Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и технология розничной продажи товаров 10 страница




Стоимость товара в сумме предоставленного кредита погашается равными частями один раз в месяц в сроки, предусмотренные поручением-обязательством (обязатель­ством), путем удержания из заработной платы или путем внесения наличных денег в кассу предприятия торговли либо перечисления ему денежных средств в порядке без­наличных расчетов.

При увольнении с работы покупателя администрация предприятия, учреждения или организации, где он работал (учился), обязана удержать с него всю оставшуюся задол­женность за товары, приобретенные в кредит. При этом


сумма всех удержаний не должна превышать пределов, установленных действующим законодательством.

В случае неполного погашения задолженности уволен­ным с работы покупателем, администрация обязана пере­слать в 5-дневный срок предприятию торговли первый эк­земпляр поручения-обязательства (обязательства) вместе со справкой об увольнении.

Если покупатель перевелся в другое предприятие, учре­ждение или организацию или при наличии других причин, по которым прекращаются удержания сумм очередных платежей из заработка или стипендии, администрация обязана сообщить об этом предприятию торговли в 5-дневный срок после прекращения удержаний. По просьбе предприятия торговли поручение-обязательство (обяза­тельство) должно быть переслано по новому месту работы или учебы в течение 5 дней со дня получения письменного сообщения предприятия торговли.

За несвоевременное внесение очередных платежей за купленные в кредит товары в кассу предприятия торговли либо несвоевременное перечисление ему денежных средств с покупателя взимается пеня в пользу предприятия тор­говли в размере 0,5% от просроченной суммы за каждый день просрочки.

Если покупатель изменил постоянное место жительства, не погасив задолженности за купленные в кредит товары, и не сообщил своего нового адреса, и несмотря на принятые меры не удалось установить его новое место жительства, руководи­тель предприятия торговли передает материалы с исполни­тельной надписью органов, совершивших нотариальные дей­ствия, в народный суд по последнему известному месту Жительства покупателя или месту нахождения его имущества. Лицам, занятым индивидуальной трудовой деятельно­стью, продажа товаров в кредит производится на основа­нии договора, заключенного между предприятием торгов­ли и покупателем.


Предприятия торговли могут производить продажу това­ров длительного пользования в кредит на более льготных ус­ловиях, чем предусмотрено действующими Правилами про­дажи гражданам товаров длительного пользования в кредит. При этом возмещение возникших дополнительных расходов должно производиться за счет предприятий торговли.

Покупатель, приобретающий товар в кредит,'пользуется теми же правами, что и при покупке товаров в розничной торговой сети за наличный расчет.

26.2. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами

Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные Правительством Российской Феде­рации, регулируют отношения между комиссионером и ко­митентом по договору комиссии, а также между комиссио­нером и покупателем при продаже принятых на комиссию товаров. Договор комиссии заключается между комиссионе­ром (организацией, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальным предпринимателем, осу­ществляющими продажу товаров, принятых на комиссию, по договору розничной купли-продажи) и комитентом (гражданином, сдающим товар на комиссию с целью прода­жи этого товара комиссионером за вознаграждение).

Прием товаров на комиссию оформляется путем состав­ления договора комиссии, квитанции или другого доку­мента, вид которого устанавливается комиссионером са­мостоятельно.

Принимают товары на комиссию от граждан Россий­ской Федерации, иностранных граждан и лиц без граж­данства по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.


Магазины принимают на комиссию новые и бывшие в употреблении непродовольственные товары.

В договоре комиссии определяется продажная цена принятого на комиссию товара, размеры комиссионного вознаграждения, оплаты расходов комиссионера по хра­нению товара, порядок уценки товара, сроки реализации товара до и после его уценки.

Комиссионер несет полную ответственность перед ко­митентом за утрату и повреждение товара, принятого на комиссию.

Комиссионная торговля должна осуществляться в стро­гом соответствии с действующими правилами продажи отдельных видов товаров в части установленного порядка лицензирования и требований к организации продажи со­ответствующих товаров.

Комиссионер может предоставить комитенту дополни­тельные платные услуги (по приему и оценке товара на до­му, доставке крупногабаритных товаров от комитента в магазин и др.).

