КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хронологическая карта теоретического занятия по теме. «Формы государства» Этапы Содержание этапов Время Методическое обоснование 1.Организационный момент. Приветствие учащихся« Формы государства»
1. Формы государства.
Функции государства — это направления его деятельности. Функции государства подразделяются на внешние и внутренние. Внешние функции государства: функция обороны страны и поддержания мирового порядка; внешнеполитическая деятельность и международное сотрудничество. Внутренние функции государства: регулятивные, т.е. экономическая, социальная, налоговая и финансовая, культурная, экологическая. Охранительные, т.е. охрана прав и свобод человека и гражданина, в том числе от преступных посягательств, обеспечение правопорядка. Формы осуществления функций государства: правовые формы (правоохранительная, правоприменительная, правотворческая), организационные формы (организационно-идеологическая, организационно-хозяйственная, организационно-регламентирующая). Методы осуществления функции государства: убеждение, принуждение, поощрение, наказание. Формы государства и правления. Форма государства—это структурная организация общества, выраженная в форме правления, в форме государственного устройства и в форме политического (государственного) режима. Форма правления — это состав, порядок образования и соотношение полномочий высших органов государственной власти. Формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть в стране: единолично или коллегиально. Исходя из такой позиции, основными видами правления являются монархия и республика. Монархия — это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу - монарху, занимающему пост обычно по наследству, или иногда избираемому пожизненно. Виды монархии: абсолютная, конституционная, дуалистическая (Кувейт, Непал), парламентарная, теократическая (Ватикан, Иран), нетрадиционная (ОАЭ: состоят из нескольких монархий — эмиратов (Шарджи, Дубай), возглавляемых эмирами, каждый из которых по очереди становится верховным эмиром ОАЭ). Малайзия: состоит одновременно из республик и монархий. Главы монархий из своего числа избирают общегосударственного монарха сроком на 9 лет. В зависимости от: а) степени концентрации верховной власти в руках главы государства; б) режима взаимодействия различных органов высшей государственной власти; в) того, кому принадлежит право на формирование правительства и перед кем оно ответственно, монархии подразделяют на два основных вида: абсолютную монархию и конституционную монархию, которая, в свою очередь, подразделяется на два подвида — дуалистическую и парламентарную монархию. Абсолютная монархия характеризуется рядом признаков: а) монополия на власть со стороны монарха; б) концентрация в его руках всех ветвей государственной власти; в) отсутствие каких-либо представительных учреждений, ограничивающих власть монарха; г) правительство и министров назначает сам монарх и они ответственны и подотчетны только перед ним. При конституционной монархии власть монарха ограничена представительным органом - Парламентом. Ограничение власти монарха закреплено в Конституции, которую принимал Парламент, и монарх не вправе ее изменить. Конституционная монархия имеет две разновидности: дуалистическую и парламентарную. Дуалистическая монархия отличается следующими признаками: а) по Конституции, верховная власть разделена между монархом и Парламентом. Парламенту принадлежит законодательная власть, а монарху — исполнительная; б) поскольку разделение властей является не завершенным, король обладает правом вето на решения Парламента и издания декретов-законов, равных по юридической силе законам Парламента; в) монарх сам назначает Правительство и министров и с помощью их управляет страной и государством, они подотчетны монарху; г) правом на роспуск Парламента монархом; монарх назначает руководителей местного управления и самоуправления, которые ответственны перед ним. При парламентской монархии: а) власть монарха передается по наследству и считается пожизненной; б) будучи главой государства, монарх выполняет представительную функцию, является символом государства. Формально обладает властными полномочиями. Поэтому говорят, что монарх царствует, но не правит; в) Правительство формируется Парламентом и ответственно перед ним. Победившая на выборах партия образует Правительство из числа депутатов своей фракции, а монарх формально закрепляет. Республикой называется такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются населением на определенный срок путем свободных выборов. От монархии республика отличается: а) выборностью высших органов государственной власти населением, включая и главу государства на определенный срок; б) власть принадлежит народу, от имени которого делегируют органы государственной власти; в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; г) взаимной ответственностью государства и личности перед правом. Все разновидности современных республик можно классифицировать на два основных вида: президентскую и парламентскую и производную от них — смешанную форму республики. В качестве критериев для такого разделения выступают следующие признаки: а) парламентский и внепарламентский способы избрания главы государства; б) порядок взаимодействия законодательной и исполнительной власти; в) способ формирования и порядок ответственности Правительства. В конечном счете, многообразие разновидностей республик связано с поиском баланса между законодательной и исполнительной власти. В истории человечества впервые президентская форма правления была введена по Конституции 1787 г. в США. До сих пор она остается одной из эффективных форм управления государством. Отличительными чертами президентской формы правления являются: а) глава государства Президент избирается способом всеобщего голосования населения или через коллегию выборщиков; б) глава государства Президент является главой исполнительной власти; в) четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти; г) наличие механизма сдерживания и противовесов, не позволяющее смешение ветвей власти; д) Правительство формируется Президентом с согласия Парламента. В отличие от президентской, парламентская республика обладает следующими признаками: а) глава государства Президент избирается не народом, а Парламентом и формально обладает правом назначать главу Правительства; б) Правительство ответственно перед Парламентом; в) Премьер-министр обладает более широкими полномочиями, чем в президентской республике. Президентско-парламентская (смешанная) республика. Основными признаками смешанной республики являются: а) двойная ответственность Правительства перед Президентом и Парламентом; б) внепарламентский способ избрания главы государства; в) Президент является главой государства и главой исполнительной власти; г) сосредоточение значительных властных полномочий в руках Президента, стоящего над органами законодательной, исполнительной и судебной власти; д) ограниченные полномочия Парламента; е) широкие полномочия Правительства, включая сферу законотворчества. Формы государственного устройства. Одним из главных признаков любого государства является то, что оно ограничено определенной территорией, на которой проживают его граждане. Население государства может состоять из различных национально-этнических компонентов и говорить на нескольких языках, иметь разную культуру, традиции, религию, письменность и другие отличия. Для эффективного управления страной при достижении определенной численности населения и размера территории возникает потребность разделить территорию на территориальные единицы (село, район, город, область, край, округ, штат, землю, губернию, уезд). Для этого в территориальных единицах создаются органы государственного управления. Однако эти территориальные единицы образуют единую территорию государства, в связи с чем появляется необходимость распределения властных полномочий между центральными и местными органами власти. Таким образом, территориальная организация власти выражает характер взаимоотношений государства как целого с составляющими его частями, распределение властных полномочий между центральным и местными органами государственной власти. Существуют три формы государственного устройства: унитаризм, федерализм и конфедерализм. Наиболее простой и распространенной формой является унитарное устройство государства. Унитарное государство — это такая форма территориально-политического устройства, при которой существует единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих ни политической, ни юридической самостоятельностью. К таким государствам относятся Болгария, Великобритания, Испания, Италия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Польша, Франция, Япония, Южная Корея, Северная Корея и др. Основными признаками унитарного государства являются: а) наличие по всей стране общего, единого законодательного, исполнительного и судебного органов власти, которые распространяют свою власть на всю территорию и полномочия которых не ограничиваются местными властями; б) функционирование единой правовой и денежной систем, а также существование единой судебной системы, осуществляющей правосудие на всей территории страны на основе одних и тех же правовых норм; в) единое гражданство; г) наличие единой конституции и других законов. В отличие от унитарного, федеративное государство - это единое союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований, взаимоотношения которых с центром основаны на разделении предметов ведения и полномочий, закрепленных в Конституции. Каждый субъект федерации имеет собственное административно-территориальное деление, высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные, фискальные и иные органы, располагает своей конституцией и действующим законодательством, собственным гражданством. К федеративному государству относятся Аргентина, Бразилия, Россия, США, Германия и т. д. В современном мире конфедерация редко встречается. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. Конфедерация - это союз нескольких независимых государств, которые объединились для проведения совместной политики в определенных целях. Основными признаками конфедерации являются: а) наличие наднациональных органов управления, создаваемых для осуществления согласованной политики государств конфедерации; б) решение этих высших органов не имеет прямого действия, а вступает в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств-участников конфедерации; в) отсутствие единого высшего законодательного органа; г) отсутствие единого гражданства; д) страны-участницы конфедерации в полном объеме самостоятельно осуществляют международную деятельность; е) верховенство национального законодательства над законодательством конфедерации; ж) право свободного выхода государств из состава конфедерации. Третьим, наиболее важным элементом формы государства является политический режим. Политический режим — это приемы и методы осуществления государственной власти. В зависимости от совокупности применяемых методов и приемов различают два вида политического режима — демократический и антидемократический. Основные признаки демократии: 1) народ в управлении государством принимает непосредственное (путем выборов и референдума) и опосредованное (когда выбирает своего представителя во властные органы) участие; 2) решение принимается большинством с учетом интересов меньшинства; 3) выборность и сменяемость всех должностей органов государственной власти и их подотчетность перед избирателями; 4) преобладание методов управления: убеждения, согласования, компромисса; равенство всех граждан и органов власти перед законом; 5) реальное разделение властей. Антидемократический режим имеет несколько разновидностей: тиранический, деспотический, диктаторский, фашистский, тоталитарный, авторитарный. Антидемократический политический режим обладает следующими признаками: 1) господство одной политической партии; 2) наличие одной официальной идеологии; 3) преобладание государственной формы собственности; 4) относительная ограниченность политических прав и свобод граждан; 5) доминирование карательных мер и принуждение в управлении обществом. Механизм государства — это система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. В таком широком понимании механизм государства состоит из государственного аппарата, государственных учреждений, государственных предприятий и финансово-денежного ресурса. Центральное место в механизме государства занимает государственный аппарат, представляющий собой систему взаимосвязанных органов государства, наделенных властными полномочиями, и занятых в них государственных служащих, которые практически осуществляют государственную власть. Наряду с государственным аппаратом в механизме государства присутствуют государственные учреждения, деятельность которых направлена на управление конкретной сферой деятельности и выполнение функций государства в этой сфере. Государственные предприятия организуются для осуществления хозяйственной и иной деятельности, направленной на производство товаров первой необходимости, оказание различных услуг населению. Структура механизма государства состоит из: 1) органов государства. Иерархически взаимосвязанные государственные органы, выполняющие одну и ту же функцию, составляют подсистему государственного механизма. Среди них выделяются следующие подсистемы: законодательная, исполнительная, судебная, контрольная; 2) принципов, определяющих порядок деятельности и функционирование органов государства; 3) полномочий, осуществляемых государственными органами, особым слоем людей, профессионально занятых в сфере управления — бюрократией.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |