Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие государственных финансов




Поскольку экономической базой современного общества является рыночное товарно-денежное хозяйство, то государство для своего функционирования нуждается в определенном фонде денежных ре­сурсов, которые и составляют государственные финансы.

Государственные финансы — это система сбора и использования де­нежных средств на нужды государства. Из самого определения выте­кают две важные предпосылки их существования: наличие денежного хозяйства, т.е. использование в экономической жизни общества раз­витых форм денег, и создание системы определения (формирования) общественных потребностей, их упорядочения и ранжирования, т.е. определения того, на что, собственно, предполагается тратить «об­щие» (общественные) деньги. Конкретные формы денежных отноше­ний и государственного устройства в тех или иных странах оказывают непосредственное влияние на государственные финансы, обусловли­вая их большое разнообразие в различных странах.

В период абсолютистских государств государственные финансы были личной казной королей, царей, других монархов. Под влиянием революций и распространения просвещения стали укрепляться демо­кратические начала в устройстве общества, и постепенно государст­венными финансами стала распоряжаться общественная власть в лине представительных и исполнительных органов.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран, включая и конституционные монархии, государственными финансами распоря­жаются парламенты и ответственные перед ними правительства.

Разные типы государства во многом определяют особенности сис­темы государственных финансов. Реальному государственному УсТ' ройству соответствует и определенный тип государственных финан­сов. В тоталитарных государствах обычно наблюдается некоторое упрощение финансовой системы, ее примитивизация, поскольку вС или почти все общественные потребности регламентируются госуДДР' ством. В демократических государствах преобладают сложные, глУ"°


(Ъференцированные финансовые системы, отражающие структу-К° н интенсивность общественных потребностей. РУ В общем виде объем финансовых ресурсов, привлекаемых государ-зависит от тех функций, которые государство выполняет в об-

Т тв'е В демократическом государстве эти функции вытекают из тех

алномочий, которыми общество его наделяет. В тоталитарных госу-вах последнее само определяет круг своих полномочий, а стало 'ыть и объем финансовых ресурсов, мобилизуемых на свои нужды. R демократическом обществе государство теоретически представляет только интересы населения, и здесь важна сама процедура выявления этих интересов и формирования их как государственных. Как прави­ло это происходит в рамках соответствующих обсуждений в органах представительной власти различных уровней, избираемых населе­нием.

Поэтому для формирования государственных финансов необходи­мо признание и определение особых государственных потребностей, которые должны быть удовлетворены в интересах всего общества. Следует отметить, что в любой стране общественные, в широком смыс­ле слова, и государственные потребности совпадают далеко не всегда, между ними есть определенное различие. Оно заключается в том, что государственные потребности, как правило, носят опосредованный или косвенный характер, так как население (отдельные индивидуумы, семьи, различные группы) может таких потребностей непосредствен­но и не ощущать и не высказывать желания их удовлетворять. Напри­мер, потребности в содержании армии или внешней разведки, в создании устройств по термоядерному синтезу и т.п. далеки от повсе­дневных нужд рядовых граждан. Такого рода потребности определя­ются и формируются специально на это уполномоченными членами общества. Вот для этого-то и нужны представительные (выборные) органы, а также соответствующие ведомства исполнительной власти. Таким образом, государственные финансы как совокупность де-'Ных отношений обслуживают, как правило, интересы общества в

'Лом' в первую очередь те потребности, которые свойственны обще-

ГВУ, понимаемому как единая сложная система.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.