Правила комиссионной торговли непродовольственны­ми товарами в наглядной и доступной форме доводятся комиссионером до сведения комитентов и покупателей.

Транспортные средства и номерные агрегаты к ним как отечественного, так и иностранного производства, подле­жащие государственной регистрации в установленном за­конодательством Российской Федерации порядке, прини­маются на комиссию при наличии документов, удостове­ряющих право собственности на эти транспортные сред­ства, агрегаты к ним, снятие их с учета в связи с прода­жей, а также временного регистрационного знака «тран­зит», выдаваемого на транспортные средства уполномо­ченными государственными органами.

Транспортные средства зарегистрированные в других ГосУдарствах и временно ввезенные на территорию Рос­сийской Федерации гражданами, принимаются на комис-


сию при наличии паспортов транспортных средств, вы­данных в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации.

При приеме на комиссию предметов антиквариата предприятия торговли должны руководствоваться не толь­ко Правилами комиссионной торговли непродовольствен­ными товарами, но и требованиями законодательства Рос­сийской Федерации, регулирующего порядок реализации предметов антиквариата.

Прием на комиссию ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней магазины производят в соот­ветствии с предъявляемыми к ним требованиями, предусмот­ренными Правилами продажи отдельных видов товаров.

Магазины могут принимать на комиссию гражданское оружие и осуществлять его продажу с соблюдением требо­ваний Федерального закона «Об оружии» и других норма­тивных правовых актов Российской Федерации, регули­рующих оборот гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Российской Федерации.

Прием на комиссию газовых плит и баллонов к ним осуществляется при наличии документа, подтверждающе­го их пригодность к использованию по назначению, выда­ваемого службами газового хозяйства.

Магазины не имеют права принимать на комиссию:

• товары, в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации изъятые из оборота или розничная продажа которых запрещена или ограничена;

• товары, не подлежащие возврату или обмену на ана­логичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (предметы лич­ной гигиены, парфюмерно-косметические товары, бельевые и чулочно-носочные изделия, товары быто­вой химии и др.).

Прием товаров на комиссию оформляется документом, составленном в двух экземплярах. Первый экземпляр пе-


редается комитенту, второй остается у комиссионера. Если на комиссию сдается одновременно несколько товаров, их наименования и цены указываются в перечне товаров, при­лагаемом к документу, удостоверяющему прием товаров.

К каждому товару прикрепляется товарный ярлык, а к мелким товарам (часы, броши и т. д.) прикрепляется цен­ник с указанием номера договора комиссии и продажной цены. В перечне товаров, принятых на комиссию, и в то­варном ярлыке дается характеристика состояния товара с указанием — новый это товар или бывший в употребле­нии, степени износа и других признаков.

Более подробной должна быть характеристика транс­портных средств. Она должна включать идентификаци­онный номер, марку, модель транспортного средства, наименование (тип), год выпуска, номер двигателя, шас­си (рамы) и кузова (прицепа), регистрационного знака «транзит», цвет кузова (кабины), данные о пробеге, се­рию и номер паспорта транспортного средства, а в от­ношении транспортного средства, ввезенного на терри­торию Российской Федерации, также указывается номер и дата документа, подтверждающего его таможенное оформление в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации.

Товарный ярлык и перечень товаров, принятых на ко­миссию, должны быть подписаны комиссионером и коми­тентом.

Если на комиссию принимается товар, в отношении ко­торого должна быть представлена информация о подтвер­ждении соответствия товара установленным требованиям, сроках годности или сроках службы, однако такая инфор­мация отсутствует, комиссионер при продаже товара дол­жен сообщить покупателю об отсутствии таких сведений.

Цена товара, а также размер комиссионного вознагра­ждения, которое комитент обязан уплатить комиссионеру, определяются соглашением между ними.


При заключении договора комиссии согласовываются порядок и размеры уценки товаров, принятых на комис­сию, а также способ уведомления комитента о вызове и сроки его явки.

В случае отказа комитента от уценки ему возвращается товар с возмещением комиссионеру расходов по его хра­нению, если это предусмотрено договором.

Проведение уценок товара должно быть отражено в прилагаемом к договору перечне товаров, принятых на комиссию, товарном ярлыке или ценнике.

