Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философско-психологическая теория С. Л. Рубинштейна




Деятельностный подход (формулируемый так же, как принцип единства сознания и деятельности) разрабаты­вался А. Н. Леонтьевым в развитие идей Л. С. Выготского.

Мы уже упоминали о том, что деятельностный подход разрабатывался независимо от этой линии основателем другой психологической школы Сергеем Леонидовичем Ру­бинштейном (1889—1960) и был им обозначен впервые уже в начале 20-х гг., при рассмотрении принципа творческой самодеятельности (любая деятельность является самосто­ятельной и творческой — одна из важнейших мыслей С. Л. Рубинштейна).

По словам С. Л. Рубинштейна, субъект в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Если для школы Л. С. Выготского центральным является процесс интериоризации, то в теории С. Л. Рубинштейна исход­ным выступает действие, «проникающее» в объективную действительность и, по образному выражению Сергея Ле­онидовича, несущее мышление на своем острие.

Через принцип деятельности С. Л. Рубинштейн прео­долевает недостаток, характерный, по его мнению, для традиционной психологии сознания и механистических концепций, где мир и сознание противопоставлены друг другу: деятельность выводит человека в мир и, творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны.

Деятельность — один из уровней (важнейших уров­ней!) изначально практического и всегда непрерывного взаимодействия человека с миром. Если для Л. С. Выгот­ского главным моментом, определяющим развитие, явля­ется знак (вспомните различение натуральных и высших психических функций), то для С. Л. Рубинштейна — дея­тельность; если для Л. С. Выготского знаки порождают че­ловеческие формы поведения, то для С. Л. Рубинштейна, напротив, практические действия делают возможным овладение речью.

Чем определяется деятельность? Деятельность опреде­ляется своим объектом, говорит С. Л. Рубинштейн, и, ка­залось бы, здесь можно усмотреть аналогии с подходом бихевиористов — внешние причины определяют актив­ность; однако — и это принципиально •— деятельность определяется своим объектом не прямо, а через ее «внут­ренние» закономерности; вообще, внешние причины дей­ствуют через внутренние условия. Последнее положение фиксирует предложенное С. Л. Рубинштейном понимание принципа детерминизма. При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступа­ет личность, имеющая сложную многоуровневую структу­ру; с точки зрения С. Л. Рубинштейна, все психические процессы могут рассматриваться как процессы личности. С. Л. Рубинштейн отличает деятельность от поведе­ния; точнее сказать, поведение — особая форма деятель­ности, причем для С. Л. Рубинштейна поведение — нечто противоположное тому, что имеют в виду бихевиористы. Деятельность становится поведением тогда, когда мо­тивация человеческих действий из предметного плана (в данном случае имеется в виду «вещная» сфера) переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реа­лизуются при посредстве предметных). Главное в поведе­нии — отношение к моральным нормам. Если единицей анализа деятельности выступает действие, то единицей анализа поведения является поступок. Отметьте отличие в

подходах к рассмотре­нию деятельности С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева: если для А. Н. Леонтьева деяте­льность является уни-

Брушлинский Андрей Владимирович — доктор психологических наук, профес­сор, член-корреспондент РАН, акаде­мик РАО и АПСН, директор Института психологии РАН.

версальным объяснительным понятием, то С. Л. Рубинш­тейн, как отмечает один из крупнейших его последовате­лей А. В. Брушлинский, не сводил все многообразие взаи­модействия человека с миром к одной лишь деятельности.

В отношении же структуры деятельности обоими вы­дающимися психологами были разработаны во многом сходные позиции: С. Л. Рубинштейн описывал деятель­ность через цели, мотивы, действия, операции.

Отметим еще один важный момент. Психическое С. Л. Рубинштейн рассматривал прежде всего как процесс, движущийся, непрерывный, формирующийся, воплощаю­щийся в продукты (результаты) — образы, понятия, состоя­ния и др.; сам же процесс включает прерывные операции, но не сводится к ним.

Наиболее ярко это было показано на примере мышле­ния, включающего логические, математические и др. опе­рации; при этом мышление как процесс связано с мышле­нием как деятельностью личности, то есть с мотивацией, способностями. Как отмечает А. В. Брушлинский, такой подход позволяет по-новому определить предмет психо­логии. Психология, понятая с позиций С. Л. Рубинштей­на, изучает психическое как живой непрерывный процесс (в соотношении с его продуктами), участвующий в регуля­ции всего взаимодействия человека с миром.

Крупнейшие последователи С. Л. Рубинштейна — Ксе­ния Александровна Абульханова, Андрей Владимирович Бруш­линский, развивают на базе идей своего учителя принцип субъектности — представление о человеке как активном преобразующем мир и самого себя существе.

Школы Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна — дале­ко не единственные крупные школы в отечественной пси­хологии, хотя в теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетные.

Теоретические представления, разработанные в Санкт-Петербургской психологической школе

Ряд важных теоретических представлений разработан в так называемой Питерской (Санкт-Петербургской, Ле­нинградской) психологической школе, берущей начало в на­учной и организаторской деятельности Владимира Михай­ловича Бехтерева, о котором мы говорили выше.

Авторитетной теорией, сформировавшейся в этой школе, является «теория отношений» Владимира Николае­вича Мясищева (1892— 1973), созданная в развитие идей его учителя, сподвижника Бехтерева Александра Федорови­ча Лазурского (1874—1917) и представляющая особый под­ход — в рамках марксистской методологии— к проблемам личности.

В. Н. Мясищев исходил из того, что главным принци­пом изучения природы в целом является принцип изуче­ния ее объектов во взаимосвязях. Для человека же, высту­пающего как активный субъект, характерны отношения — осознанные избирательные связи его с различными аспек­тами бытия — с другими людьми, предметами, собствен­ной деятельностью, самим собой. Сложнейшие отноше­ния человека к окружающему миру выражаются в его пси­хической деятельности; в этихотношенияхчеловеквысту­пает в роли субъекта, деятеля, сознательно преобразующе­го действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избиратель­ных, сознательных связей личности с различными сторо­нами объективной действительности.

Основные стороны психической жизни, по В. Н. Мя-сищеву, — психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и проявляю­щиеся друг в друге.

Система отношений — психологическое «ядро» лич­ности. Через это понятие в теории В. Н. Мясищева оказа­лось возможным рассмотрение различных психических явлений. Так, мотив выступает в этой теории как выраже­ние отношения к объекту действия; воля проявляется в до­стижении цели, являющейся объектом активного отноше­ния; черты характера — превращенные отношения и т. д. Через противоречивые отношения В. Н. Мясищев, являю­щийся одним из крупнейших отечественных психотера­певтов, рассматривал неврозы.

Еще одно важное направление отечественной психо­логии связано с именем многолетнего лидера Ленинг­радской психологической школы Бориса Герасимовича Ананьева (1907—1972). Он развивал некоторые важные по­ложения В. М. Бехтерева, инициатора комплексных ис­следований, и выступил с идеей создания особой дисцип­лины — человекознания, включающей данные психоло­гии, антропологии, медицины, физиологии и др. наук о

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.