Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задолженность перед официальными и коммерческими кредиторами




Внешний государственный долг Российской Федерации

Виды внешних заимствований

Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на




 


мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти от­ношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начис­ленными процентами включается в государственный долг страны.

Получателями займов могут быть центральные правительства, рес­публиканские и местные органы власти. Кредиторами могут высту­пать правительства, финансово-кредитные организации и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные финансовые организации.

Основной целью государственных внешних займов является со­действие укреплению экономического потенциала, преодоление фи­нансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольствен­ной помощи. Государственные внешние займы предоставляются в де­нежной или товарной форме.

Использование различных форм внешнего финансирования по­зволяет государству получать дополнительные финансовые ресурсы сверх того, что может произвести его собственная экономика. В этой связи проблема внешнего долга и управления им становится весьма актуальной для государства, испытывающего острую потребность во внешних заимствованиях.

Государство может осуществлять внешние заимствования в следу­ющих формах:

• синдицированные банковские кредиты;

• еврозаймы;

• кредиты международных финансовых организаций;

• межправительственные кредиты;

• частные кредиты коммерческих структур (фирменные кредиты).

Рассмотрим связь покрытия дефицита бюджета с внешними кре­дитными отношениями на примере 1999 г. По итогам исполнения фе­дерального бюджета за 1999 г. бюджетный дефицит составил 51,4 млрд руб., в том числе за счет источников внешнего финансирования было покрыто 34,5 млрд руб. На эту сумму и возрос государственный внеш­ний долг. Она образовалась как сальдо взаимных платежей между Рос­сией и заграницей. В 1999 г. было получено кредитов от иностранных правительств, банков и фирм на сумму 106,7 млрд руб.; было воз­вращено кредитов международным финансовым организациям на 54,8 млрд руб.; кроме того, было израсходовано 17,4 млрд руб. на оп­лату внешних обязательств за счет средств на валютных счетах бюдже­та в банках. Итоговое сальдо поступления в Россию средств из-за гра­ницы и составило сумму 34,5 млрд руб., которые были истрачены бюджетом в форме покрытия дефицита за счет внешних источников.


В 2001 г. федеральный бюджет был исполнен с профицитом в 265 млрд руб., в 2002 г. — 150,5 млрд руб. Финансирование (использо­вание) профицита на 96% было связано с внешними финансовыми отношениями. Средства профицита в основном были израсходованы на погашение внешних кредитов и на прирост остатков средств бюд­жета на счетах в банках в иностранной валюте.

Главной особенностью внешней задолженности страны является то что она в большей части состоит из долгов бывшего СССР, обяза­тельства по которым приняла на себя Россия. Они касаются не только задолженности перед западными кредиторами. В качестве правопре­емницы СССР Россия взяла на себя и долги перед некоторыми стра­нами из числа бывших членов СЭВ: Венгрией, Чехией, Словакией, которые возникли в силу межгосударственных расчетов, действовав­ших в СЭВ. Часть этого долга планируется погасить товарными по­ставками.

Проблема внешних долгов для России включает финансовые и юридические взаимоотношения с организациями, составляющими различные группы кредиторов:

* задолженность перед официальными кредиторами, т.е. перед
коммерческими банками зарубежных стран, предоставлявшими
кредиты под гарантии соответствующих правительств или под стра­
хование кредитов в государственных структурах. Регулирование за­
долженности подобного рода входит в компетенцию Парижского
клуба;

• кредиты коммерческих зарубежных банков без государственных
гарантий. Задолженность по таким кредитам регулируется Лондон­
ским клубом;

• задолженность различным зарубежным коммерческим структу­
рам по фирменным кредитам;

* долги международным валютно-финансовым организациям.

Сотрудничество России с Парижским клубом не сводится к рас­смотрению ее долга западным кредиторам. Хотя отказ от прежней практики политических кредитов и собственное тяжелое экономичес­кое положение сводят до минимума значение России как междуна­родного кредитора, не стоит забывать о существовании большой за­долженности по кредитам, предоставленным странам «третьего мира» Советским Союзом. В настоящее время страны-должники в большин­стве случаев перестали выполнять свои обязательства по советским




 


кредитам. Так, в период 1992—1995 гг. общая сумма выплат по уста­новленному графику основного долга и процентов должна была соста­вить около 55 млрд долл., реально же было получено лишь 8 млрд, т.е. около 15%. Кроме того, значительная часть задолженности развиваю­щихся стран перед бывшим СССР была списана после вступления России в Парижский клуб. Уже после распада СССР образовалась крупная задолженность перед Россией со стороны некоторых стран СНГ (Украина, Белоруссия и др.). Возврат этих долгов превратился в самостоятельную проблему отношений внутри СНГ.

При рассмотрении проблемы долгов других стран России в рамках Парижского клуба следует иметь в виду, что международная финансо­вая практика располагает способами, которые позволяют вернуть по крайней мере часть средств, замороженных в «плохих» долгах.

