболее парадоксальной форме так называемо­го сильного АП эту идею сформулировал в 1973 г. Б. Картер, использовавший парафраз известного афо­ризма Декарта: «Cogito, ergo mundus talis est» («Я мыс­лю, следовательно, Вселенная такова, какова она есть»). Есть и другие, не менее парадоксальные формулиров­ки АП. С. Хокинг: «Вселенная такова, какой мы ее наблюдаем, по той причине, что существует человек». Ф. Хойа: «Здравая интерпретация фактов дает возмож­ность предположить, что в физике, а также в химии и биологии экспериментировал "сверхинтел\ект" и что в природе нет слепых сил, заслуживающих внимания». Дж. Уилер: «В некотором странном смысле это являет­ся участием Бога в Создании Вселенной».

Ф. Типлер предложил финалистскую версию АП, в основе которой лежит постулат вечности жизни, точ­нее реализации программы производства информации. Физическая природа носителей информации при этом несущественна, это вовсе не обязательно человек. Цель этого процесса состоит в управлении крупномасштаб­ной структурой Вселенной, а его финал — точка Оме­га, бесспорный Разум, потенциально владеющий бес­конечно большим объемом информации.

На основании своей концепции Типлер утвержда­ет, что Вселенная должна быть закрытой. Она потен­циально содержит точку Омега как финал, в котором сливаются все мировые линии событий.

Этот всеохватывающий эволюционизм Типлера — не что иное, как тотальная колонизация Космоса ант­ропоморфным «развертывающимся богом». Сточки зрения синергетики это несомненно модель эволюци­онного тупика.

Значительно более рационалистическая интерпре­тация АП принадлежит Н.Л. Розенталю, который пред­ставил его как принцип целесообразности. Наши ос­новные физические законы, считает он, подчиняются гармонии, которая обеспечивает существование основ­ных состояний. На конкретных примерах варьирова­ния величиной фундаментальных констант Розенталю удается показать конструктивную роль АП.

Близкую точку зрения разделяют СП. Курдюмов и Б.Н. Князева. Сложное, отмечают они, связано с иерар­хическим принципом строения и с необходимостью должно рассматриваться в эволюционном аспекте. На этом основании они формулируют эволюционный по­стулат АП: сложный спектр структур-аттракторов су­ществует лишь для узкого, уникального класса сцена­риев с нелинейными зависимостями. Недостаток си­нергетической интерпретации АП состоит в том, что авторы не смогли указать решения задачи морфогене­за, т. е. усложнения, перехода от простых структур к сложным.

 

р Универсальная история __________________________

И. Пригожину, Э. Янгу и Н.Н. Моисееву принадле­жит идея универсального эволюционизма. Структура современной общепризнанной картины мира носит как бы мозаичный характер: она состоит из автономных блоков — физика, космология, биология, геохимия и др., — которые, хотя и связаны между собой, но не выдержаны в духе единой универсальной эволюцион­ной парадигмы.

Смысл принципа универсального эволюционизма состоит в том, чтобы представить все эволюционные процессы, происходящие в мире, начиная с возникно­вения Вселенной, образования вещества, звезд и галак­тик и до социокультурной динамики как целостный процесс самоорганизации всего сущего, подчиняю­щийся общим фундаментальным закономерностям и развивающийся в целостном многомерном онтологи­ческом пространстве.

Концепция универсального эволюционизма пока далека от завершения и существует скорее в виде исследовательской программы. Это, однако, не умень­шает ее онтологического, гносеологического и этичес­кого значения. Третий из числа этих аспектов при обсуждении проблемы может вызвать недоумение, однако именно он занимает центральное место во всей концепции.

Дело в том, что из концепции универсального эво­люционизма в качестве следствия можно получить принцип коэволюции человеческого социума и среды обитания, включая космическое пространство. Этот принцип — прямой результат применения методов нелинейного мышления. Для поддержания устойчиво­го, неразрушающегося режима социальной эволюции этот принцип играет фундаментальную роль. Он явля­ется прямой антитезой классического принципа меха­нистического миропредставления — «природа не храм, а мастерская, и человек в ней — хозяин»,— следова­ние которому и привело к экологическому кризису.

