Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История внутреннего долга в России




Внутренний государственный долг Российской Федерации

Российское государство получало кредиты и осуществляло заимст­вования путем выпуска долговых обязательств еще со времен Петра I, заработав на протяжении всей своей кредитной истории репутацию надежного заемщика, аккуратно и умело управляющего своим госу­дарственным долгом.

В дореволюционный период Россия с целью привлечения кре­дитных средств в бюджет выпускала следующие обязательства: крат­косрочные (от 3 месяцев до 1 года номиналом не выше 500 руб.), долгосрочные (вплоть до 50—80 лет), бессрочные (выплачивался дого­ворный процент, а государство имело право скупить весь заем в принудительном порядке по номинальной стоимости). Основу госу­дарственного долга составляли долгосрочные и бессрочные долго­вые обязательства.

Российское правительство получало государственные кредиты на различные цели, связанные с крупными инвестиционными проекта­ми (например, строительство железных дорог), борьбой с неурожаями и засухами, ведением войн, осуществлением реформ в экономике (например, Столыпинской земельной реформы в 1906—1910 гг.). Не­маловажным являлся тот факт, что государственный бюджет был раз-Делен на две части — обыкновенный и чрезвычайный бюджет. Обык­новенный — имея поступления за счет налогов, сборов и других анало-■гиччьтх источников; из этой части выплачивались проценты^по



государственному долгу. Чрезвычайный бюджет формировался в по­давляющей части за счет государственных займов, а расходная его часть направлялась на погашение основных сумм государственных долгов.

После Октябрьской революции Советское правительство по суще­ству объявило суверенный дефолт, поскольку отказалось платить по государственным долгам царской России как иностранным, так и оте­чественным держателям государственных ценных бумаг (к моменту прихода к власти большевиков сумма взятых займов составляла при­мерно 15 млрд руб. по золотому курсу на начало 1917 г.). Это явилось точкой отсчета новой кредитной истории России, которая продолжа­лась до 1992 г., когда был легализован (т.е. узаконен, официально при­знан) внутренний государственный долг путем принятия целого ком­плекса решений правительства и указов президента по конверсии и обслуживанию долга перед населением и другими инвесторами.

В период Советской власти государственный кредит продолжал функционировать в нашей стране в различных формах, поскольку он по-прежнему оставался важным источником пополнения бюджета, финансирования государственных расходов, покрытия бюджетного дефицита. Формы, инструменты, механизмы реализации государст­венного кредита претерпевали существенные изменения по мере кор­ректировки курса экономической политики Советского правительст­ва. Однако на протяжении всего советского периода государство ак­тивно использовало государственные кредиты в следующих формах:

• облигационные займы (часто принудительные) для различных
социальных слоев населения;

• займы, размещаемые на предприятиях путем принудительного
включения государственных ценных бумаг в так называемые запасные
и резервные капиталы предприятий и организаций (в 1929 г. их доля
составляла почти 52% объема государственного внутреннего долга);

• гарантированные правительством займы государственных уч­
реждений и местных органов власти;

• перевод в государственные займы части вкладов населения в
гострудсберкассах;

• кредиты Государственного банка.

Период с 1975 по 1986 г. характеризовался стремительным возрас­танием объема внутреннего государственного долга в нашей стране. Колоссальные потребности бюджета на финансирование гонки во­оружений, экономические реформы, ликвидацию экологических по­трясений, природных катаклизмов, социальные программы, подъем сельского хозяйства, незавершенное строительство могли обеспечи­ваться только при использовании заемных ресурсов. При дефиците


государственного бюджета в этот период в Практику прочно вошли кредиты Государственного банка СССР вначале под символический процент с указанием срока возврата, а потом — беспроцентные и бес­срочные, поскольку эти ссуды так и не были возвращены. В 1990 г. впервые была обнародована сумма внутреннего государственного долга в размере 400 млрд руб. (в 1975 г. он составлял 62,4 млрд, в 1980 г. — 156 млрд; в 1992 г. — 940 млрд руб.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.