Принятый на комиссию товар должен поступить в тор­говый зал для реализации не позднее чем на следующий день после его приема. Если произошла задержка с посту­плением товара в продажу по вине комиссионера, то по­следний уплачивает комитенту за каждый день просрочки неустойку в размере, определенном в договоре комиссии, но не менее 3% от причитающейся комиссионеру суммы вознаграждения.

Комиссионер несет ответственность перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него товара, переданного комитентом для продажи.

Если в новом товаре обнаружены скрытые недостатки, которые не были обнаружены при приеме его на комиссию и выявлены до продажи покупателю, то он снимается с реализации и подлежит возврату комитенту, если иной по­рядок использования этого товара не был определен со­глашением сторон.

При продаже товара с неистекшим гарантийным сро­ком покупателю передается полученный от комитента до­кумент, подтверждающий его право на использование ос­тавшегося срока гарантии.

В случае продажи товара с недостатками, если они не были оговорены комиссионером, покупатель вправе по своему выбору потребовать:

• замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);


 

• замены на такой же товар другой марки (модели, ар­тикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

• соразмерного уменьшения покупной цены; незамед­лительного безвозмездного устранения недостатков товара;

• возмещения расходов на устранение недостатков то­вара.

Покупатель вправе потребовать также полного возме­щения убытков, причиненных ему вследствие продажи то­варов ненадлежащего качества.

Требования покупателя о замене на товар аналогичной марки (модели, артикула), об устранении недостатков и возмещении расходов на устранение недостатков товара подлежат удовлетворению с согласия комиссионера.

Вместо предъявления указанных выше четырех требо­ваний, покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за него денеж­ной суммы. При этом по требованию комиссионера и за его счет полученный товар ненадлежащего качества дол­жен быть возвращен покупателем комиссионеру.

Выплата комитенту денег за проданный товар произво­дится не позднее чем на третий день после его продажи по предъявлении документа, подтверждающего заключение договора комиссии, паспорта или иного документа, удо­стоверяющего личность. По желанию комитента выплата ему денег за проданный товар может производиться мага­зином по безналичному расчету через кредитные органи­зации.

Магазин может возвратить принятый на комиссию, но не проданный товар, а также выплатить деньги за про­данный товар лицу, уполномоченному комитентом, при предъявлении им доверенности, оформленной в установ-ленном порядке, и документа, подтверждающего заключе­ние договора комиссии.


26.3. Правила продажи товаров по образцам

Утвержденные Правительством Российской Федерации Правила продажи товаров по образцам регулируют отно­шения между покупателем и продавцом товаров на основа­нии договора купли-продажи. Они направлены на улучше­ние обслуживания населения путем применения прогрес­сивных форм продажи, оказания услуг по доставке, сборке, установке крупногабаритных товаров, а также на защиту интересов и прав покупателей.

Перечень товаров, подлежащих продаже по образцам, выставляемых в демонстрационном (торговом) зале, опре­деляется продавцом, в качестве которого может выступать предприятие, организация, учреждение любой формы соб­ственности и ведомственной принадлежности или гражда­нин-предприниматель, реализующий товары по договору купли-продажи.

Предусмотрены две основные формы продажи товаров по образцам:

• с отпуском в торговом зале;

• с доставкой отобранных товаров на дом покупателю непосредственно со складов оптовых или розничных торговых предприятий (организаций), либо от пред­приятия-изготовителя.

Продаже по образцам из торгового зала подлежат ткани, школьно-канцелярские принадлежности, культтовары, иг­рушки, металлическая и кожаная галантерея, изделия из пластмассы, чулочно-носочные изделия, парфюмерно-кос-метические и другие товары.

По образцам с доставкой на дом покупателям произво­дится продажа мебели, холодильников, швейных и сти­ральных машин, пианино, предметов сантехники, мото­циклов, мотороллеров, велосипедов, лодок, лодочных мото­ров, детских колясок и других крупногабаритных товаров.


В демонстрационном (торговом) зале для обозрения вы­ставляются образцы всех товаров, подлежащих продаже. Размещают их на подиумах, стендах, тележках и другом торговом оборудовании.

Каждый образец товара снабжается четко оформлен­ным ценником и аннотацией с указанием завода-изгото­вителя, технических параметров и других характеристик потребительских свойств товара. Кроме того, у продавца, осуществляющего продажу товаров по образцам, должны находиться каталоги, альбомы имеющихся в продаже то­варов по видам оформления.