К ним относятся:

• переуступка части долгов специализированным фирмам и бан­
кам из третьих стран, которые затем самостоятельно регулируют отно­
шения со странами-должниками. Скидки в данном случае очень зна­
чительны и составляют от 50 до 90%;

■ уплата должником части долга в качестве отступного в обмен на отказ от дальнейших претензий на всю сумму причитающейся задол­женности. Этот способ чаще всего практикуется при урегулировании межправительственных кредитов;

• полное или частичное погашение задолженности местной ва­
лютой, которая затем может использоваться кредитором внутри стра­
ны для организации производства с последующей покупкой части
продукции, приобретения недвижимости, вложений в ценные бумаги
и т.д. Подобный метод широко используется для взыскания задолжен­
ности в ряде стран Латинской Америки.

Существуют и другие способы решения этой проблемы. Россия в настоящий момент должна воспользоваться всеми доступными сред­ствами для взыскания задолженности с должников. Нужно также ак­тивизироваться и при взыскании долгов стран — членов СНГ. Сумма задолженности этих стран в пользу России в основном образовалась в связи с систематическими неплатежами за поставку энергоносителей, по некоторым оценкам, она превышает 15 млрд долл. С учетом тради­ционных связей стран возможно частичное решение данной пробле­мы следующими путями:

• за счет участия России в формировании производственного по­
тенциала стран СНГ: передача части акций приватизируемых пред­
приятий, предоставление российским предприятиям прав на разра­
ботку перспективных месторождений, используя схемы соглашения о
разделе продукции, и др.;


• через перевод части внешнего долга в государственные ценные бумаги, аналогичные российским ГКО-ОФЗ.

В любом случае необходимо тщательно учитывать текущую возни­кающую задолженность и начинать процесс переговоров с правитель­ствами государств СНГ, иначе через некоторое время может оказаться затруднительным определить точные количественные характеристики задолженности и добиться ее признания этими странами перед Рос­сией.

По существу, до начала перестройки в СССР Россия не участвова­ла в международной валютно-финансовой системе промышленно раз­витых стран. Участие СССР в международных валютно-финансовых отношениях между государствами бывшего социалистического лагеря сводилось в основном к роли кредитора. При этом СССР кредитовал и развивающиеся страны, имевшие социалистическую ориентацию.

В настоящее время лишь небольшая часть стран-должников, таких как Индия, Алжир, Вьетнам, Монголия, выполняет хотя бы частично свои обязательства по погашению ранее предоставленных им государ­ственных кредитов. Так, в Федеральном законе «Об исполнении феде­рального бюджета за 1999 год» отмечалось, что поступление средств в бюджет в 1999 г. по этой линии составило 759,7 млн долл. США при плане 1200 млн долл. США.

В 1990-е гг. Россия, вставшая на путь рыночных преобразований в экономике, становится объектом внешнего финансирования со сто­роны промышленно развитых стран. По импорту капитала в 1990-е гг. Россия занимала 22-е место в мире.

Состояние российской экономики в ближайшей перспективе де­лает объективной необходимость дальнейшего привлечения внешнего финансирования в^форме прямых портфельных инвестиций и в форме кредитов, в том числе государственных.

В 1990-е гг. для перехода к рыночной экономике Россия привлека­ла средства извне в виде займов на многосторонней и двусторонней основе, государственных и частных. Около 60% ресурсов внешнего финансирования, полученных Россией в 1990-х гг., были заемными. Из всей суммы кредитов 37% состаачяли средства международных фи­нансовых организаций, 60% — государственные двусторонние креди­ты и помощь, 3% — прочие.

Внешние долги Советского Союза были существенно преумноже­ны с началом перестройки. В период 1985—1990 гг. СССР активно со­бирал деньги на проведение перестройки. Эти международные займы представляли собой по форме синдицированные банковские кредиты, выданные Внешэкономбанку СССР (ВЭБ). Определенная часть вы­данных ранее кредитов была предоставлена Внешторгбанку СССР,




 


предшественнику ВЭБ. Общая сумма полученных СССР кредитов в годы, предшествовавшие его распаду, составила примерно 25 млрд долл. Основная их часть была номинирована в долларах США и не­мецких марках, однако были и кредиты, выданные в экю, швейцар­ских франках, японских иенах, английских фунтах стерлингов и неко­торых других европейских валютах.

Общая сумма обязательств бывшего СССР, взятая на себя Рос­сией, составляет более 100 млрд долл., в том числе сумма задолжен­ности Лондонскому клубу, включая проценты, составляла чуть менее 30 млрд долл., Парижскому клубу — около 35 млрд долл. Остальные советские долги (более 35 млрд долл.) — это коммерческая задолжен­ность советских государственных организаций перед западными по­ставщиками, долг перед государствами бывшего СЭВ и др. Унаследо­ванные Россией долги помимо значительных размеров имели также крайне неблагоприятную структуру: 2/з составляли кратко- и средне­срочные кредиты с погашением в 1992—1995 гг. Ясно, что в этот пери­од страна была неплатежеспособной и не могла обслуживать свои долги.

Таким образом, Россия была вынуждена заняться реструктуриза­цией долгов, отказ от их возврата привел бы к полной финансовой изоляции. Урегулирование задолженности было необходимым шагом для предотвращения возможного банкротства России. Оно могло на­ступить вследствие стремительного нарастания суммы долга в связи с начислением санкций за неуплату как основной суммы долга, так и процентов по нему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.