 

j Словарь ключевых терминов _____________________

 

Бифуркация — нарушение устойчивости эволюционного ре­жима системы, приводящее к возникновению после точки бифуркации квантового спектра альтернативных вирту­альных сценариев эволюции. Бифуркации возникают в ус­ловиях нелинейности и открытости как следствие измене­ния свойств, а не имманентных свойств самой системы. Вследствие потери системной устойчивости в зоне бифур­кации фундаментальную роль приобретают случайные факторы. Это обстоятельство имеет важное значение в процессах социокультурной динамики и приводит к ново­му, нелинейному пониманию соотношения необходимос­ти и свободы воли. В рамках нелинейного мышления сво­боду следует донимать не как осознанную необходимость, а как возможность выбора среди виртуальных альтерна­тив, но одновременно и нравственную ответственность за этот выбор.

Большой взрыв — сингулянтность пространства-времени, приведшая к возникновению 13,7 миллиардов лет назад и последующей эволюции нашей Вселенной. Согласно стан­дартной космологической модели, Вселенная возникла как результат этой сингулярности. Теоретическим обо­снованием этой теории явилось решение нестационар­ных уравнений относительности, полученное в 1922 г. А.А. Фридманом. В пользу этой теории свидетельствует два экспериментальных факта. Во-первых, это открытие разбегания далеких галактик, сделанное в 1929 г. на основа­нии регистрации красного смещения в спектрах их излу­чений. Во-вторых, это открытие реликтового фонового излучения с температурой 3,5 °К, равномерно заполняю­щего космос. Это открытие было сделано в 1964 г. А. Пен-зисом и Р. Вильсоном. В 1948 г. Г, Гамов теоретически по­казал, что если на ранних стадиях после Большого взрыва Вселенная была очень горячей, то впоследствии в процес­се ее расширения свободный фотонный газ должен был охладиться примерно до 5 °К, что и наблюдалось на экспе­риментах.

Согласно современным космологическим теориям, воз­никновение Вселенной явилось следствием фазового пере­хода квантового вакуума. Ее первоначальные размеры со­ответствовали планковским масштабам— 10_33см, 10~43с. А. Гут, С. Хокинг, А.Д. Линде показали, что в промежуток времени от 10~34 до 10~32с Вселенная испытывала стадию сверхбыстрого, или инфляционного, расширения, когда ее размеры увеличились в 1030 раз. В процессе расшире­ния Вселенной началось формирование элементарных частиц, а ко времени порядка 100 миллионов лет звезд и галактик.

Вакуум — в житейском понимании пустота, отсутствие реаль­ных частиц. Но даже в классическом понимании сосуд, из которого откачали воздух, заполнен электромагнитным из­лучением, поступающим с его стенок. В квантовой механике вводится понятие физического вакуу­ма как основного состояния квантовых полей, обладающих минимальной энергией и нулевыми значениями импульса, углового момента, электрического заряда, спина и др. Физический, или квантовый, вакуум также не является пустотой: он содержит виртуальные частицы, которые рождаются в нем за промежутки времени порядка 10 ~22 с как следствие квантовых флуктаций в соответствии с соотношениями неопределенности Гейзенберга. Хотя ин­дивидуально виртуальные частицы (электроны, прото­ны и др.) наблюдать нельзя, как ансамбль они оказывают приборно регистрируемое воздействие на свойства реаль­ных частиц.

Вакуум — фундаментальное понятие, т. к. его свойства определяют свойства всех относительных состояний мате­рии. Все, что происходит в нашем мире, обусловлено в ко­нечном счете измерениями геометрических характерис­тик квантового вакуума. Гносеология— общее учение о познании, его структуре, ме­тодах, принципах, закономерностях функционирования и развития.

Квантовая механика— теория, описывающая свойства и за­коны движения физических объектов, для которых раз­мерность действия (эрг х с) сопоставима с планковским масштабомп.= 6,62х 10~27эргхс. Этому условию удовлет­воряют микрочастицы, а потому можно сказать, что кван­товая механика — это наука, описывающая свойства мик­ромира.

Квантовая механика включает в себя систему специальных понятий и соответствующий им математический аппарат.