Товары, требующие ознакомления покупателя с их ка­чеством, устройством (люстры, бра, стеклянные изделия для электроосветительной арматуры и др.) показываются путем открытой выкладки в шкафах или на пультах с обя­зательным присутствием продавца-консультанта.

При продаже радиоприемников, телевизоров, магнито­фонов, музыкальных товаров, фотоаппаратов, часов, пы­лесосов, кухонных комбайнов и других технически слож­ных товаров осуществляется демонстрация образцов в действии.

В демонстрационном (торговом) зале по продаже мебели могут оформляться интерьеры, имитирующие жилые ком­наты, кухни с использованием других предметов обста­новки (ковров, штор, светильников и т. д.), а также стенды с образцами тканей для обивки мягкой мебели или основ­ных материалов, применяемых для производства изделий (древесины и других материалов).

Образцы товаров должны периодически обновляться с тем, чтобы предупредить потерю их качества.

На выбранные покупателем образцы товаров продавец выписывает товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, даты продажи и фамилии продавца, наименования товара, его артикула, цены, наименования и количества отдельных предметов, входящих в комплект


 




изделия, общего количества отдельных предметов в ком­плекте, расцветки и рисунка обивочной ткани, видов от­делочных и облицовочных материалов и фурнитуры.

При оформлении заказа на оказание услуги (доставка сборка, установка и пуск) в квитанции или другом доку­менте установленной формы должны содержаться сле­дующие реквизиты:

юридический адрес продавца, фамилия и инициалы по­купателя, адрес, по которому следует доставить товар;

дата оформления заказа;

наименование товара, артикул, количество предметов стоимость и др.;

вид услуги, день, время ее исполнения (первая или вто­рая половина дня) и стоимость;

подписи продавца и покупателя и другие реквизиты.

Оплата за товары и услуги (по их доставке, сборке и т. д.) производится через кассу с применением контрольно-кассовых машин. После чего покупателю вручается кассо­вый, товарный чеки и документы на оказание услуг, на которых проставляется штамп "Оплачено".

Товар должен быть доставлен не позднее пяти дней с момента оформления и оплаты покупки. Сборка или уста­новка крупногабаритных товаров производится силами продавца или других привлекаемых им организаций, как правило, в день доставки, а если это невозможно, то не позднее 2 дней с момента доставки.

Покупатель имеет право отказаться от услуг, предостав­ляемых продавцом.

Датой продажи считается день, когда покупателю дос­тавлен приобретенный им товар.

Если стандартами или техническими условиями и пра­вилами пользования отдельными видами технически сложных товаров не допускается включение и пуск их са­мими покупателями, то эти операции осуществляются на дому у покупателя механиком магазина или по поручени


магазина мастерской гарантийного обслуживания. Эта ус-дуга выполняется бесплатно не позднее недельного срока с момента покупки или со дня обращения покупателя в мас­терскую, или магазин.

В случаях, если доставка товара произведена в согласо­ванное с покупателем время, но товар не был сдан по при­чине отсутствия покупателя, новая доставка производится в течение 5 дней после повторной оплаты стоимости услуги по доставке. При этом сборка и установка должны быть произведены в течение 2-х дней с момента передачи поку­пателю доставленного товара.

Если лее продавец нарушил установленный срок достав­ки товара на дом покупателю, а также сборки и установ­ки, то он выплачивает покупателю за каждый день или час (если срок определен в часах) просрочки неустойку в раз­мере трех процентов от стоимости услуги (работы), а если стоимость услуги (работы) не определена отдельно в дого­воре — общей стоимости заказа.

В случае обнаружения не оговоренных продавцом при оформлении и оплате недостатков в доставленном товаре при сдаче его покупателю, а также если эти недостатки обнаружены при сборке или установке либо в течение га­рантийного срока эксплуатации (если гарантийный срок не установлен, в течение б месяцев), покупатель вправе по своему выбору потребовать:

• безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем, либо третьим лицом;

• соразмерного уменьшения покупной цены;

• замены на товар аналогичной марки (модели, артику­ла);

• замены на такой же товар другой марки (модели, ар­тикула) с соответствующим перерасчетом покупной Цены;

• расторжения договора и возмещения убытков.


