Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные организации 2 страница




То есть должно соблюдаться то, что в обиходе называ­ется «при прочих равных условиях». Разумеется, идеаль­ное воспроизведение невозможно; однако контроль пере­менных — если не всех, то многих—эксперимент позволя­ет осуществить.

Итак, мы описали основные преимущества экспери­мента. Возникает естественный вопрос, в чем его недо­статки. Как и в ситуации с наблюдением, недостатки ока­зываются обратной стороной преимуществ. Организовать экспериментальное исследование так, чтобы испытуемый не знал о том, что является испытуемым, чрезвычайно сложно: относительно полный контроль переменных воз­можен лишь в специальных условиях, например, в обору­дованной лаборатории (лабораторный эксперимент), но че­ловек, пришедший в лабораторию — да и в целом находясь в непривычных условиях — как правило, знает, что оказы­вается объектом исследования (хотя, заметим, лично он может психолога и не интересовать). Это означает более чем вероятную скованность испытуемого, сознательную или бессознательную тревогу, боязнь оценки и пр.

От лабораторного эксперимента отличают в связи с этим естественный эксперимент, идея которого принадле­жит русскому психологу А. Ф. Лазурскому (1874—1917): предлагается промежуточный между наблюдением и экс­периментом метод исследования, при котором психолог активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушаю­щих ее естественности для испытуемого.

Например, проверка гипотез относительно факторов, определяю­щих успешность обучения, может осуществляться в учебной ситуации, когда ее изменения ученик будет воспринимать как естественный ход урока.

Помимо лабораторного и естественного эксперимен­та, иногда выделяется полевой, предполагающий исполь­зование минимума оборудования в ситуации, близкой к естественной.

По иному основанию различают констатирующий и формирующий эксперимент. Это различение особенно важно для возрастной и педагогической психологии, хотя и не только для них. Дело в том, что к развитию психики можно подходить как к явлению, относительно независи­мому от обучения и воспитания (полагая, что обучение должно как бы подстраиваться к развитию, следовать за ним, и тогда задачей психолога оказывается констатация связей, складывающихся в процессе развития (например, в исследованиях Ж Пиаже), но можно рассматривать раз­витие как «ведомое» обучением и воспитанием (Л. С. Вы­готский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин), и тогда психолог, ставящий эксперимент, не может игнорировать сам про­цесс обучения, определяющий развитие. Формирующий эксперимент предполагает.выявление закономерностей развития психики в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого, то есть формирования его психики. Другие названия для форми­рующего эксперимента — психолого-педагогический, обучающий, воспитывающий.

Помимо исследования, построенного на наблюдении, и экспериментального исследования, возможно психоди­агностическое исследование. На его основе проверяются, как правило, гипотезы о зависимостях между различными психологическими характеристиками; выявив их особен-

ности (измерив, описав) у достаточного количества испы­туемых, оказывается возможным на основании соответст­вующих математических процедур выявить их взаимосвязь. Для этого используются психодиагностические методы, то есть методы выявления и измерения индивидуальных осо­бенностей на основе процедур и техник, подтвердивших свою эффективность. Иногда психодиагностическое ис­следование предполагает охват достаточно большого ко­личества испытуемых, что позволяет снизить требования к контролю переменных во время диагностики (это преиму­щественно относится к методикам, создаваемым для мас­совой диагностики), во многих же случаях требования к психодиагностическому исследованию те же, что к экспе­рименту; имеется в виду контроль переменных.

Наблюдение, эксперимент и психодиагностическое ис­следование мы выделили как относительно самостоятель­ные методы исследования. Следует различать случаи, когда наблюдение и психодиагностика входят составной частью в эксперимент. Естественно, что во время эксперимента за испытуемым наблюдают, что изменение его состояния ре­гистрируется (если это необходимо) средствами психоди­агностики; однако как самостоятельный метод исследова­ния ни наблюдение, ни психодиагностика в данном случае не выступают. Психодиагностика, кроме того, может вы­ступать самостоятельной областью деятельности практи­ческого психолога, ориентирующегося при этом не на ис­следование, а на обследование. В связи с этим методы пси­ходиагностики мы рассмотрим в соответствующем разде­ле.