Законы квантовой механики образуют фундамент наук о строении вещества. Методы квантовой механики позволи­ли решить большое количество научных задач: расшиф­ровка атомных спектров, объяснение периодической сис­темы элементов Д. И. Менделеева, строение и свойства атомных ядер, теория фотоэффекта, физики твердого тела и полупроводников, ядерные и термоядерные реакции и др. В области макромасштабов уравнения квантовой меха­ники переходят в уравнения обычной классической ме­ханики.

Космология — наука, изучающая Вселенную как единое це­лое, ее строение и эволюцию.

Термин «космология» образован из греческих kosmos — мир, гармония и logos — учение, слово. Теоретическим ба­зисом космологии является физическая теория, а ее экспе­риментальные методы основаны на использовании астро­номических наблюдений и специальных космических аппаратов.

Первой научной системой мира явилась геоцентрическая система, разработанная К. Птолемеем (II в. н. э.). В XVI в. Н. Коперник проанализировал недостатки этой модели и обосновал необходимость перехода к гелиоцентрической системе. Открытие Коперника стимулировало развитие физической теории. Впервые использовав телескоп для наблюдения небесных явлений, Г. Галилей получил много­численные экспериментальные свидетельства в пользу ге­лиоцентрической системы мира. И. Ньютон открыл закон всемирного тяготения и разработал классическую меха­нику, с помощью которой удалось теоретически описать большинство небесных явлений.

В начале 1922 г. А.А. Фридман нашел нестационарные ре­шения общей теории относительности, а в 1929 г. Э. Хаббл открыл эффект красного смещения в спектрах излучения далеких галактик. Из открытий Фридмана и Хаббла следо­вало, что Вселенная расширяется, причем этот процесс начался 13,7 миллиардов лет назад в процессе так называе­мого Большого взрыва, когда Вселенная имела микроско­пические размеры.

Современная космология опирается на мощную экспери­ментальную базу: радиоастрономические, инфракрасные, рентгеновские и другие методы наблюдения. При исследо­вании планет и их спутников, астероидов и комет активно используются специализированные космические зонды, оснащенные богатой измерительной аппаратурой. Разра­ботаны космические аппараты для наблюдений с около­земной орбиты, крупнейшим из которых является теле­скоп «Хаббл».

Открытия в области космологии для развития физической теории имеют принципиальное значение для совершен­ствования современного миропредставления.

Натурфилософия — общее учение о природе, законах ее су­ществования и развития, как одной из «сфер» бытия, су­щественно отличающегося от других его «сфер» — обще­ства, культуры, сознания, человека.

Научная картина мира — совокупность общих представле­ний науки определенного исторического периода о фун­даментальных законах строения и развития объективной реальности.

Нелинейная наука — научное направление, исследующее процессы в открытых нелинейных системах. Нелинейная наука включает в себя комплекс близко родственных смежных научных дисциплин: термодинамику необрати­мых процессов (И. Пригожий), теорию катастроф (Р. Том, В.И. Арнольд), синергетику, или теорию самоорганизую­щихся систем (Г. Хакен, СП. Курдюмов). Методы нелинейной науки находят широкое применение не только в естественно-научных исследованиях, но также в сфере гуманитарных научных дисциплин (социо- и фу-туросинергетика, демография, образование и др.). По сво­ему влиянию на культуру и развитие цивилизации в XX в. нелинейная наука занимает третье — в порядке очередно­сти, но не по важности — место вслед за теорией относи­тельности и квантовой механикой.

Нелинейная наука послужила основой существенного уточнения современной общенаучной парадигмы и приве­ла к возникновению нового феномена в рамках системы научного миропредставления ■— нелинейного, или синер-гетического, мышления.

Онтология — философское учение о бытии, его основных ви­дах, подсистемах, «сферах», общих закономерностях их строения, функционирования, динамики и развития.

