Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы внутреннего государственного кредита




Внутренний государственный кредит может выступать в следую­щих формах: государственные займы через эмиссию ценных бумаг, включая их приобретение коммерческими банками, и кредиты Цент­рального банка.

Ценные бумаги, эмитируемые правительством с целью покрытия дефицита бюджета и финансирования расходной части бюджета, на­зываются государственными ценными бумагами. Они являются государ­ственными долговыми обязательствами, формируют государственный долг страны и составляют особый сегмент фондового рынка —.рынок государственных ценных бумаг. Государственные займы через меха­низм выпуска ценных бумаг являются источником безэмиссионного финансирования бюджета, т.е. не сопровождаются денежной эмис­сией, что является весьма важным в условиях развивающегося рынка и нестабильной экономики.

Существенной особенностью государственных ценных бумаг явля­ется сочетание в них, с одной стороны, всех необходимых свойств, присущих фондовым инструментам, т.е. ценным бумагам, а с другой стороны, финансового инструмента, используемого государством для макроэкономического регулирования денежно-кредитной системы страны. Показатели рынка государственных ценных бумаг, в том


еле изменение их доходности, являются надежными индикаторами

точной конъюнктуры для отечественных субъектов финансового

шка страны и иностранных инвесторов. Оборот государственных

генных бумаг может использоваться для регулирования объема и

структуры денежной массы в стране.

Важно соблюдать определенное соотношение объемов сделок на оынке государственных и рынке корпоративных ценных бумаг. В раз­витых странах оно примерно равно 1:1,3. Аналогичное соотношение в РФ в первой половине 1998 г. составляло 11:1. Это свидетельствовало о ненормальной структуре рынка, которая была обусловлена потреб­ностями финансирования бюджетных расходов и неразвитостью рынка корпоративных ценных бумаг.

Государственные займы как форма государственного кредита ха­рактеризуются тем, что временно свободные денежные средства насе­ления, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и размещения различных государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги сле­дует подразделять на два основных типа: рыночные и нерыночные. Рыночные имеют свободное хождение на фондовом рынке, могут по­купаться и продаваться, переходя от одного владельца к другому. Ры­ночные бумаги используются государством для покрытия текущего бюджетного дефицита за счет постоянного привлечения средств в бюджет.

Нерыночные бумаги на вторичном фондовом рынке не обраща­ются и не могут переходить от одного субъекта рынка к другому в ходе биржевых сделок. Они предназначены для размещения среди пенсионных и страховых фондов или физических лиц. Нерыночные государственные ценные бумаги могут использоваться государством для финансирования4"крупных долгосрочных инвестиционных про­ектов.

Классификация государственных ценных бумаг весьма разнооб­разна и сложна. Финансовая практика в развитых странах выработала множество видов бумаг, которые подразделяются на группы в зависи­мости от выбранных критериев:

' эмитент (центральное правительство, муниципалитеты, госу­дарственные предприятия, правительственные финансовые корпора­ции и др.);

• срочность (краткосрочные казначейские векселя, среднесроч­ные ноты, долгосрочные облигации и др.);

' предъявительские и именные;

метод выпуска — документарные (наличная форма) и бездоку­ментарные (бумаги в безналичной форме, их выпуск оформляется




 


глобальным сертификатом, а сами бумаги существуют в виде записей
на счетах);,..

• цели выпуска {покрытие дефицита бюджета соответствующего
уровня, финансирование инвестиционных программ и проектов, в
том числе строительных объектов, финансирование социальных про­
грамм);

• форма выплаты дохода (процентный доход, выигрышные, с ну­
левым купоном);

• способ размещения (проведение аукционов; открытая продажа;
индивидуальное размещение).

Облигация — весьма распространенный вид ценных бумаг. Госу­дарственная облигация представляет собой государственное долговое обязательство, дающее право его владельцу по истечении определен­ного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая обли­гацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по окончании этого срока — вернуть и сумму долга.

Другим действующим в нашей стране видом государственных цен­ных бумаг являются казначейские обязательства. Основные их отли­чия от облигаций заключаются в целях выпуска, форме выплаты дохо­да и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи государ­ственных облигаций, направляются на пополнение бюджета, внебюджетных фондов или на специально оговоренные цели. Средст­ва от реализации казначейских обязательств государства направляют­ся только на пополнение государственного бюджета. По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процен­тов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Облигации могут быть свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения. Условиями выпуска казначейских обязательств предусмотрена выплата дохода только в виде процентов. Они подле­жат реализации только среди населения.

Государственные внутренние займы классифицируются по не­скольким признакам. По праву эмиссии или по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местны­ми органами управления. По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди и физических, и юридических лиц.

В зависимости от характера или формы выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нуле­вым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осущест-


я на ОСнове лотереи. Эти облигации не пользуются большим йоСоМ, Главным видом являются процентные облигации, доход по оторым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Крат­косрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они

даются со СКИдКой с номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме оаткосрочных нек0Т0рЬ1е долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок по­гашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирова­ния временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов бюджета. Обычно в этих целях выпускаются векселя. В Ита­лии казначейские векселя выпускаются сроком на 3, 6, 12 месяцев; в Японии — 60 дней; в Великобритании — 91 день. Исключением явля­ется Германия, где такие векселя выпускаются сроком до двух лет. Для привлечения средств на более длительный период займы осуществля­ются при помощи облигаций.

В зависимости от обеспеченности долговых обязательств они де­
лятся на закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечива­
ются, например, определенными доходами или имуществом. Безза­
кладные облигации
не обеспечиваются ничем определенным, в качест­
ве обеспечения служит все имущество государства или данного
муниципалитета. Закладные облигации обычно выпускаются местны­
ми органами власти, а беззакладные — центральными органами уп­
равления. ^

В зависимости от метода определения дохода долговые обязатель­ства государства подразделяются на два вида: с твердым доходом и с плавающим доходом.

В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инстру­менты делятся на обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.