Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование служебных полномочий как способ совершения коррупционных преступлений




 

Использование служебных полномочий выступает в качестве признака преступлений против интересов службы (гл. 35 УК). Преступления, предусмотренные в этой главе УК, могут быть совершены в любой сфере служебной деятельности.

В ряде статей других глав УК также предусматривается ответственность за использование должностным лицом сво­их служебных полномочий вопреки интересам службы. К примеру, должностное лицо в качестве специального субъекта названо в ст. 210 УК «Хищение путем злоупот­ребления служебными полномочиями», в ч. 3 ст. 228 УК «Контрабанда, совершенная должностным лицом с исполь­зованием своих служебных полномочий, в ч. 2 ст. 235 УК «Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем,совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий».

Использование служебных полномочий вопреки интересам службы есть способ совершения, сущ­ность всех преступлений должностных лиц.

В целом любое противоправное поведение должностно­го лица, представляющее собой незаконное использование служебных полномочий.

До 2001 года на протяжении сорока лет отечественное уголовное зако­нодательство в качестве типичного способа совершения должностных пре­ступлений рассматривало «использование должностным лицом своего слу­жебного положения».

Необходимо отметить, что понимание использования служебного по­ложения было различным. Эта проблема была предметом оживленной дис­куссии применительно к квалификации должностных преступлений. В уго­ловно-правовой науке сложились две позиции. Первая из них сводится к уз­кому пониманию использования служебного положения как совершению действий (бездействия), которые входят в круг служебных обязанностей должностного лица.

Вторая точка зрения основывается на широком понимании использова­ния служебного положения и связана с тем, что лицо, занимая соответствую­щую должность, в силу этого обладает определенным авторитетом, имеет служебные связи с другими должностными лицами, способно оказывать на них влияние. Благодаря этому должностное лицо располагает рядом фактиче­ских возможностей, отсутствующих у других лиц. Исходя из этого, под ис­пользованием субъектом служебного положения предлагалось понимать ис­пользование им как юридических прав, так и фактических возможностей, ко­торыми он обладает именно в связи с занимаемой должностью.

Такое широкое понимание использования служебного положения пред­ставлялось следственной и судебной практике предпочтительным и домини­ровало. То есть считалось, что при совершении преступления должностное лицо используют свои служебные полномочия либо способствуют соверше-преступления в силу занимаемой должности.



Действующий УК России содержит оба понятия: «использование слу­жебного положения» (например, ч. 2 ст. 178 УК РФ) и «использование слу­жебных полномочий» (например, ст.ст. 201, 202, 285 УК РФ). Это обязывает правоприменителей четко различать ситуации, в которых имеет место первый либо второй признак.

В УК БССР (затем УК Беларуси) 1960 г. законодатель говорил именно об использовании должностным лицом своего служебного положения.

В УК Беларуси 1999 г. появилась иная терминология: использование должностным лицом своих служебных полномочий. Такой подход коренным образом изменил трактовку преступлений против интересов службы.

Использование служебных полномочий — это использование должностным лицом в пределах его компетенции прав, круг которых определяется в законах, указах Президента, постановлениях правительства, в различных по­ложениях, приказах по государственному органу или организации, в должно­стных инструкциях, правилах, уставах, регламентах и т. п. Виновный исполь­зует эти полномочия, формально не выходя за их рамки, не присваивает он и полномочия других должностных лиц.

Такое законодательное решение придает определенность уголовно-правовой оценке деяния, исключает широкое субъективное усмотрение. Та­кой подход вытекает и из законодательного определения признаков должно­стного лица, даваемых в пп. 1-3 ч. 4 ст. 4 действующего УК. Именно по ха­рактеру полномочий выделяются представители власти, представители обще­ственности, лица, осуществляющие организационно-распорядительные функ­ции, административно-хозяйственные функции, и лица, уполномоченные на совершение юридически значимых действий. При квалификации преступле­ний, в которых использование должностным лицом своих служебных полно­мочий выступает в качестве основного или квалифицирующего признака, важно не только установить должностной статус субъекта преступления, но и фактическое использование этим лицом тех полномочий, которые этот статус и предопределяют.

К сожалению, следственная и судебная практика дают нам примеры, когда обвинение строится на вменении использования должностным липом не служебных полномочий, а служебного положения.

Имеют место ситуации, когда совершенное должностным лицом деяние лежит за пределами как использования служебных полномочий, так и исполь­зования служебного положения. Так, заведующий юридической консультаци­ей осуществлял защиту гражданина, от которого получил предложение посо­действовать за денежное вознаграждение в изменении меры пресечения. Ад­вокат обсудил это предложение со следователем, и они решили оказать по­добную «услугу» за 10 тыс. долларов. При передаче валюты заведующий юридической консультацией был задержан. Ему вменили покушение на по­лучение взятки в особо крупном размере - ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 430 УК. При этом было упущено, что, совершая деяние, обвиняемый никаких полномочий заведующего юридической консультацией не выполнял, а занимался профес­сиональной адвокатской деятельностью, т. е. в качестве должностного лица вообще не выступал.

Имеют место и случаи, когда должностное преступление видят там, где отсутствуют вовсе служебные отношения. Так, классный руководитель Дворец­ком средней школы Лунннецкого района сопровождала детей в оздоровитель­ном лагере «Белое озеро» под Брестом. Учительница, утратив контроль над 9-летними детьми, применяла непедагогические методы воздействия. В частно­сти, двоих драчунов на глазах у всей группы заставила снять штаны и отхлеста­ла веткой, четырех мальчишек, шумевших в спальне, вывела в коридор и оста­вила на ночь. Дети спали на полу, не могли попасть в туалет. Учительнице предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 426 УК — превышение власти или служебных полномочий, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпев­шего. Даже если согласиться с тем, что учитель или воспитатель во время про­ведения внешкольных мероприятий является должностным лицом (такова в прошлом позиция Верховного Суда), то возникает вопрос, в отношении кого учительница была должностным лицом... Очевидно, что между ней и 9-летними детьми нет служебных отношений. Там, где нет служебных отноше­ний, нельзя превысить служебные полномочия.

При квалификации должностных преступлений важно не только установить статус должностного лица, но и необходимо убедиться в том, что вменяемое деяние совершено в рамках служебных отношений и связано с использованием не служебного положения, а именно служебных полномочий.

Норматив­ные предписания, определяющие служебное поведение долж­ностных лиц, имеют многоуровневый характер — от кодек­сов, законов до нормативных правовых актов, действующих в конкретной организации и даже ее структурном подразделе­нии. Большое количество актов, а также их постоянное изменение с течением времени приводят к возникновению противоречий. Общий порядок их разрешения определен в ст. 71 Закона Республики Беларусь «О нормативных право­вых актах Республики Беларусь» в случае коллизии между нормативными правовыми актами необходимо руко­водствоваться нормой акта, обладающего более высокой юри­дической силой; в случае коллизии между актами, обладаю­щими равной юридической силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, дей­ствуют положения акта, принятого (изданного) позднее.

Нормативные правовые акты для определения круга слу­жебных полномочий и обеспечения правильной уголовно-правовой квалификации содеянного целесообразно анализи­ровать путем выделения трех блоков:

1. что должностное лицо было обязано выполнить;

2. что для исполнения этих обязанностей было вправе со­вершить;

3. что ему делать запрещалось.

При этом анализ полномочий должностного лица следует проводить не вообще, в целом, а применительно к конкретной исследуемой в уголовном деле ситуации, вычленяя из обшир­ного списка обязанностей, прав и запретов только имеющие отношение к расследуемому преступлению.

Перечни обязанностей, прав и запретов рекомендуется составлять от общих положений к частным, указывая в каждом пункте нормативные правовые акты (их статьи), что окажет помощь при описании объективных признаков преступления в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в приговоре.

Необходимо отметить, что в судебно-следственной практике возникают проблемы отграничения должностных и недолжностных злоупотреблений полномочиями.

В качестве примера можно привести проблему отграничения ст. 424 и ст. 216 УК, которые устанавливают ответственность за должностное и соответственно недолжностное злоупотребление полномочиями, повлекшее причинение имущественного ущерба при отсутствии признаков хищения.

Для решения вопроса о привлечении виновного в причинении имущественного ущерба к ответственности на основании ст. 424 или ст. 216 УК необходимо точно установить содержание и объем его должностных полномочий. При этом необходимо различать служебные полномочия должностного лица и его сугубо профессиональные обязанности, которые не являются должностными (например, руководитель частного медицинского центра одновременно выполняет обязанности практикующего врача).

Ответственность за причинение имущественного ущерба на основании ст. 216 УК может наступать в отношении того должностного лица, который при причинении имущественного ущерба использует сугубо профессиональное полномочия, не являющиеся должностными.

Нарушение виновным в результате должностного злоупотребления любого из элементов интересов службы при наличии соответствующих условий влечет ответственность на основании ст. 424 УК.

 





Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.231.226
Генерация страницы за: 0.008 сек.