Самоорганизация — фундаментальное понятие синергетики, означающее упорядочивание, т. е. переход от хаоса к структурированному состоянию, происходящее спонтан­но в открытых нелинейных системах. Именно свойства открытости и нелинейности являются причиной этого процесса. Открытость — этосвойство систем, проявляю­щееся в их способности к обмену веществом, энергией и информацией с окружающей средой, а нелинейность — многовариантность путей эволюции. Математически не­линейность проявляется в наличии в системе уравнений величин в степенях выше первой либо в зависимости ко­эффициентов от свойств среды.

Процесс, альтернативный самоорганизации — автодезор­ганизация, или диссипация. Диссипация — это процесс рассеяния энергии, ее превращение в менее организован­ные формы — в конечном счете в тепло. Эти процессы диструкции могут иметь разную форму: диффузия, вяз­кость, трение, теплопроводность и т. д. Самоорганизация может вести к переходу системы в ус­тойчивое состояние — аттрактор (attrahere на латыни означает притяжение). Отличительное свойство состоя­ния аттрактора состоит в том, что оно как бы притягива­ет к себе все прочие траектории эволюции системы, оп­ределяемые различными начальными условиями. Если система попадает в конус аттрактора, она неизбежно эволюционирует к этому состоянию, а все прочие про­межуточные состояния автоматически диссипируют, затухают.

Теория относительности — наука, основной смысл которой со­стоит в утверждении: в нашем мире не происходит ничего, кроме кручения пространства и изменения его кривизны. Возникновение теории относительности связано с неудачей обнаружить движение Земли относительно эфира, который, согласно представлениям классической физики, должен был заполнять космическое пространство. Соответствующий эксперимент был в 1887 г. поставлен А. Майкельсоном и Э. Морли и неоднократно повторен впоследствии. Чтобы объяснить этот результат, X. Лоренц выдвинул ги­потезу о сокращении мины тел вдоль направления их дви­жения. Но это была всего лишь теория ad hoc. Решение проблемы было найдено в 1905 г. А. Эйнштейном в его ра­боте по специальной теории относительности. В основе этой теории лежат два постулата: 1. Все законы физики имеют один и тот же вид во всех инерциональных системах отсчета. 2. Во всех системах скорость света постоянна. Развивая эту теорию, в 1918 г. Г. Минковский показал, что свойства нашей Вселенной следует описывать вектором в четырехмерном пространстве-времени. В 1916 г. Эйнш­тейн сделал следующий шаг и опубликовал общую теорию относительности (ОТО) — фактически теорию гравита­ции. Причиной тяготения, согласно этой теории, является искривление пространства вблизи массивных тел. В каче­стве математического аппарата в ОТО использован тен­зорный анализ.


 

глаВа з. философские нровлемы современной научной картины мира

Из теории относительности следует род важных следствий. Во-первых, закон эквивалентности массы и энергии. Во-вторых, отказ от гипотез о мировом эфире и абсолютных пространстве и времени. В-третьих, эквивалентность грави­тационной и инерционной масс.

Теория относительности нашла многочисленные экспери­ментальные подтверждения и используется в космологии, физике элементарных частиц, ядерной технике и др. физика — наука, изучающая фундаментальные и наиболее общие свойства и законы движения объектов материаль­ного мира. Понятия физика и физические законы — осно­ва всего естествознания.

Термин «физика» (от греческого physis — природа) вве­ден в науку Аристотелем. Развитие физики как современ­ной науки началось после обоснования Н. Коперником ге­лиоцентрической системы мира: физика Аристотеля противоречила этой системе. Принципиальной важности шаг сделан Г. Галилеем, который превратил физику в экс­периментальную науку. И. Ньютон ввел в физическую те­орию математический аппарат изобретенного им (и неза­висимо от него Г. Лейбницем) дифференциального и интегрального исчисления. Используя синтез эксперимен­тальных и теоретических методов, Ньютон создал класси­ческую механику, которая к началу XIX в. приобрела со­временную форму.

Целью физики является формулировка общих законов природы и объяснение конкретных явлений. Основные разделы физики: классическая механика, термодинамика и статистическая физика, теория электромагнетизма, те­ория относительности, квантовая механика. Физика слу­жит научной основой большого числа технических при­ложений (гидромеханика, теория тепломассообмена, техническая механика, микроэлектроника и др.).

 

3 Вопросы для оОсуждвния

1. Парадигма античной натурфилософии.

2. Гипотетическая физика Декарта и физика принци­пов Ньютона.

3. Метафизика в физике Ньютона.

4. Механистическая картина мира.

5. Философские основания и принципы теории от­носительности.

Раздвл VII. Современная научная картина мира

6. Стандартная космологическая модель.

7. Философские основания и мировоззренческое зна­чение квантовой механики.

8. Философские основания и принципы нелинейной науки и синергетического мышления.

 

9. Эволюционная парадигма в современной картине мира.

10. Принципы самоорганизации и бифуркационный характер эволюции открытых нелинейных систем.

11. Онтологические и гносеологические проблемы современной научной картины мира.

 

1 Литература

Владимиров Ю.В. Метафизика. М., 2002. ГейзенбергВ. Физика и философия. Частьицелое. М., 1989. Каменев А.С. Современное естествознание. М., 2007. Концепции современного естествознания / Под ред. С.А. Лебедева. М„ 2007.

Курдюмов СП., Князева Е.Н. Основания синергетики. М.,

2002.

Лебедев С.А. Современная философия науки. М., 2007.

Лесков Л.В. Нелинейная Вселенная. М., 2003.

Линде А. А.. Физика элементарных частиц и инфляционная космология. М., 1990.

Пенроуз Р. Новый ум короля. М., 2003.

Приюжин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 2000.

Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимо­действии. М.; Ижевск, 2003.

Хокинг С. От Большого взрыва до черных дыр. М., 1990.

Шипов Г.И. Теория физического вакуума. М., 1997.

Эйнштейн А., ИнфельдЛ. Эволюция физики. М., 2001.

Laszlo У. The Whispering Pound. A Personal Guide to the Emerging Vision of Science. Rockport MA, 1996.


РАЗДЕЛ VIII.

ФИЛОСОФИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА



Как было показано в предыдущих разделах, про­блемное поле философии науки в существенной сте­пени зависит от понимания сущности науки, ее общей структуры, а также от содержания науки в его много­образии и исторической изменчивости. Однако, не в меньшей, если не в большей, степени проблемное пространство философии науки зависит от того или иного понимания философии, ее предмета, природы философского знания, характера и механизма взаимо­связи философского и конкретно-научного знания.

Философия, безусловно, является более общей ког­нитивной структурой по сравнению с частными наука­ми и ее отношение к последним во многом аналогично отношению теоретического и эмпирического знания в рамках самих конкретных наук. Другими словами, философское знание выполняет функции интерпрета-тивной матрицы по отношению к частным наукам и особенно — фундаментальным теориям. Однако, имма­нентно присущий философии плюрализм неизбежно порождает соответствующий плюрализм философских интерпретаций науки, задает различное видение ее философских проблем и способов их анализа. Среди огромного числа конкретных вариантов философской интерпретации содержания науки, которые имели место в истории их взаимоотношения и наличествуют сегодня, можно выделить, на наш взгляд, четыре ос­новных традиции: трансценденталистскую («метафи­зическую»), позитивистскую, антиинтеракционистс-кую, диалектическую. Каждая из них в свою очередь представлена различными версиями. Например, в рам­ках трансценденталистской традиции философии на-


 

уки можно указать на такие оппозиционизирующие друг другу ее варианты как кантианская, гегелевская или феноменологическая «философии науки». Столь же хорошо известны различия между первым (Конт, Спенсер, Милль), вторым (Мах, Дюгем и др.) и третьим (Шлик, Рассел, Карнап и др.) позитивизмом.