Отказ покупателя от приема некачественного товара оформляется в письменном виде.

Сроки предъявления требований по поводу недостатка товара исчисляются со дня доставки его покупателю. Если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, — со дня оказания этих услуг. В случаях, если день доставки, установки (подключения) установить не­возможно, то со дня заключения договора купли-продажи.

Если сборка или установка товара оказалась некачествен­ной, то покупатель вправе по своему выбору потребовать:

• безвозмездного устранения недостатков в оказанной услуге в назначенный покупателем срок;

• соответствующего уменьшения платы за оказанную услугу;

• возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими средствами или третьим лицом.

Покупатель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недос­татки в оказанной услуге не были устранены продавцом. Он вправе также расторгнуть договор, если им обнаруже­ны существенные недостатки в выполненной работе (ока­занной услуге), или иные существенные отступления от ус­ловий договора.


ГЛАВА 27

УПРАВЛЕНИЕ

ТОРГОВО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ

ПРОЦЕССОМ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

В МАГАЗИНЕ

27.1. Организация управления торгово-технологическим процессом в магазине

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из периодически повторяемых операций, в чем проявляется его цикличность. В то лее время торгово-технологический процесс может происходить с различной динамичностью и интенсивностью (в течение дня изменяется интенсивность покупательских и товарных потоков, расчетных и других операций). Кроме того, отдельные его операции могут про­текать с отклонениями от заданных величин, что придает всему торгово-технологическому процессу в магазине ве­роятностный характер. Все это происходит под влиянием различных факторов.

Для того чтобы обеспечить рациональное осуществление торгово-технологического процесса в магазине, необходи­ма хорошо продуманная система управления всеми его операциями. Это позволит более эффективно использовать помещения магазина, торгово-технологическое оборудова-



ние, рабочую силу и в конечном итоге создать условия для обеспечения высокого качества обслуживания покупателей.

Предметами управления в магазине являются товарные запасы, ассортимент товаров, товарные и покупательские потоки, трудовой процесс и качество обслуживания поку­пателей.

Управление товарными запасами. В магазине должны быть созданы условия, обеспечивающие бесперебойную торговлю при минимальных объемах товарных запасов, а также для предотвращения товарных потерь в процессе хранения, внутримагазинного перемещения и продажи то­варов. Это достигается путем повседневного управления товарными запасами. Оно должно быть нацелено прежде всего на предупреждение отклонения товарных запасов от определенных для магазина необходимых их размеров. Не­обходимые размеры товарных запасов для магазинов уста­навливаются с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факто­ров. Работники магазинов следят за соответствием факти­ческих запасов товаров установленным необходимым раз­мерам и принимают меры по их регулированию.

В случае снижения объема запасов выявляют его при­чины и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активизации продажи заменяющих товаров.

Если фактические запасы товаров в магазине превыси­ли необходимые размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины возникшего пре­вышения, из которых наиболее вероятными могут быть:

• снижение покупательского спроса под влиянием из­менения моды, роста цен, появления новых, более со­вершенных товаров и т. д.;

• просчеты работников магазина при определении по­требностей в товарах;

• низкое качество поставляемых товаров;

• несоблюдение сроков завоза товаров в магазин.


После выявления причин завышения фактических за­пасов товаров следует принять меры по ускорению реали­зации этих товаров, а также ограничить их завоз в мага­зин. Ускорить реализацию товаров можно путем более активного их рекламирования или организации ярмарок-распродаж в других населенных пунктах. Излишки заве­зенных товаров могут быть также возвращены на склад оптовой базы.

Поскольку на розничных торговых предприятиях скон­центрирована основная часть товаров, то от уровня управ­ления ими в магазине в значительной степени зависит то-вароснабжение населения. Поэтому в каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль за состоянием товарных запасов, предусматривающий не только наблю­дение за соответствием их установленным размерам, но и повседневный контроль за условиями хранения товаров.

Управление ассортиментом товаров. Оно предусматри­вает систематический контроль за соблюдением в магазине обязательного ассортиментного перечня товаров, своевре­менное внесение предложений по его изменению. В его за­дачи входит обеспечение достаточной полноты ассортимен­та в пределах товарных групп, его устойчивости и комп­лексности предложения. Управление ассортиментом това­ров тесно связано с управлением товарными запасами.

Для регулирования и контроля ассортимента товаров в магазине применяют следующие методы:

• разработку технологических карт размещения ассор­тимента товаров в торговом зале;

• определение соответствия фактического ассортимен­та товаров установленному обязательному ассорти­ментному перечню и выявление причин отклонений;

• разработку и принятие решений, направленных на совершенствование ассортимента товаров.

Управление товарными потоками. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить высокую производительность труда работ-


ников магазина и сократить затраты времени на пополнение товарных запасов в торговом зале. Оно должно основываться на соблюдении следующих принципов:

достижение максимальной прямоточности внутримага-зинного перемещения товаров;

обеспечение минимального объема грузооборота;

недопущение пересечения товарных и покупательских потоков;

применение средств механизации на основе пакетирова­ния грузов и широкое использование тары-оборудования.

Управление товарными потоками осуществляется на ос­нове специальных технологических карт. При их разработ­ке учитывают расположение помещений (зон) магазина и их взаимосвязь, размещение товаров в торговом зале, их оборачиваемость, обратные потоки тары и упаковки из торгового зала до мест их хранения, направления покупа­тельских потоков.

Управление покупательскими потоками занимает цен­тральное место в общей системе управления торгово-технологическим процессом в магазине. От него во многом зависят комфортные условия, создаваемые для покупате­лей в магазине, скорость обслуживания покупателей и пропускная способность магазина. Оно предусматривает равномерное распределение покупателей в торговом зале и создание условий для их свободного перемещения, выбора и оплаты товаров.

Управление потоками покупателей предполагает анализ их интенсивности по часам и дням работы магазина, рас­становку персонала магазина с учетом их интенсивности, четкую внутримагазинную информацию, обеспечение размещения товаров в торговом зале с учетом равномерно­го распределения покупательских потоков и т. д. В регули­ровании потоков покупателей существенную роль играют контрольно-кассовые узлы магазина, которые должны иметь достаточную пропускную способность, что обеспечи-


вается рациональным выбором типа контрольно-кассовых машин, правильным определением потребности в них, ква­лификацией контролеров-кассиров и т. д.

Управление процессом обслуживания покупателей. Оно находится в тесной взаимосвязи с совершенствованием всего торгово-технологического процесса в магазине, орга­низации труда торговых работников, с соблюдением ими правил продажи товаров и требований культуры торговли. Поэтому следует систематически изучать мнение покупа­телей об используемых в магазине методах продажи това­ров, ассортименте реализуемых товаров, дополнительных услугах, оказываемых покупателям, и т. д. На основе этого принимают дополнительные меры по улучшению торгового обслуживания населения.

27.2. Организация труда работников магазина

Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать бла­гоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокое качество торгового обслуживания населения.

Различают индивидуальную и бригадную формы орга­низации труда.

При индивидуальной форме организации труда работ­ник магазина используется на определенном участке торго­во-технологического процесса, на него возлагается личная ответственность за сохранность товарно-материальных цен­ностей, обслуживание покупателей и т. д.

Бригадная форма организации труда предполагает объ­единение работников в бригады в пределах отдела, секции


и т. д. Они несут общую ответственность за результаты ра­боты.

Численность работников и структура штата магазина зависят от типа предприятия и размера его торговой пло­щади, объема, условий и режима работы, методов прода­жи товаров, количества рабочих мест и других показате­лей, влияющих на трудоемкость выполняемых работ.

В связи с этим важное значение имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических опе­раций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника.

Основными формами разделения труда в магазине яв­ляются: функциональное, товарно-отраслевое и квалифи­кационное.

Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их вы­полнения. С учетом этого признака весь персонал рознич­ного торгового предприятия подразделяется на три категории: управленческий, основной, или торгово-оперативный, и вспомогательный.

Управленческий персонал состоит из ра­ботников, обеспечивающих управление торгово-технологи­ческим и трудовым процессами. Сюда входят руководящие, инженерно-технические работники и служащие — директор (заведующий), заместитель директора (заведующего), адми­нистратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры, кассир и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.