Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовая мораль буддизма




Трудовая мораль буддизма своеобразна. С одной стороны, проповедуя отказ от мира, буддизм совсем запрещает своим монахам трудиться. Они живут только подаянием. Но это подаяние должно быть кем-то произведено, ведь продукты питания, одежда, утварь и прочее, несмотря на всю призрачность этого мира, не могут быть только продуктами сознания. Поэтому остальным людям положено трудиться. Противоречие преодолевается следующим путем: трудиться надо столько, чтобы обеспечить жизненный минимум. Излишний труд, порожденный стремлением к благополучию (то есть очередной жизненной страстью), может привести человека к появлению и других страстей, мешающих его лучшему перерождению. А среди этих страстей может вкрасться и самая сильная — любовь к женщине. Эта страсть опасна, так как больше всего привязывает к жизни. К женщинам в буддизме отношение весьма прохладное. Примеров подвижничества женщин-монахинь в буддийской литературе очень мало (рассказывают, что сам Будда, разрешив своей тете сделаться монахиней, горько об этом жалел и завещал ограничить доступ женщин в буддийскую общину).

Основой буддизма является нравственное учение, цель которого - сделать человека совершенным. Первоначально моральные заповеди буддизма строятся в негативной форме (что характерно для всех ранних религий) и носят запрещающий характер: не убивать, не брать чужой собственности и т.д. Для стремящихся к совершенству эти заповеди приобретают абсолютный характер. Так, запрещение убийства распространяется на все живое, а запрет на брачные измены доходит до требования полного целомудрия и т.д. Следуя учению Будды, человек, пройдя все этапы совершенствования (медитация, йога), погружается в нирвану - небытие. Рассчитывать он должен не на богов, а только на самого себя: даже Будда никого не спасает лично, а лишь указывает путь спасения[9].

В те времена, когда сформировались традиции, женщина по своему положению была подчинена мужчине. Так, Будда сдержанно относился к тому, чтобы принимать в монашеский орден женщин. В монастырях четко оговаривалось разделение мужчин и женщин - с той целью, чтобы исключать ситуации, провоцирующие похотливые желания.

Как бы то ни было, женщина не вытеснялась из буддийского социума - ни из мирской, ни из монашеской среды[10].. Буддийское учение подчеркивало важность роли матери, дарующей жизнь и поэтому заслуживающей сострадания. В целом, женщине отведена второстепенная роль по сравнению с ролью мужчины - независимо оттого, идет ли речь о монашеской сангхе или о мирской жизни. Статус монахини вообще спорен, и западных женщин, решивших посвятить себя монашеской жизни, заранее предупреждали о том, что им никогда не удастся достичь такого же положения, какого достигают монахи - мужчины.

Винная (закон дисциплины) предписывает монахам жить в безбрачии. Следует отметить, что в определенных японских, корейских и тибетских общинах монахам и монахиням разрешается вступать в брак, хотя это скорее исключение, чем правило. Исповедующие буддизм на Западе могут быть женаты и иметь семью, а могут быть и холостыми. Некоторые практикуют безбрачие.

Более поздние школы буддизма предоставляют женщине право перерождаться только в низших воплощениях. Существу в образе женщины закрыт вход в нирвану, сначала нужно переродиться в мужчину.

Лекция №4 (2 часа)

Тема: Основополагающие ценности буддизма. Ч. 2

1 Вопросы лекции:

1.1. Центральные понятия буддийской нравственности.

1.2. Основные принципы оценки моральных ценностей в буддизме.

1.3. Нравственность как средство достижения развития мудрости.

1.4. Любовь к живому и сострадание – основа буддийской нравственности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.