Помимо названных, одним из распространенных ме­тодов психологического исследования выступает беседа, предусматривающая выявление интересующих психолога связей на основе эмпирических данных, полученных в жи­вом двустороннем общении с испытуемым. Беседа, как правило, выступает в качестве вспомогательного метода: при анализе ее хода и результатов перед психологом встает ряд трудноразрешимых проблем, касающихся откровен­ности испытуемого, его отношения к психологу; при недо­статочном психологическом контакте возможна боязнь испытуемого «потерять лицо», подозрительность, недове­рие и, как следствие, стремление уйти от ответов в стерео­типные, стандартные высказывания, соответствующие принятым — по мнению испытуемого — этическим и иным нормам. Хорошее же отношение к психологу может вызвать бессознательное стремление угодить ему, «порадо­вать» ожидаемым ответом. Сам же психолог (как и в ситуа­ции наблюдения) также не свободен от субъективности, не­смотря на то, что беседа заранее планируется и основные вопросы определяются до ее начала, в ходе живого общения психолог с трудом может абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому — с вытекающими последстви­ями. Точнее будет сказать так: использование беседы как основного метода возможно при соответствующей квали­фикации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободного выражения и одновременно «отделить» личные отношения от содержания беседы. В работе ряда ведущих психологов мира беседа использовалась как: самостоятель­ный метод исследования («клиническая беседа» Ж. Пиа­же, «психоаналитическая беседа» 3. Фрейда).

На этом мы закончим краткий обзор методов психоло­гического исследования. Сказанное о методах получения эмпирических данных касалось объективного исследова­ния, аналоги можно увидеть и при применении субъектив­ного метода (самонаблюдение, самоэксперимент, самоди­агностика, внутренний диалог).

Вслед за этапом получения эмпирических данных сле­дует этап их обработки, где в качестве методов выступают различные формы качественного и количественного ана­лиза, обсуждение которых на начальных этапах изучения психологии было бы преждевременным, так как требует соответствующей математической подготовки.

Завершается же исследовательский цикл интерпрета­цией, то есть соотнесением полученных результатов с ис­ходной гипотезой, выводами о ее достоверности и даль­нейшим соотнесением с теорией, в рамках которой гипо­теза создавалась, и — при необходимости — пересмотром определенных положений, что породит новые проблемы, новые гипотезы и так далее, до бесконечности, как беско­нечно познание.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М.: ЧеРо, 1996.

2. ЗинченкоВ.П. История психологии в лицах. Видеозапись лекций.— М.: МПСИ, 1999.

3. Соколова Е. Е. Введение в психологию. — М.: РПО, 1999.

4. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. — М.: Смысл, 1997.

5. МарцинковскаяТ. Д., Ярошевский М. Г. Сто выдающихся психологов мира. - М.: МПСИ, 1996.

Глава 3

Профессиональный психолог как прикладник и практик

1. Общее представление о прикладной психологии и психологической практике

Психологические проблемы пронизывают всю нашу жизнь, то есть психолог может найти себе применение практически во всех сферах жизнедеятельности человека и не только человека (как известно, психологи изучают жизнь животных, птиц, рыб, микроорганизмов, целост­ных экологических систем и т. п.). Но здесь сразу же воз­никают вопросы: кто определяет, какими проблемами должен заниматься психолог, а какими — не должен (ина­че получается, что все проблемы, связанные с человеком, должны решать только психологи, а в других профессиях надобность просто отпадает).

Другой вопрос:

Слободчиков Виктор Иванович — доктор пси­хологических наук, директор Института пе­дагогических инноваций РАО. Исаев Евгений Иванович — доктор психологи­ческих наук, специалист в области проекти­рования психологического образования пе­дагогов (Тульский государственный педаго­гический университет им. Л. Н.Толстого).

как психолог дол­жен решать имею­щиеся психологи­ческие проблемы, только ли он сам определяет формы, методы и условия своего труда?

Чтобы привнести некоторую ясность в подобные во­просы, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев выделяют два по­нимания «практической психологии»:

1) практическая психология как «прикладная дисципли­на», особенностью которой является «ориентация на акаде­мическую исследовательскую психологию естественнонауч­ного типа»;

2) практическая психология как «особая психологиче­ская практика», где главная ориентация не на исследование психики, а на «работу с психикой» (см. Слободчиков, Исаев, 1995.-С. 113-115).

В дополнение и развитие такого разделения можно до­бавить следующее: «прикладная психология» даже по своему названию ориентирована на помощь в решении тех задач, которые уже поставлены перед психологом его «заказчи­ками».

Например, руководством какого-то предприятия. Здесь психолог как бы дан «в придачу» («придан») уже работающим специалистам, то есть он как бы помогает этим специалистам лучше выполнять свои фун­кции. При таком понимании психолог действительно может реализо­вать себя в самых различных сферах производства.

Можно выделить, наряду с некоторыми упоминавши­мися выше, примерно следующий перечень сфер, где пси­холог может найти для себя применение:

1. Космическая психология, где психолог может иссле­довать и формировать готовность будущих космонавтов к выполнению своих полетов, а также разрабатывать реко­мендации для оптимизации подготовки космонавтов, ока­занию медико-психологической реабилитации после по­летов и т. п.

2. Авиационная психология, направленная на опти­мизацию психологических условий работы пилотов, диспетчеров аэропортов, других работников летных служб.

3. Индустриальная (производственная) психология и близкая к ней психология управления (организационная пси­хология). Заметим, что теоретически возможно выделение «своей», специфической психологии по каждой отрасли производства (строительная психология, металлургиче­ская психология и т. п.). Правда, практически такое выде­ление не всегда делается. Иногда как отдельную сферу вы­деляют психологию менеджмента, психологию предпри­нимательской деятельности и т. п.

4. Медицинская психология и патопсихология, где од­ним из важных аспектов является построение взаимоот­ношений психологов с медиками. Правда, традиционно в данном направлении психологии больше внимания уделя­ется исследованию самих больных.

5. Педагогическая психология (психологические осо­бенности образования и детей, и взрослых, а также проб­лемы непрерывного и опережающего профессионального

образования). Как один из вариантов педагогической пси­хологии выделяется школьная психология.

6. Правовая и юридическая психология, перед которой стоят особо сложные проблемы в условиях реально «не правового государства», зараженного идеей коррупции и вседозволенности (в том числе и в среде самих правоохра­нительных органов).

7. Психология туризма и организации досуга.

8. Некоторое время назад (в начале 80-х годов — вре­мени проведения Олимпийских игр в Москве) в СССР была очень популярна спортивная психология.

9. Психология массовых коммуникаций и рекламы.

10. Политическая психология, где психолог в последнее время оказывается востребован в различных отношениях, в том числе в организации избирательных компаний и межпартийной политической борьбы.

11. Военная психология, где деятельность психолога ве­сьма многообразна, в том числе в связи с событиями, про­исходящими в «горячих точках», и необходимостью под­готовки бойцов к деятельности в экстремальных ситуаци­ях и психологической помощи им в период и по оконча­нии службы.

Во всех этих и других случаях психологу приходится, с одной стороны, не терять свой специфический предмет (психику, субъектность человека), а с другой стороны, учитывать специфику работы в той отрасли, которую он обслуживает. Исходя из этого, психолог-прикладник со временем вынужден все больше и больше исследовать, а в ряде случаев и включаться в ту производственную среду, где он пытается оптимизировать коллективную деятель­ность работников. Таким образом, он фактически сам по­степенно превращается в неотъемлемого участника про­изводственного процесса и становится реальным членом данного трудового коллектива (поскольку без него кол­лектив уже не сможет эффективно работать). Именно поэ­тому психологов все чаще приглашают на работу (посто­янную работу) в различные фирмы и организации. Психо­лог, работающий в организации, стратегические задачи определяет, как правило, не сам, но он самостоятельно ставит перед собой и реализует тактические и оператив­ные задачи.

Заметим, что в серьезных организациях обычно рабо­тает не один, а несколько психологов. Кроме того, при ре­шении сложных проблем (связанных, например, с реорга­низацией фирмы) к работе обычно подключаются как соб­ственные психологи (внутренние консультанты), так и приглашенные (внешние консультанты). Все это позволя­ет сообща (вместе с достаточно опытным руководством) грамотно ставить задачи и решать их. Тем не менее остает­ся проблема «грамотного заказчика», поскольку и у опыт­ных руководителей встречается иногда и некоторая преду­бежденность, и некоторое недоверие к психологам. Поэ­тому реально психологу-прикладнику иногда приходится брать на себя несколько большую ответственность и само­му заявлять о стратегических проблемах и целях своей ра­боты, одновременно формируя и психологическую куль­туру у своих начальников — производственников и заказ­чиков.

Несколько иная картина складывается, когда мы гово­рим о практической психологии как «особой психологиче­ской практике». Здесь психолог обычно работает с клиента­ми, которые в большей степени доверяются психологу как специалисту. В этих случаях психолог самостоятельно ста­вит перед собой и стратегические задачи (клиент в значи­тельной степени доверяет ему в этом), и тактические и кон­кретные оперативные задачи исследования и вмешательст­ва в ситуацию данного клиента.

В каком-то смысле ответственность такой работы у психолога выше, чем в случаях решения прикладных за­дач, поскольку психолог в большей степени выступает субъектом собственной деятельности.

Практическая психология как специально выделяемая психологами отрасль, нуждающаяся в особом научном обо­сновании, развивается в России последние пятнадцать — двадцать лет (особенно активно в 90-е годы). В силу ряда объективных обстоятельств (тоталитарный режим и, как следствие, гонения на психологию, стремление в свое время заменить предмет психологической науки предме­том рефлексологии и физиологии и т. п.) в отечественной практической психологии до настоящего времени можно зафиксировать серьезное отставание от западных стран. Отечественная психология долгое время представляла со­бой академическую науку, занимавшуюся исследования-

ми, но не решением реальных психологических проблем конкретных людей.

Почти все отечественные школы практической психо­логии опираются на теоретические концепции, пришед­шие к нам с Запада, да и сами формы психологической ра­боты в большинстве случаев до сих пор являются модифи­кациями зарубежных моделей. Однако многие формы практической психологической работы зародились имен­но в нашей стране. Практическая психология имеет в Рос­сии собственные традиции. Можно, пожалуй, утверждать, что элементы методов практической психологии активно использовались в нашей стране еще в двадцатые — три­дцатые годы. Речь идет, прежде всего, о своеобразном «психотехническом буме» первых послереволюционных десятилетий, когда изучались и внедрялись в практику ме­тоды профотбора и профконсультаций, психологической рационализации профессионального образования, созда­вались специальные тренажеры и разрабатывались прие­мы психологического воздействия на группу. Были созда­ны первые деловые игры, ставшие гораздо позже состав­ными элементами многих тренингов.

Другим направлением, реализовывавшим психоло­гические методы в социальной практике, выступила возникшая в США и широко распространившаяся в За­падной Европе и России педология (буквальный пере­вод — наука о ребенке), проповедовавшая комплекс­ный — средствами различных наук — подход к ребенку и претендовавшая на роль «метанауки». Отечествен­ные педологические лабо­раторий и секции вполне в духе времени пытались разрабатывать методы и приемы диагностики и развития отдельных детей и школьных коллективов в соответствии с идеями формирования нового человека.

Многие воспитательные системы тех лет буквально пе­стрят примерами возникновения психотехнологий, ока­завшихся впоследствии востребованными (правда, в не­сколько иной форме) в психологической практике Запада. Яркой иллюстрацией к сказанному служит целый ряд ме­тодик, применявшихся в групповой работе с беспризорни-

Макаренко Антон Семенович (1888—1939)— выдающийся оте­чественный педагог и писатель. Внес существенный вклад в оте­чественную педагогическую и со­циальную психологию, создав те­орию развития личности в кол­лективе.

ками А. С. Макаренко. (Анализ разработанной значительно позже «коммунарской методики» позволяет легко вычле­нить и в ней элементы эффективных методов психологиче­ского воздействия; не случайно на опыт А. С. Макаренко ссылался и много оттуда заимствовал создатель ведущей оте­чественной психотерапевтической школы В. Н. Мясищев).

Советская психология на ранних этапах своего разви­тия оказалась очень восприимчивой к идеям зарубежных исследователей. Одной из наиболее привлекательных кон­цепций в то время безусловно явЛялся фрейдизм — хотя бо­льшинство отечественных психоаналитиков не получили соответствующего психоаналитического образования. Оте­чественные психологи пытались применять в практике психоаналитические идеи в работе с детьми (В. Шмидт, М. Вульф, И. Ермаков, А. Залкинд и др.). Однако и педология, и работа в рамках концепции Фрейда не сумели получить своего развития в отечественной науке в связи с фактиче­ским запретом властей и гонениями на ученых и практиков. Долгие годы психология в России была лишена возможно­сти изучать и развивать методы оказания психологической помощи и знакомиться с опытом зарубежных коллег.

Справедливости ради отметим, что в последнее время и в нашей стране появились специалисты-практики мирового уровня, уже начавшие учить собственных западных учителей.

В настоящее время практическая психология может рассматриваться не только как сфера приложения психо­логических знаний, не только как психологическая прак­тика и способ проверки умозрительных психологических моделей, но и как новая активно развивающаяся отрасль психологической науки, имеющая свой предмет изучения и разработки. В качестве такового выступают, по нашему мнению, принципы, методы и формы психологической помощи, психологической поддержки, психологического содействия и психологического сопровождения развития человека. Г. С. Абрамова (1994) предметом практической психологии считает индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни. «При этом практическая психология ставит своей задачей не то­лько изучение индивидуальности человека, но и обосно­вание воздействий на него с целью проявления возможно­стей человека» (Абрамова Г. С, 1994. — С. 12). В силу но­визны данной отрасли окончательное определение пред­мета практической психологии является делом будущего.

По нашему мнению, говоря о задачах практической психологии, следует выделять разные их уровни:

1) научно-исследовательские задачи связаны с реше­нием проблем изучения закономерностей разви­тия и формирования личности с целью разработ­ки методологических основ деятельности практи­ческого психолога, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях различных социальных систем;

2) прикладные задачи практической психологии дик­туются необходимостью психологического обес­печения оптимального функционирования учреж­дений и организаций, труда персонала и отдель­ных индивидуумов, что предполагает составление специальных обучающих программ, создание учебников и учебных пособий по практической психологии, разработку психологических реко­мендаций и методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров, психологи­ческое обоснование деятельности служб практи­ческой психологии, создание проектов норматив­ных документов такой деятельности;

3) практические задачи определяются конкретными проблемами непосредственно по месту професси­ональной деятельности психолога: в учреждениях и организациях различного профиля, в специали­зированных психологических кабинетах и цент­рах — в форме оказания психологической помощи конкретным людям.

2. Основные направления деятельности "» практического психолога

Социальный заказ и задачи, возникающие перед практическим психологом при работе с клиентом

Социальный заказ на работу практического психоло­га формируется в обществе, или точнее, в некоторой его части, осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Пер­выми осознали важность и нужность особого вида деяте­льности психолога — практической — представители про­фессий типа «человек-человек» (по типологии Е. А. Кли­мова), прежде всего, учителя. Именно поэтому в нашей стране в настоящее время получила наибольшее развитие служба практической психологии образования. Наиболь­шее число практических психологов работает сейчас в сфере образования.

Однако все острее ставится вопрос о необходимости квалифицированных специалистов-психологов в учрежде­ниях и организациях самого различного профиля для рабо­ты с персоналом.

Активно развивается практическая психология в биз­несе, в рекламном деле, в управленческой сфере. Возник­ла нужда в психологах-имиджмейкерах, психологах, уме­ющих работать с политиками.

В результате происходящих социальных изменений психолог приобрел новый общественный статус, требую­щий от него ясного понимания обращенных к нему ожи­даний. Г. С. Абрамова (1994) вводит понятия Заказчика, Клиента и Пользователя психологической информации. Согласно ее взглядам, эти понятия означают следующее:

Клиент — человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психоло­гической информации.

Заказчик — человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организа­ции или других людях).

Пользователь — человек, получающий от психолога психологическую информацию.

По Г. С. Абрамовой (1994), можно выделить четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом, отра­женные в таблице:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.