КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, сущность, признаки, источники, система права
Право - это общее правило поведения людей, устанавливаемое государством. Существует несколько теорий по поводу возникновения и определения права. Сторонники нормативистской теории определяют право как совокупность охраняемых норм. Право - это система норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. Содержание нормативистского подхода к праву определяется во взгляде на действительность через признак принятых государством нормативных правовых актов. В психологической теории наряду с писаными законами, то есть с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психические переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства, в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Право рассматривается не как общественное явление, связанное с государством, а как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивидуальных психических переживаний человека. Таким образом, государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психологические установки индивида. Социологическая теория основывается, главным образом, на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики. Сторонники этого направления обращаются, прежде всего, к процессу реализации права, выдвигают лозунг «право в действии». Правовые нормы государства, по их мнению, — это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое право», которое есть ничто иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное, утверждают они,
— изучение реального порядка, то есть не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея «гибкости права», другими словами, возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения. Отсюда - отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения. Эта теория ведет к фактическому расширению «правотворческих» функций судьи и принижению роли закона, поскольку судья не связан юридическими нормами и может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственной интуиции, решить то или иное дело. В основе социальной концепции права лежит идея солидарности, то есть сотрудничества в осуществлении власти различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни. Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий «общие интересы» всех групп. Таким образом, социальная концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Она направлена на поиск правовых средств, помогающих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить порядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной системы. Это предполагает рассмотрение права не обособленно, а наряду с другими элементами социальной действительности — экономикой, политикой, моралью - в их функциональной взаимообусловленности и взаимозависимости. Отсюда - акцент на социальные функции права в обществе, например, как средства устранения возможных социальных конфликтов, решения иных социальных проблем, распределительного механизма в экономических процессах. Иными словами, наблюдается ориентация права на социальные, общедемократические ценности.
Основной тезис meqjuu естественного права заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т. д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека. Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей. Во второй половине XIX в. сложились социалистические и коммунистические учения, в том числе марксизм, исходившие из материалистического понимания истории и классовой природы государства и права. В системе марксистской теории было закономерно понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса, определяемой материальными условиями жизни этого класса. Интегративный подход к пониманию права исходит из того, что вряд ли в действительности существует вполне совершенное право и поэтому представители данного подхода взяли из различных теорий самые рациональные на их взгляд стороны. Сущность права. Сущность права, как и сущность государства, состоит из двух моментов: общесоциальной и классовой. Общесоциальная сущность права заключается в том, что право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромисса, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Классовая сущность права - это понимание права как воли экономически господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии, рабочих, крестьян и т. п.).
2.Признаки права. Признаки права делятся на всеобщие и особенные (частные). К всеобщим признакам права, прежде всего, относится его социально-историческая природа, т. е. право является продуктом определенной стадии развития общества и государства, конкретной исторической и социальной среды. признаки права: 1) нормативность, означающая установление в нормах прав общего масштаба поведения, которые определяют границы дозволенного, запрещенного, обязательного; 2) системность — право представляет собой не простой набор норм, а целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых правил поведения. Основу этой системности составляет Конституция или Основной закон, которым не должны противоречить все иные нормы права, например нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения, то есть нормы гражданского права; 3) общеобязательный характер норм права, который выражается в том, что все члены общества обязаны добровольно соблюдать и исполнять их требования; 4) формальная определенность права, означающая, что нормы права закреплены в нормативных правовых актах государства, т. е. формально оформлены; 5) процедурность права предполагает порядок принятия законов, механизм их реализации, средства контроля за их исполнением; 6) неперсонифицированность и неоднократность действия права. Нормы права не имеют конкретного объекта, они предназначены ко всему населению, народу. Лишь в том случае, когда любой субъект совершает противоправное деяние, он попадает под сферу действия соответствующей нормы и становится его адресатом; 7) связь права с государством. Нормы права создаются государством и оно само обеспечивает их реализацию с помощью правоохранительных органов; 8) волевой характер, то есть, в праве всегда выражается воля общества, государства, определенного класса; 9) регулятивность, то есть право является критерием правомерного и неправомерного, должного и возможного поведения субъектов.
