Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хронологическая карта теоретического занятия по теме. «Формы государства» Этапы Содержание этапов Время Методическое обоснование 1.Организационный момент. Приветствие учащихся




« Формы государства»

Этапы Содержание этапов Время Методическое обоснование
1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих. Сообщение темы, цели, хода занятия. 5 мин. Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы. Заинтересовать учащихся в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы.
2. Актуализация опорных знаний. Проведение устного фронтального опроса по основным понятиям темы: - основные понятие государства и категории государства. 20 мин. Определить уровень теоретической подготовки учащихся, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде, побудить к осознанию изучаемого материала.
3.Изложение нового материала. Изложение нового материала, согласно плана: - формы государственного устройство; - формы проявления. 40 мин. С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти.
4. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа учащихся. 1) Ответить на вопросы. 2) Индивидуальная самостоятельная работа с учебным пособием, дидактическим раздаточным материалом. 10 мин.   Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа. Закрепление полученных знаний (по типу фронталь­ного опроса).
5. Подведение итогов занятия. Отметить подготовленность учащихся к уроку, анализ и оценка работы каждого, и в целом группы. 10 мин. Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и учащихся.
6. Объяснение домашнего задания. К.И. Оспанов. Основы права. Учебное пособие.-Алматы.-«Жеті жарғы».-2010 8-10 стр.   5 мин. Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление.

 

1. Формы государства.

 

Функции государства — это направления его деятельности. Функции государства подразделяются на внешние и внутренние. Внешние функции государства: функция обороны страны и под­держания мирового порядка; внешнеполитическая деятельность и международное сотрудничество. Внутренние функции государ­ства: регулятивные, т.е. экономическая, социальная, налоговая и финансовая, культурная, экологическая. Охранительные, т.е. охрана прав и свобод человека и гражданина, в том числе от пре­ступных посягательств, обеспечение правопорядка. Формы осу­ществления функций государства: правовые формы (правоохра­нительная, правоприменительная, правотворческая), организа­ционные формы (организационно-идеологическая, организаци­онно-хозяйственная, организационно-регламентирующая). Ме­тоды осуществления функции государства: убеждение, принуж­дение, поощрение, наказание.

Формы государства и правления. Форма государства—это струк­турная организация общества, выраженная в форме правления, в форме государственного устройства и в форме политического

(государственного) режима. Форма правления — это состав, поря­док образования и соотношение полномочий высших органов го­сударственной власти. Формы правления различаются в зависи­мости от того, как осуществляется верховная власть в стране: единолично или коллегиально. Исходя из такой позиции, основ­ными видами правления являются монархия и республика.

Монархия — это форма правления, при которой высшая госу­дарственная власть принадлежит одному лицу - монарху, зани­мающему пост обычно по наследству, или иногда избираемому пожизненно. Виды монархии: абсолютная, конституционная, ду­алистическая (Кувейт, Непал), парламентарная, теократическая (Ватикан, Иран), нетрадиционная (ОАЭ: состоят из нескольких монархий — эмиратов (Шарджи, Дубай), возглавляемых эмира­ми, каждый из которых по очереди становится верховным эми­ром ОАЭ). Малайзия: состоит одновременно из республик и монархий. Главы монархий из своего числа избирают общегосу­дарственного монарха сроком на 9 лет.

В зависимости от: а) степени концентрации верховной власти в руках главы государства; б) режима взаимодействия различных органов высшей государственной власти; в) того, кому принадле­жит право на формирование правительства и перед кем оно ответ­ственно, монархии подразделяют на два основных вида: абсолют­ную монархию и конституционную монархию, которая, в свою очередь, подразделяется на два подвида — дуалистическую и пар­ламентарную монархию.

Абсолютная монархия характеризуется рядом признаков: а) монополия на власть со стороны монарха; б) концентрация в его руках всех ветвей государственной власти; в) отсутствие ка­ких-либо представительных учреждений, ограничивающих власть монарха; г) правительство и министров назначает сам монарх и они ответственны и подотчетны только перед ним. При консти­туционной монархии власть монарха ограничена представитель­ным органом - Парламентом. Ограничение власти монарха за­креплено в Конституции, которую принимал Парламент, и мо­нарх не вправе ее изменить. Конституционная монархия имеет две разновидности: дуалистическую и парламентарную.

Дуалистическая монархия отличается следующими признака­ми: а) по Конституции, верховная власть разделена между монар­хом и Парламентом. Парламенту принадлежит законодательная власть, а монарху — исполнительная; б) поскольку разделение властей является не завершенным, король обладает правом вето на решения Парламента и издания декретов-законов, равных по юридической силе законам Парламента; в) монарх сам назначает Правительство и министров и с помощью их управляет страной и государством, они подотчетны монарху; г) правом на роспуск Парламента монархом; монарх назначает руководителей местно­го управления и самоуправления, которые ответственны перед ним.

При парламентской монархии: а) власть монарха передается по наследству и считается пожизненной; б) будучи главой государ­ства, монарх выполняет представительную функцию, является символом государства. Формально обладает властными полно­мочиями. Поэтому говорят, что монарх царствует, но не правит;

в) Правительство формируется Парламентом и ответственно перед ним. Победившая на выборах партия образует Правительство из числа депутатов своей фракции, а монарх формально закрепляет.

Республикой называется такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются населени­ем на определенный срок путем свободных выборов. От монархии республика отличается: а) выборностью высших органов госу­дарственной власти населением, включая и главу государства на определенный срок; б) власть принадлежит народу, от имени ко­торого делегируют органы государственной власти; в) разделе­ние властей на законодательную, исполнительную и судебную; г) взаимной ответственностью государства и личности перед правом.

Все разновидности современных республик можно классифи­цировать на два основных вида: президентскую и парламентскую и производную от них — смешанную форму республики. В качестве критериев для такого разделения выступают следующие призна­ки: а) парламентский и внепарламентский способы избрания гла­вы государства; б) порядок взаимодействия законодательной и исполнительной власти; в) способ формирования и порядок от­ветственности Правительства. В конечном счете, многообразие разновидностей республик связано с поиском баланса между за­конодательной и исполнительной власти.

В истории человечества впервые президентская форма прав­ления была введена по Конституции 1787 г. в США. До сих пор она остается одной из эффективных форм управления государ­ством. Отличительными чертами президентской формы правле­ния являются: а) глава государства Президент избирается спосо­бом всеобщего голосования населения или через коллегию вы­борщиков; б) глава государства Президент является главой ис­полнительной власти; в) четкое разделение законодательной, ис­полнительной и судебной власти; г) наличие механизма сдержи­вания и противовесов, не позволяющее смешение ветвей власти; д) Правительство формируется Президентом с согласия Парла­мента. В отличие от президентской, парламентская республика об­ладает следующими признаками: а) глава государства Президент избирается не народом, а Парламентом и формально обладает правом назначать главу Правительства; б) Правительство ответ­ственно перед Парламентом; в) Премьер-министр обладает более широкими полномочиями, чем в президентской республике.

Президентско-парламентская (смешанная) республика. Основны­ми признаками смешанной республики являются: а) двойная от­ветственность Правительства перед Президентом и Парламентом; б) внепарламентский способ избрания главы государства; в) Пре­зидент является главой государства и главой исполнительной вла­сти; г) сосредоточение значительных властных полномочий в ру­ках Президента, стоящего над органами законодательной, испол­нительной и судебной власти; д) ограниченные полномочия Пар­ламента; е) широкие полномочия Правительства, включая сфе­ру законотворчества. Формы государственного устройства. Одним из главных при­знаков любого государства является то, что оно ограничено оп­ределенной территорией, на которой проживают его граждане. Население государства может состоять из различных националь­но-этнических компонентов и говорить на нескольких языках, иметь разную культуру, традиции, религию, письменность и дру­гие отличия. Для эффективного управления страной при дости­жении определенной численности населения и размера террито­рии возникает потребность разделить территорию на территори­альные единицы (село, район, город, область, край, округ, штат, землю, губернию, уезд).

Для этого в территориальных единицах создаются органы го­сударственного управления. Однако эти территориальные едини­цы образуют единую территорию государства, в связи с чем по­является необходимость распределения властных полномочий между центральными и местными органами власти. Таким обра­зом, территориальная организация власти выражает характер взаимоотношений государства как целого с составляющими его частями, распределение властных полномочий между централь­ным и местными органами государственной власти. Существуют три формы государственного устройства: унитаризм, федерализм и конфедерализм. Наиболее простой и распространенной формой является унитарное устройство государства.

Унитарное государство — это такая форма территориально-политического устройства, при которой существует единое госу­дарство, состоящее из административно-территориальных еди­ниц, не обладающих ни политической, ни юридической самосто­ятельностью. К таким государствам относятся Болгария, Вели­кобритания, Испания, Италия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Польша, Франция, Япония, Южная Корея, Северная Корея и др. Основными признаками унитарного государства яв­ляются: а) наличие по всей стране общего, единого законодатель­ного, исполнительного и судебного органов власти, которые рас­пространяют свою власть на всю территорию и полномочия ко­торых не ограничиваются местными властями; б) функциониро­вание единой правовой и денежной систем, а также существова­ние единой судебной системы, осуществляющей правосудие на всей территории страны на основе одних и тех же правовых норм; в) единое гражданство; г) наличие единой конституции и других законов.

В отличие от унитарного, федеративное государство - это еди­ное союзное государство, состоящее из относительно самостоя­тельных государственных образований, взаимоотношения кото­рых с центром основаны на разделении предметов ведения и пол­номочий, закрепленных в Конституции. Каждый субъект феде­рации имеет собственное административно-территориальное де­ление, высшие органы государственной власти и управления, су­дебные, правоохранительные, фискальные и иные органы, распо­лагает своей конституцией и действующим законодательством, собственным гражданством. К федеративному государству отно­сятся Аргентина, Бразилия, Россия, США, Германия

и т. д.

В современном мире конфедерация редко встречается. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. Конфедерация - это союз нескольких независимых государств, которые объединились для проведения совместной политики в определенных целях. Основными признаками конфедерации яв­ляются: а) наличие наднациональных органов управления, созда­ваемых для осуществления согласованной политики государств конфедерации; б) решение этих высших органов не имеет прямо­го действия, а вступает в силу лишь после утверждения их цент­ральными органами власти соответствующих государств-участ­ников конфедерации; в) отсутствие единого высшего законода­тельного органа; г) отсутствие единого гражданства; д) страны-участницы конфедерации в полном объеме самостоятельно осу­ществляют международную деятельность; е) верховенство наци­онального законодательства над законодательством конфедера­ции; ж) право свободного выхода государств из состава конфеде­рации.

Третьим, наиболее важным элементом формы государства яв­ляется политический режим.

Политический режим — это приемы и методы осуществления государственной власти. В зависимости от совокупности применяемых методов и приемов различают два вида политического режима — демократический и антидемокра­тический. Основные признаки демократии: 1) народ в управлении государством принимает непосредственное (путем выборов и ре­ферендума) и опосредованное (когда выбирает своего представи­теля во властные органы) участие; 2) решение принимается боль­шинством с учетом интересов меньшинства; 3) выборность и сме­няемость всех должностей органов государственной власти и их подотчетность перед избирателями; 4) преобладание методов уп­равления: убеждения, согласования, компромисса; равенство всех граждан и органов власти перед законом; 5) реальное разделение властей.

Антидемократический режим имеет несколько разновиднос­тей: тиранический, деспотический, диктаторский, фашистский, тоталитарный, авторитарный. Антидемократический политичес­кий режим обладает следующими признаками: 1) господство од­ной политической партии; 2) наличие одной официальной идео­логии; 3) преобладание государственной формы собственности; 4) относительная ограниченность политических прав и свобод граждан; 5) доминирование карательных мер и принуждение в управлении обществом.

Механизм государства — это система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции госу­дарства. В таком широком понимании механизм государства со­стоит из государственного аппарата, государственных учрежде­ний, государственных предприятий и финансово-денежного ре­сурса. Центральное место в механизме государства занимает госу­дарственный аппарат, представляющий собой систему взаимосвя­занных органов государства, наделенных властными полномочи­ями, и занятых в них государственных служащих, которые прак­тически осуществляют государственную власть. Наряду с госу­дарственным аппаратом в механизме государства присутствуют государственные учреждения, деятельность которых направлена на управление конкретной сферой деятельности и выполнение функций государства в этой сфере.

Государственные предприятия организуются для осуществ­ления хозяйственной и иной деятельности, направленной на про­изводство товаров первой необходимости, оказание различных услуг населению. Структура механизма государства состоит из: 1) органов государства. Иерархически взаимосвязанные государ­ственные органы, выполняющие одну и ту же функцию, состав­ляют подсистему государственного механизма. Среди них выде­ляются следующие подсистемы: законодательная, исполнитель­ная, судебная, контрольная; 2) принципов, определяющих поря­док деятельности и функционирование органов государства; 3) полномочий, осуществляемых государственными органами, особым слоем людей, профессионально занятых в сфере управ­ления — бюрократией.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.