Столь же многообразны варианты антинтеракцио-нистской и диалектической традиций. О сущности и возможностях каждой из них будет сказано ниже. То или иное понимание «философии науки», ее предмета, основного содержания и проблематики существенно зависит от принятого (явно или неявно) решения о взаимоотношении, способах и механизмах взаимосвя­зи «философии» и «науки». Эти решения имеют своей необходимой предпосылкой то или иное истолкование природы философского и научного знания, те или иные ответы на следующие кардинальные вопросы. Как возможна философия? Как возможна наука? Является ли философское знание априорным или апостериор­ным, обобщающим или конструирующим, аналитичес­ким или синтетическим? Должна ли философия в сво­их концептуальных построениях опираться только на содержание науки или на весь тотальный опыт осво­ения человеком действительности, включающий в себя также различные формы вненаучного знания? Являет­ся ли научное знание результатом предварительного накопления значительного числа эмпирических данных и их последующего обобщения, или в науке эмпири­ческим исследованиям всегда предшествует некоторая теоретическая гипотеза, направляя и интерпретируя их? Существуют ли логические методы открытия науч­ных законов и теорий, а если — нет, то как и за счет чего последние появляются и утверждаются в научном сообществе? Способны ли данные эмпирического опы­та доказать истинность какой-либо научной теории или хотя бы сделать ее вероятно истинной? Является ли аргументация от частного к общему, от опыта к теории вообще законной операцией с логической точки зре­ния (проблема индукции)? Используются ли философ­ские идеи в процессе выдвижения, обоснования и принятия фундаментальных научных гипотез и теорий и насколько необходимо использование этого когнитив­ного ресурса для развития науки? Возможна ли фило­софия как наука и какой позитивный смысл возможен у понятия «научная философия»? Что означает посто­янное и все увеличивающееся в ходе развития науки множество конкурирующих моделей, теорий, иссле­довательских программ, относящихся к описанию и объяснению не разных, а одной и той же предметной области? Плюрализм в науке — это закономерное, неизбежное состояние науки или случайное и прехо­дящее? Все сформулированные выше вопросы образу­ют основное содержание проблемы соотношения фи­лософии и науки, взаимосвязи философского и конк­ретно-научного знания.

Очевидно, что и философия и наука являются орга­ническими элементами более широкой реальности — культуры, понимаемой как совокупность всех спосо­бов и результатов взаимодействия человека с окружа­ющей его действительностью, как тотальный опыт освоения человеком мира и адаптации к нему. В рам­ках этой тотальности философия и наука не только каким-то образом влияют друг на друга, но испытыва­ют на себе влияние со стороны других элементов куль­туры (обыденного опыта, права, искусства, политики, экономики, религии, материальной деятельности и др.). Достаточно в этой связи указать на хорошо известные исторические примеры мощного воздействия религии на философию и науку в средние века. С другой сто­роны, столь же хорошо известно сильное влияние, которое испытали философия и наука со стороны по­требностей экономического и политического совершен­ствования общества в эпоху Возрождения и Новое время. Хотя, влияние культуры отнюдь не может отме­нить внутреннюю логику развития и философии и науки, как и других подсистем культуры. Наконец, очень важное значение для понимания предмета фи­лософии науки, характера ее проблематики и спосо­бов решения имеет обсуждение темы «наука и культу­ра». И здесь центральным является вопрос: может ли быть адекватным основанием развития современной культуры только ее ориентация на естествознание и


 

технические науки? Или развитие культуры возможно только при ее ориентации на взаимодействие есте­ственных и гуманитарных наук, на критическое осмыс­ление и обобщение всей человеческой культуры в ее историческом и конкретном разнообразии, а не только на ту ее часть, которая поддается научной интерпрета­ции? Вопрос о весе и значении науки как факторе развития современной культуры — одна из актуальных тем обеспечения высоко адаптивного существования настоящего и будущего человечества. Амбивалентное влияние науки на современный социальный прогресс и возможное будущее человечества и необходимость гармоничного дополнения научного мышления различ­ными вненаучными формами (мораль, искусство, ре­лигия и др.), во многом задающих и воспроизводящих целостного, гармоничного и гуманитарного Человека, известна в современной философской литературе как проблема сциентизма и антисциентизма. Она не толь­ко широко обсуждается в средствах массовой инфор­мации всего мира, но и служит идейной основой таких протестных общественных движений как «антиглоба­лизм», «зеленые», «экологизм», «новый гуманизм» и т. д. Экологический и этический контроль со стороны об­щества за развитием науки и ее применениями в граж­данской и военной сферах стал актуальным как никог­да ранее в человеческой истории. От взвешенного и мудрого решения этой проблемы напрямую зависит ближайшее и отдаленное будущее человечества.

Глава 1

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ШИЛОСОШИИ И НАУКИ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

 

За весьма длительную историю сосуществования философии и науки как самостоятельных и во многом различающихся (по предметам, средствам, методам и функциям) форм познавательной и ориентировочной деятельности человека, был сформулирован ряд кон­цепций о их взаимоотношении. Исторически первой, прошедшей длительную эволюцию и долгое время (вплоть до середины XIX в.) признававшейся бесспор­ной подавляющим большинством философов и ученых и по существу не имевшей альтернатив, была концеп­ция, которую мы считаем правильным назвать «транс-ценденталистская», хотя в работах по философии она часто называлась и «метафизической» (особенно у позитивистов) и «натурфилософской» (особенно, когда речь шла о соотношении философии и естествознания). В чем сущность трансценденталистской концепции соотношения философии и науки? Кратко она может быть выражена формулой: «Философия — наука наук» (или «Философия — царица наук»). Что означает эта формула? Во-первых, подчеркивание гносеологическо­го приоритета философии как более фундаментально­го вида знания по сравнению с конкретными науками. Во-вторых, руководящую роль философии по отноше­нию к частным наукам. В-третьих, самодостаточность философии по отношению к частно-научному знанию и, напротив, существенную зависимость частных наук от философии, относительность и партикулярность истин конкретных наук.

Впервые трансценденталистекая концепция была сформулирована и в достаточной мере обоснована уже в рамках античной культуры, где частно-научному по­знанию заведомо отводилась подчиненная роль по от­ношению к философии, как «прекраснейшей и бла­городнейшей» из наук. Фактически все крупные фи­лософы античности, начиная с Пифагора, Фалеса, Парменида, Платона и Аристотеля, несмотря на суще­ственные различия их философских взглядов, придер­живались трансцендента\истской концепции. Более того, в силу значительного развития философии, кото­рое она получила в Древней Греции, и неразвитости только-только зарождавшихся частных наук, транс-ценденталистская концепция выглядела как естествен­ная, само собой разумеющаяся и полностью соответству­ющая их реальному взаимоотношению в рамках су­ществующей культуры. Каковы же гносеологические основания, на которые опирается трансценденталист-ская концепция? Наиболее существенными из них яв­ляются следующие: 1) философия формулирует наи­более общие законы о мире, человеке и познании; 2) философия стремится к достижению объективно-истинного и доказательного («эпистемного») характе­ра своих всеобщих утверждений («первых принципов», «аксиом» всего рационального знания); 3) частные науки (многие из которых сформировались в античную эпоху: геометрия, механика, оптика, история, полити­ка, биология, физика, астрономия и др.) в отличие от философии изучают не мир в целом, а только отдель­ные его фрагменты («сферы») и потому их истины не имеют всеобщего характера; философское знание — всеобще, частно-научное — партикулярно; 4) посколь­ку мир («космос») целостен, а целое всегда определяет свои части (их функции и предназначение), постольку истины философии «выше» истин частных наук; пос­ледние должны «подчиняться» первым и соответство­вать им; 5) источником философских истин является самопознающее мышление, Логос, Разум (иначе им и неоткуда появиться), тогда как источником частных наук является эмпирический опыт и последующая его логическая обработка с помощью мышления (абстра­гирования, индукции и интуиции —Аристотель); 6) ис­тины разума в своей сущности необходимы, поскольку основаны на интеллектуальной очевидности («умозре­нии» — Аристотель) или припоминании своего бытия в мире чистых сущностей («идей» — Платон); поэтому истины философии — необходимые истины; 7) истины опыта, из которых исходит наука, сами по себе всегда только вероятны (во-первых, в силу конечности, огра­ниченности любого опыта; во-вторых, из-за того, что. чувства могут иногда обманывать нас, и, наконец, по­тому, что частно-научные обобщения получаются все­гда с помощью перечислительной индукции, которая в целом (кроме крайне редкого случая — полной индук­ции) является не-доказательной формой умозаключе­ния; 8) частно-научные, опытно приобретенные исти­ны также могут получить доказательный статус, но только в том случае, если будут выведены из всеобщих и необходимых истин философии, «подведены» под них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.