Источники права - это исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Исторически первым источником права был правовой обычай. Правовой обычай — это правило поведения, сложившееся в результате постоянного применения людьми и перешедшее в привычку, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Однако обычай приобретает правовой характер тогда, когда появляется государство, потому что в этом случае правовой обычай опирается на государство и становится обязательным для всех. К числу немаловажных источников права относится доктрина (учение, система знаний). Доктрина имеет значение формы права и в других правовых системах, например, в той части ислама, который служит основой для разрешения семейно-брачных, имущественных и иных споров в мусульманских странах. В первую очередь следует назвать Коран и Сунну. Коран - это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна - сборник жизнеописания пророка Мухаммеда. Нередко к доктрине относятся труды ученых. Так, в англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. Следующий источник права - юридический прецедент. Существуют два вида прецедентов: судебный и административный. Ад-министративный прецедент — это решение суда, принятое административным органом или административным судом по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел. Судебный прецедент - это решение суда, внесенное по конкретному делу, которое становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. Решения вышестоящих судов по аналогичным делам являются обязательными для судов низших инстанций. В юридической науке стран Запада выделяют деклараторные прецеденты, т. е. решения судов, которые либо толкуют существующие нормы, либо повторяют их. Кроме того, есть креативный прецедент, восполняющий пробел в законодательстве и создающий новую норму. Наиболее распространенным источником права является нормативный правовой акт, являющийся официальным документом, созданный уполномоченным на это государственным органом и принятый в установленном порядке, содержащий общеобязательные правила поведения. Нормативные правовые акты различаются по содержанию, по органу, его издавшему, и процедуре принятия. Среди нормативных правовых актов по значимости ведущее место принадлежит закону. Закон - это нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке законодательным органом власти, чаще всего Парламентом и выражает волю государства по наиболее важным вопросам общественного развития. Он обладает высшей юридической силой, т. е. имеет верховенство над всеми иными нормативными правовыми актами и содержит правовые нормы по коренным вопросам общественной жизни. Все остальные нормативные правовые акты должны исходить из законов, не противоречить им. По степени важности и юридической силе законы разделяются на конституционные, органические и обычные. К конституционным законам относятся сама Конституция и приравненные к ней законы, касающиеся наиболее важных вопросов государственного и общественного развития; они имеют основополагающий характер, поскольку определяют главные принципы устройства общества. Органические законы как источник права распространены в странах Западной Европы. Их издание предусмотрено конституциями этих стран, которые регулируют деятельность органов государства. К источникам права относятся обычные законы. Они принимаются законодательным органом государства, президентами стран. Кроме законов, к нормативным правовым актам относятся подзаконные нормативные акты. Они не должны противоречить законам и принимаются во исполнение законов. К ним относятся: 1) указы и распоряжения Президента, обязательные для исполнения на всей территории Казахстана; 2) постановления и распоряжения Правительства по актуальным вопросам текущей жизни; 3) приказы и инструкции министерств и ведомств, содержащие нормы права; 4) постановления и распоряжения глав местных администраций. Система права. Право имеет не только внешнюю форму выражения, представленную в источниках права, но и внутреннюю форму, под которой понимается внутреннее строение, порядок организации и взаимосвязи связывающих его элементов: отраслей права (конституционное, административное, гражданское, уголовное, экологическое, процессуальное и т. д.), институты права (избирательное право, институт собственности, институт освобождения от уголовной ответственности и наказания и т. д.) и нормы права (диспозиция, гипотеза, санкция). Нормы права - это содержащееся в нормативном правовом акте общеобязательное правило поведения, опирающееся на государственное принуждение. Для правого регламентирования зачастую требуется взаимодействие комплекса норм, которые составляют правовой институт. Нормы права имеют следующие признаки: общеобязательность, формальная определенность, связь с государством, представительно-обязывающий характер. Виды правовых норм: регулятивные, правоохранительные, управомо-чивающие, запрещающие, обязывающие, императивные, диспозитивные. Структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция. Институт права представляет собой совокупность обособленных правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения и входящие в соответствующую отрасль или различные отрасли права. Совокупность правовых институтов, ре гулирующих взаимосвязанные родственные отношения одной и той же отрасли, составляет подотрасль права. Например, внутри гражданского права выделяют подотрасли обязательственного, наследственного права и т. д. Отрасли права — это совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения какой-то определенной области, обладающих качественным своеобразием, присушим ей методом правового регулирования. Отрасль права является главным элементом всей системы права. Она представляет собой совокупность относительно обособленных в кодексе или законе правовых норм, которые позволяют регулировать целые области жизнедеятельности общества.
Приложение 1 Вопросы для самоконтроля: 1. Укажите разницу между понятиями социальная норма и правовая норма. 2. Какая связь между правом и законом? 3. Что мы называем правовой системой? 4. Как вы считаете, какие элементы национального права можно было бы ввести в современную правовую систему? 5. Что понимается под правом? 6. Назовите источники права, признаки права. 7. Перечислите виды нормативных правовых актов. 8. Что понимается под категориями? 9. Назавите отрасли права? 10. Виды правовых норм. Приложение 2 1. Какой подход, при попытке определения государства сделал акцент на внешние, формальные признаки государства? А. Коммуникативный подход В. Организационно-структурный подход С. Позитивизм в юриспруденции Д. Арифметический подход Е. Правовой подход
2. Внутренние функции государства: А. Экономические и социальные В. Регулятивные и охранительные С. Функция обороны страны и поддержания мирового порядка Д. Внешнеполитическая деятельность и международное сотрудничество Е. Налоговая и финансовая
3. Форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу – монарху, занимающему пост обычно по наследству, или иногда избираемому пожизненно? А. Президентско-парламентская республика В. Федеративное государство С. Унитарное государство Д. Парламентская республика Е. Монархия
4.... – это такая форма территориально-политического устройства, при которой существует единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих ни политической, ни юридической самостоятельностью? А. Президентско-парламентская республика В. Федеративное государство С. Унитарное государство Д. Парламентская республика Е. Монархия
5.... – это единое союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государственныхобразований, взаимоотношения которых с центром основаны на разделении предметов ведения и полномочий, закрепленных в Конституции? А. Президентско-парламентская республика В. Федеративное государство С. Унитарное государство Д. Парламентская республика Е. Монархия
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |